Литература

Природа души

Душа - знамение Божие

Ты спрашиваешь Меня о природе души. Знай воистину, что душа есть знaмение Божие, небесный

самоцвет, чью сущность не смогли постичь даже самые знающие из людей и в чью тайну не в

силах проникнуть ни один ум, каким бы проницательным он ни был. Из всего творения она

первая провозглашает совершенство Творца своего, первая признает славу Его, крепко держится

правды Его и склоняется пред Ним в обожании. Если душа верна Богу, она отразит свет Его и в

конце концов возвратится к Нему. Если же она не сумеет сохранить верность своему Творцу, то

станет жертвой себялюбия и страстей и неизбежно погибнет в их пучине.

     Тот, кого в сей День людские сомнения и измышления не отвратили от Того, Кто есть

Вечная Истина, и кому смятение, возникшее по вине духовных и светских властей, не помешало

признать Его Весть - такой человек сочтен будет в глазах Бога, Господа всех людей, одним из

Его могущественных знaмений и будет причислен к тем, чьи имена начертаны Пером Всевышнего в

Книге Его. Блаженны постигшие истинное величие такой души, признавшие положение ее и

познавшие ее добродетели.

     В книгах древности многое сказано о различных стадиях в развитии души, таких как

вожделение, гневливость, вдохновение, доброта, умиротворение, благоугождение Богу и так

далее; однако Перо Всевышнего не склонно задерживаться на сем. Всякая душа, что в сей День

смиренно следует за Богом и крепко держится Его, будет удостоена чести и славы, всех

прекрасных имен и положений.

     ...Истинно говорю Я, душа человеческая есть по сути своей одно из знaмений Божиих,

таинство из Его таинств. Сие - могущественное знaмение Вседержителя, глашатай, возвещающий

реальность всех Божиих миров. В глубине ее сокрыто то, что мир ныне совершенно не в силах

постичь. Задумайся об откровении Души Божией, коим наполнены все Законы Его, и сравни сие

откровение с низкой и алчущей природой, что восстала против Него, препятствуя обращению

людей к Господу Имен и побуждая их предаваться похоти и пороку. Такая душа, воистину,

далеко зашла на пути греха...1

Бахаулла

     Истинно говорю Я, душа человеческая превыше всякого восхождения и нисхождения. Она

пребывает в покое и все же воспаряет ввысь; она движется и в то же время недвижима. Она

сама по себе есть свидетельство существования мира обусловленного и вместе с тем - мира, у

коего нет ни начала, ни конца.2

Бахаулла

     Представь себе свет лампы. Какой-либо предмет может перекрыть поток ее света, однако

сам свет продолжает сиять с прежней силой. Так же и всякая болезнь, поразившая человеческое

тело, есть преграда, мешающая душе проявиться в полную силу. Когда же душа покинет тело,

она явит такую власть и обретет такую силу, коим нет равных на земле. Всякая чистая,

безупречная и освященная душа будет наделена великим могуществом и возрадуется безграничной

радостью.3

Бахаулла

     Души - словно зеркала, а щедроты Божии - словно солнце. Если зеркала, преодолевшие

свои цвета и достигшие чистоты и гладкости, поставить пред солнцем, они в полной мере

отразят его свет и славу. В сих обстоятельствах следует обращать внимание не на зеркало, но

на силу солнечного света, проникшего в зеркало и сделавшего его средоточием небесной

славы.4

Абдул-Баха

     Да будет вам известно, что хотя душа человека существовала на земле в течение многих

веков, все же она ограничена во времени*. Поскольку она есть божественное знамение, то, раз

обретя существование, она становится вечной. Дух человека имеет начало, но не имеет конца;

он пребывает вечно. Подобным же образом ограничены во времени существующие на земле виды,

ибо установлено, что было время, когда сии виды не существовали на земной поверхности.

Более того, земля существовала не всегда, но мир существующий был всегда, ибо Вселенная не

ограничена пределами сего земного шара. Это означает, что хотя души человеческие ограничены

во времени, тем не менее они бессмертны, вечны и бесконечны; ибо мир вещей есть мир

несовершенства в сравнении с миром человеческим, а мир человеческий есть мир совершенства в

сравнении с миром вещей. Когда несовершенное достигает состояния совершенства, то оно

становится вечным*. Это пример, смысл которого тебе надлежит осознать.5

Абдул-Баха

Разумная душа

     Некоторые думают, что тело есть основа, и что оно существует само по себе, а дух -

второстепенный элемент и зависит от тела как основы, хотя в действительности верно

обратное: наделенная разумом душа есть основа, а тело зависит от нее. Если второстепенное,

то есть тело, оказывается разрушенным, то основа, а именно дух, остается.

     ...Наделенная разумом душа, то есть человеческий дух, не нисходит в тело - иными

словами, она не входит в него, ибо нисхождение и вхождение суть характеристики,

свойственные телам, и они не применимы к разумной душе. Дух никогда не входил в тело, и

когда он его покинет, ему не понадобится какое-либо место пребывания: нет, дух связан с

телом наподобие того, как свет связан вот с этим зеркалом. Если зеркало чистое и

безупречное, свет лампы проявится в нем, а если зеркало покрыто пылью или треснуло, то свет

исчезнет.6

Абдул-Баха

     Наделенная разумом душа - то есть человеческий дух - не входила в сие тело и в своем

существовании не зависела от него; а посему, какой смысл после распада элементов тела ей

нуждаться в субстанции, с помощью которой она могла бы существовать? Напротив, душа есть та

основа, чрез которую проявляется существование тела. Личностный аспект души присущ ей с

самого начала; он не обязан своим существованием телу; однако положение и индивидуальные

свойства разумной души в этом мире могут укрепиться. Она будет или развиваться и достигнет

некоей ступени совершенства, или останется в пучине невежества, окутанная пеленой и

лишенная возможности лицезреть знамения Бога.6

Абдул-Баха

     Вопрос: Каков уровень восприятия, свойственный человеческому миру, и чем он ограничен?

     Ответ: Знай, что восприятие бывает разным. Низший уровень восприятия у животных, иначе

говоря, это естественное чувство, которое проявляется через органы чувств и которое

именуется внешним восприятием. Это общее качество для людей и животных; более того,

некоторые животные одарены богаче человека в том, что касается ощущений. Но в людях

способности к восприятию различаются и зависят от состояния человека.

     Первый уровень восприятия в мире природы - это восприятие разумной души. Это

восприятие и эта способность общие для всех людей, независимо от того, нерадивы они или

бдительны, верующие они или скептики. Сия разумная человеческая душа есть творение Бога;

она объемлет и превосходит все прочие творения; будучи более возвышенной и благородной, она

объемлет вещи. Сила, коей обладает разумная душа, способна проникать в истинную сущность

вещей, постигать особенности существ и открывать тайны бытия. Все науки, знания, искусства,

дивные достижения, учреждения, открытия и предприятия проистекают от проявления интеллекта

разумной души. Было время, когда они были неведомы и сокрыты и пребывали в тайне; разумная

душа постепенно открыла их и вознесла из области неведомого и сокрытого в царство

видимого.7

Абдул-Баха

     Человек - подлинный человек - есть душа, а не тело. Хотя телесно человек относится к

царству животных, душа возвышает его над остальным творением. Посмотрите, как солнце

освещает мир материи,- подобным же образом Божественный Свет озаряет царство души. Именно

душа делает человека небесным существом!

     Благодаря силе Святого Духа, действующей через душу, человек способен познать сущность

вещей. Все великие произведения искусства и научные открытия свидетельствуют о могуществе

этой силы Духа.

     Тот же Дух наделяет нас Вечной жизнью. 8

Абдул-Баха

Чистота

     Знай, что каждая душа создана по образу Бога, каждая чиста и свята при рождении.

Впоследствии, однако, люди становятся отличны друг от друга в зависимости от того, что они

обретают в сем мире - совершенства или пороки. Хотя все создания по самой своей природе

сотворены на разных уровнях, или ступенях - ибо способности их различны,- тем не менее

каждый человек рождается безгрешным и чистым и лишь впоследствии может оскверниться.9

Абдул-Баха

     Главным в жизни человеческого существа должна быть чистота, затем свежесть,

незапятнанность и независимость духа. Прежде нужно очистить русло, а затем пускать в него

чистые речные воды. Целомудренное око наслаждается прекрасным образом Господа и постигает

значение сего видения; чистое чувство ощущает благоухание, исходящее из розовых садов

благодати Его; в незапятнанном сердце отражается пленительный лик истины.

     Вот почему в Священных Книгах наставления божественные уподоблены воде, как о том

сказано в Коране: "И низвели Мы с Неба воду чистую"*, и в Евангелии: "Если кто не родится

от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".** Посему ясно, что Учение, данное Богом,

есть небесное излияние благодати; они суть ливни Божественной милости, очищающие сердце

человеческое.

     Я хочу сказать, что во всех случаях жизни чистота и святость, незапятнанность и

безупречность возвышают положение человека и содействуют развитию его внутренней сущности.

Даже в физическом мире чистота способствует духовности, о чем ясно сказано в Святых

Писаниях. Хотя телесная чистота есть нечто физическое, тем не менее она оказывает

могущественное влияние на жизнь духа. Сие подобно дивному голосу или мелодии: хотя звуки -

это лишь колебания воздуха, воздействующие на слуховые нервы человека, и эти колебания не

более чем одно из случайных явлений, передаваемых по воздуху, но посмотрите, как трогают

они сердца. Дивная мелодия окрыляет дух, заставляет душу трепетать от радости. Смысл сих

слов в том, что и телесная чистота оказывает влияние на душу человека.10

Абдул-Баха

Бессмертие человеческой души

     Человеческое тело видимо, душа невидима. Однако именно душа направляет его

способности, определяющие человеческую суть.

     Душа обладает двумя способностями. 1) Как душа получает информацию о внешнем мире

посредством глаз, ушей и мозга, так она и передает свои желания и намерения через мозг

нашим рукам и языку и таким образом выражает себя. Дух, присущий душе, составляет истинную

суть нашей жизни. 2) Другая особенность души проявляется в мире видений, в котором душа,

наделенная духом, обитает и действует, не прибегая к помощи органов чувств. Там, в царстве

видений, душа зрит без помощи глаз, слышит без помощи ушей и перемещается независимо от

физических движений. Поэтому ясно, что дух в человеческой душе может действовать

посредством физического тела и обыкновенных органов чувств, хотя и без их помощи он

способен существовать и проявлять себя в духовном мире. Это, несомненно, доказывает

превосходство души человека над его телом и превосходство духа над материей.11

Абдул-Баха

     Теперь рассмотрим человеческую душу. Мы убедились, что движение - свойство всего

живого, без движения нет жизни. Любое создание, принадлежащее к неорганическому миру, к

царствам растений или животных, подчиняется закону движения: оно должно либо развиваться,

либо деградировать. Но человеческая душа не знает заката. Она движется только в направлении

совершенствования. Рост и развитие - только они составляют движение души.

     Божественное совершенство беспредельно, а потому бесконечно и развитие души. С момента

рождения человека его душа стремится вперед, мышление развивается, расширяется кругозор.

После того как отмирает тело, душа продолжает жить дальше. Существование всего

материального ограниченно, душа же не имеет предела!12

Абдул-Баха

     Другим свидетельством или подтверждением нерушимости подлинной сущности человека

является то, что ее не затрагивают изменения, происходящие с физическим телом. Эти

изменения состояния организма происходят периодически и регулярно. В какой-то момент это

состояние может быть нормальным, а в другой - патологическим. Тело может быть слабым, а

через некоторое время стать сильным. Оно может получить физические увечья, человеку могут

ампутировать руку, он может сломать ногу, он может ослепнуть, потерять слух или некий орган

может начать работать неправильно, но все эти изменения не влияют на дух человека, на

человеческую душу. Тело может прибавить или сбросить вес, одряхлеть или стать сильным, но

все эти изменения не затронут духа или души человеческой. Если некая часть организма

погибла или даже тело полностью расчленено, душа при этом продолжает жить, подтверждая, что

никакие телесные изменения не в состоянии повлиять на ее работу. Мы видим, что смерть и

тлен суть синонимы изменения и распада. Поскольку выясняется, что изменения и распад тела

не влияют на состояние духа, следовательно, мы доказали, что душа бессмертна; ибо лишь то,

что подвержено изменениям, преходяще и недолговечно.

     Более того, сия бессмертная человеческая душа наделена двумя способами восприятия:

опосредствованным и независимым. Например, душа видит глазами, слышит ушами, различает

запахи носом и берет предметы руками. Таковы опосредствованные действия, или поступки,

души. Но в мире снов душа продолжает видеть, хотя глаза при этом закрыты. Человек кажется

мертвым, он лежит, как мертвый; его уши не слышат, однако он слышит. Тело неподвижно, но

человек - то есть его душа - путешествует, видит, наблюдает. Все органы тела бездействуют,

все его органы чувств кажутся бесполезными. Несмотря на это, душа воспринимает в этот

момент непосредственно и ярко. Человека охватывает радость. Душа странствует, воспринимает

и ощущает. Зачастую бывает, что человек во время бодрствования не может разрешить какую-то

проблему, и это решение приходит к нему во сне. Как часто бывало, что человек видел сон о

будущем, подобный тем снам, кои видят Пророки; и события, предвещенные сном, впоследствии

действительно происходили.

     Следовательно, мы узнали, что бессмертие души - или духа - не связано с так называемым

физическим бессмертием и не подразумевает его, поскольку в состоянии покоя, во время сна,

тело кажется мертвым, бессознательным и бесчувственным; но душа - или дух - способна

воспринимать, чувствовать, двигаться и совершать открытия. Ей доступны даже озарения и

откровения. Сколько пророков имело чудесные предвидения, пребывая в подобном состоянии!

Душа, или дух человеческий,- это всадник; а тело - всего лишь конь. Если по какой-либо

причине страдает конь, сие не затрагивает всадника. Дух можно сравнить с огнем, горящим

внутри светильника. Тело - всего лишь стекло, окружающее огонь. Стекло может разбиться, но

свет останется прежним, поскольку свет может сиять и без светильника. Дух способен

действовать без участия тела. В царстве снов он действительно подобен свету, не окруженному

ламповым стеклом. Он может сиять и без стеклянного колпака. Человеческая душа способна

совершать действия при посредстве сего физического тела, однако и без его участия она

способна проявить свою силу. Следовательно, если тело подвергнется распаду, то эти

изменения и преобразования не затронут дух.13

Абдул-Баха

11

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/old.bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных