Литература

Заявление

подготовленное Исследовательским Отделом
Всемирного Дома Справедливости
Октябрь 1993 года


Наши представления о будущих широчайших возможностях в области распространения Веры основаны на предвидении Шоги Эффенди относительно закономерностей процесса ее роста. В 1953 году в послании к американским верующим, указывая на необходимость деятельности пионеров Веры, возлюбленный Хранитель говорит, что «непрерывное пополнение сил» «возвестит и ускорит наступление предсказанного Учителем дня, который станет свидетелем широкого притока людей в мир Бахаи, ...дня, знаменующего начало той долгожданной эпохи, когда массовое принятие Веры людьми всех рас и наций под воздействием событий, переломных для судеб мира и, возможно катастрофических по своему характеру... коренным образом изменит ход развития Веры, нарушит равновесие в обществе и тысячекратно преумножит число сторонников Дела Бахауллы, его могущество и духовную мощь»1.
В послании по случаю Резвана 1990 года Всемирный Дом Справедливости связывает «многочисленные примеры широкого притока в Веру» в различных странах с этапами роста Дела, описанными Шоги Эффенди. Всемирный Дом Справедливости также определяет наше место в этом историческом процессе и призывает верующих к действию. Дом Справедливости утверждает:
«У нас есть все основания полагать, что массовое обращение будет происходить и впредь в новых регионах, охватывая селение за селением, город за городом, страну за страной. Однако мы не можем бездействовать в ожидании того времени, когда полностью сбудется предвидение Шоги Эффенди. Нас немного, но мы должны всецело положиться на промысел Божий и трудиться во имя победы, рассматривая стоящие перед нами задачи как дарованную нам свыше привилегию и неуклонно следуя тому, что начертано в наших планах»2.
Для того, чтобы помочь друзьям лучше понять процессы, связанные с широким притоком людей в Веру, и выполнять задачи, выдвигаемые Всемирным Домом Справедливости, мы предлагаем вашему вниманию подборку отрывков из посланий, написанных Хранителем или от его имени, а также – Всемирным Домом Справедливости, и прилагаем следующий комментарий, представляющий собой аналитическое рассмотрение и освещение некоторых тем этой подборки. Разделы 1 и 2 этого комментария посвящены анализу некоторых общих черт процесса роста Веры и тех факторов, которые ему способствуют, а раздел 3 – конкретным мерам, которые следует предпринять, чтобы положить начало и содействовать процессу широкого притока в Веру.

1. Некоторые особенности роста Веры
Прежде чем обратиться к теме широкого притока в Веру, рассмотрим ряд общих черт, связанных с процессом ее роста.

1.1. Эволюционный характер роста
Рост Веры – процесс постепенный, эволюционный3. И темпы его отнюдь не постоянны, ибо продвижение вперед происходит скорее «мощными скачками, что обусловлено чередованием периодов спада и подъема»4. Шоги Эффенди предсказал также, что распространение Веры по всему миру будет характеризоваться нарастанием темпов этого процесса5.
В настоящее время Веры распространяется по всему миру с различной степенью интенсивности. Всемирный Дом Справедливости отмечает, что во многих странах Вера находит у людей «горячий отклик»6 и что определенные слои населения изначально более восприимчивы к Вере, чем другие7. В тех регионах, где люди только начинают приобщаться к Учению Бахауллы, Всемирный Дом Справедливости призывает бахаи верить, что «близится время, когда число их соотечественников, принявших Веру, резко возрастет»8.
В отношении ближайшего будущего Всемирный Дом Справедливости предсказывает значительное ускорение темпов распространения Веры. Указывая, что «созданы условия для повсеместного быстрого и значительного роста Дела»9, Дом Справедливости заявляет, что «все больше национальных общин становятся свидетелями начала того процесса, который предрекал возлюбленный Учитель, – широкого притока людей в мир Бахаи»10.

I.2. Динамика спада и подъема
Рост Веры характеризуется динамичным чередованием периодов спада и подъема11. Как сказал Шоги Эффенди, «летопись бурной истории Веры» доказывает ту важнейшую истину, «что каждый новый всплеск враждебности по отношению к Вере, будь то вовне или внутри, вызывает прилив соразмерной доли благодати, которая поддерживает ее защитников, сокрушает ее противников и сообщает новый импульс победному продвижению Веры, что приводит к новым достижениям и, в свою очередь, вызывает новые нападки на Веру со стороны тех, кто ранее и не ведал о ее мощном преобразующем воздействии»12.
Всемирный Дом Справедливости, таким образом, связывает нынешний процесс все более широкого ознакомления людей с Верой и укрепления административных институтов бахаи с откликом Сообщества на недавнюю волну гонений в Иране13 и предсказывает, что «нынешние успехи повлекут за собой активное противодействие Вере»14.

1.3. Общественный упадок и его влияние на рост Веры
Шоги Эффенди обращает внимание еще на один фактор, способствующий распространению Веры – очистительное воздействие страданий и бед, связанных с процессом упадка общества15. В письме от имени Хранителя говорится, что «после того, как человечество пройдет через горнило страданий, начнется прилив и поднимется мощная волна веры и духовности»16.
Всемирный Дом Справедливости убедительно показывает влияние общественного упадка на сознание людей, связывая его с духовными исканиями человечества17, и подчеркивает великую ответственность бахаи, долг которых – усилить свою наставническую деятельность18, «иначе представившаяся ныне возможность быть услышанными в этом переменчивом безумном мире будет упущена»19; он призывает верующих создать такое сообщество, которое, явив собою основу нового Миропорядка, «вселит надежду в сердца тех членов общества, которые испытывают все большее разочарование в нем»20.

1.4. Окончание периода безвестности
Росту Веры способствует то, что сегодня открываются новые возможности ее распространения, связанные с окончанием периода безвестности. Всемирный Дом Справедливости говорит о «новых перспективах, открывающихся для дальнейшего роста и укрепления нашего всемирного сообщества»21 и подчеркивает, что перед Сообществом Бахаи стоит важнейшая задача – не упустить возможности, которые появляются в преддверии установления Малого Мира22.

2. Факторы, способствующие росту Веры
Прежде всего необходимо отметить, что, как подчеркивается в письме от имени возлюбленного Хранителя, датированном 18 февраля 1932 года, само по себе увеличение числа верующих еще не означает успех Дела. Хранитель указывает: «Чтобы судить о том, насколько успешно продвигается наше Дело, недостаточно лишь подсчитывать количество душ, принявших его. Самым важным результатом Вашей деятельности является то, что Вы привносите в жизнь общества духовность, что провозглашаемое нами Учение становится частью сознания и убеждений знакомящихся с ним людей. Ибо только когда весь мир исполнится духовности, начнется массовый приход людей в Веру»23.
В послании по случаю Резвана 1989 года Всемирный Дом Справедливости также утверждает: «Мало лишь провозглашать принципы Бахаи, как бы ни было это существенно. Мало расширять ряды приверженцев Веры, как бы ни было это необходимо. Души должны преобразиться, и тогда общины станут сплоченными и укоренится новый образ жизни. Духовное преображение – важнейшая цель Дела Бахауллы, но чтобы достичь ее через послушание Завету, требуются воля и усилия каждого верующего»24.
В посланиях Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости упоминается ряд факторов, способствующих широкомасштабному росту Дела. Эти факторы взаимосвязаны, они дополняют друг друга и, взаимодействуя, создают среду, необходимую для распространения Веры, – активное сообщество Бахаи, члены которого стремятся углубить свое понимание Учения и совместными усилиями ускорить и поддержать процесс роста и консолидации Дела. Среди этих взаимодействующих факторов можно назвать следующие:

2.1. Стремление к духовному преображению
Тема многих посланий Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости – неразрывная связь между духовным преображением личности, с одной стороны, и постоянным совершенствованием деятельности общины Бахаи и процессом распространения Веры – с другой. Духовная трансформация личности и семьи, общин и Собраний в равной степени зависит и от каждого верующего25, и от институтов Бахаи. Как поясняет Шоги Эффенди: «Вера начнет стремительно распространяться, когда не только каждый верующий, но и Собрания проникнутся истинным духом наставничества, которое требует полной самоотдачи, преданности этой благородной миссии и следования принципам Бахаи в жизни»26.

2.2. Любовь и единство
Для того, чтобы привлечь людей к Вере, необходимы любовь и единение в среде верующих27, преданность друзей Делу и его институтам28. Возлюбленный Хранитель учит, что «вдохнуть жизнь в Сообщество» должны единство и любовь между верующими29, а затем говорит об этом в связи с организацией и осуществлением наставнической работы. В одном из писем он призывает верующих: «Пусть приложат они (бахаи) все силы, чтобы улучшить свои отношения друг с другом, исключить из них все, что противоречит принципам Бахаи, укрепить единство, развить свой духовный потенциал, научиться более умело решать административные задачи, ибо это поможет им успешно распространять Веру и радушно принять в свои общины новых бахаи, число которых будет постоянно возрастать»30 .
Всемирный Дом Справедливости призывает обратить внимание на другую важную сторону этого вопроса, предостерегая от крайностей в методах и организации наставнической работы, и дает верующим следующий совет: «Здесь, как и во всех других направлениях деятельности Бахаи, выход один – чтобы друзья проявляли терпение и терпимость по отношению к чужим ошибкам, и, постоянно советуясь с Собранием, не впадали в крайности, сохраняя при этом заданный ритм работы и направляя в нужное русло энтузиазм верующих»31.

2.3. Всеобщее участие
Всеобщее участие и настойчивое стремление верующих распространять Учение, претворять его принципы в жизнь и развивать институты Веры важно не только «для приумножения человеческих ресурсов»32, необходимых для продвижения Дела, но и для обеспечения успеха наставнической работы.

2.4. Равновесие между ростом и консолидацией
Всемирный Дом Справедливости говорит о росте Веры и консолидации рядов верующих как о «двух взаимосвязанных процессах, которые должны протекать параллельно»33. Дом Справедливости указывает, что «эти процессы неразделимы»34 и составляют «основную цель наставнической деятельности»35. В послании от имени Всемирного Дома Справедливости, где подчеркивается связь между распространением Веры и консолидацией, сказано:
«Для сохранения духовного здоровья Сообщества, защиты его интересов, поддержания его доброго имени и в конечном счете – для дальнейшего распространения Веры необходима подлинная консолидация»36.  

2.5. Сообщество Бахаи как модель Нового Миропорядка
Сообщество Бахаи и его Административный Порядок должны развиваться в качестве жизнеспособной модели организации общества, являя собой альтернативу существующему общественному устройству. Этот процесс и происходит в настоящее время. В письме от имени Шоги Эффенди говорится: «Вера не встретит отклика у большинства людей, пока они не увидят в Сообществе Бахаи реальную действующую модель устройства общества – более совершенную, чем та, которая им знакома»37.
В свою очередь, Всемирный Дом Справедливости, отмечая отличительные особенности Сообщества Бахаи, указывает, что, по мере того, как будет проступать контраст между ним и окружающим миром, Сообщество Бахаи «в конце концов привлечет к себе массы разочарованных людей, указав им путь к спасительной обители Завета Бахауллы»38. Далее Всемирный Дом Справедливости подчеркивает, что положение, в котором оказалось сегодня человечество, и неспособность институтов старого миропорядка решить наболевшие социальные проблемы вызывает все большую тревогу. Поскольку Административный Порядок Бахаи призван служить моделью будущего устройства общества, очень важно показать потенциальные возможности, присущие этой административной системе, и тем самым вселить надежду в сердца отчаявшихся»39. Учитывая тесную взаимосвязь и взаимовлияние различных факторов роста Веры, можно сделать вывод о том, что хотя каждый из этих факторов способствует развитию нашего Дела, ни один из них сам по себе не способен обеспечить широкое распространение Вероучения. Сосредоточившись лишь на каком-то одном из них и исключив все остальные, мы вызвали бы перекос в процессе распространения Веры, замедлив тем самым непрерывное развитие Сообщества Бахаи. Далее Шоги Эффенди отмечает, что расширение наставнической деятельности усиливает те факторы, которые способствуют росту Веры. В письме от его имени говорится:
«Действия, на которые вдохновляет уверенность в конечном торжестве Дела, – вот что необходимо для неуклонного и полного претворения в жизнь Ваших надежд, связанных с развитием и укреплением Движения в Вашей стране»40.
Хранитель также говорит о том, что если верующие станут выжидать, пока они будут «полностью подготовлены к той или иной конкретной задаче», то нанесут тем самым немалый урон Делу41. Подчеркивая взаимосвязь между Божией помощью и усилиями самого человека, Хранитель указывает, что: «Господь, несомненно, укрепит и поддержит вас в ваших стараниях и поможет вам выполнить до конца стоящую перед вами задачу. Но Господь придет нам на помощь, если мы будет делать все, что в Наших силах, идя на жертвы ради Дела Его. Мы должны осознать возложенную на нас ответственность, подняться на выполнение этого долга, и только тогда мы вправе ожидать, что Его небесные милости изольются на нас»42.

3. Содействие широкому притоку в Веру
Из прилагаемой подборки явствует, какие меры могут непосредственно содействовать широкому притоку в Веру.

3.1. Укрепление Духовных Собраний
Шоги Эффенди говорит о том, сколь велика роль Административной Системы Бахаи в деле «неустанного» активного привлечения масс к целительному источнику Учения Бахауллы43. Хранитель указывает на взаимосвязь между развитием институтов Веры и ускорением «жизненно важного процесса принятия Веры отдельными людьми», ради которого с самого начала и создавался столь кропотливо «весь механизм Административного Порядка» Бахаи44. Всемирный Дом Справедливости напрямую связывает укрепление и развитие Местных Духовных Собраний с возрастанием притока верующих45. Суть этой связи Всемирный Дом Справедливости раскрывает в послании по случаю Резвана 1993 года, в котором подчеркивается «взаимосвязь работы по распространению Веры и административной деятельности (так как одно подкрепляет другое)»46. Дом Справедливости указывает, что институты Веры Бахаи должны постоянно «совершенствовать свою работу, приводя ее в строгое соответствие с основополагающими истинами Вероучения, следуя в своей деятельности духу и букве законов администрации Бахаи, опираясь на благотворную основу подлинно совещательного процесса, дабы руководимые ими общины явили собой модель нового мироустройства, став символом надежды для отчаявшихся людей»47.
В связи с этим Всемирный Дом Справедливости подчеркивает важность соответствующей подготовки верующих, особенно в районах массового обучения48, с целью углубления их представлений об административной деятельности Бахаи и привлечения их к более широкому участию в ней. Всемирный Дом Справедливости отмечает, что «уровень деятельности» Духовных Собраний «в большой степени зависит от стремления участвующих в их работе людей глубже осознать свой долг и строго соблюдать нравственные принципы как в личной жизни, так и при выполнении официальных обязанностей»49.
Дом Справедливости подчеркивает, сколь важно, чтобы члены Собраний «решительно преодолевали любые проявления замкнутости и сектанства в своей среде, умели завоевывать симпатии и поддержку друзей, доверивших им свои дела, привлекая к активной деятельности возможно большее число людей»50.
Всемирный Дом Справедливости утверждает также, что в результате этих самоотверженных усилий со стороны Собраний будет создана такая «модель нового образа жизни», которая не только «высоко поднимет репутацию Веры», но и будет способствовать приобщению к ней «тех членов общества, которые все более разочаровываются в нем»51.
 
3.2. Действенное управление и безотлагательное
    закрепление достигнутого

Организация наставнической работы – это вопрос, который призвано решать каждое Национальное Духовное Собрание. Всемирный Дом Справедливости подчеркивает, что для хорошей организации наставнической деятельности необходимо, чтобы задачи выполнялись «без промедления и в полном соответствии с административными принципами нашей Веры»52. Далее Дом Справедливости указывает, что работа по консолидации является «одним из важнейших и неотъемлемых элементов» распространения Веры53, она должна проводиться «безотлагательно, тщательно и непрерывно»54. Такой совокупный подход к вопросу распространения Веры не только увеличивает человеческий и материальный потенциал Сообщества Бахаи55, но также помогает избежать «прививки» верующим против Веры – проблемы, проистекающей из сочетания несовершенства наставнической работы и формального подхода к вопросу о закреплении достигнутого.

3.3.     Оперативность и гибкость наставнической
    деятельности

Всемирный Дом Справедливости призывает Национальные Духовные Собрания «сбалансировать свои ресурсы и согласовать усилия», чтобы распространить Веру «во всех слоях общества»56.
Дом Справедливости рекомендует Собраниям вести работу по распространению оперативно и планомерно, соотносить свою деятельность с нуждами конкретных социальных и культурных групп57, поскольку «к людям различных культур и темпераментов требуется разный подход»58; Всемирный Дом Справедливости указывает также, что цель институтов и учителей-бахаи – «охватить своей деятельностью все сферы и слои общества»59.
Дом Справедливости подчеркивает, что в планировании и проведении работы по распространению Веры важны гибкость и сбалансированность. Верующим следует использовать все новые методы60, разнообразить свой подход к делу61, а «не следовать слепо одному и тому же шаблону»62. Всемирный Дом Справедливости указывает, что общины бахаи должны разнообразить формы своей деятельности, не отклоняясь от основных целей наставничества, а именно – распространения Веры и консолидации общин.
В связи с этим Дом Справедливости подчеркивает необходимость единства «при разнообразии видов деятельности; тогда каждый верующий сможет сосредоточиться на своем направлении, понимая, что его усилия окажут благотворное влияние на рост и развитие Веры в целом. Ведь человек не может заниматься всем подряд и все не могут делать одно и то же»63. Применение верующими оперативного и гибкого подхода к работе Всемирный Дом Справедливости связывает и с ростом зрелости Сообщества Бахаи, и с пополнением его рядов.

3.4. Привлечение к Вере выдающихся людей
В послании к Национальным Духовным Собраниям Всемирный Дом Справедливости указывает, что необходимо донести Веру «до представителей всех слоев человеческого общества», «все это должно быть продумано и со знанием дела включено в планы работы общины бахаи по распространению Веры»64.
Говоря о необходимости приумножения и развития человеческого потенциала Веры, Всемирный Дом Справедливости призывает бахаи направить усилия на привлечение в лоно Веры людей выдающихся. Он указывает, что это «важнейший фактор, который следует непременно учитывать при проведении работы по массовому обучению» и предостерегает, что не преуспев в этом, Сообщество окажется не в состоянии «справиться с возложенными на него задачами»65. Относительно состава Сообщества бахаи и главных целей проповеднической работы Дом Справедливости указывает: «Очень важно, чтобы в каждой этнической группе приверженцами Веры становилось все больше людей выдающихся, включая тех, кто известен своими достижениями и занимает видное положение в различных областях человеческой деятельности. Привлечение к Вере таких людей – важнейший фактор, которым нельзя более пренебрегать и который следует непременно учитывать при проведении работы по массовому обучению. Надо сознательно и обдуманно сделать это частью нашего плана, ибо это поставит деятельность Бахаи на более широкую основу и ускорит процесс массового обращения в Веру»66.

3.5. Отношение Сообщества Бахаи к современным
    социальным и гуманитарным проблемам

В послании по случаю Резвана 1988 года Всемирный Дом Справедливости указывает, что одно из условий «успеха неставнической деятельности» – «постоянное стремление» каждого верующего соотнести Учение Бахаи с «насущными проблемами современной жизни»67. Дом Справедливости отмечает также, что «Миропорядок, основанный Бахауллой, призван содействовать развитию общества и решать его проблемы» и что Сообщество Бахаи, безусловно, находится в первых рядах созидательных сил, действующих на планете». Всемирный Дом Справедливости подчеркивает, что необходимо развивать и совершенствовать административную систему Бахаи, доказывая, что эта система способна служить насущным нуждам человечества, и ее можно предложить в качестве «жизнеспособной альтернативы» несовершенному, разрушающемуся старому миропорядку68.

3.6. Продвижение к поставленной цели
Все верующие, Местные и Национальные Духовные Собрания должны действовать согласованно, направляя все свои усилия на достижение целей наставнической деятельности. Всемирный Дом Справедливости утверждает: «...деятельность по распространению Веры – и организованная институтами, и являющаяся результатом личной инициативы – должна вестись как можно активнее, чтобы число верующих постоянно возрастало и все больше стран становилось свидетелями широкого притока людей в мир Бахаи – процесса, который, в конце концов, приведет к массовому принятию Веры»69.
Всемирный Дом Справедливости подчеркивает исключительную важность этого процесса: «Быстро и повсеместно должно идти распространение Учения среди широких слоев населения деревень, малых и больших городов. Потребность в этом достигла критической отметки...»70.
Всемирный Дом Справедливости также рассматривает вопрос наставнической деятельности, рекомендуя «всем бахаи стремиться к тому, чтобы распространять Веру не только как можно шире, но и как можно лучше»71.
Всемирный Дом Справедливости подчеркивает, что в конечном итоге ответственность за распространение Веры возлагается на отдельного верующего. Дом Справедливости заявляет: «Призыв принять участие в этой деятельности обращен к каждому верующему – мужчине, женщине, юноше и ребенку, ибо успех всего Сообщества зависит от инициативы и твердой решимости каждого посвятить себя делу наставничества и служению»72.
Всемирный Дом Справедливости указывает: «Ключ к сердцам людей – это искренние усилия каждого бахаи, его стремление донести до ищущих искру веры, дать ответ на волнующие их вопросы, помочь им глубже понять Учение»73.

4. Несколько слов в заключение
Отрывки, приводимые в подборке «Содействие широкому притоку в Веру», освещают ряд общих вопросов, связанных с характером его развития, его ускорением и привлечением все большего числа людей к Вере Бахаи. Кроме того, речь идет о конкретных мерах, которые верующие, а также институты Бахаи могут предпринять, чтобы ускорить и поддержать широкое повсеместное распространение Веры.
Совершенно очевидно, что судьбу человечества определяют как внутренние силы самой Веры, так и внешние, независимые от нее. Всемирный Дом Справедливости обращает наше внимание на два грандиозных процесса, которые происходят сегодня в мире.
Первый процесс это: «По словам Шоги Эффенди, в мире одновременно происходят два грандиозных процесса. С одной стороны, развертывается величайшее Предначертание Божие, чье поступательное движение сопровождается бурными переменами, затрагивающими все человечество; в ходе его осуществления сметаются все препоны, препятствующие мировому единению, и род человеческий, проходя через горнило страданий и горького опыта, переплавляется в единое целое. В назначенный Господом час этот процесс завершится установлением Малого Мир – политическим объединением народов. Человечество тогда уподобится единому, но все еще безжизненному телу. Суть второго процесса состоит в том, чтобы вдохнуть в это тело жизнь, достичь истинного единения и духовности, вершиной которого станет Величайший Мир, – и задача эта ложится на плечи бахаи. Имея продуманное и подробное руководство к действию, направляемые Божественной силой, они сознательно и неустанно трудятся ради того, чтобы заложить основы Царствия Божия на земле; в него зовут они ближних своих, открывая тем самым перед ними жизнь вечную»74.
Верующие должны отдавать все свои силы выполнению этой жизненно важной задачи, ибо «за нас этого не сделает никто»75, и воодушевляясь желанием осуществить мечту возлюбленного Хранителя, высказанную им в начале своего служения: «И ныне, глядя в будущее, я надеюсь увидеть, как братья по Вере, при всем различии их образа мыслей и характеров, во все времена и в любой стране, сознательно и с радостью сплачиваются вокруг своих местных и в особенности – вокруг своих национальных центров деятельности, поддерживая их и служа интересам с полным единодушием и готовностью, осознанно, с искренним воодушевлением и неиссякаемой энергией. В этом, поистине, – единственная радость и цель всей моей жизни, ибо это источник, из которого станет изливаться все будущее благо, великая основа, на которой, в конце концов, надежно утвердится Священное Здание. Не вправе ли мы надеяться, что ныне заря светлого дня занимается, наконец, над любимым Делом нашим?»76





* * *

1    Письмо Шоги Эффенди от 25 июня 1953 года, опубликованное в издании «Оплот Веры: Послания в Америку 1947–1957» (Вильметт: Бахаи Паблишинг Траст, 1980), с. 117 (18)*.  
2     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1990 года (45).
3     Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 18 февраля 1932 года (2).
4     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира от 31 августа 1987 года (39).
5     Письмо от имени Шоги Эффенди к Национальному Духовному Собранию от 30 июня 1952 года (17).
6     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Новруза 1979 года (32); см. также отрывки (34) и (44).
7     Послание от имени Всемирного Дома Справедливости к одному из верующих от 11 августа 1988 года (41).
8     Послание от имени Всемирного Дома Справедливости к одному из Национальных Духовных Собраний от 12 сентября 1991 года (46).
9    Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1987 года (38).
10     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1988 года (40).
11     Собственноручный постскриптум Шоги Эффенди к письму от его имени от 12 августа 1941 года. См. «Послания в Америку: Избранные письма и телеграммы к бахаи Северной Америки, 1832–1946» (Вильметт: Бахаи Паблишинг Траст, 1947), с. 51 (6).
12     Там же, с. 51 (6).
13     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1988 года (40).
14     Послание Всемирного Дома Справедливости к Конференции Советников Европы от 17 апреля 1981 года (36).
15     См. отрывок (4) и (13).
16     Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 5 октября 1953 года (19).
17     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1965 года (24).
18     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1987 года (38).
19     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1988 года (40).
20     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1993 года (48).
21     Послание Всемирного Дома Справедливости к одному из Национальных Духовных Собраний от 12 сентября 1991 года (46).
22 См. отрывки (35), (44) и (47).
23     Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 18 февраля 1932 года (2).
24     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1989 года (44).
25     См. отрывки (16) и (40).
26     Послание Всемирного Дома Справедливости ко всем Национальным Духовным Собраниям от 2 февраля 1966 года (25).
27     Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 2 августа 1942 года (8).
28     Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 25 октября 1949 года (15).
29     Послание от имени Шоги Эффенди к участникам зимней школы бахаи от 13 марта 1944 года (9); см. таже отрывок (11).
30     Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 25 марта 1949 года (14).
31     Письмо от имени Всемирного Дома Справедливости к одному из верующих от 30 июня 1993 года (49).
32     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1993 года (48).
33     Послание Всемирного Дома Справедливости ко всем Национальным Духовным Собраниям от 13 июля 1964 года; см.: «Источник наставлений: Послания 1963–1968 годов», Вильметт, Бахаи Паблишинг Траст, 1976 (23).
34     Послание Всемирного Дома Справедливости ко всем Национальным Духовным Собраниям, занимающимся массовой проповеднической работой от 2 февраля 1966 года (25).
35    Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1990 года (45).
36     Послание от имени Всемирного Дома Справедливости ко всем Национальным Духовным Собраниям от 17 апреля 1981 года (35).
37     Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 13 марта 1944 года (10).
38     Послание Всемирного Дома Справедливости к участникам Конференции в Палермо, август 1968 года, см. «Послания Всемирного Дома Справедливости, 1968–1973 г.» (Уилметт. Издательское Объединение Бахаи, 1976, с. 12 (28).
39     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1990 года (45).
40    Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 11 мая 1934 года (5).
41     Письмо от имени Шоги Эффенди к одному из верующих от 4 мая 1942 года (7).
42     Послание от имени Шоги Эффенди к одному из Национальных Духовных Собраний от 20 декабря 1932 года (3).
43     Собственноручный постскриптум Шоги Эффенди из послания от его имени к одному из Национальных Духовный Собраний от 29 марта 1945 года (12).
44     Собственноручный постскриптум Шоги Эффенди из послания от его имени к одному из Национальных Духовных Собраний от 12 августа 1957 года (22).
45     Послание Всемирного Дома Справедливости ко всем бахаи мира по случаю Новруза 1974 года (30).
46    Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1990 года (45).
47     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1990 года (45).
48     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1933 года (48).
49     Там же (48).
50     Там же (48).
51     Там же (48).
52    Послание Всемирного Дома Справедливости ко всем Национальным Духовным Собраниям от 2 февраля 1966 года (25).
53     Послание Всемирного Дома Справедливости к Континентальным Комитетам Пионеров от 16 апреля 1981 года (34).
54     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Новруза 1979 года (32).
55     Послание Всемирного Дома Справедливости к участникам Конференции Континентальных Коллегий Советников от 27 декабря 1985 года (36).
56     Послание Всемирного Дома Справедливости к Национальным Духовным Собраниям от 13 июля 1964 года; см.: «Источник наставлений: Послания 1963–1968 годов», Вильметт, Бахаи Паблишинг Траст, 1976 (23).
57    Послание Всемирного Дома Справедливости к Национальным Духовным Собраниям от 31 октября 1987 года, см.: «Источник наставлений» (26).
58     Послание Всемирного Дома Справедливости к одному из верующих от 11 августа 1988 года (41).
59     Послание Всемирного Дома Справедливости к Национальным Духовным Собраниям от 25 мая 1975 года (31).
60     Послание Всемирного Дома Справедливости к одному из Национальных Духовных Собраний от 13 ноября 1986 года (37).
61     Послание Всемирного Дома Справедливости к одному из Национальных Духовных Собраний от 13 ноября 1986 года (37).
62     Там же (37).
63     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи всего мира по случаю Резвана 1990 года (45).
64     Послание Всемирного Дома Справедливости ко всем Национальным Духовным Собраниям от 31 октября 1967 года, см.: «Источник наставлений» (26).
65     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1990 года (45).
66    Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1990 года (45).
67    Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1988 года (40).
68     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Новруза 1990 года (45).
69     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Новруза 1979 года (32).
70     Послание Всемирного Дома Справедливости к бахаи мира по случаю Резвана 1993 года (48).
71     Послание от имени Всемирного Дома Справедливости к одному из Национальных Духовных Собраний от 1 ноября 1988 года (42).
72    Послание от имени Всемирного Дома Справедливости по случаю Резвана 1988 года (40).
73     Послание от имени Всемирного Дома Справедливости к одному из Национальных Духовных Собраний от 9 февраля 1989 года (43).
74     Письмо Всемирного Дома Справедливости к одному из верующих,
8 декабря 1967 года; см. «Источник водительства», с. 133–134 (27).
75     Там же, с. 134 (27).
76    Послание Шоги Эффенди к бахаи Америки за 24 сентября 1924 года, опубликованное в издании «Администрация бахаи: Избранные послания 1922–1932 гг.» (Вильметт, Бахаи Паблишинг Траст, 1974), с. 67 (1).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных