Поговорим о толерантности

Национальная и конфессиональная политика Узбекистана способствует существованию и развитию национальных и религиозных форм общностей представителей разных народов и их этнонациональной консолидации. Такая политика, отражая интересы всех граждан Республики Узбекистан, независимо от их вероисповедания, создала объективные предпосылки для толерантности нашего многоконфессионального общества. "Мы считаем, - подчеркивает Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, - одним из важнейших достижений узбекского общества , обретенным за годы независимости - обеспечение межнационального и межконфессионального согласия".

Национальная и конфессиональная политика Узбекистана способствует существованию и развитию национальных и религиозных форм общностей представителей разных народов и их этнонациональной консолидации. Такая политика, отражая интересы всех граждан Республики Узбекистан, независимо от их вероисповедания, создала объективные предпосылки для толерантности нашего многоконфессионального общества. "Мы считаем, - подчеркивает Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, - одним из важнейших достижений узбекского общества, обретенным за годы независимости - обеспечение межнационального и межконфессионального согласия".

И сейчас, в преддверии 25-летнего юбилея со Дня независимости нашей страны, подводя итоги пройденного за этот период пути, будучи религиозным сообществом, обеспокоенным судьбой человечества и взирающим с великой надеждой на нераскрытый потенциал человеческого рода, обратимся к размышлениям о сути толерантности. Живя в современном мире, к сожалению, мы иногда сталкиваемся с проявлениями деструктивных сил, угрожающих не только стабильности в стране, но и самой, сплетавшейся веками, канве нашего общества. Одним из крайних проявлений этих сил являются религиозная нетерпимость и фанатизм. Что мы можем противопоставить этим порождениям невежества, предрассудков и суеверий?

Если использовать образ человеческой жизни для описания развития мировой цивилизации, то можно представить, что подобно человеку, прошедшему ступени младенчества, детства и пребывающему в переходном периоде к зрелости - подростковом возрасте, человечество проходит этап глобальных и фундаментальных изменений и переосмысления своей миссии и роли. Подобно тому, как личность проходит через неспокойный, но многообещающий период юности, в течение которого проявляются ее скрытые силы и способности, человечество в целом находится в гуще беспрецедентного переходного процесса. За всем этим беспокойством и смятением современной жизни скрываются порывы пройти этап глобальных и фундаментальных изменений и переосмыслить свою миссию и роль. Время, которое ставит множество вопросов, требующих своего решения.

Например, следующие из них имеют самое прямое отношение к роли религии в развитии общества и цивилизации в целом:

- почему человечество было одарено множеством божественных откровений, заложивших основу мировым религиям?;

- что было бы с человеческим родом, если бы религий не существовало?;

- может ли одна религия иметь преимущества перед другими?;

- в чем коренятся причины "религиозных войн"?;

- что в конечном итоге станет с религиями и их последователями?

Вот лишь некоторые из тех вопросов, ответы на которые дух времени требует наиглубочайших размышлений.

В Священных Писаниях религия описывается как сама основа жизни человека, рождающая высокие мысли, совершенствующая характер, прокладывающая для человечества путь к вечной славе, как источник любви, содружества и союза среди всех народов. Согласно религиозным учениям, цель религии заключается в том, чтобы нести духовность, позитивно преобразовывать характер людей и устанавливать мир и безопасность. Для тех, кто знаком с этими канонами религии, будет трудно недооценить ее значимость для развития, как отдельного человека, так и общества.

Но всегда ли религия служит источником мира и безопасности?

Наблюдательный взгляд заметит, что в некоторых случаях те, кто был призван быть "хранителями" религии, зачастую не приветствуют попытки объединения и общения с представителями других религий. Создается тенденция сужения "круга толерантности" до трех-четырех принимаемых религий. С другой стороны, в качестве ответной реакции "не принимаемых" религиозных общин возрастает прозелитизм, как форма насилия над душой, принуждающая отказаться от своей веры в пользу другой.

Причина же всех этих бед в отсутствии понимания объединяющей роли религии и достаточных знаний о постулатах других религий. Среда, где недостает знаний и размышления, благодатна для появления предрассудков и суеверий. Именно предрассудки представляют собой наиболее труднопреодолимые барьеры на пути сближения людей, исповедующих разные религии.

Беспристрастное изучение основополагающих доктрин различных верований может не только укрепить наше толерантное отношение к разнообразию рода людского, но и объективно исследовать каждое учение и находить в нем те жемчужины истины, которые могут нас всех объединить.

Размышляя над нашими реалиями, мы не можем не отметить того, что живем в стране, где свобода вероисповедания закреплена Конституцией - Основным Законом Республики Узбекистан. С обретением нашим государством независимости и благодаря принятому Закону "О свободе совести и религиозных организациях" каждая зарегистрированная религиозная община или общество пребывает в правовом поле и может рассчитывать на должное отношение и защиту государства.

Наряду с этим важным достижением - свободой вероисповедания, значимость которого трудно переоценить, Комитетом по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, при участии Министерства юстиции, постоянно проводятся семинары и круглые столы по вопросам толерантности и мирному сосуществованию нашего многоконфессионального общества. Это пространство играет важную роль в достижении единого видения и укрепления межрелигиозных отношений, столь важных для сохранения мира, гуманизма и нравственного наследия перед лицом испытаний, с которыми сталкивается мировое сообщество.

Узбекистан не одинок на этом пути. Начиная с конца прошлого века, человечество все больше обретает надежду, наблюдая, как в различных регионах мира религиозные лидеры, мыслители и политики предпринимают небезуспешные попытки установить межрелигиозный диалог, найти действенные пути для разрешения конфликтов, возникающих на почве религиозной нетерпимости и ненависти. Они пытаются увидеть выход из глобальных конфликтов, учатся слушать друг друга и принимать порой полярные мнения. Эти процессы были бы невозможны в нашей стране до обретения независимости.

Большую надежду вселяет набирающее силу осознание нашими соотечественниками единства в многообразии. Это проявление естественного закона нашло свое полное воплощение в мире природы. Действительно, человеческий взор очаровывается многообразием царства минералов и растений. При всей своей разнообразности все в природе существует в сбалансированном, взаимодополняющем и гармоничном мире. Почему это не может быть в полной мере применено к миру людей? Почему к отличиям иногда относятся с неким подозрением и сомнением? Чем оправдывается восприятие несхожести как чуждости или враждебности?

В самой сути истинной религии заложено проявление дружелюбного отношения к последователям других религий. На земле существует разнообразие внутри человеческой расы, между народами и религиями. Это проявление милости и любви к человечеству.

В этот судьбоносный период развития нашего общества, особенно важно, чтобы молодое поколение, желающее взять ответственность за свое будущее в свои руки, получило высоконравственное образование, которое, кроме того, что наделяет знаниями и пониманием, будет способствовать раскрытию в человеке чувства прекрасного. Если у человека развито чувство прекрасного, если он ценит разнообразие мира природы или мнения людей, если он всей душой тянется к красоте, как он может полюбить жестокость, опуститься до ненависти к другой культуре или нации? Гармоничный, целостный человек не станет нецивилизованным "дикарем". На родителях в этом смысле лежит огромная ответственность за духовно-нравственное воспитание детей: с ранних лет они должны пестовать нежные чувства в их сердцах ко всем людям и к своей Родине.

В обществе, где единство в многообразии бьет ключом, религиозные предрассудки уступают место межрелигиозному и межнациональному братству и согласию. В таком обществе все разделяют общую цель - проявлять на деле, что единство человечества является реальностью, и что его плодами есть и будет материальный, интеллектуальный и духовный прогресс. "Не смотрите друг на друга как чужие, вы - плоды одного дерева, листья одной ветви. Относитесь друг к другу с величайшей любовью, исполнитесь духом согласия, дружелюбия и взаимной приязни. ... Свет единства столь могуществен, что может осиять всю Землю" (Бахаулла).

Местное Духовное Собрание Бахаи г. Ташкент

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/old.bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных