Литература

9 Ноября 1912 6 Беседа в доме миссис и м-ра Артура Д. Парсонса. Восемнадцатая Стрит,1700,СЗ, Вашингтон, О.К.

Запись Джозефа Х. Ханнена.

 Любое структурное соединение неизбежно подвергается процессам разрушения и распада. К примеру, этот цветок является соединением различных элементарных частиц; их распад в итоге неизбежен. Когда данное структурное соединение разрушается, - иными словами, когда частицы, входящие в его состав, разделяются и распадаются, - то сие состояние мы называем смертью цветка. Он подвержен процессам разложения, поскольку состоит из простейших частиц, образующих его клеточную структуру. Следовательно цветок не может быть бессмертным. Подобным образом и человеческий организм состоит из множества элементарных частиц. Соединение этих частиц порождает жизнь. Когда же эти частицы рассоединяются, жизнь прекращается и наступает смерть. Понятие существования на различных уровнях или в царствах бытия подразумевает наличие соединения; и несуществование или смерть есть разъединение.
 Но духовная и главная подлинная сущность человека не является результатом сочетания материальных элементов, следовательно она не подвластна разложению. Она не является элементарным соединением, подверженным разложению и смерти. Истинный и основополагающий научный закон говорит о том, что сама исходная частица не умирает и не может быть уничтожена по той причине, что она является исходным, простым, а не составным элементом. Поэтому она не подвластна разложению.
 Следующим свидетельством или подтверждением нерушимости подлинной сущности человека является то, что ее не затрагивают изменения, происходящие с физическим телом. В человеческом организме постоянно происходят определенные процессы, изменяющие его состояние. В одно время он может нормально функционировать, но постепенно его функции могут быть нарушены. Тело может быть как слабым, так и сильным. Оно может получить физические увечья, человеку могут ампутировать руку, он может сломать ногу, ему может грозить слепота, глухота или любое другое повреждение некоторых органов, но все эти изменения не влияют на дух человека, на человеческую душу. Если тело может прибавить или сбросить вес, одряхлеть или накопить силы, то все эти изменения не затронут духа или души человеческой. Допустим телу могут нанести смертельную рану, или его могут даже расчленить на части, но душа при этом останется по-прежнему живой, подтверждая, что никакие телесные изменения не в состоянии повредить ее бытию. Мы понимаем, что смерть и смертность аналогичны изменению и распаду. Поскольку мы выяснили, что распад и изменения, происходящие с телом, не влияют на состояние духа, то отсюда следует, что душа бессмертна; ибо лишь то что подвержено изменениям преходяще и недолговечно.
 Более того, сия бессмертная человеческая душа наделена двумя способами восприятия: опосредствованным и непосредственным, то есть осуществляемым без посредства каких-либо органов чувств. Например, душа видит через посредство глаз, она слышит звуки, различает запахи и соприкасается с реальными объектами с помощью органов слуха, обоняния и осязания. Таковы действия и способы опосредствованного восприятия Но в мире снов душа продолжает видеть, хотя глаза при этом закрыты. Человек словно уходит из царства бытия, он лежит недвижно, как мертвый; его уши не слышат, однако он слышит. Тело человека неподвижно, но сущность его, его душа путешествует, видит, размышляет. Все органы тела бездействуют, оно кажется совершенно бесчувственным. Несмотря на это идет процесс непосредственного и живого духовного осознания. Жизнь духа продолжается. Душа странствует по миру, воспринимая и ощущая его. Зачастую бывает, что человек не может разрешить какую-то проблему во время бодрствования, и именно во сне к нему приходит озарение, позволяющее найти решение. Как часто бывало, что человек видел сон, переносящий его в будущее; и события, предвещенные сном, - подобно предсказаниям пророков, - впоследствии действительно происходили наяву.
 Следовательно мы узнали, что бессмертие души или духа не связано с так называемым физическим бессмертием и не подразумевает бессмертия тела, поскольку во время сна тело находится в состоянии покоя, подобного смерти, оно безсознательно и бесчувственно; но душа или дух человеческий способен воспринимать, чувствовать, перемещаться в пространстве и совершать открытия. Именно благодаря этой духовной способности снисходят на человека озарения и откровения. Сколько пророков имело чудесные предвидения, пребывая в подобном состоянии! Душа или дух человеческий - это всадник; а тело - всего лишь конь, несущий его. Что-то может вывести из строя этого коня, но всадник при этом останется целым и невредимым. Дух можно сравнить с огнем, горящим внутри светильника Тело - всего лишь стеклянное обрамление Стекло может разбиться, но огонь всегда останется огнем, поскольку он может существовать независимо от светильника. Дух способен действовать без участия тела. В царстве снов все происходит точно также, как в случае с огнем и разбившимся светильником. Его горение не зависит от существования стеклянного колпака. Человеческая душа способна совершать действия как при посредстве своего физического тела, так и без участия оного. Следовательно, тело может стать объектом распада, но эти изменения и преобразования не затрагивают духовную сущность.
 Вполне очевидно, что тело не способно участвовать в процессе мышления, не способно на умственные озарения. Оно является посредником простейшего чувственного восприятия. Физическое тело по своему типу принадлежит к животному миру, и подобно животным оно способно лишь на грубое чувственное познание. Оно совершенно лишено возможностей формирования и восприятия идей и не имеет способности логического рассуждения. Знания и суждения животных основаны на том, что видят их глаза и слышат их уши. Восприятие животных ограничено чувственной сферой, - вкусовыми ощущениями, обонянием и осязанием. Их понимание не выходит за рамки чувственного познания. И в силу этого ограничения животные являются пленниками собственных чувств и ощущений, пленниками физической восприимчивости. Они не могут нарушить эти границы и вступить в мир более высокого и тонкого восприятия действительности. Например, животное не в состоянии осознать, что земля, на которой оно живет, в сущности представляет собой шарообразное тело, поскольку вывод о сферической форме земной поверхности был сделан на основании логических рассуждений. Сие не доступно чувственному восприятию. Европейские животные не могут предвидеть и спланировать открытие Америки, как это было сделано Колумбом. Они не могут взять глобус земли и, разглядывая различные континенты, сказать, " Вот восточное полушарие; а с другой стороны должно быть западное полушарие." Ни одно животное не способно осознать эти понятия по той причине, что они постижимы только с помощью логического мышления. Животное не может осознать, что земля вращается, в то время как солнце остается на месте. Такой вывод может быть сделан только благодаря умозаключению. Ведь зрительное восприятие подсказывает нам, что вращается именно солнце. Глаз видит, что звезды и планеты вращаются вокруг земли. Но разум вычислил их орбиты, узнал, что земля движется, а иные миры остаются на своих местах, узнал, что солнце является срединным самосветным телом, неизменно пребывающим в центре нашей вселенной, доказал, что именно земля вращается вокруг него. Такие заключения сделаны исключительно с помощью разума, а не на основе чувственного восприятия.
 Итак мы узнали, что в человеческом организме есть некий центр мышления, действенная сила интеллекта, которая проникает в подлинные сущности вещей. Эта сила может разгадывать тайны сущего мира. Она может постигать явления, которые невозможно познать с помощью одних только органов чувств. Все научные открытия суть плоды ее деятельности. Ибо все они были когда-то тайнами природы. В прежние времена электрическая энергия была тайной природы, но посредством той совокупной сущности, которая явлена в человеке, была открыта эта тайна, эта сокрытая природная сила. Познав законы электричества, человек воплотил их в жизнь, в зримые явления окружающего мира. Все научные знания, используемые нами, суть плоды деятельности этой чудодейственной подлинной сущности. Но животные не способны к такому роду деятельности, они лишены человеческого разума. Все мы восхищаемся произведениями искусства, кои суть изъявления этой же чудесной подлинной сущности. Животные не ведают об этом, поскольку осознаваемые подлинные сущности доступны только человеческому духу. Все эти результаты суть высшие и завершающие итоги процесса человеческого осознания подлинных сущностей. Животные полностью лишены такой духовной способности.
 Приведенные выше свидетельства убедительно говорят о том, что человек имеет двойственную природу, две подлинных сущности; одна подлинная сущность, которая связана с чувственным восприятием мира, является общей для человеческого и животного царств; и другая подлинная сущность заключается в его мыслительных и духовных способностях. Последняя, совокупная духовная сущность является первооткрывателем всех тайн и секретов. И сей первооткрыватель, проникающий в подлинные сущности вещей, очевидно, представляет собой не материальную субстанцию. Он принадлежит к иному миру. Смертность и распад суть свойства присущие материальным соединениям, эти процессы властны над реальными объектами сущего мира, которые воспринимаются с помощью огранов чувств, однако совокупная человеческая сущность не относится к таким объектам, хотя может проникать в любые тайны бытия. Посему она восходит к сфере истинных, вечных категорий, которые не подвластны никаким изменениям и превращениям.
 Существует много других доказательств, касающихся этой жизнеспособной духовной категории, но мне хотелось бы завершить нашу беседу словами Иисуса Христа, "Рожденное от Духа есть дух," и этот дух приобщен к Царствию Небесному. Сие означает, что подобно первому физическому рождению младенца из материнского чрева, посредством которого он приобщается к царству человеческого бытия, человек должен также пройти через второе духовное рождение из чрева природного мира, должен освободиться от оков низкой животной(чувственной?) натуры, дабы постичь подлинные сущности Царствия Бога. Он должен родится из материнского чрева земли, дабы обрести вечную жизнь. И сия совокупная духовная сущность или дух человеческий, возродившись из природного мира и приобщившись к атрибутам Господа, будет жить вечно в Царствии Небесном.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных