Литература

II

Запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия не устранит коренные причины войны. Разумеется, эти практические меры чрезвычайно важны как элементы процесса достижения мира, но сами по себе они слишком поверхностны и не могут оказать решающего воздействия. Люди достаточно изобретательны для того, чтобы создать новые виды вооружения и использовать продовольствие, сырье, финансы, индустриальную мощь, идеологию и терроризм как средства нескончаемой борьбы за власть и превосходство. Равным образом, невозможно навести порядок между нациями в нынешнем хаосе дел человеческих простым улаживанием отдельных разногласий и конфликтов. Необходим подлинно всемирный план.

Безусловно, руководители отдельных стран признают всемирный характер проблемы, с которой они ежедневно сталкиваются. К тому же имеются многочисленные исследования и предложения озабоченных состоянием дел и хорошо осведомленных групп, а также учреждений ООН, исключающие элемент неведения относительно настоятельных нужд и потребностей человечества. Наблюдается, однако, паралич воли. Именно это требует внимательного изучения и решительных действий. Как мы уже указывали выше, этот паралич проистекает из глубоко укоренившейся убежденности в неизбывной конфликтности человечества, что приводит к нежеланию рассматривать возможности подчинения своекорыстных национальных интересов требованиям мирового порядка и мужественно встречать все далеко идущие последствия установления объединенного всемирного полномочного органа. Он связан также с неспособностью угнетенных и необразованных масс выразить свое стремление к новому порядку, при котором они могли бы жить в мире, гармонии и благоденствии вместе со всем человечеством.

Некоторую надежду вселяют предварительные шаги в направлении мирового порядка, особенно те из них, которые были предприняты после II мировой войны. Группы отдельных стран официально оформляют свои взаимоотношения, что позволяет им налаживать сотрудничество по вопросам, представляющим взаимный интерес. Это неизменно усиливающаяся тенденция свидетельствует о том, что в конечном счете все страны сумеют преодолеть сковывающий их паралич. Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии, Сообщество и Общий Рынок Стран Карибского Бассейна, Общий Рынок Стран Центральной Америки, Совет Экономической Взаимопомощи, Европейское Сообщество, Лига Арабских Стран, Организация Африканского Единства, Организация Американских Государств, Форум Стран Южной Части Тихого Океана -- все эти организации представляют совместные усилия, прокладывающие путь к мировому порядку.

Обнадеживает также усиливающееся внимание к некоторым из самых закоренелых проблем планеты. Несмотря на очевидные несовершенства ООН, более сорока принятых ею деклараций и конвенций вселяют новые надежды в сердца простых людей даже в тех случаях, когда правительства встречали их без особого энтузиазма. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция по предотвращению и наказанию преступлений геноцида, а также другие меры, направленные на устранение всех форм дискриминации по расовым, половым и религиозным признакам, защиту прав ребенка, всеобщее запрещение пыток, борьбу с голодом и недоеданием, использование научно-технического прогресса в интересах мира и на пользу всему человечеству, если все эти меры будут осуществлены и расширены с необходимой для этого решимостью и отвагой, приблизят тот день, когда призрак войны перестанет вершить международные дела. Нет нужды особо останавливаться на важности вопросов, затронутых в этих декларациях и конвенциях. Однако некоторые из них требуют пояснения в связи с их непосредственным значением для достижения мира во всем мире.

Расизм, одно из самых ядовитых и отвратительных зол, является серьезнейшей преградой на пути к миру. Расизм и его проявления, столь оскорбительные для человеческого достоинства, не могут быть оправданны ни под каким предлогом. Расизм тормозит развитие безграничных возможностей своих жертв, морально разлагает самих расистов и сдерживает прогресс человечества. Чтобы покончить с этим злом, необходимо глобально признать и поддержать единство человечества и осуществить его при помощи соответствующих законодательных мер.

Колоссальный разрыв между богатыми и бедными причиняет людям жестокие страдания и держит мир в состоянии крайней неустойчивости, фактически на грани войны. Немногие общества сумели справиться с этой ситуацией. Чтобы решить эту проблему, требуется комбинированный подход, учитывающий духовные, моральные и практические ее аспекты. Необходим свежий взгляд на проблему, предусматривающий консультации с широким кругом специалистов без экономической или идеологической полемики и участие людей, непосредственно заинтересованных в срочном решении ряда назревших вопросов. Речь идет не только о необходимости устранения крайностей богатства и нищеты, но и о духовных истинах, понимание которых способствовало бы новому универсальному подходу к делам планеты. Поощрение такого подхода само по себе составило бы существенную часть решения.

Необузданный национализм, не имеющий ничего общего со здоровым и вполне закономерным патриотизмом, должен уступить дорогу чувству принадлежности и любви ко всему человечеству. Бахаулла утверждает: Земля -- единая страна, а все люди -- ее граждане. Концепция мирового гражданства непосредственно вытекает из слияния мира в единое сообщество вследствие научных достижений и неоспоримой взаимозависимости стран. Любовь ко всем народам мира вовсе не исключает любви к собственной стране. Благо каждой части мирового сообщества обеспечивается наилучшим образом благом целого. Необходимо существенно активизировать международные мероприятия в самых различных областях, которые будут воспитывать в людях чувства взаимного уважения, привязанности и солидарности.

На всем протяжении истории человечества религиозные распри служили причиной бесчисленных войн и конфликтов, сдерживали прогресс и теперь все больше вызывают отвращение как среди людей различных вероисповеданий, так и среди неверующих. Приверженцы всех религий должны поставить перед собой основные вопросы, возникающие в связи с такими распрями, и найти на них четкие ответы. Как в теории и на практике разрешить разногласия между различными религиозными учениями? Задача, стоящая перед религиозными лидерами, состоит в том, чтобы, преисполнив свои сердца чувством милосердия и желанием найти истину, поразмыслить над состоянием человечества и, смирив гордыню перед Всемогущим Творцом, спросить себя: нельзя ли поступиться теологическими разногласиями во имя великого духа взаимной терпимости, которая позволила бы им вместе трудиться на благо мира и взаимопонимания между людьми?

Эмансипация женщины, уравнение ее во всех отношениях с мужчиной, является одним из важнейших, хотя и не общепризнанных, условий достижения мира. Отрицание такого равенства ведет к несправедливости, совершаемой по отношению к половине населения мира, и развивает в мужчинах вредные отношения и привычки, которые переносятся из семьи в сферу профессиональной деятельности, политическую жизнь и, наконец, в международные отношения. Такое отрицание равенства не имеет под собой никаких моральных, практических или биологических оснований, чтобы быть оправданным. Только полноправное участие женщин во всех сферах человеческой деятельности создаст моральный и психологический климат, благоприятный для воцарения мира во всем мире.

Всеобщее образование, которому уже служит целая армия преданных делу людей всех вероисповеданий и национальностей, заслуживает максимально возможной поддержки со стороны правительств мира, ибо невежество, вне всякого сомнения, является главной причиной упадка и падения народов и увековечивания предрассудков. Ни одна страна не может добиться успехов, не предоставив благ просвещения всем своим гражданам. Отсутствие ресурсов ограничивает возможности многих стран достичь этой цели и вынуждает их определять первоочередность. Органам, принимающим решения по очередности, следовало бы начать с предоставления образования женщинам и девочкам, ибо блага знаний наиболее эффективно и быстро распространяются в обществе через просвещенных матерей. В соответствии с велением времени в программу общего образования каждого ребенка следует включить преподавание учения о всемирном гражданстве.

Отсутствие универсальных средств общения людей существенно ослабляет действенность усилий, направленных на достижение мира во всем мире. Принятие вспомогательного международного языка в значительной степени способствовало бы решению этой проблемы, и это дело требует неотложного внимания.

Подводя итог вышесказанному, следует особо подчеркнуть два момента. Во-первых, невозможно покончить с войной простым подписанием договоров и протоколов. Это -- сложная задача, требующая нового уровня посвященности разрешению проблем, которые обычно не ассоциируются с делом мира. Идея коллективной безопасности, основанной только на политических соглашениях, является химерой. Во-вторых, дело мира следует перевести из сферы чистого прагматизма в разряд принципов, ибо, по существу, мир рождается из внутреннего состояния, поддерживаемого духовной или моральной позицией. В выработке такой позиции находится возможность прочного решения вопросов, связанных с достижением мира во всем мире.

Существуют духовные принципы (некоторые называют их общечеловеческими ценностями), при помощи которых можно найти решение любой социальной проблемы. Руководствуясь добрыми намерениями, любая группа может разработать общую схему решений стоящих перед нею проблем, но обычно добрых намерений и практических знаний для этого недостаточно. Важное достоинство духовного принципа состоит в том, что он не только дает перспективу, гармонирующую с существом человеческой природы, но и создает отношение, динамику, волю, устремления, помогающие разработать и осуществить практические меры. Главам правительств и всем административным властям, прежде чем предпринимать что-либо для решения той или иной проблемы, следовало бы выявить связанные с нею принципы и затем руководствоваться ими.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных