Литература

Adabiyot

148.    Святым долгом родителей является воспитание детей в вере, ибо ребенок, отвернувшийся от веры в Бога, будет поступать противно тому, что снискает ему благорасположение родителей и Господа его. Ибо всякое похвальное деяние рождается от света веры, и если ребенок будет лишен этого дара свыше, он не станет бежать зла и не прилепится к добру.
            (Бахаулла. Цит. по: Воспитание в духе Бахаи, № 11)

149.    Страх Божий всегда был главным в воспитании созданий Его. Благословен тот, кто обрел сие!
            (Бахаулла. Epistle to the Son of the Wolf, p. 27)

150.    Всякому отцу положено обучать сына своего и дочь искусству чтения и письма и всему, что заповедано в Священной Скрижали. Пусть у того, кто пренебрегает обязанностью сей, Доверенные лица возьмут необходимое для их обучения, если он состоятелен, а если нет, то дело сие возлагается на Дом Справедливости. Воистину мы сделали его прибежищем для бедных и нуждающихся. Тот, кто воспитывает сына своего или сына других, как бы воспитывает Моего сына; над ним пребудет слава Моя, Мое благоволение, Моя милость, охватившая сей мир.
            (Бахаулла. Китаб-и-Агдас, а. 48)

151.    Детям надлежит прилагать все силы, чтобы овладеть искусством чтения и письма. Для иных бывает достаточно умения писать, если это отвечает насущным потребностям; но было бы лучше и разумнее, если бы потом они посвятили свое время изучению тех наук, что будут полезны для Дела. Ибо согласно тому, что начертано Величайшим Пером, во всяком искусстве и умении Богу угодно высочайшее совершенство.
            (Бахаулла. Цит. по: Воспитание в духе Бахаи, № 17)

152.    Мать есть первый наставник ребенка. Дети в начале своей жизни подобны свежей и нежной молодой поросли, и вы можете воспитать их так, как сочтете нужным. Если  воспитать ребенка правильно, он вырастет достойным и совершенным человеком. И потому понятно, что именно мать первая наставляет свое дитя, и именно она формирует его характер и привычки.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Воспитание в духе Бахаи, № 52)

153.    О матери любящие, знайте, что в глазах Бога высшее служение Ему есть воспитание детей и наставление их во всех совершенствах человеческих; и благороднее дела невозможно себе представить.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 114, с. 124)

154.    Отец должен приложить все силы, чтобы воспитать сына и приобщить его к Божественному учению. Во всякое время он должен давать сыну советы и наставлять его, воспитывать в нем нрав и привычки, достойные похвалы, направить его в школу, дабы обучался он искусствам и наукам, ибо это почитается полезным и необходимым. Одним словом, сделать все, чтобы сын обогатил ум свой мудростью и достижениями мира людей. Но прежде всего отец должен непрестанно призывать сына поминать Господа, дабы каждая жилка и артерия сына наполнилась любовью к Нему.
        Сыну же подобает полное повиновение отцу, смирение и почтение в отношении его, как если бы был он простым слугой. Денно и нощно должен он радеть о покое и благосостоянии любящего отца своего к неизменному и вящему удовольствию последнего. Сын должен отказываться от отдыха и развлечений и стараться радовать сердца родителей, дабы удостоиться благорасположения Всемогущего и милостивой поддержки незримых сил.
            (Абдул-Баха. Цит. по: Сборник высказываний о семейной жизни, разосланный Всемирным
            Домом Справедливости Национальным Духовным Собраниям в январе 1982 года)

155.    О служанки Господа! Духовное собрание, кое вы учредили в сем просвещенном граде, есть благое начинание. Велики ваши успехи - вы превзошли многих прочих, восстав на служение у Святого Порога, и заслужили дары небесные. Отныне, воспламенившись духовным рвением, являйтесь в сие просвещенное собрание, читайте Священное Писание и поминайте Господа. Возглашайте свидетельства Его и знамения. Трудитесь на благо просвещения женщин сей страны, наставляйте девушек, дабы, став матерями, могли они с самых первых дней направлять чад своих, обучать их,  давать всесторонние знания, воспитывать в них добрый нрав и духовность, вести их по пути добродетелей, уберегая их от порока и наставляя в духе Бахаи. Тогда эти нежные младенцы будут вскормлены знанием Бога и Его любовью. И будут они взрастать и расцветать, наставляемые на пути праведности и достоинства, и обретут они решимость и мужество, и будут готовы к борьбе и преодолению трудностей. Так воспитают они в себе настойчивость - залог успеха во всяком деле, разовьют волю к действию, обретут цельность, целомудренность и чистоту, и помыслы свои устремят к возвышенному. Так научатся они доводить до успешного завершения любое свое начинание.
        Да осознают матери - что бы ни было связано с воспитанием детей, все имеет важнейшее значение. Пусть они не жалеют трудов своих, ибо пока ветвь зелена и нежна, ее рост можно направить в нужную сторону. Потому надлежит матерям пестовать своих детей подобно тому, как садовник пестует нежную молодую поросль. Пусть денно и нощно радеют они о том, чтобы воспитать в чадах своих веру и убежденность, страх Божий, любовь к Возлюбленному всех миров, а также все добродетели и совершенства. Видя, что дитя ее поступает хорошо, мать должна похвалить и поощрить его и тем порадовать его сердце; если же проявится в нем хоть малейшая дурная наклонность, мать должна остановить ребенка и наказать его, поступая при этом разумно и соблюдая умеренность, а в иных случаях высказать ему свое неодобрение. Недопустимо, однако, бить ребенка или унижать его бранью, ибо телесные наказания и унижения портят характер ребенка.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха,  № 95, с. 111-112)

156.    О служанки Красоты Абха! Ваше письмо получено, и чтение его доставило радость великую. Благодарение Богу, верующие женщины организовали собрания, кои дадут им возможность учиться делу утверждения Веры, распространять сладостные ароматы Учения и обсуждать вопросы обучения детей.
        Каждое такое собрание должно быть озарено высочайшей духовностью. В темы для обсуждения следует включать ясные и исчерпывающие доказательства того, что Солнце Истины действительно взошло над миром. Далее, участникам собрания надлежит уделять внимание всевозможным способам обучения и воспитания девочек; это и преподавание им различных наук, и поощрение безупречного поведения, и наставление в правильном образе жизни, и воспитание в них доброго нрава, целомудрия, верности, упорства, силы, решительности, целеустремленности; это и обучение их ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, то есть всему, что особенно важно для девушек, дабы когда эти барышни, воспитанные в твердыне совершенств и добродетелей, сами станут матерями, они смогли взрастить своих детей благонравными и послушными, безупречными в своем поведении.
        Следует также наставлять их в вопросах укрепления физического здоровья и поддержания бодрости, учить их, как уберечь детей от болезней.
       Если дело сие будет хорошо организовано, каждый ребенок станет несравненным цветком в Райских Садах Славы Абха.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 94, с. 110-111)

157.    Следует считать наиважнейшим вопрос о воспитании в детях хорошего характера. Долг каждого родителя -  неустанно наставлять своих детей, дабы направить их по пути, что ведет к славе непреходящей.
        С самых первых дней занятий в школе учите детей хорошей речи, дабы и в свободное время они говорили на темы полезные и достойные, и выражали свои мысли ясно и свободно.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 108, с. 120)

158.    С самых первых дней жизни учите своих детей любить и проявлять доброту к животным. Если зверек болен, пусть дети сделают все, чтобы вылечить его, если он голоден, пусть накормят его, если мучим жаждой, пусть напоят его, если занемог, пусть позаботятся о нем и обласкают его.
        Люди в большинстве своем грешны, животные же невинны. И конечно, к невинным созданиям следует относиться с величайшей добротой и любовью - исключением же являются звери опасные, такие, как кровожадные волки, ядовитые змеи и подобные вредоносные создания, поскольку щадить их значит проявлять несправедливость по отношению и к людям, и к другим животным.
            (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 138, с. 141-142)

159.    Музыка - искусство Божественное и волнующее. Она дает пищу душе и духу. Под воздействием чарующих звуков музыки дух человека воспаряет. Она завораживает детские сердца и оказывает на них чудодейственное влияние, ибо сердца их чисты и открыты прекрасному. Силой музыки пробуждаются скрытые таланты, которыми они одарены. Постарайтесь приобщить их к музыкальному искусству, научите их хорошо и правильно петь. Понимать и чувствовать музыку должен каждый ребенок, ибо невозможно в полной мере насладиться звучанием инструментов или голоса, если не обладаешь знаниями в этом искусстве.
            (Абдул-Баха. The Promulgation of Universal Peace, p. 52)

160.    Хочу дать вам следующий совет: воспитывайте детей сих в духе Божественных наставлений. Пусть любовь к Господу с детских лет поселится в сердцах их, дабы в жизни своей убоялись они Господа и уверовали в дары Его. Научите их, как преодолеть свойственные человеку слабости и обрести небесные качества, сокрытые в сердце каждого. Жизнь человека лишь тогда не будет лишена смысла, если он достигнет человеческого совершенства. Если же он будет средоточием несовершенства рода человеческого, то лучше ему умереть, чем жить, лучше прекратить существование, чем продолжать его. Потому трудитесь, не жалея сил, дабы дать должное воспитание и образование детям сим и дабы каждый из них обрел совершенство в мире людей. Познайте же, какую ценность представляют собой дети сии, ибо все они мои дети.
            (Абдул-Баха. The Promulgation of Universal Peace, p. 53)

161.    Ребенок не должен подвергаться притеснениям или осуждению, потому что он не достиг полноты развития; его следует терпеливо воспитывать.
            (Абдул-Баха. The Promulgation of Universal Peace, p. 180-181)

162.    Что касается приводимого Вами в письме высказывания о "трудном ребенке", которое приписывается Абдул-Баха, подобные высказывания Учителя, как бы верны они ни были по сути своей, никогда не следует толковать буквально. Абдул-Баха ни в коем случае не имел в виду, что ребенка следует предоставлять самому себе, давать ему полную свободу. Система воспитания Бахаи, равно как и любая другая педагогическая система, исходит, по сути дела, из того, что у любого, пусть даже очень одаренного ребенка, имеются определенные природные недостатки, которые и должны стараться исправить его воспитатели, будь то родители, учителя или духовные наставники. Тут не обойтись без определенной дисциплины - физической, нравственной и духовной, и никакое воспитание не будет законченным и плодотворным, если этому фактору не уделять должного внимания. Новорожденный младенец далек от совершенства. Он не только беспомощен, но и по сути несовершенен и даже обладает естественной склонностью ко злу. Ребенка  нужно воспитать, гармонично развить и направить его природные наклонности, и, если необходимо, подавить некоторые из них, чтобы обеспечить его здоровое физическое и духовное развитие. Родители-бахаи не вправе занимать позицию пассивных наблюдателей в отношении своих детей.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 9 июля 1939 года, написанного от его имени одному из верующих)

163.    Что касается Ваших планов, Хранитель Веры полностью одобряет высказанное Вами мнение о том, что независимо от срочности и насущности Ваших дел, связанных с распространением нашей Веры, Вам ни в коем случае не следует забывать о воспитании детей, ибо Ваш долг по отношению к ним не менее священен, чем Ваши обязательства по отношению к Делу.
        Хранитель горячо поддержит любой Ваш план или намерение, если Вам удастся гармонично сочетать Ваши обязательства по отношению к семье и Ваш долг по отношению к Делу; только это позволит Вам возобновить активную деятельность в качестве пионера, уделяя в то же время должное внимание воспитанию детей, чтобы обеспечить их будущее участие в Деле.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 16 ноября 1939 года, написанного от его имени одному из верующих)

164.    Как воспитывать и учить детей в том случае, если один из родителей бахаи, а другой - нет, это вопрос, касающийся лишь самих родителей, ибо только им решать, какой путь укрепления единства семьи и обеспечения будущего благополучия детей они сочтут наилучшим и наиболее предпочтительным. Однако, когда ребенок достигнет совершеннолетия, ему должна быть предоставлена полная свобода в выборе религии независимо от желаний и чаяний родителей.
            (Шоги Эффенди. Из письма от 14 декабря 1940 года, написанного от его имени Национальному
            Духовному Собранию Индии и Бирмы)

165.    Совершенно естественно, что первым учителем ребенка является мать, ибо именно она дает ему первые знания об окружающем мире. Это обусловлено природой, но ни в коей мере не умаляет роли отца в семье бахаи. К тому же равенство положения не подразумевает одинакового круга обязанностей.
            (Всемирный Дом Справедливости. Из письма от 23 июня 1974 года одному из верующих)

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных