Литература

Глава XXV - Расширение международной миссионерской деятельности

В то время как основа Административного Порядка Веры Бахауллы постепенно укреплялась, в то время как воздействие невиданных доселе сил и независимость Веры все более проявлялись ее друзьями и признавались ее врагами, начался новый процесс, в неменьшей степени чреватый последствиями. Цель его состояла в том, чтобы расширить границы Веры за счет увеличения числа ее открытых сторонников и ее административных центров и дать новый мощный толчок обогащению, расширению охвата и разнообразия ее литературы и делу ее распроспространения в самые дальние пределы. И действительно, опыт показал, что, помимо прочих отличительных черт, сама структура Административного Порядка решительно вдохновляет на работу учительства, а его строители постоянно черпают вдохновение и миссионерский пыл одновременно с тем, что Вера движется по пути обретения все большей самостоятельности.

Не забывали они также и об увещеваниях, призывах и обетованиях Основателей своей Веры, Которые на протяжении трех четвертей стлетия каждый по-своему, в рамках, очерченных Своею деятельностью, прилагал героические усилия, дабы разнести по всему миру молву о том Деле, Чью судьбу всемогущее Провидение предназначило им определить.

Глашатай их Веры повелел самим властителям Земли восстать и проповедовать Его Дело, написав в Кайум уль-Асме: "О синклит королей! Не искажая истины и не медля огласите в пределах восточных и западных стихи, обращенные Нами к народам Турции, Индии и другим". "Покиньте города ваши, о народы запада, - пишет Он далее в той же Книге, - и помогите Делу Божию". "Мы созерцаем вас из-за Нашего Преславного Горизонта, - с таким словами Бахаулла обратился к своим последователям в Своем Китаб-и-Акдас, - и поддержим всякого, кто поднимется на защиту Моего Дела вместе со всем Небесным воинством и сонмом ангелов, окруживших Меня". "... Проповедуйте Дело Божие, о люди Баха!" И дальше пишет Он, "ибо Бог возложил на каждого обязанность провозглашать Его весть, считая это самым похвальным из всех деяний". "Если даже один человек, - недвусмысленно утверждал Он, - поднимется во имя Баха, облекшись в доспехи Его любви, то Всемогущий дарует ему победу, даже если все силы земные и небесные ополчатся против него". "Если кто-нибудь выйдет на борьбу ради триумфа Нашего Дела, - пишет Он далее, - то Бог сделает того непобедимым, даже если десятки тысяч врагов поднимутся против него". И вновь: "Сосредоточьте все ваши усилия на распространении Веры Господней. Если же кто-либо окажется достоин столь высокого призвания, то пусть подвигнется на защиту его. Если же кто-то оказется неспособным к тому, его долг указать того, кто вместо него провозгласит Откровение..." "Если кто-либо оставит свой край, - обещает Он, - чтобы учить Нашему Делу, Дух Веры укрепит его силы... Подобная служба и вправду есть повелитель всех добрых дел и украшение любого доброго поступка". "В наши дни, - писал Абдул-Баха в Своем Завещании, - главное это направлять народы и нации мира. Проповедь Дела имеет непереоценимую важность, ибо это - краеугольный камень всего здания". "Ученики Христа, - заявляет Он в том же Документе, - позабыв о себе самих и обо всем земном, оставили свои дома и имущество, очистились от эгоизма и страстей и с полным самоотречением, находясь вдалеке друг от друга, занялись делом пастырства, до тех пор пока наконец не сделали мир иным, озарили землю и до своего последнего часа приносили себя в жертву на стезях Возлюбленного и Единого Бога. Во многих странах они претерпели мученическую смерть, Так пусть же люди дела последуют по их стопам". "Когда настанет час, - торжественно заявил Он в своем Завещании, - этой подбитой птице со сломанными крыльями взлететь и присоединиться к сонму небожителей... то подобает всем ее друзьям и возлюбленным подняться и, укрепившись сердцем и духом, проповедовать Его Дело и развивать Его Веру. Не пристало им предаваться праздности... Но да рассеются они по всем странам и обойдут все края. И неустанно и упорно поднимут повсюду свой клич Йа Баха-уль-Абха (О Ты, Слава Славы!)... дабы на Востоке и на Западе множества могли собраться под сенью Слова Божия, чтобы могли ощутить сладость святости, чтобы просветлели лица людские, чтобы сердца их исполнились Божественного Духа, а души ощутили небесное блаженство".

Повинуясь этим постоянным наставлениям, памятуя об этих лучезарных обетованиях, сознавая возвышенность своего призвания, вдохновленные примером Самого Абдул-Баха, не обескураженные тем, как неожиданно Он покинул их, не устрашившись нападок, которым они подвергались как со стороны внешних, так и внутренних врагов, Его последователи на Востоке и на Западе, черпая силу в своей солидарности, приступили с большим рвением, чем когда-либо раньше, к международному распространению своей Веры, распространению, которое приняло такие размеры, что заслужило признание как один из наиболее значительных этапов в истории первого века Бахаи.

Начатая на всех континентах земного шара, вначале фрагментарная, проводимая наугад и слабоорганизованная позднее же в результате возникновения медленно складывавшегося Административного Порядка, осуществлявшегося систематически, централизованно и эффективно, миссионерская деятельность, развернутая последователями Бахауллы во многих землях, в особенности же в Америке, деятельность, которую вели люди всех возрастов, мужчины и женщины, неофиты и ветераны, странствующие и оседлые, благодаря их положению и свету благодати, освещавшему их дела, представляет блистательный эпизод, сопоставимый лишь с подвигами и деяниями, которые увековечили первые годы первичного века Проповеди Бахаи.

Свету Веры, который на протяжении девяти лет Проповеди Баба озарил Персию, а отблески его коснулись пограничных территорий Ирака; который за тридцать девять лет служения Бахауллы распространил свое сияние на Индию, Египет, Турцию, Кавказ, на Туркестан, Судан, Палестину, Сирию, Ливан и Бирму и который впоследствии благодаря ниспосланному свыше Завету перенесся в Соединенные Штаты Америки, Канаду, Францию, Великобританию, Германию, Австрию, Россию, Италию, Голландию, Венгрию, Швейцарию, Аравию, Тунис, Китай, Японию, на Гавайские острова, в Южную Африку, Бразилию и Австралию - теперь, к концу первого века Бахаи суждено было озарить своими лучами более тридцати четырех независимых наций, а также некоторые зависимые территории на американском, азиатском и африканском континентах, в Персидском заливе, Атлантическом и Тихом океанах. В Норвегии, Швеции, Дании, Бельгии, Финляндии, в Ирландии, Польше, Чехословакии, Румынии, Югославии, Болгарии, Албании, в Афганистане, Абиссинии, Новой Зеландии и девятнадцати латиноамериканских республиках знамена Откровения Бахауллы были подняты еще до кончины Абдул-Баха, и во многих из них была уже создана структурная основа Административного Порядка Его Веры. В некоторых протекторатах и, прежде всего, на Аляске, в Исландии, Ямайке, Пуэрто-Рико, на острове Солано на Филипинах, на Яве, в Тасмании, на островах Бахрейна и Таити, в Белуджистане, Южной Родезии и в Бельгийском Конго глашатаи новоявленного Писания организовали свои поселения и прилагают все усилия к закладке нерушимых основ своих институтов.

Используя лекции и конференции, прессу и радио, организацию учебных классов и домашних собраний, участвуя в общественной деятельности: учреждениях и клубах, чьи идеалы сродственны принципам Веры, распространяя литературу бахаи, устраивая выставки, организовывая классы подготовки миссионеров, устанавливая контакты с государственными деятелями, учеными, публицистами, филантропами и другими ведущими представителями общественной мысли - большинство из каковых мероприятий осуществляется неутомимыми членами Американской общины бахаи, которые взяли на себя прямую ответственность за духовное завоевание большинства этих стран и протекторатов, - но прежде всего благодаря непреклонной решимости и непоколебимой верности первопроходцев, которые в качестве приезжающих либо постоянно проживающих в том или ином месте миссионеров, участвовали в этих крестовых походах, благодаря имс в последние десятилетия первого века Бахаи и были одержаны все эти знаменательные победы.

Нельзя упомянуть также и о международной мессионерской деятельности западных последователей Веры Бахауллы, и в особенности членов несгибаемой Американской общины бахаи, которые, используя любую предоставившуюся им возможность, действовали примером, изустным или печатным словом, несли Веру в девственные земли, в новые области, разбрасывая семена, которые в конце концов должны созреть и дать урожай благородный, как тот, что созрел в вышеупомянутых странах. Благодаря подобным усилиям, дуновение жизнетворного Откровения Божия коснулось самых отдаленных уголков Земли, неся зачатки новой духовной жизни в такие суровые и неблагоприятные края - остров Шпицберген; Хаммерфест в Норвегии, Магеллановы острова, в удаленную часть Чили - соответственно самый северный и самый южный города земного шара; на Паго Паго и Фиджи в Тихом океане; в Чичен Итсу в провинции Юкатан; на Багамские острова Тринидад и Барбадос; на остров Бали и Британское Северное Борнео; в Патагонию, Британскую Гвиану, на Сейшельские острова, в Новую Гвинею и на Цейлон.

Следует отметить также особые усилия, проявлявшиеся как отдельными лицами, так и Духовными Собраниями с целью установления контактов с расовыми и национальными меньшинствами в разных концах мира - такими, как евреи и негры в Соединенных Штатах Америки, с эскимосами на Аляске, патагонскими индейцами в Аргентине, мексиканскими индейцами в Мексике, индейцами инка в Перу, индейцами чероки в Северной Каролине, индейцами онейда в Висконсине, племенами майя на Юкатана, лапландцами в Северной Скандинавии, маори в Роторуа, в Новой Зеландии.

Особую ценность имело учреждение в Женеве международного Бюро бахаи - центра, предназначенного, в первую очередь, способствовать расширению миссионерской деятельности Веры на европейском континенте; являясь также вспомогательным органом при всемирном административном центре в Святой Земле, оно поддерживало контакты с общинами бахаи на Востоке и Западе. Выступая как бюро информации по вопросам, касающимся Веры, а равно и распределительным центром литературы бахаи, благодаря своей библиотеке и имеющемуся при ней читальному залу, гостеприимству, которое оказывалось странствующим миссионерам и паломникам и контактам с различными обществами, оно в немалой мере способствовало консолидации миссионерской деятельности, предпринимаемой как отдельными лицами, так и Национальными духовными собраниями Бахаи.

Благодаря деятельности миссионеров, частично предпринимаемой отдельными верующими, частично планируемой и направляемой Духовными собраниями, Вера Бахауллы, которая при Его жизни включала в свои ряды персов, арабов, турков, русских, курдов, индусов, бирманцев и негров, а позднее, в дни Абдул-Баха укрепилась за счет американцев, британцев, немцев, французов, итальянцев, японцев, китайцев и армян, ныне могла похвастать тем, что среди тех, кто открыто исповедует ее учение появились представители таких широко распространенных этнических групп, как венгры, голланцы, ирландцы, скандинавы, суданцы, чехи, болгары, финны, эфиопы, албанцы, поляки, эскимосы, американские индейцы, югославы, латиноамериканцы и маори.

Столь заметному расширению сфер влияния Веры, столь поразительному увеличению разнообразия составляющих ее элементов сопутствовало огромное увеличение объема издаваемой и распространяемой литературы, резко контрастировавшее с первоначальными мерами, предпринимавшимися для публикации немногих писаний Бахауллы, выпущенных в свет в заключительные годы Его служения. Круг литературы Бахаи, в дни Баба и Бахауллы ограничивавшийся на протяжении полувека двумя языками, на которых были первоначально явлены их учения, впоследствии, уже при жизни Абдул-Баха расширился, включив издания на английском, французском, немецком и турецком, русском и бирманском языках, а позднее, после Его кончины продолжал постепенно расширяться за счет множества книг, трактатов, брошюр и листков, издававшихся и циркулировавших более, чем на двадцати девяти языках. Книги, издавашиеся на испанском и португальском; на трех скандинавских языках, на финском и на исландском; на голландском, итальянском, чешском, польском, венгерском, румынском, сербском, болгарском, греческом и албанском; на иврите и эсперанто, на армянском, курдском и амхарском; на китайском и японском; а также на пяти индийских языках: урду, гухрати, бенгали, хинди и синди - частью отдельными лицами, частью при посредстве Духовных собраний, широко распространялись и занимали места как в частных, так и в публичных библиотеках на Востоке и Западе. Более того в настоящее время литература Веры переведена на латвийский, литовский, украинский, тамиль, махрати, пуштунский, телугу, кинарезский, сингальский, малайский, ория, пенджабский и раджастина.

Не менее удивителен широкий круг литературы, предложенный во всеобщее пользование на всех пяти континентах земного шара и распространяемый решительными и неутомимыми первопроходцами во все дальние уголки Земли - предприятие, в котором вновь отличились члены американской общины бахаи. Публикация английского издания, включающего избранные места из наиболее важных и до того времени не переведенных писаний Бахауллы, равно как и английского перевода Его "Послания Сыну Волка", а также компиляции, на том же языке, Молитв и Размышлений, явленных Его пером; перевод и публикация Его "Сокровенных Слов" на восьми, Его "Китаб-и-Икана" на семи и труда Абдул-Баха "Ответы на некоторые вопросы" на шести языках; перевод на английский компиляции из третьего тома Скрижалей Абдул-Баха; публикация книг и трактатов, касающихся основных принципов мировоззрения Бахаи, а также происхождения и установления Административного Порядка их Веры; английский перевод Повествовании о первых днях Откровения Бахаи, на писанное хронистом и поэтом Набиль-и-Заранди, впоследствии опубликованного на арабском и переведенного на немецкий и эсперанто; комментарии и изложение основ учения бахаи, объяснение роли административных институтов Веры и смежные темы, такие, как всемирная федерация, единство рас и труды по сравнительному изучению религий, принадлежащие перу западных авторов и тогдашних глав Церкви, - все это свидетельствует о разнообразном характере публикаций литературы бахаи и о сопутствующем широком распространении ее по поверхности земного шара. Кроме этого распространению, увеличению выпуска и разнообразия литературы бахаи в немалой степени способствовало печатание документов, касающихся законов Китаб-и-Акдас, книг и брошюр о библейских пророчествах, пересмотренных изданий некоторых писаний Бахауллы, Абдул-Баха и некоторых других авторов, руководств и конспектов по широкому разнообразию книг и тем, уроков Администрации Бахаи, указателей книг и периодических изданий, праздничных открыток и календарей, стихов, песен, пьес и мистерий, молитвенников для детей бахаи, а также новых писем, бюллетеней и периодических изданий, выпускаемых на английском, персидском, немецком, эсперанто, арабском, французском, урду, бирманском и португальском.

Особую важность и ценность имеет состоявшийся много лет спустя выпуск ряда томов, подытоживающих международную деятельность бахаи за двухлетний период; они богато проиллюстрированы, тщетельно документированы и помимо прочего включают положения о намерениях и целях Веры и ее Административного Порядка, избранные места из писаний, обзор деятельности общин, перечень центров Веры на всех пяти континентах, библиографию литературы, слова похвалы и восхищения ее идеалами и достижениями многих выдающихся мужчин и женщин на Востоке и Западе, а также статьи на тему отношения бахаи к проблемам сегодняшнего дня.

Обзор литературы бахаи последних десятилетий первого века Бахаи, без сомнения, был бы неполным без упоминания о публикации имевшего самый широкий отголосок блистательного, авторитетного и глубокого введения в историю в учение Веры Бахаи, принадлежащего перу чистого душой и сердцем, бессмертного защитника и энтузиаста Веры Дж. Е. Эсслемонта, введения уже изданного более чем на тридцати семи языках, а сейчас дополнительно переведенного еще на тринадцать, английский перевод которого превысил тираж в десятки тысяч, которое перепечатывалось более девяти раз в Соединенных Штатах Америки, чьи переводы на эсперанто, японский и английский были переложены на язык для слепых и которому особа королевской крови воздала хвалу, охарактиризовав как "славную книгу о любви и доброте, красоте и силе" и рекомендуя ее всем, утверждая, что "любой, прочитавший эту книгу, непременно станет лучше".

Особого упоминания заслуживают также учрежденный Национальным духовным собранием Великобритании Издательский Трест зарегистрированный как "Издательская компания Бахаи" и действующий как издатель и полномочный распределитель литературы бахаи на Британских островах; составленная несколькими Собраниями Востока компиляция из сорока рукописных томов аутентифицированных и ранее не издававшихся писаний Баба, Бахауллы и Абдул-Баха; перевод на английский приложения к Китаб-и-Акдас, озаглавленное "Вопросы и ответы", равно как и публикация на арабском и персидском, осуществленная Египетским и Индийским национальными духовными собраниями, очерка законов бахаи, касающихся статуса личности, и краткий очер законов о погребении усопших; а также перевод брошюры на язык маори, произведенный в Новой Зеландии. Духовное собрание бахаи Тегерана собрало и опубликовало значительное число обращений Абдул-Баха, сделанных в процессе Его поездок по Западу; была подготовлена подробная история Веры на персидском языке; многие Национальные духовные собрания Востока издали на персидском и арабском удостоверения бахаи о заключении и расторжении брака; Национальное духовное собрание Персии выпустило удостоверения о рождении и смерти; были подготовлены формы завещательного отказа недвижимости для верующих, желающих оставить свое имущество Вере; Американское национальное духовное собрание подготовило компиляцию значительного числа неопубликованных Скрижалей Абдул-Баха; профессор Богдан Попович, один из наиболее известных ученых Белградского университета, осуществил перевод на сербский язык краткого очерка о Вере; дочь знаменитого профессора Заменгофа, сама обратившаяся в Веру, перевела на эсперанто несколько книг бахаи, включая некоторые из наиболее важных писаний Бахауллы и Абдул-Баха; и наконец румынская принцесса Иляна (ныне эрцгерцогиня австрийская), повинуясь внезапному велению души, предложила перевести на свой родной язык одну из брошюр о бахаи, впоследствии распространенную на ее родине.

Отметим также прогресс, достигнутый в связи с переложением писаний бахаи на язык для слепых, переложением, которое уже включает такие работы, как английская версия "Китаб-и-Икана", "Сокровенных Слов", "Семи Долин", "Ашраката", "Суре-йе Хайкал", "Слов Мудрости", "Молитв и размышлений Бахауллы", таких сочинений Абдул-Баха, как "Ответы на некоторые вопросы", "Становление вселенского мира", "Мудрости Абдул-Баха", "Цели нового миропорядка", равно как и английской (вышедшей в двух изданиях), японской и сделанной на эсперанто версий книги "Бахаулла и Новая эра" и ряда брошюр, написанных на английском, французском и эсперанто.

Подобным же образом и те, кто в первую очередь нес ответственность за обогащение литературы Веры и перевод ее на такое множество языков, всеми подвластными им средствами активно способствовали ее распространению, ежедневно общаясь с частными лицами и устанавливая официальные контакты с организациями, с которыми они искали знакомства, исходя из целей своей Веры и руководствуясь ее принципами. Энергия, бдительность, упорство, проявленные этими глашатаями Веры Бахауллы и их избранными представителями, под чьим надзором обращение литературы Веры Бахаи в последние годы достигло столь внушительного размаха, заслуживают высочайшей похвалы. Из отчетов, подготовленных и пущенных в обращение главными агенствами, ответственными за публикацию и распространение этой литературы в Соединенных Штатах и Канаде, можно почерпнуть замечательные факты, а именно: что на протяжении одиннадцати месяцев, вплоть до 28 февраля 1943 года было продано либо распределено более 19 тысяч книг, 100.000 брошюр, 3.000 учебных конспектов, 4.000 экземпляров избранных писаний, 1.800 праздничных открыток и открыток с изображением Храма; что за два года было напечатано 376.000 брошюр, обрисовывающих характер и цель Дома Поклонения, возведенного в Соединенных Штатах; что свыше 300.000 литературных наименований было распределено на двух Всемирных ярмарках в Сан-Франциско и Нью-Йорке; что за двенадцатимесячный период 1089 книг было передано в дар различным библиотекам и что благодаря Национальным комитетам по контактам всего за один год свыше 2.300 писем с 4.500 брошюрами были получены авторами и ведущими радиопередач, представителями нагритянского и еврейского меньшинств, а также многими прочими организациями, интересующимися международными делами.

В представлении этой обширной литературы выдающимся и высокопоставленным лицам избранные представители, равно как и странствующие миссионеры американской общины бахаи с помощью Собраний других стран проявили энергию и решительность не менее похвальные, чем усилия, затраченные на ее выпуск. Королю Англии, румынской королеве Марии, президенту Франклину Д. Рузвельту, императору Японии, покойному президенту фон Гинденбургу, королю Дании, королю Швеции, болгарскому королю Фердинанду, императору Абиссинии, королю Египта, покойному королю Ирака Фейсалу, албанскому королю Зогу, покойному президенту Чехославакии Масарику, президентам Мексики, Гондураса, Панамы, Сальвадора, Гватемалы и Пуэрто-Рико, генералу Чай Кан Ши, бывшему хедиву Египта, кронпринцу Швеции, герцогу Винздорскому, герцогине Кентской, эрцгерцогине Австрийской, югославской принцессе Ольге, Махатме Ганди, нескольким правящим принцам Индии и премьер-минстрам всех штатов Австралийского Содружества - всем им, а также менее высокопоставленным лицам литература бахаи, затрагивающая различные аспекты Веры, представлялась иногда лично, иногда через подобающих посредников частью отдельными верующими, частью - избранными представителями общин бахаи.

Не пренебрегали отдельные миссионеры и Собрания своим долгом предоставлять литературу в общественное пользование: в государственные, университетские и публичные библиотеки, таким образом увеличивая возможности широких масс читающей публики самим познакомиться с историей и положениями Откровения Бахауллы. Простого перечисления наиболее важных из этих библиотек будет достаточно, чтобы показать круг деятельности, простирающейся на все пять континентов. Среди них: библиотека Британского Музей в Лондоне, библиотека имени Бодлея в Оксфордском университете, Библиотека конгресса в Вашингтоне, библиотека Дворца в Гааге, библиотеки Нобелевского фонда мира и Нансеновского фонда в Осло, Королевская библиотека в Копенгагене, библиотека Лиги Наций в Женеве, Гуверовская библиотека Мира, библиотека Амстердамского университета, Алигархская библиотека, Парламентская библиотека в Оттаве, библиотека Аллахабадского университета, библиотека Мадрасского университета, международная университетская библиотека Шантинекетан в Болепуре, университетская библиотека Утманийа в Хайдерабаде, Имперская библиотека в Калькутте, библиотека Джамийа Милли в Дели, библиотека Мисорского университета, Бернардинская библиотека в Рангуне, библиотека Джерабия Вадия в Пуне, Лахорская публичная библиотека, библиотеки Лакноу и библиотека Делийского университета, Публичная библиотека в Йоганнесбурге, библиотеки с выдачей книг на дом в Рио-де-Жанейро, Национальная библиотека в Маниле, университетская библиотека в Гонконге, публичные библиотеки в Рейкьявике, библиотека Карнеги на Сейшельских островах, Кубинская национальная библиотека, публичная библиотека в Сан-Хуане, университетская библиотека в Сьюдад-Трухильо, университетская библиотека и библиотека Карнеги в Пуэрто-Рико, Библиотека парламента в Канберре, Веллингтонская парламентская библиотека. Авторитетные издания, посвященные Вере Бахауллы, были переданы в эти, а также основные библиотеки Австралии и Новой Зеландии, девять библиотек в Мексике, несколько библиотек в Мукдене, Манчукуо и более чем в тысячу публичных библиотек, сотни справочных библиотек, двести университетских библиотек и библиотек при колледжах, включая колледжи в Индии, Соединенных Штатах и Канаде.

Государственные тюрьмы, а также, после начала войны, армейские библиотеки вошли во всеобъемлющую схему, составленню специальным комитетом американской общины бахаи для распространения литературы о Вере. Интересы слепых тоже учитывались бдительными и предприимчивыми общинами, как то показывает передача книг бахаи, переложенных членами общин на язык для слепых, в тридцать библиотек и институтов в восемнадцати из штатов Соединенных Штатов Америки, в Гонолулу на Гавайских островах, в Регину в Саскачеване, в библиотеки для слепых Токио и Женевы, равно как и в большое число библиотек с выдачей книг на дом, связанных с публичными библиотеками в различных крупных городах североамериканского континента.

Говоря на эту тему, я не могу обойти молчанием и ту великую женщину, которая не только благодаря огромной лепте, которую она внесла в дело перевода и распространения литературы бахаи, но и еще более благодаря ее поистине удивительным, уникальным усилиям в области международного миссионерства, покрыла себя славой, уступающей разве лишь достижениями Учителей Веры, но далеко превзошедшей известность любого из миссионеров, живших и работавших в одно с нею время. Марте Рут, этому прототипу всех странствующих миссионеров бахаи и величайшей Деснице, воздетой Бахауллой после кончины Абдул-Баха, оценивая ее многообразные заслуги и величайшее свершение ее жизни, по праву следует присвоить титул Главного Посланца Его Веры и Гордости всех миссионеров бахаи на Востоке и Западе.

Она была первой, кто откликнулся на Скрижали о Божественном Предначертании, явленные в Соединенных Штатах Америки, на прозвучавшие в них эпохальные призывы Абдул-Баха; отправившись, с несгибаемой решимостью и полная духа возвышенной беспристрастности, в свои кругосветные путешествия, за период в двадцать лет четыре раза объехав вокруг земного шара, она четыре раза побывала в Японии и Китае, три раза в Индии, посетила все крупные города Южной Америки, передавала послания о Новом Дне королям, королевам, принцам и принцессам, президентам республик, министрам и государственным деятелям, публицистам, профессорам, священникам и поэтам, равно как и огромному числу людей, находящихся на разных жизненных путях, устанавливала официальные и неформальные контакты к религиозными конгрессами, пацифистскими обществами, ассоциациями эсперантистов, социалистическими конгрессами, теософскими обществами, женскими клубами и детскими организациями, ее неукротимый дух, благодаря характеру ее усилий и важности одержанных ею побед, установил достижение, которое ближе всех остальных стоит к примеру, явленному Абдул-Баха и Его учениками во вермя Его поездок по западным странам.

Восемь ее успешных аудиенций у румынской королевы Марии, первая из которых состоялась во дворце контроцени в Бухаресте в январе 1926 года, вторая во дворца Пелизор в Синае в 1927 году, затем, в январе следующего года последовала встреча с Ее Величеством и ее дочерью, принцессой Иляной, в королевском дворце в Белграде, где они остановились по приглашению короля и королевы Югославии, и позднее, в октябре 1929 года, в летней резиденции королевы "Техна Юва" в Балчиче, на побережье Черного моря, а затем - в августе 1932 и феврале 1933 года в доме принцессы Иляны (ныне эрцгерцогини австрийской) в Мельдинге, вблизи Вены, вслед за чем последовала аудиенция у Ее Величества во дворце Контроцени, и, наконец, в феврале 1936 года в том же дворце - все эти восемь аудиенций по причине глебокого влияния, которое они оказали на царственную хозяйку, о чем свидетельствуют восторженные отзывы, принадлежащие перу самой королевы, можно считать наиболее выдающимися этапами памятных путешествий Марты Рут. Три приглашения, которые эта неутомимая поборница Веры получила от югославского принца Павла и принцессы Ольги с просьбой навестить их в королевском дворце в Белграде; лекции, которые она читала более чем в четырехстах университетах и колледжах на Востоке и Западе; две поездки по всем германским университетам за исключением двух и посещение почти сотни школ и университетов и Китае; бесчисленные статьи, которые она публиковала в газетах и журналах практически во всех посещавшихся ею странах; многочисленные радиопередачи, которые она вела, и огромное количество книг, переданных кю в частные и государственные библиотеки; ее личные встречи с государственными лидерами более чем пятидесяти стран во время ее трехмесячного пребывания в Женеве в 1932 году на Конференции по разоружению, кропотливые усилия, когда она во время своих многотрудных странствий наблюдала за переводом и изданием большей части тиража книги доктора Эсслемонта "Бахаулла и Новая Эра"; переписка, в которой она состояла со многими учеными и выдающимися людьми, и представление книг о Вере Бахаи; ее паломничество в Персию и трогательная дань уважения, которую она воздала героям Веры, посетив исторические центры бахаи в этой стране; ее поездка в Адрианополь, где, переполняемая любовью в Бахаулле, она исходила улицы города в поисках домов, где Он жил, и людей, с которыми встречался во время Своего изгнания в этот город, и где она была с почестями принята губернатором; помощь, которую она всегда вовремя и с готовностью предоставляла деятелям Веры во всех странах, где уже были учреждены или только начинали возводиться ее институты, - все это можно рассматривать как основные вехи служения, которое во многих отношениях не имеет себя равных за всю историю первого века Бахаи.

Не менее впечатляющ и перечень имен тех, с кем она встречалась и беседовала за годы своей миссии, включающий в дополнение к уже упомянутым таких особ королевской крови и выдающихся личностей, как норвежский король Хакан; иракский король Фейсал; король Албании Зог и члены его семьи; греческая принцесса Марина (ныне герцогиня Кентская); греческая принцесса Елизавета; чехословацкие президенты Томас Г. Масарик и Эдуард Бенеш; президент Австрии; доктор Сун Ят Сен; президент Колумбийского университета доктор Муррей Батлер; профессор Белградского уинверситета Богдан Попович; министр иностранных дел и министр обраования Китая; министр иностранных дел Литвы; египетский принц Мухаммад Али; Стефен Радич; махараджи Патиала, Бенареса и Траванкора; губернатор и Великий муфтий Иерусалима; архиеписком Швеции доктор Эрлинг Эйдем; Сароини Найду; сэр Рабиндранат Тагор; Глава египетских феминисток мадам Худа Шарави; министр императорского хозяйства Японии доктор К. Ичики; заслуженный профессор Императорского университета в Токио профессор Терухиро Инойе; член японской палаты лордов барон Йоширо Сакатани и Мехмед Фуад, декан филологического факультета и президент Института турецкой истории.

Ни годы, ни больное здоровье, ни скудость литературы, сковывавшая ее первые шаги, ни нехватка средств, новым грузом ложившаяся на ее плечи, ни суровые климатические условия, в которых ей доводилось оказываться, ни политические препоны, с которыми ей приходилось не раз сталкиваться во время своих путешествий - ничто не могло охладить ее рвение и заставить уклониться от цели эту духовно непоседливую и поистине святую женщину. Лишившись руки, не раз оказываясь в исключительно опасных обстоятельствах, она продолжала голосом, звуки которого напоминали трубный глас, возвещать людям разных классов, вер и национальностей Послание Бахауллы, пока однажды очередной приступ смертельного и мучительного недуга, который она переносила с героической стойкостью, не заставил ее поспешить обратно домой, где она еще рассчитывала помочь в осуществлении недавно принятого Семилетнего Плана, однако в пути болезнь окончательно подкосила ее в далеком Гонолулу. Там, на символическом участке между восточным и западным полушарием, в каждом из которых она столь славно потрудилась, 28 сентября 1939 года она и умерла, завершив таким образом жизнь, которую вполне можно рассматривать как один из благороднейших плодов, что принес Век Строительства Проповеди Бахауллы.

Завет Абдул-Баха из Его Завещания - последовать примеру учеников Иисуса Христа, "ни минуты не ведать покоя", "обойти все уголки" и повсюду, "в каждой земле" "упорно подымать клич Йа Баха уль-Абха!" - эта бессмертная героиня следовала с таким покорством и смирением, какими могут гордиться и каким могут позавидость грядущие поколения.

"Неудержимая, как ветер", "полностью вверившись Богу" и считая это "лучшим подспорьем в пути", она почти буквально исполнила волю, столь проникновенно выраженную Абдул-Баха в Скрижалях, чьи наставления она немедля принялась воплощать в жизнь: "О если бы я могла отправиться, пусть даже пешком и в крайней нищете, в эти дальние уголки и с кличем Йа Баха-уль-Абха на устах обходя города и веси, горы, пустыни и моря провозглашать учение Господне! Увы! это мне не дано. Сколь глубоко скорблю я об этом! Молю Тебя, Господи, помоги мне".

"Я глубоко потрясена вестью о смерти доброй мисс Марты Рут, - с этими полными глубокого уважения словами почтила ее память югославская принцесса Ольга, - ибо даже не могла помыслить о подобном. Мы всегда были рады ее обществу. Она была таким добрым и ласковым человеком - истинной труженицей во имя мира. Уверена, что это печальная утрата и для ее сподвижников".


"Воистину, ты - провозвестник Царства и знаменосец Завета, - свидетельствует непогрешимое перо Самого Средоточия Завета Бахауллы, - Воистину, ты принесла себя в жертву. Ты излила свою доброту на все народы. Ты - сеятельница, вслед за которой в должное время соберут обильную жатву. Ты взрастила древо, что вечно будет шелестеть листвою, цвести и приносить плоды, и чья сень день ото дня будет становиться все обширнее".

Самым изумительным, однако, из всех подвигов этой ярчайшей служительницы Его Веры, был тот отклик, который ей удалось вызвать в душе румынской королевы Марии, когда пылающая огнем Веры отважная первопроходчица явилась со своей Вестью к королеве, пребывавшей в растерянности и скорби, в один из самых мрачных моментов ее жизни. "Весть эта, - свидетельствует сама королева в одном из писем, - пришла, как приходят все великие вести - в час тоски и скорби, внутреннего раздора и смятения, чтобы зерно упало на благодатную почву".

Старшая дочь герцога Эдинбургского, второго сына той королевы, к которой Бахаулла в Своей Скрижали обратил слова увещевания; внучка царя Александра II, кому то же Перо явило Послание; связанная узами родства и брака с самыми известными семействами Европы; воспитанная в англиканской вере; по мужу близкая к греческой православной церкви - государственной религии страны, куда ей довелось переехать; сама являясь зрелым писаталем; обаятельная и яркая личность; высокоодаренная, обладающая ясным умом, отважным и пылким нравом; всей душой отдававшаяся любым предприятиям гуманитарного характера, она, единственная среди королев, единственная среди всех особ королевской крови, повинуясь неожиданному внутреннему порыву осознала и приняла величие Послания Бахауллы, провозгласила Его своим духовным Отцом, равно признав и пророческую роль Мухаммада, и стала проповедовать учение Бахаи всем людям, превознося его могущество, возвышенный характер и красоту.

Благодаря бесстрашному признанию своих взглядов перед лицом родни, и в особенности перед своей младшей дочерью; благодаря трем вышедшим из-под ее пера панегирикам, составляющим величайшее и ценнейшее наследие для потомства; благодаря еще трем хвалебным отзывам, написанным ею в защиту публикаций бахаи; благодаря нескольким письмам, направленным ее друзьям и знакомым, а также тем, которые она посылала своей наствнице и духовной матери; благодаря некоторым знамениям, выражающим веру и благодарность за те благие вести, что она и ее младшая дочь почерпнули из книг бахаи; и, наконец, благодаря ее незавершенному паломничеству в Святую Землю, которое она замышляла, открыто собираясь поклониться могилам Основателей Веры, - благодаря подобным поступкам эта знаменитая королева вполне заслуженно может считаться первой в ряду тех царственных подвижников Дела Господня, которые восстанут в будущем и каждый из которых, по словам Самого Бахауллы, призван стать "зеницей ока человечества, лучезарным украшением чела творения, верхом благодати для всего мира".

"Некоторые из людей моего круга, - многозначительно свидетельствует она в частном письме, - недоумевают и осуждают смелость, с которой я произношу слова, не подобающие коронованным особам, однако я повинуюсь внутреннему велению, которому противостоять не в силах. С преклоненной головою признаю, что я - тоже не более, чем орудие в Его Руке, и знание это возвеселяет меня".

Записка, которую Марта Рут по приезде в Бухарест передала Ее Величеству, и копия книги "Бахаулла и Новая Эра", пересланная вместе с запиской, настолько поглотили внимание королевы, что она читала их до самой зари, после чего два дня спустя, 30 января 1926 года, удостоила Марту Рут аудиенции во дворце Контроцени в Бухаресте; во время беседы Ее Величество выразила надежду, что "это учение есть ключ ко всем мировым проблемам"; вслед за этим в том же году и по ее собственной инициативе последовали три эпохальной важности публикации, появившиеся почти в двухстах газетах Соединенных Штатов и Канады, а впоследствии переведенные и опубликованные в Европе, Китае, Японии, Австралии, на Ближнем Востоке и на океанских островах.

В первом из этих свидетельств королева утверждает, что писания Бахауллы и Абдул-Баха это "великий вопль о мире, звучащий поверх всех границ, без разделения людей по обрядам и догмам... Такова великая весть, которую принесли нам Бахаулла и Его Сын Абдул-Баха! Они не пытались насадить свое учение насильно, зная, что зерно вечной истины, лежащее в его основании, обязательно пустит корни и прорастет... Это - заново воспринятое послание Христово, изложенное почти теми же словами, но приспособленное к жизни тысячелетие спустя, сознающее разницу между днем первым и днем сегодняшним". Она сделала замечательное дополнение, напоминающее о вещих словах доктора Бенджамина Джоветта, который, один из первых, приветствовавших Веру, в беседе со своим учеником, профессором Кемпбелом, говорил о "величайшем свете, явившемся в мир со времен Иисуса Христа", и предупреждал, чтобы он "следил за ним", ни на мгновение не упуская его из виду. "Если когда-либо имена Бахауллы или Абдул-Баха дойдут до вашего слуха, не откладывайте в сторону их писания. Ищите их книги, и пусть их славные, умиротворяющие, полные любви слова западут вам в сердце, как то случилось со мной... Ищите их, и вы станете счастливее".

В другом из этих свидетельств, там, где она комментирует роль арабского Пророка, она заявляет: "Бог есть все. Он есть сила, скрытая в каждом существе... Это наш внутренний голос, помогающий нам различать зло и добро. Но по большей части мы склонны не замечать или неверно толковать его. Потому именно Он и взял Своего Избранника, чтобы здесь, на Земле, он разъяснил нам Его Слово, дал понять его истинное значение. Отсюда и Пророки; отсюда Христос, Мухаммад и Бахаулла, ибо человек временами нуждается в земном голосе, чтобы почувствовать Бога, чтобы острее ощутить существование Бога истинного. Голоса эти, посланные нам, облеклись плотью, чтобы мы могли нашим земным слухом внимать им и понимать их".

В знак признательности за эти свидетельства королева получила от имени последователей Бахауллы Востока и Запада послание, и в своем глубоко трогательном ответе на него она пишет: "Действительно, как некий великий свет озарила меня Весть Бахауллы и Абдул-Баха... Моя юная дочь также черпает великие силы и утешение в писаниях возлюбленных Учителей. Мы передаем Весть из уст в уста, и все те, кто узнают о ней, словно видят перед собой свет, и многое из того, что казалось темным и запутанным, вдруг становится простым, ясным и полным надежды, как никогда раньше. То, что мое открытое письмо явилось целительным бальзамом для страдающих за дело, великое счастье для меня, и я воспринимаю это как знак того, что Господь внял моей скромной лепте. Возможность выражаться широко и открыто - тоже дело Его рук, ибо воистину обстоятельства складывались как звенья единой цепи, которая вела меня шаг за шагом, пока все вдруг на стало ясно моему взору и я не поняла, что было всему причиною. Так ведет Он нас к нашему конечному предначертанию... Мало-помалу завеса поднимается, и скорбь уходит. Но даже скорбь была ступенью на моем пути к истине; итак, отныне я готова встретить ее без слез!"

В весьма знаменательном прочувствованном письме к своему близкому другу-американцу, проживающему в Париже, королева писала: "Последнее время я связываю великую надежду с неким Абдул-Баха. Весть о новой Вере Его и Его Отца Бахауллы удовлетворила мое страстное стремление к религии... Я хочу этим сказать, что Их Книги укрепили меня сверх ожидания, и что теперь я готова к смерти и каждый день для меня полон упования. Но я молю Бога не забирать меня пока, потому что многое еще мне предстоит совершить".

И вновь пишет она в одном из своих более поздних восхвалений Веры: "Учение Бахаи дарит миром и пониманием. Оно словно широкие объятия, соединяющие всех, кто так долго искал слова утешения... Опечаленная постоянными раздорами между верующими разных религий и устав от их нетерпимость друг к другу, я обнаружила в учении Бахаи истинный дух Христов, столь часто отрицаемый и толкуемый превратно". И вновь следует удивительное признание: "Учение Бахаи дает мир душе и упование сердцу. Для тех, кто жаждет уверенности, слова Отца подобны источнику в пустыне после долгих скитаний".

"Красота истины, открытой Бахауллой, - написала она Марте Рут, - всегда пребывает со мной, она моя помощь и мое вдохновение. Все, написанное мною, происходит от избытка благодарности, переполняющей мое сердце, благодарности за мысли, внушенные мне вами. Я счастлива, если вы считаете, что я смогла быть полезна. Мне казалось, я могу приблизить истину, поскольку слова мои читают многие".

Во время своего визита на Ближний Восток королева изъявила намерение посетить Святыни Бахаи и в сопровождении своей младшей дочери уже было добралась до Хайфы и была близка в цели, но в этот момент ей отказали в праве осуществить задуманное паломничество - к глубокому разочарованию Величайшего Листа, который с нетерпением ожидал ее прибытия. Несколько месяцев спустя, в июне 1931 года в письме Марте Рут она писала: "Мы обе с Иляной испытали жестокое разочарование, когда нам воспретили поехать к Святым местам... но в то время мы переживали жестокий кризис, и каждый мой шаг оборачивался против меня и превратно истолковывался в политическом смысле. Я много настрадалась за это время, свободу мою ограничивали самым немилосердным образом... Но красота и истина живы во мне, и я крепко держусь за них, как бы ни печальна и тяжка была моя жизнь... Рада была слышать, что ваше путешествие оказывается плодотворным, и я желаю вам постоянных успехов, зная, сколь прекрасна та Весть, которую вы несете из земли в землю".

После прискорбного разочарования она писала другу своего детства, который жил неподалеку от Акки в доме, где некогда останавливался Бахаулла: "Было действительно прекрасно услышать о тебе, и думать о том, что ты живешь рядом с Хайфой и, как и я, следуешь учению Бахаи. Интересно, что ты живешь в таком необыкновенном доме... Он так меня заинтересовал, что я внимательнейшим образом изучила все фотографии. Должно быть, это красивое место... а дом, где ты живешь, так неописуемо притягателен и полон драгоценных воспоминаний, связанных с Человеком, которого мы все боготворим..."

Последнюю дань любви и восхищения она принесла Вере, которую любила всем сердцем, за два года до смерти. "Сегодня, - написала она, - когда мир лицом к лицу столкнулся с жестоким кризисом и пребывает в смятении и растерянности, мы должны более, чем когда-либо, укрепиться в Вере, ища того, что может связать, а не разъединить нас. Ищущим света учение Бахаи указует звезду, которая приведет их к более глубокому пониманию, уверенности, миру и доброжелательству".

В одной из своих статей Марта Рут делится воспоминаниями, проливающими свет на события тех дней: "В течение десяти лет Ее Величество и ее дочь, принцесса Иляна, с интересом читали все книги о Движении Бахаи, какие только появлялись в печати... После аудиенции у Ее Величества во дворце Пелизор в Синае в 1927 году, после кончины Его Величества короля Фердинанда, ее мужа, она любезно согласилась дать мне интервью и много говорила об Учении Бахаи о бессмертии. Перед нею на столе и диване было разложено множество книг бахаи, поскольку как раз в данный момент она читала в них, что говорится в Учении о жизни после смерти. Она попросила автора этих строк передать привет ее друзьями в Иране и многим членами американской общины, которые, по ее словам, были столь добры к ней во время ее последней поездки в Соединенные Штаты за год до этого... В следующий раз я встретила королеву 19 января 1928 года в Королевском дворце в Белграде, где она с принцессой Иляной находилась в гостях у королевы Югославии; они привезли с собой несколько книг Бахаи, и именно там добрейшая Ее Величество произнесла слова, которые я, пожалуй, буду помнить дальше всего: "Наша конечная места состоит в том, чтобы мысль Бахаи обрела такую силу, которая мало-помалу позволила бы ей озарить путь всем, кто ищет действительного воплощения Истины..." Затем, во время аудиенции во дворце Контроцени 16 февраля 1934 года, когда Ее Величество говорила о румынском переводе книги "Бахаулла и Новая Эра", недавно вышедшем в Бухаресте, она призналась в том, что очень счастлива, что ее народ отныне имеет благословенную возможность познакомиться с этим непереоценимым учением... Сегодня, 4 февраля 1936 года, я получила еще одну аудиенцию у Ее Величества во дворце Контроцени в Бухаресте... Вновь королева Мария сердечно приняла меня в своей мягко освещенной библиотеке - было шесть часов вечера... Какая памятная встреча!... Королева рассказал мне о том, как, будучи в Лондоне, встретила бахаи, леди Бломфилд, которая показала ей оригинал Послания, направленного Бахауллой ее бабушке, королеве Виктории. Она попросила автора этих строк рассказать ей о прогрессе Движения Бахаи, особенно на Балканах... Потом она заговорила о некоторых книгах Бахаи, о глубинах "Икана" и, прежде всего, о "Крупицах из Писаний Бахауллы", которая, по ее словам, настоящее чудо! Передаю дословно: "Даже сомневающиеся, если будут читать эту книгу наедине с собою, почувствуют ее могучую силу, почувствуют, как душа их расправляет крылья..." Я спросила, не хочет ли она, чтобы я рассказала о судьбе броши, которая представляет для бахаи драгоценную историческую реликвию, и Ее Величество ответила: "Да, разумеется". Однажды, это было в 1928 году добрейшая Ее Величество сделала автору этих строк подарок в виде небольшой, редкой и очень красивой броши, которая, в свою очередь, была подарнеа королеве ее русскими родственниками несколько лет назад. Брошка имела форму двух крылышек из золота и серебром, покрытых узором, инкрустированных бриллиантовой крошкой и соединенных большой жемчужиной. "Вы всегда делаете подарки другим, - сказала с улыбкой королева, - а теперь я хочу сделать вам подарок". И с этими словами сама вложила брошь мне в руки и крепко сжала их. Крылья и жемчужина должны были означать "Лучезарная бахаи". В ту же неделю я переслала ее в Чикаго в дар Храму... а на весенней сессии Съезда Бахаи обсуждался вопрос - следует ли продать королевский подарок? Не сохранить ли его как память о первой королеве, вставшей на защиту Дела Бахауллы? Тем не менее брошь тут же была продана, а вырученные деньги пошли на нужды Храма, поскольку каждый бахаи старался сделать все возможное, чтобы ускорить возведение этого величественного сооружения - первого в подобном роде в Соединенных Штатах. Мистер Уиллард Хэтч, бахаи из Лос-Анджелеса, купивший драгоценную брошь. в 1931 году перевез ее в Палестину, в Хайфу, гед передал в Архивы горы Кармель - там она веками будет покоиться вместе с другими сокровищами Бахаи..."

В июле 1938 года королевы Марии не стало. Все общины бахаи Запада и Востока направили ее дочери, королеве Югославии, свои соболезнования, на что та ответила "искренней благодарностью всем последователям Бахауллы". Национальное духовное собрание бахаи Персии, от лица всех последователей Веры Бахауллы, послало письмо с выражением скорби и сочувствия ее сыну, королю Румынии, и всей королевской семье; письмо, написанное на персидском и английском языках, поистине выражало чувства верующих родины Бахауллы. Марта Рут выразила принцессе Иляне глубокое, любящее сочувствие, встреченное принцессой с благодарной признательностью. В память о королве проводились мемориальные собрания, участники которых воздавали почести ее смелым эпохальным признаниями Веры Бахауллы, ее высказываниям в пользу пророческой миссии Мухаммада и восхвалениям Веры, вышедшим из-под ее пера. В первую годовщину ее смерти Национальное духовное собрание бахаи Соединенных Штатов и Канады продемонстрировало свою признательность и восхищение перед покойной королевой, почтив ее память множеством пышных букетов и цветочных гирлянд и своим участием в мемориальной службе, устроенной в ее честь румынским послом в Вифлеемсокй часовне Вашингтонского собора, на которой американская делегация, возглавляемая государственным секретарем и включавшая нескольких членов правительства и представителей армии и военно-морского флота, британского, французского и итальянского посланников, а также представителей других европейских посольств и миссий, единодушно засвидетельствовавших свое почтение перед той, кто, снискав бессмертную признательность в Царстве Бахауллы, в своей земной жизни завоевала уважение и любовь многих своих соотечественников.

Признание королевой Марией Божественной Вести - один из первых плодов того видения, которое явилось Бахаулле задолго до Его заточения и было возвещено в Китаб-и-Акдас. "Сколь благословен Царь, - писал Он, - кто поднимется во имя Моего Дела в Моем Царствии, кто отринет от себя всех, кроме Меня!.. Все должны славить его имя, поклоняться его положению и помогать ему отпереть городские врата ключами Моего Имени, ключами Всемогущего Заступника всего, что населяет царство видимое и невидимое. Такой царь есть зеница ока человечества, лучезарное украшение чела твоериня, верх благодати для всего мира. Так не жалейте же, о люди Баха, вашего имущества и даже самоей жизни вашей, дабы помочь ему".

Американской общине бахаи, которую выдающиеся международные заслуги Марты Рут уже увенчали неувядаемой славой, суждено было по мене того, как первый век истории Бахаи близился к завершению, благодаря соединенным усилиями своих членов как в самой Америке, так и за рубежом, столь отличиться в расширении охвата и качества миссионерской деятельности, что ни один обзор не может умолчать о ней. Не будет преувеличением сказать, что все эти колоссальные достижения и их удивительные результаты могли быть получены лишь благодаря тесному единению всех учреждений новообразованного Административного Порядка, действующих в соответствии с тщательно разработанным Планом, являющим собою достойное завершение столетних грандиозных усилий, отданных Делу Бахауллы.

Не удивительно, что община Его последователей в Соединенных Штатах и Канаде постоянно держала пальму первенства в заключительные годы этого столетия. Ее свершения в последние две декады Героического Века и в первые пятнадцать лет Века Строительства Завета Бахауллы уже дают основание с оптимизмом смотреть на ее будущее и прокладывают путь к ее конечному торжеству на закате первого столетия Эры Бахаи.

Почти за сто лет до этого Баба в Своей Кайум уль-Асме обратился к народам Запада, повелевая им "изойти из своих городов" и поспешить на помощь Его Делу. Бахаулла в Своем Китаб-и-Акдас, обращаясь к президентам обеих Америк наставлял их восстать, дабы "руками справедливости восстановить разрушенное" и "жезлом заповедей Господних" "сокрушить угнетателя", а также предвосхищал появление "знаков Его Владычества на Западе". Абдул-Баха, со своей стороны, заявлял, что "свет" Откровения Его Отца "ослепительно ярко воссияет на Западе и что "светоч Его Царства будет силять на Западе сильнее. чем на Востоке". Он особенно восхвалял американский континент как "землю, над которой Его Свет воссияет во всей славе и где будут явлены чудеса Его Веры", и утверждал, что Америке суждено быть "духовным водителем народов". Он выделял великую республику Запада, говоря о ней как о ведущей нации континента, заявляя, что ее народ "воистину достоин первым воздвигнуть Престол Величайшего Мира и провозгласить единство человечества", что "он обладает всем необходимым, дабы свершить то, что украсит страницы истории, вызовет зависть у всего мир и будет благословенно на Востоке и на Западе".

Первым, и самым значительным из деяний, совершенным Им за годы Своего служения, было то, что Он водрузил знамя Веры Бахауллы в самом сердце этой республики. За этим последовали Его продолжительные поездки по американскому побережью, Его заповедь общине Своих учеников - возвести первый Дом Поклонения в этой стране, и наконец, явленные Им уже на склоне лет Скрижали о Божественном Предначертании, наделявшие Его учеников полномочиями ворузить знамя Веры Его Отца, так же как Он сделал это в их стране, на других континентах, в других странах и на островах земного шара. Кроме того Он провозгласил одного из наиболее известных американских президентов человеком, чьи идеалы и возведенные им учреждения пробудили "зарю" Мира, предвосхищенного Бахауллой; во всеуслышание заявил о своей надежде, что именно из этой страны "божественный свет изольется на все народы мира"; назначил Своих учеников "Апостолами Бахауллы"; уверил их, что "их предприятие увенчается успехом" и "престол Царствия Божия во всей своей мощи и силе будет утвержден"; и, наконец, сделал волнующее заявление о том, что "в тот день, когда они донесут Божественную Весть до берегов Европы, Азии, Африки и Австралии, а также до далеких островов Тихого океана, община их прочно утвердится на престоле вечного владычества" и что"вся земля будет полниться хвалами ее величию и мощи".

Еще при жизни Того, Кто основал, взлелеял, многократно благословил и, наконец, подвиг на столь великую миссию эту Общину, она приступила к возведению Машрик уль-Азкара, приобретя землю для будущего Храма и заложив его основание. Она отправила своих миссионеров на Восток и Запад, чтобы проповедовать Дело, учредила основы своей общинной жизни, а после Его кончина возвела наружную структуру Храма и начала работы по его внешней отделке. Кроме того она взяла на себя преобладающую часть задачи по созиданию основы Административного Порядка, по отстаиванию его интересов, по демонастрации своего независимого характера, обогащению и распространению своей литературы, оказанию моральной и материальной помощи своим преследуемым собратьям, по отражению нападок своих врагов и установлению союза с правящими монархами. По мере того, как столетие близилось к концу, столь вликолепные достижения увенчались инициацией Плана - первой ступени Миссии, порученной общине Абдул-Баха - который на протяжении семи недолгих лет завершился окончанием внешеней отделки Машрик уль-Азкара; за это же время число Духовных Собраний, действующих на североамериканском континенте увеличилось почти вдвое, общее количество мест проживания бахаи в Америке возросло до тринадцати тысяч двадцати двух, структурная основа Административного Порядка была учреждена в каждом штате Соединенных Штатов и в каждой провинции Канады, прочный якорь был брошен в каждой из двадцати республик Центральной и Южной Америки, и, таким образом, число независимых государств, включенных в орбиту действия Общины, достигло шестидесяти.

Отныне многие и разнообразные силы объединились, чтобы побудить американскую общину к решительным действиям: пламенные проповеди о обетовании Бахауллы, - а также Его повеление - возводить во имя Его Дома Поклонения; наказы Абдул-Баха, изложенные в четырнадцати Скрижалях, обращенных к верующим, проживающим в западных, центральных, северо-восточных и южных штатах Североамериканской республики и в Каданском доминионе; Его пророческие высказывания о будущем Машрик уль-Азкара в Америке; влияние нового Административного Порядка на укрепление и эффективность сотрудничества; пример Марты Рут, которая, имея при себе всего лишь несколько довольно несовершенно переведенных брошюр, совершила путешествие по Южной Америке, посетив по пути все крупнейшие города континента; упорство и самопожертвование отважной и блистательной Кейт Рэнсом-Келер, первой американской мученицы за Веру, которая, путешествуя по Персии, в бесконечных беседах с министрами, священниками и государственными чиновниками защищала дело своих гонимых собратьев, отправила по меньшей мере семь петиций на имя шаха и, в конце концов, пренебрегая возрастом и больным здоровьем, скончалась в Исфахане. Другими факторами, побуждавшими членов общины к новым жертвами и приключениям, было их горячее желание постоянно развивать и усиливать работу, начатую небольшой группой первопроходцев, совершавших путешествия и основывавших поселения, учредивших первый центр Веры в Бразилии, совершивших плавание вокруг Южной Америки, посетивших Вест-Индию и распространявших литературу в различных странах Центральной и Южной Америки; сознание возросшего груза лежащей на них ответственности перед лицом стремительно ухудшающейся международной обстановки; понимание того, что первый век Бахаи быстро приближается к концу, и стремление достойно завершить предприятие, начатое тридцать лет тому назад. Не смущаясь огромностью предстоящей работы, мощью прочно покопавшихся церковных организаций, политической нестабильностью в некоторых из тех стран, где они собирались поселиться, климатическими условиями, с которыми им пришлось столкнуться, разнице в языках и обычаях между ними и теми людьми, среди которых им предстояло жить, а также глубоко сознавая вопиющие нужды Веры на северо-американском континенте, члены Американской общины бахаи как один поднялись для проведения тройной кампании, тщательно спланированной и систематически проводимой, целью которой являлось учреждение Духовного собрания в каждом пока еще не охваченном штате и провинции Северной Америки, формирование ядра верующих, проживающих в каждой из республик Центральной и Южной Америки, и завершение внешнего оформления Машрик уль-Азкара.

Сотни административных и образовательных мероприятий были разработаны для выполнения этого благородного Замысла. Благодаря добровольным пожертвованиям в фонды; благодаря учреждению межамериканского Комитета и образованию вспомогательных региональных миссионерских комитетов; благодаря основанию международной Школы по обучению миссионеров-бахаи; благодаря поселениями первопроходцев в девственных районах и посещениями странствующих миссионеров; благодаря распостранению литературы на испанском и португальнском языках; благодаря подключению курсов по обучению миссионеров и широкой работе, проводимой специальными группами и местными духовными собраниями; благодаря газетам и широковещательным радиопередачам; благодаря экспозиция фотографий и макетов Храма; благодаря межобщинным конференциям и лекциям в университетах и колледжах; благодаря интенсификации программ миссионерских курсов и организации летних школ в Латинской Америке - благодаря этим и прочим подобным мероприятиям исполнители Семилетнего Плана победно завершили то, что можно рассматривать как величайшее коллективное предприятие, за которое когда-либо брались последователи Бахауллы на протяжении всей истории первого века Бахаи.

И действительно, работы по возведению Храма были закончены на шестнадцать месяцев раньше намеченного срока, а вместо небольших ячеек, существовавших до тех пор в латино-американских республиках, Духовные Собрания были учреждены в Мехико-Сити и Пуэбле в Мексике, в столице Аргентины Буэнос-Айресе, в столице Гватемалы Гватемала-Сити, в Столице Чили Сантьяго, в столице Уругвая Монтевидео, в столице Эквадора Кито, в столице Колумбии Боготе, в столице Перу Лиме, в столице Парагвая Асунсьон, в столице Гондураса Тегусигальпе, в столице Сальвадора Сан-Сальвадоре, в Сан-Хосе и Путнаренасе в Коста-Рике, в столице Кубы Гаване и в столице Гаити Порт-о-Пренсе. Широкая работа, в которой принимали участие новообращенные верующие из Латинской Америки, мощно развернулась в таких республиках, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили, Панама и Коста-Рика;т верующие обосновывались не только в столицах латиноамериканских республик, но и в таких центрах, как Веракрус, Кананеа и Такубайа (Мексика), в Бальбоа и Кристобале (Панама), в Ресифе (Бразилия), в Гуайякиле и Амбато (Эквадор), в Темуко и Магелланесе (Чили); духовные собрания бахаи в Мехико-Сити и в Сан-Хосе получили законный статус; в Мехико был основан центр бахаи, имеющий свою библиотеку, читальный и лекционный залы; симпозиумы молодежи проводились в Гаване, Буэнос-Айресе и Сантьяго, а латиноамериканский центр по распределению литературы бахаи был учрежден в Буэнос-Айресе.

Эта огромная по своим масштабам сеть мероприятий на первом этапе своего развития получила благословение, сцементировавшее духовный союз обеих Америк - благословение, проистекавшее из жертвы, которую принесла на алтарь общего дела та, кто еще на заре Дня Завета взяла на себя ответственность за учреждение первых центров бахаи в Европе и Канадском доминионе, кто, невзирая на на свои семьдесят лет и больное здоровье, проделала путь длиною в шесть тысяч миль до столицы Аргентины, где, все еще пребывая на пороге своего служения, она неожиданно скончалась, самой смертью своею дав начатой в республике работе такой толчок, что, учредив у себя распределительный центр литературы бахаи для всей Латинской Америки, члены этой общины прочно заняли ведущую позицию среди соседних республик.

Мэй Максвелл, обретшая покой в земле Аргентины; Хайде Дан, чей прах покоится в городе Сиднее на противоположном конце земного шара; Кейт Рэнсом-Келер, погребенной в далеком Исфахане; Сьюзен Муди, Лилан Каппс и их отважным товарищам, похороненным в Тегеране; Луа Гетсингер, навсегда упокоившейся в столице Египта и, наконец, хотя далеко не в последнюю очередь. Марте Рут, тело которой предали земле на островке посереди Тихого океана, - им принадлежит несравненная честь, своим служением и своими жертвами, овеять американскую общину бахаи такой славой, за которую ее представители, празднуя свой исторический всеамериканский Съезд, нелегко доставшиеся им победы, должны испытывать к ним вечную благодарность.

Собравшись в стенах национальной святыни - пресвятого Храма, воздвигнутого в честь Бахауллы; отмечая одновременно рождение Завета Баба, начало Эры Бахаи, Цикла Бахаи и рождение Абдул-Баха, равно как и пятидесятую годовщинуы устновления Веры в Западном полушарии; делясь своими радостными чувствами с представителями других американских республик, собравшихся в окрестностях города, который тоже по праву может гордиться тем, что является первым центром Бахаи в Западном мире, члены этой общины поистине могут сознавать, в связи с этой торжественной годовщиной, что они, в свою очередь, победоносно завершив первую стадию Плана, намеченного Абдул-Баха, навечно прославили братские общины Востока и Запада и золотыми буквами вписали летопись своих подвигов в завершающие страницы истории первого века Бахаи.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/old.bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных