Литература

7 Мая 1912 Беседа в отеле Скинли

Питтсбург, Пенсильвания.

 Запись Сюзанны Битти

 Я приехал из далекой восточной страны, чтобы встретится с вами. Воистину, ваша страна заслуживает многочисленных похвал, и во всех областях жизни здесь видны признаки процветания. Народ ваш приобщился к наукам и искусствам, и плоды высокоразвитой цивилизации представлены в изобилии. Мне хочется познакомить вас с основными заветами учения Бахауллы, дабы вы могли получить представление об исходной сущности и важном значении движения Бахаи.
 Около шестидесяти лет тому назад разные народы и многочисленные религиозные учения Персии находились в состоянии крайней враждебности и неримиримой борьбы друг с другом. Вражда царила повсюду, весь мир был охвачен войнами. Именно в такое время в Персии явился Бахаулла, вся Его жизнь, была посвящена воспитанию и просвещению народа Он объединил разнообразные религиозные течения и секты, устранил религиозные расовые, патриотические и политические разногласия и предрассудки и установил крепкие связи единства и согласия между различными уровнями и социальными группами человеческого общества. Неприятие и злоба, царившие прежде в народе этой страны, были столь глубокими и сильными, что не могло быть и речи о нормальном мирном сосуществовании. Возможность мирных встреч и договоров полностостью исключалась. Но благодаря божественной силе учений Бахауллы, были достигнуты поистине прекрасные результаты. Он очистил души людские от ненависти и предрассудков и настолько преобразил их взаимоотношения, что самые фанатично настроенные религиозные течения, многочисленные секты и классовые группы Персии пришли к полнейшему согласию. Установление таких отношений было далеко не простым делом, ибо Бахаулла подвергался яростным преследованиям, претерпел огромные трудности и тяжелые испытания. Его заключали в тюрьмы, пытали, истязали, и в конце концов он был изгнан из родной страны. Он с радостью принимал любые пытки и мучения. Череда ссылок из страны в страну продолжалась до последних дней земной жизни Бахауллы, до его вознесения в мир иной, но велика была сила Его, даже из тюремного заключения Он неизменно продолжал проповедовать миру Божественное учение. Преследователи Бахауллы упорно старались изолировать Его, отсылая в самые отдаленные районы, но повсюду он продолжал крепко держать знамя мира и согласия и проповедовал заветы единства рода человеческого. Давайте рассмотрим некоторые из этих заветов. Во-первых, главная обязанность, возложенная на человечество состоит в познании истины. Если люди откроют для себя подлинную сущность, то мир придет к единству и согласию, ибо истина или подлинная сущность не делима и не множима. Различные вероучения исходят из одного общего истинного первоисточника, следовательно их подлинная сущность едина.
 Любое божественно учение включает в себя два вида установлений. Первый относится к духовной восприимчивости , развитию нравственных устоев и пробуждению самосознания и совести человека. Эти общие для всех религий установления являются сущностными или основополагающими, они неизменны и вечны, они суть истина, не подвластная никаким изменениям. Авраам возвестил миру эту истину, затем ее проповедовал Моисей, и Иисус Христос принес благую весть, озарив этим же истинным светом все человечество. Все Божественные Пророки и Посланники Господа были источниками и проводниками единой, вечной и основополагающей истины.
 Второй вид установлений божественных учений относится к материальной жизни человечества. Такие материальные или дополнительные законы зависят от конкретных условий эпохи, в которую они явлены и изменяются в соответствии с требованиями места и времени, в соответствии с уровнем развития человечества. Например в ветхозаветные времена десять преступлений карались смертью. Эти законы, явленные Моисеем находились в соответствии с требованиями того времени, той эпохи. И другие заповеди, назначающие суровые наказания также были введены Моисеем, - око за око, зуб за зуб. Человеку, совершившему кражу, в наказание отрубали руку. Эти законы и кары были потребны в тот период развития израильского народа, который обитал в суровых диких местах, в пустыне, и в тех условиях жестокость была необходима и оправдана. Но во времена Иисуса Христа такой свод законов был уже неуместен, поэтому, отменив заветы Моисея, Иисус дал новые заповеди.
 Из этих рассуждений следует, что все божественные вероучения содержат непреложные духовные установления, которые не подвластны изменениям, и материальные установления, которые обновляются в соответствии с требованиями времени. Но, пренебрегая божественными заветами, люди земли идут по пути слепого исполнения обрядов и ритуалов, подменяющих истинную сущность. Множество человеческих толкованиц и суеверий порождают вражду и фанатизм и влекут за собой непримиримые столкновения и войны. Если каждый человек познает истину или подлинную сущность, лежащую в основе как его собственной веры, так и других вероучений, то это позволит всем прийти к согласию и единству, ибо эта сущность едина - неделима и немножима.
 Второй принцип или Бахауллы - провозглашение единства человечества, ибо все мы являемся слугами Божиими и принадлежим к одному роду; Господь сотворил всех нас и, следовательно, дары Его всеобщи; Его провидение, забота и поддержка, Его неисчерпаемая доброта распространяется на весь род людской.
 В этом состоит суть небесной мудрости, и человек не в силах предложить более совершенного и благоразумного предначертания, чем то, которое установлено Господом. Поэтому мы должны признать это и содействовать претворению замысла Небесного Владыки. Любовь и доброта Господа нисходит на всех, так почему же мы должны быть злыми и жестокими? Ведь человеческий род принадлежит к одной семье, так почему члены ее должны проявлять враждебность и ненависть по отношению друг к другу? Поэтому всем нам надлежит понять, что к любому человеку следует относиться с равным уважением и любовью. Люди, отдающие себя служению человечеству поистине благородны; и ближе всех к престолу Господнему те слуги Его, которые занимают самое скромное положение. Слава и величие человека зиждется на смиренном служении собратьям своим, а не на разжигании ненависти и вражды.
 Третий принцип или завет Бахауллы - единство религии и науки Любое религиозное учение, которое не подтверждается научными доказательствами и открытиями есть чистое суеверие, ибо настоящая наука строится на разумных и подлинных началах, и религия суть порождение подлинной сущности и высшего разума; следовательно они должны согласовываться друг с другом. Религиозные учения расходящиеся с научными воззрениями и доводами здравого смысла, представляют собой лишь человеческие измышления и фантазии, которые не заслуживают одобрения, ибо антитеза и противоположность знаний есть невежество, порождающее эти религиозные предрассудки. Если мы говорим, что религия и наука несовместимы, то сие сие означает, что нам не достает знаний ни в одной из этих областей, ибо как наука, так и религия основаны на осмысленных предпосылках и умозаключениях, и должны соответствовать критериям разума.
 Четвертый принцип или завет Бахауллы - реорганизация и создание справедливых законов общественной экономики. Это проблемы человеческого жизнеобеспечения. Очевидно, что при нынешних методах и законах экономического управления бедные люди испытывают величайшую нужду и страдания, в то время как люди,более удачливые, живут в такой роскоши и комфорте, которые далеко превосходят их действительные нужды. Несправедливое распределение благ и привилегии порождают острейшие жизненные проблемы человеческого сообщества. Поэтому очевидно назрела необходимость выравнивания и пропорционального распределения жизненных благ, благодаря чему все смогут жить в достойных условиях и пользоваться всеми преимуществами жизни. Оздоровление или реорганизация экономики должна быть проведена на законодательном уровне. Необходимо, чтобы люди, обладающие излишним достатком, осознали нужды бедняков, и без принуждения, но по собственной воле, милосердию и состраданию стремились помочь им. Следуя этому принципу духовной жизни, человечество заложит надежные основы спокойствия и порядка.
 Пятый принцип или завет Бахауллы - отказ от религиозных, расовых, национальных и политических предрассудков, которые подрывают основы человеческого сообщества. Все люди являются созданиями и слугами единого Господа. Земля - наш общий дом; все человечество принадлежит к одной семье, одному отечеству. Различия и границы искусственны, они лишь плод человеческого воображения. Разве могут они быть поводом для розни и вражды между людьми? Все мы должны объединиться и сообща служить во благо рода человеческого.
 Шестой принцип или завет Бахауллы касается равенства мужчин и женщин. Он утверждал, что перед лицом Господа ни один из полов не имеет преимущества перед другим. Наиболее близок к Царствию Небесному чистосердечный человек, который известен своими благочестивыми деяниями и преданным служением Делу Божию, и при этом совершенно неважно каков его пол - мужской или женский. В растительном и животном мирах все сосуществуют в полнейшем равенстве, там нет особых признаков или отличий, возносящих один пол над другим. Животные, несмотря на то, что они не обладают высокими умственными способностями и разумом человека, все же признают равенство полов. Почему же человек, наделенный чувством справедливости и восприимчивым сознанием, упорно старается отвести второстепенную роль одному из членов человеческой семьи, расценивая его как низшее существо? Такое разделение нельзя назвать разумным, оно лишено здравого смысла; поэтому один из заветов божественного учения, явленного Бахауллой, говорит о том, что все привилегии и прерогативы, касающиеся вопросов образования и других сфер жизнедеятельности мужчин, должны в той же степени распространяться и на женщин. Иными словами, надо предоставить женщине равные возможности в получении образования, дабы женская половина человечества могла всецело раскрыть свои дарования, утвердить свой авторитет и положение и наравне с мужчинами участвовать в социальной и экономической жизни общества. Тогда мир достигнет единства и гармонии. В прошлые века человечество было слабым и неполноценным из-за одностороннего развития. Бесконечные войны порождали смерть и разрушения; образование женщин может стать огромным шагом вперед на пути прекращения войн и достижения мира, ибо они будут всеми силами бороться против войны. Женщина растит детей и воспитывает юные души, дабы они могли достичь зрелости. Она не позволит, чтобы ее сыновья пали жертвами на полях сражений. Воистину, она может стать величайшей силой в деле установления всеобщего мира и международных соглашений. Женщина, вне всякого сомнения, будет стремиться изгнать войны из человеческого общества. Поскольку род люской состоит из двух половинок, - мужской и женской, каждая из которых дополняет другую, то надежные основы счастья и порядка будут установлены только тогда, когда обе половинки достигнут совершенства. И посему, необходимо уравнять права и положение мужчины и женщины.
 В ходе изложения других принципов и заветов Божественного учения, Бахаулла разъясняет вопрос о необходимости образования всех членов общества. Ни единый человек не должен остаться в стороне, все должны получить духовное и материальное воспитание в соответствии со своими способностями. Никто не должен быть оставлен за гранью невежества, ибо невежество есть проявление слабости человеческого рода. Всем людям следует получить необходимый и достаточный уровень знаний, ознакомиться с достижениями науки и основами философии. Конечно не все могут стать учеными и философами, но каждому надо дать возможность приобрести знания, соответствующие его желаниям и способностям.
 В учении Бахауллы также говорится о том, что мир человеческий нуждается в дыхании Святого Духа, ибо только благодаря духовному оживлению и истинному всестороннему просвещению, человек сможет приблизиться к Господу. Великий Нерушимый Мир не может быть установлен силами государственных организаций; ревностное служение и жертвенность патриотических сил не в состоянии справиться с этой задачей; ибо слишком широки национальные различия и патриотизм каждой страны имеет определенные ограничения. Более того, очевидно, что политические силы и дипломатические способы не могут в полной мере содействовать достижению всеобщего согласия, ибо каждое правительство отстаивает в первую очередь интересы своей страны; трудно надеятся и на то, что что человечество самостоятельно придет к единому мнению и добьется всеобщей гармонии и согласия, ибо мнения и убеждения людей несовершенны и различны по природе своей. Всеобщего мира невозможно достичь человеческими или материальными средствами; путь к нему открывают духовные, божественные силы. Необходимо всеобщее побудительное воздействие, которое установит единство человечества и уничтожит основы войны и ненависти. И только божественная сила способна осуществить это; и ее оживляющее влияние нисходит на человека через дыхание Святого Духа.
 Сколь бы велики не были успехи материальной цивилизации, они не в состоянии обеспечить счастье людей. Только гармоническое и всестороннее развитие как материальной так и духовной культуры может дать счастье и покой миру. Именно тогда материальная цивилизация перестанет наращивать силы зла, подрывающие единство человечества, ибо материальная цивилизация порождает как добро, так и зло, и оба эти порождения накапливаются и совершенствуются в ходе ее развития. Рассмотрим, например, достижения материального мира за последние десять лет. Мы видим строительство новых школ и колледжей, благотворительных учреждений и больниц, научных академий и храмов, но рука об руку с этими благими начинаниями продолжается неуклонное совершенствование и все более широкое производство смертоносного оружия, несущего гибель человечеству. В прежние времена оружием войны был меч; сейчас это магазинная винтовка. Наши предки шли на войну с копьями и кинжалами, сейчас применяются снаряды и бомбы. Строятся дредноуты, изобретены торпеды, и с каждым днем появляются еще более совершенное военное оснащение.
 Все это - итоги материального развития; таким образом, с одной стороны материальное развитие способствует осуществлению благих и жизненно важных задач, но с другой стороны оно служит силам зла. Великое преимущество божественной цивилизации в том, что она воспитывает нравственные качества. Вспомните сколько усилий приложили Посланники Господа, дабы заложить основы человеческой нравственности. Проповедуя высшие духовные добродетели, Иисус Христос призывал людей к Великому Нерушимому Миру. Если нравственное совершенствование и духовная культура будут сочетаться с материальными успехами общества, то человечество несомненно достигнет прочного счастья, и тогда, наконец, по всей земле разнесется радостная весть всеобщего мира. Тогда человечество добьется поистине небывалых успехов и благоденствия; огромные просторы откроются для духовной и научной деятельности человека; появятся удивительные изобретения, и снизойдет на мир Дух Божий; все люди будут счастливы, все почувствуют дуновение божественных ароматов, и всем чадам Царствия Небесного будет дарована вечная жизнь. Тогда в полной мере проявятся божественные дарования, и дыхание Святого Духа откроет сущность всех явлений. Поэтому материальная и духовная цивилизации должны развиваться в полной гармонии, и в итоге осуществятся самые заветные мечты и желания человечества.   Мы вкраце рассмотрели несколько заветов и принципов Бахауллы, дабы вы, познакомившись с этими важными задачами и целями божественного учения, могли открыть в себе новые силы и приобщиться к духовным знаниям и деятельности. Я прошу Господа помочь этой высокоразвитой и процветающей стране и даровать благословения этому справедливому правительству и всему замечательному западному континенту.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/old.bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных