Литература

2 Сентября 1912 Беседа в доме Миссис иМ-ра Виллиама Сатерленда Максвелла.

Пайн Вест Авеню,716, Монреаль, Канада

 Из стенографической записи

 Природа есть царство физического бытия. Приглядевшись к ней повнимательнее, мы обнаружим, что она темна и несовершенна. Например, если мы перестанем возделывать участок земли, предоставив его в полное распоряжение самой природы, то вскоре обнаружим, что он покрылся колючками и терниями; на нем будут произрастать лишь дикие растения и сорные травы, и в результате он превратится в настоящие джунгли. Деревья престанут плодоносить, потеряют красоту и соразмерность; только дикие звери, ядовитые насекомые и рептилии будут обитать в этих глухих зарослях. Таковы неполноценность и несовершенство природного мира. Чтобы исправить это положение, мы должны расчистить и вспахать землю, дабы вместо колючек и сорняков на ней могли вырасти цветы, - то есть, образно говоря, мы должны озарить светом темный мир природы. В первозданном состоянии леса представляют собой мрачную и непроходимую чащу. Человек, удаляя густой покров буйного мелколесья, впускает солнечный свет в мир природы и сажает новые плодоносные деревья. Постепенно дикие лесные угодья и мрачные дебри превращаются в плодоносящие вертограды и прекрасные цветущие сады; хаос уступает место порядку; темное царство природы, благодаря заботливому и доброму уходу, становится светлым многокрасочным миром.
 Если бросить человека на произвол природы, то он опустится ниже уровня животных и сможет превзойти их лишь своим невежеством и несовершенством. Отличным свидетельством тому служат дикие племена центральной Африки. Оставаясь в своем первобытном состоянии, они погружены в темные глубины, в бездны варварства, они слепо блуждают в том пещерном мире, куда не проникает свет ментальных и нравственных совершенств. Если у нас возникнет желание просвятить сей темный мир человеческого существования, то нам придется освободить этих людей из безнадежного рабства природы, открыть им путь к свету, путь к знаниям и неустанно воспитывать их, пока они не поднимутся из мрака невежества и не станут мудрыми и просвещенными; тогда грубый и жестокий дикарь превратится в культурного и доброго человека; тогда исчезнут низкие и порочные проявления его натуры, и он станет средоточием небесных добродетелей. Но человек, живущий природными инстинктами, человек, лишенный воспитания и образования, несомненно превзойдет в своей порочности и злонамеренности даже животных, и самым ужасным подтверждением тому служит обычай каннибализма, распространенный среди африканских племен. Таким образом, очевидно, что полноценное развитие и совершенствование мира природы завершается лишь благодаря пробуждающему воздействию воспитания, благодаря свету знаний, рассеивающему мрак физического бытия.
 В наше время существуют новые философские учения, безоговорочно утверждающие, что мир природы совершенен. Если сие утверждение справедливо, то к чему детям посещать школы, дающие воспитание и образование, зачем нужны книжные премудрости колледжей и университетов с их углубленным изучением наук и искусств? Чего могло бы достичь человечество, если бы оно по-прежнему пребывало в первозданной дикости, не зная преимуществ воспитания и образования? Ведь все научные открытия и достижения суть плоды просвещения и образования. Телеграф, фонограф, телефон, - все подобные изобретения, оставались лишь скрытыми, потенциальными, возможностями природы, коим было предназначено оставаться тайнами незримого физического мира, но благодаря силе образования, человек смог смог постичь и открыть законы, управляющие этими явлениями. Все чудеса и удивительные достижения, которые мы называем цивилизацией, остались бы скрытыми, неизвестными и попросту несуществующими, если бы человек не возвысился над миром природы, и лишился щедрот, благодатей и привилегий умственного развития и образования. Единственное отличие невежественного дикаря от проницательного ученого заключается в том, что первый не поднялся выше уровня физического развития, в то время как последний прошел курс последовательного воспитания и образования в школе и колледже, благодаря чему произошло пробуждение и развитие его ума и способностей восприятия и осознания высших духовных сфер; иной качественной разницы между этими двумя смертными представителями рода человеческого не существует.
 Господь посылал на землю Пророков, дабы они пробуждали в душах людских стремление и способность к высшему божественному осознанию. Во имя сей великой цели Он открыл небесные Книги. Для этого распахнулись двери Царствия Божия, Святой дух овевает сады человеческих сердец своим животворным дыханием, и небеса озаряют человечество сокровенным светом духовного совершенствования. Такой божественный идеальный дар был ниспослан человеку, дабы он мог стать духовно просвященным, мог приобщиться к царству подлинного могущества и силы. По замыслу Создателя лучезарное сияние Солнца Истины должно было рассеивать мрак природного мира и исцелять все несовершенства человеческой натуры. Посланники Божии приходили в сей мир с миссией воспитания душ человеческих, Они стремились освободить человека от рабства инстинктов и низких природных склонностей. Они подобны Небесным Садовникам, которые возделывают ниву мира человеческого; Они неустанно трудились на этих землях, скрытых под дикими, буйными зарослями. Благодаря их заботливому уходу искривленные ветви становились прямыми, бесплодные деревья начинали плодоносить, и постепенно сей перобытный варварский мир, сия невозделанная нива, превращалась в прекрасный сад, изобилующий чудесными плодами.
 Когда бы совершенство и завершенность были изначально присущи природе, тогда бы и человеческому миру не требовалось никакого воспитания и образования, - не возникло потребности развития искусства и ремесла, и отпала необходмость в учителях, школах и университетах. Откровения божественных Посланников и небесных Книг оказались бы ненужными и излишними. Если бы порождения мира природы полностью удовлетворяли все потребности и желания рода человеческого, то мы бы не стремились познать Бога и обрести веру в Него. Следовательно небесная помощь и поддержка дарована людям, дабы они могли войти в мир духовного бытия, могли преодолеть несовершенства и неполноценность природной сущности. Подумайте о том, что представляла собой Канада в начальный период истории Монреаля, когда эти земли находились в состоянии первозданной дикости. Почвы были неплодородными, каменистыми и почти непригодными для обитания, - кругом простирались дремучие темные леса. Благодаря какой же незримой силе, посреди столь суровых и малопривлекательных природных владений, возник этот огромный город? Благодаря духовной силе человеческого ума. Следовательно природа и результат действия природных законов были несовершенными. Ум человека усовершенствовал и изменил эти несовершенные природные условия, и ныне вместо непроходимых дебрей первозданной природы мы созерцаем прекрасный город. До открытия Колумба Америка представляла собой невозделанное дремучее царство девственных лесов, гор и рек - мир первозданной природы. Сейчас она стала царством человека. Она была темным, страшным и диким краем; ныне на этой земле выросла огромная страна, благоденствующая и просвещенная цивилизация. Вместо лесов мы видим богатые фермы, прекрасные сады и вертограды, приносящие обильные урожаи. Вместо терний, колючек и сорных трав, мы обнаруживаем домашних животных, цветущие луга и поля, ожидающие дня жатвы. Если бы совершенство было присуще миру природы, то этой великой стране незачем было бы трудиться, дабы изменить его.
 Если ребенку предоставить лишь возможность физического развития, лишив его преимуществ образования, то очевидно, что он вырастет невежественным и безграмотным существом, его умственные способности останутся слабыми и неразвитыми; в сущности он будет побен бессловесному животному. И подтверждением тому могут служить дикари центральной Африки, которые едва отличаются от зверей по уровню умственного развития.
 Если ребенку предоставить лишь возможность физического развития, лишив его преимуществ образования, то очевидно, что он вырастет невежественным и безграмотным существом, его умственные способности останутся слабыми и неразвитыми; в сущности он будет побен бессловесному животному. И подтверждением тому могут служить дикари центральной Африки, которые едва отличаются от зверей по уровню умственного развития.
 Таким образом, мы приходим к единственному возможному заключению: Солнце Истины, Слово Божие является источником и первоосновой человеческого совершенствования и культурного развития. Природный мир - удел царства животных. И животные совершенны на уровне их естественных ограничений и законов природы. Уровень развития хищников полностью определяется природными законами. Они прекрасно обходятся без образования или просвещения; их ум лишен способности осознанного мышления и умозрительного рассуждения; им не суждено познать, что есть духовный мир, они не имеют понятия о Боге или о Святом Духе. Животное не способно постичь и осмыслить свое отличие от человека, по причине того, что его восприятие ограничивается лишь сферой чувственных ощущений. Оно живет в рабстве природы и слепо подчиняется природным законам. Все животные по сути своей материалисты. Они отрицают Бога и не имеют понятия о сверхъестественной вселенской силе. Они, как покорные рабы природного, чувственного мира, не знают учений божественных Пророков и Священных Книг. В сущности, животные подобны известным философам современности, потерявшим связь с Богом и Святым Духом, - они отвергают учения Пророков, обделены духовной восприимчивостью, лишены небесных щедрот и веры в высшие божественные силы. Животные, не ведая забот и тревог наслаждаеются такой жизнью, в то время как философы материалисты посвящают десять, а то и двадцать лет жизни упорным трудам, изучая науки в школах и колледжах, чтобы, в итоге, прийти к отрицанию Бога, Святого духа и божественного наития. Тогда можно сказать, что философские способности животных гораздо выше, ибо они достигли такого понимания без малейшего труда и многолетних учений. Например, корова отрицает существование Бога и Святого Духа, ничего не знает о божественном наитии, небесных щедротах или духовных добродетелях, она является инородным существом в мире духовных чувств и помыслов. Подобно этим философам, корова бесприкословно подчиняется власти природы и живет в своем ограниченном мире чувственного восприятия. Материалисты, однако, гордятся такой жизнью и заявляют, "Мы освободились из плена суеверий; мы полностью полагаемся лишь на реальности, данные нам в ощущениях и знать не знаем ни о каких сверхъестественных сущностях, ибо природа всеобемлюща и всевластна." Но корова, не утруждая себя заботами, связанными с учениями или научными премудростями, скромно и спокойно взирает на мир именно с такой точки зрения, и живет, исполненная величавого достоинства, в полной гармонии с природными законами.
 Но человеку уготовано иное величие. Величием человека является познание Бога, духовная восприимчивость, приобщение к сверхъестественным силам и щедротам Святого Духа. Величие человека состоит в приобретении знаний божественных учений. Вот в чем заключается величие и истинная просвещенность человечества, а невежество есть не просвещенность, а мрак заблуждений. Разве могли души человеческие, блуждавшие в пещерной тьме невежества, стать просвещенными, познать таинства Господни и подлинные сущности бытия, если бы Иисус Христос не открыл им сии благодати? Разве умственные способности тех древних людей выше просветленного ума Христа? Христос был осенен знаком небесного величия и принадлежал к миру Царствия Божия. Ему открылись незримые сферы духовного знания. Он превосходил интеллектом любого из философов древности. Его понимание было глубже, Его восприимчивость острее, Его познания более совершенны. Разве можно допустить, что Он просмотрел или недооценил что-либо в земном мире? Он не придавал большого значения условиям материальной жизни, пренебрегал Своим покоем и счастьем, принимал все испытания и сознательно шел на страдания и жертвы, поскольку Он был одарен духовной восприимчивостью и силой Святого Духа. Он созерцал величественные чертоги Царствия Небесного, был исполнен божественной благодати и обладал высшим даром. Он излучал свет любви и милосердия, и такими же источниками света были все посланники Господа.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/old.bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных