Литература

Adabiyot

Применение закона Хукукулла

Выдержки из Писаний Бахауллы

[33]
Те, что были верны своим обещаниям, выполняли свой долг, платили свои долги и исполняли клятвы, отдавали Ему Залог Божий и Право Его,— те, поистине, причислены к обитателям всевышнего Рая. Так из мощной Темницы Своей возвещает им Гонимый сию благую весть. Благословенны слуги и служанки, исполнившие положенное им, и благословен муж, крепко державшийся похвальных деяний и следовавший тому, что определено ему в Книге Бога, Господа миров.
[34]
Уплата Права Бога зависит от финансовых возможностей человека. Если кто-то не способен исполнить сего обязательства, Бог, воистину, простит его. Он, воистину, Всепрощающий, Прещедрый.
[35]
Вопрос: Относительно исходной суммы, с которой выплачивается Хукукулла. Ответ: Исходная сумма, с которой выплачивается Хукукулла, составляет девятнадцать миск̣а̄лей золота. Иными словами, если накоплена сумма денег, равная этой величине, надлежит уплатить Хукук. Также Хукук выплачивается, если ценность, а не численное выражение, других видов собственности достигнет указанной величины. Хукукулла выплачивается лишь единожды. Например, лицо, накопившее тысячу миск̣а̄лей золота и уплатившее Хукук, не должно более производить подобную выплату с названной суммы, но лишь с того, что прибавилось к ней благодаря торговле, деловым операциям и т. д. Когда таковое увеличение, то есть полученная прибыль, достигнет предписанной суммы, необходимо поступить по Божиему установлению. Только когда капитальная сумма переходит в другие руки, с неё снова следует уплатить Хукук, как это было сделано в первый раз. Исходная Точка постановил, что Хукукулла должен выплачиваться со стоимости всего, чем владеет человек; однако в сём Могущественнейшем Законоцарствии Мы освободили от такового обложения домашнюю обстановку, то есть обстановку, которая необходима, как и само жилище.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга, Вопросы и ответы, № 8)
[36]
Вопрос: Что является первоочередным: Хукукулла, долги покойного или расходы на похороны и погребение? Ответ: В первую очередь следует оплатить похороны и погребение, затем покрыть долги, а затем уже платить Хукукулла. Если собственности покойного окажется недостаточно для покрытия его долгов, оставшееся состояние его следует распределить соразмерно величине этих долгов.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга, Вопросы и ответы, № 9)
[37]
Вопрос: Предписание о Хукукулла открыто в Китаб-и-Агдас. Включаются ли жилище, вместе с сопутствующим инвентарём и необходимой обстановкой, в состав собственности, с которой надлежит выплачивать Хукук, или дело обстоит иначе? Ответ: В уложениях, обнародованных на персидском языке, Мы определили, что в сём Могущественнейшем Законоцарствии жилище и домашняя обстановка исключены из сего,— здесь подразумевается необходимая обстановка.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга, Вопросы и ответы, № 42)
[38]
Вопрос: Должен ли платить Хукук тот, кто, приобретя, к примеру, сто тд̣ма̄нов, выплатил Хукук с этой суммы, но затем лишился половины её в результате неудачных сделок, после чего, благодаря торговле, восстановил её до такой величины, с которой полагается платить Хукук? Ответ: В таком случае Хукук не выплачивается.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга , Вопросы и ответы, № 44)
[39]
Вопрос: Если после уплаты Хукука будет полностью утрачена такая же сумма в сто тд̣ма̄нов, но затем её постепенно восстановят путём торговли и сделок, надо ли платить Хукук ещё раз или нет? Ответ: В таком случае также не требуется уплаты Хукука.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга , Вопросы и ответы, № 45)
[40]
Вопрос: Можно ли в своём завещании выделить часть имущества — кроме положенного для уплаты Хукукулла и покрытия долгов — на дела благотворительности, или же завещателю дозволено лишь назначить некоторые средства для покрытия расходов на похороны и погребение, а прочее имущество должно быть распределено, по установлению Божиему, среди наследников из указанных разрядов? Ответ: Человек имеет полное право распоряжаться своим имуществом. Если он в состоянии уплатить Хукукулла и свободен от долгов, тогда приемлемо всё, что написано в его завещании, включая каждое его заявление и утверждение. Воистину, Бог дозволил ему распоряжаться тем, что Он ему послал, по желанию его.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга , Вопросы и ответы, № 69)
[41]
Вопрос: Если после покойного остался неуплаченный Хукукулла или иные долги, подлежат ли они покрытию соразмерным вычитанием из стоимости жилища, личной одежды и прочего имущества, или жилище и личная одежда предназначаются мужскому потомству и, следовательно, долги погашаются за счёт прочего имущества? И если прочего имущества недостаточно для подобной цели, то как следует поступить с долгами? Ответ: Неуплаченные долги и задолженность по Хукук следует погашать за счёт прочего имущества, но если его недостаточно, разницу покрывают за счёт жилища и личной одежды покойного.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга , Вопросы и ответы, № 80)
[42]
Вопрос: Когда чьё-либо состояние превышает девятнадцать, требуется ли для взимания Хукука, чтобы оно увеличилось ещё на девятнадцать, или достаточно любой прибавки? Ответ: Любая прибавка к девятнадцати освобождается от обложения Хукуком до тех пор, пока не достигнет новых девятнадцати.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга , Вопросы и ответы, № 90)
[43]
Вопрос: Касательно учреждения мест, необходимых для занятия какой-либо работой или ремеслом: подпадают ли они под уплату Хукукулла, или к ним применяются те же правила, что и к домашней обстановке? Ответ: К ним применяются те же правила, что и к домашней обстановке.
(Китаб-и-Агдас: Наисвятая Книга , Вопросы и ответы, № 95)
[44]
Считается, что минимальная величина, на которую полагается платить Хукукулла, достигнута, если стоимость чьей-либо собственности эквивалентна числу Ва̄х̣ид;4 то есть, когда человек обладает девятнадцатью миск̣а̄лями золота или собственностью, равной по стоимости этой величине, тогда Право Бога вступает в действие и уплата Хукук становится обязательной, при том, что из данной суммы вычитаются годовые расходы.
[45]
По велению Бога на ту часть собственности, которая является неприбыльной, то есть не приносит дохода, Хукук не начисляется. Воистину, Он — Устроитель, Щедрый.

Выдержки из Писаний Абдул-Баха

[46]
Ты спрашивал о Хукук. Из годового дохода человека вычитаются все расходы за этот год, а с остатка выплачивается Хукук в размере 19%. Предположим, человек заработал 1000 фунтов. После того, как будут вычтены его годовые расходы, составляющие, скажем, 600 фунтов, у него останется излишек в 400 фунтов, с которых нужно заплатить Хукук в размере 19%. Это составит 76 фунтов; они должны быть отданы на благотворительные цели через Хукук. Хукук начисляется не на всю собственность человека ежегодно. Например, состояние человека оценивается в 100 тыс. фунтов. Как можно ожидать, что он будет ежегодно платить Хукук с этого состояния? Какой бы доход ты ни получил за год, ты должен вычесть из него свои расходы именно за этот год. Хукук платится с того, что осталось. Собственность, на которую Хукук был уплачен в предыдущем году, в дальнейшем освобождается от оплаты.
[47]
Что касается Хукук, то он выплачивается с того, что осталось после вычета годовых расходов. Однако любое имущество или денежные средства, необходимые для жизни, с которых Хукук уже был уплачен, не включаются в расчёт. Освобождение распространяется также на собственность, с которой Хукук уже был уплачен, и доход от которой не превышает потребности человека... Разрешается полностью или частично распоряжаться Хукуком, но делать это можно только с позволения Главы Веры, к которому всем надлежит обратиться.
[48]
Хукук начисляется на всё, чем владеет человек. Однако, если человек уплатил Хукук на определённую собственность, и доход с этой собственности не превышает того, что необходимо для удовлетворения его потребностей, то этот человек не платит Хукук. Хукук не начисляется на сельскохозяйственный инвентарь и оборудование, а также на скот, используемый для вспашки земли, исходя из того, насколько всё названное необходимо.
[49]
Относительно того, как должен выплачиваться Хукук: После вычета всех годовых расходов Хукук начисляется на любые излишки дохода, полученного от собственности или в результате профессиональной или коммерческой деятельности.

Выдержки из речей Абдул-Баха

[50]
Вопрос: Что касается Хукук, означает ли он 1/19 чистого дохода или общего дохода? К примеру, в Америке существует налог на общий доход, с учётом определённых льгот. Как исчисляется Хукук? Ответ: Суть объяснения, данного Абдул-Баха, была такова: После того, как человек произвёл все необходимые выплаты, он берёт 19% от того, что у него осталось, и отдаёт это в качестве Хукука. Например, если у человека осталось 100 пиастров после того, как были покрыты все расходы, тогда 19 пиастров берутся в качестве Хукука во имя Дела Божиего. Это делается в конце года, после того, как подсчитаны все расходы. На каждые сто пиастров 19 берутся как Хукук. Человек платит эту сумму единожды, и в дальнейшем Хукук на неё не начисляется. Вопрос закрывается. На следующий год он будет платить с той суммы, которая останется у него после вычета всех расходов, а также вычета той суммы, с которой он уже уплатил Хукук в предыдущем году. Например, в конце первого года у человека осталось 1000 пиастров после вычета всех расходов, в этом случае 190 пиастров берётся как Хукук; в конце следующего года, после вычета всех расходов, у него, скажем, осталось 2000 пиастров. Поскольку он уже уплатил Хукук на 1000 пиастров в предыдущем году, эта сумма вычитается из 2000 пиастров, и он платит Хукук с 1000 пиастров (т. е. 190 пиастров). На третий год общая стоимость того, чем он владеет, составит, допустим, 2500 пиастров; из этой суммы вычитаются 2000 пиастров, и платится 19% с 500 пиастров, что составляет 95 пиастров. Если в конце 4-го года у него остаётся 2500 пиастров, Хукук вообще не платится. Вопрос: При вычете из суммы общего дохода необходимых расходов, рассматриваются ли пожертвования на Машрик̣ аль-Аθка̄р, на распространение Веры и на другую деятельность во имя Дела, как часть Хукука, или они учитываются отдельно? Ответ: Абдул-Баха ответил, что Хукук рассматривается отдельно, независим ни от чего упомянутого и должен идти прежде прочего. После того, как он определён, можно позаботиться и о других делах. Улыбнувшись, Он добавил, что после того, как будет отдан Хукук, Абдул-Баха установит, какая часть его пойдёт на Машрик̣ аль-Аθка̄р, какая — на распространение Веры, какая — на помощь нуждающимся и т. д.
(Интервью с Абдул-Баха,, 26 ноября 1919 г., примечание сделано почерком Шоги Эффенди ок. 1920 г. Вопросы задавались в недатированном письме от Джорджа O. Латимера)


Выдержки из писем, написанных Шоги Эффенди и от его имени


[51]
Касательно Хукукулла... он начисляется на товар, собственность и доход. Хукук начисляется на прибыль, оставшуюся после вычета необходимых расходов, то есть на прибавку к капиталу. После того, как с определённой суммы Хукук был единожды выплачен, он на неё более не начисляется, за исключением тех случаев, когда эти средства переходят от одного человека к другому. Жилище и домашняя обстановка освбождены от Хукука. Хукукулла передаётся Средоточию Дела.
(Апрель/май 1927 г., написано от имени Шоги Эффенди одному из верующих, перевод с персидского)
[52]
Вы найдёте упоминания о Хукук в Книге Агдас… Все вопросы, конкретно не оговоренные Бахауллой, рассматриваются Всемирным Домом Справедливости.
(Постскриптум, написанный рукой Шоги Эффенди, приложено к письму от 16 декабря 1927 г., обращённому от его имени одному из верующих)
[53]
Один миск̣а̄ль состоит из девятнадцати наϊудов. Вес двадцати четырёх наϊудов равняется 4 3/5 грамма. Можно делать расчёты, исходя из этого.
(17 ноября 1937 г., написано от имени Шоги Эффенди одному из верующих, перевод с персидского)
[54]
На Ваш вопрос о том, освобождаются ли от уплаты Хукука те, к кому по наследству перешли основное жилище, обстановка и одежда покойного, он дал следующее разъяснение: Поскольку, в соответствии с ясным текстом Книги, на жилище, необходимую обстановку и хозяйственный инвентарь Хукук не начисляется, то и после передачи имущественных прав соблюдается тот же принцип.
(29 сентября 1942 г., написано от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Ирана, перевод с персидского)
Выдержки из писем, написанных Всемирным Домом Справедливости и от его имени
[55]
Некоторые из дорогих нашему сердцу друзей, соблюдающих свой долг в отношении Хукукулла, спрашивают, как связаны между собою пожертвования в Фонд и уплата Хукукулла. А именно, если тот, кто собирается выполнить свой долг в отношении Хукукулла, вместо этого жертвует в иные Фонды или на какие-либо проекты, освобождается ли он от уплаты Хукукулла или нет? Священные Тексты, относящиеся к данному предмету, недвусмысленны, но поскольку этот вопрос задаётся друзьями вновь и вновь, было решено дать, для их сведения, подробное разъяснение. Уплата Хукукулла — духовное обязательство, непреложное для народа Бахá. Повеление это изложено в Наисвятой Книге, и во многих Скрижалях по этому вопросу даны исчерпывающие объяснения. Каждый преданный верующий, без исключения, если ему позволяет материальное положение, должен платить Хукукулла. Более того, в соответствии с ясным текстом Наисвятой Книги нарушение этой заповеди рассматривается как обман, и именно о нарушителях сего говорится в Божественном призыве: «Тот, кто бесчестно поступит с Богом, будет по справедливости изобличён». Средоточие Завета подтвердил, что уплата Хукука обязательна: «Господь, в знак безграничной щедрости Своей, милостиво облагодетельствовал слуг Своих, определив установленное денежное подношение,5 которое необходимо прилежно подносить Ему, хотя Он, Истинный Бог, и Его слуги никогда не зависели ни от каких земных вещей». В этой важной заповеди, как свидетельствует о том Перо Славы, заключены неисчислимые блага и великая мудрость. Исполнение её очищает земное имущество человека, ограждает его от потерь и несчастий, ведёт к благополучию и возвышению, притягивает к нему благословения и помощь свыше. Это жертва, приносимая Богу и во имя Бога, и акт служения на благо Дела Его. По словам Средоточия Завета, подношение Хукука есть испытание для верующих, позволяющее друзьям обрести твёрдость и стойкость в вере и чувство несомненности. Иными словами, уплата Хукукулла — это одно из обязательных духовных предписаний для последователей Бахауллы, при этом направляется он Главе Веры, к которому всем надлежит обратиться. Более того, Предвечная Красота — да будет хвала Ему — подтвердил, что после учреждения Всемирного Дома Справедливости будут разработаны необходимые уложения в полном соответствии с заповедью Божией и что никто, кроме Главы, к которому всем надлежит обратиться, не имеет права распоряжаться этим Фондом. Таким образом, та часть состояния человека, которую надлежит отдать в качестве Хукукулла, принадлежит не ему самому, а Всемирному Средоточию Дела Божиего. Поэтому друзья не вправе по своей воле и собственному усмотрению распоряжаться средствами, отложенными для Хукукулла, даже если хотят отдать их на благотворительные цели Веры. Мы искренне надеемся, что каждый удостоится чести выполнить эту святую и благословенную обязанность, ибо это обеспечит подлинное счастье и послужит осуществлению дел бахаи во всём мире.
(25 октября 1970 г., от Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Ирана, перевод с персидского)
[56]
Нас глубоко тронуло Ваше тёплое письмо от 27 декабря 1972 года, в котором Вы, в связи с получением наследства от вашей матушки, выражаете желание исполнить закон Хукукулла… Закон, открытый в Ак̣дас, гласит, что 19% от состояния человека должны быть уплачены в качестве Хукукулла, если это состояние достигает по меньшей мере «девятнадцати миск̣а̄лей золотом»... При определении суммы, которую верующему надлежит уплатить, необходимо сначала вычесть все имеющиеся у него долги и расходы, а с остатка капитала, если он составляет не менее девятнадцати миск̣а̄лей золота, уплатить девятнадцать процентов. …Чтобы соблюдать этот Закон Ак̣дас..., Вам следует определить общую стоимость Вашего наследства, будь то наличные деньги или имущество, вычесть все расходы на возврат долгов, а затем определить обстоятельства, при которых Вы сможете уплатить Хукукулла с чистой стоимости Вашего наследства. Время и условия уплаты оставлены на усмотрение самого человека. Например, если имущество человека составляют не только наличные деньги, но также акции или недвижимость, он может посчитать невыгодным или неудобным для себя заплатить 19% стоимости безналичного актива до его реализации, и предпочесть выполнить это духовное обязательство после того, как эти активы реализованы. Любые расходы, которые могут быть сопряжены с реализацией активов, должны быть учтены при расчёте чистой стоимости, с которой следует платить Хукукулла.
(21 января 1973 г., от Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[57]
Преданный верующий, удостоившийся чести платить «право Бога», не только не будет искать поводов уклониться от выполнения этого духовного обязательства, но всеми силами будет стремиться соблюсти его. С другой стороны, учитывая, что соблюдение этого Закона остаётся на совести самих верующих, и уплата Хукукулла есть акт добровольный, было бы неуместно идти далее простого оповещения... друзей об их духовной обязанности, чтобы потом они могли сами решать, что им делать в этой связи. Тому же принципу надо следовать и в отношении тех верующих, которые затрачивают непомерно большие средства на содержание своей семьи, покупают или строят огромные дома, обставляя их с роскошью, намного превосходящей их потребности, стремясь тем самым не платить Хукукулла.
(26 февраля 1973 г., письмо от Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, перевод с персидского)
[58]
...Многие конкретные детали исчисления Хукукулла Бахаулла оставил на усмотрение и совести самих верующих. Например, Он исключает из облагаемой суммы ту часть орудий труда и обстановки жилища, которая является необходимой, но предоставил самим верующим решать, какие из предметов обстановки необходимы, а какие — нет. Пожертвования в фонды Веры не могут рассматриваться как часть уплаты Хукукулла; более того, если человек, должен уплатить Хукукулла и из-за этого не имеет возможности пожертвовать в Фонд, то Хукукулла следует уплатить прежде, чем делать пожертвования. Что же касается вопроса о том, рассматривать ли при исчислении размера облагаемого Хукукулла имущества вложения в Фонды как расходы или нет, то это решение остаётся за самим верующим в свете конкретных обстоятельств его жизни.
(16 сентября 1979 г., от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[59]
Из Писаний явствует, что Хукукулла не начисляется на жилище, необходимую домашнюю обстановку и орудия труда. Решение вопроса о том, какие вещи необходимы, а какие нет, оставлено на усмотрение самого верующего. Очевидно, что друзьям не следут тратить слишком большие суммы на приобретение недвижимости и обстановки, оправдывая эти расходы нежеланием платить Хукукулла. В Тексте нигде особо не оговорено, освобождён ли от обложения капитал, используемый для получения дохода. Всемирный Дом Справедливости оставляет это на усмотрение самих верующих.
(9 апреля 1980 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[60]
В Вашем втором вопросе спрашивается, возможно ли, чтобы жена, управляющая как своей собственностью, так и собственностью мужа, в случае полного взаимопонимания между супругами, платила Хукукулла со стоимости всего имущества, или же ей следует платить Хукукулла только с той доли имущества, которая принадлежит лично ей? Отвечая на этот вопрос, следует помнить, что Хукукулла начисляется только на то имущество, которое безоговорочно признаётся собственностью данного лица, а не просто находится в его ведении или во временном пользовании. Однако в случаях, подобных приведённому вами, мужу и жене следует посоветоваться друг с другом и чётко определить долю собственности каждого из них, после чего, совместно или по отдельности, уплатить Хукук в таком размере, который, как они полагают, является обязательным.
(10 января 1982 г., письмо от Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, перевод с персидского)
[61]
По поводу вопроса, поднятого г-ном ..., пожалуйста, передайте ему, что в одном из своих писем возлюбленный Хранитель объяснил: Хукукулла платится на любую собственность, движимую или недвижимую, только один раз, но если эта собственность переходит от одного лица к другому, например, в качестве наследства, то с неё вновь следует уплатить Хукукулла. На практике это означает, что при получении наследства наследники должны уплатить Хукукулла, если полученная ими доля увеличивает их богатство до размера, предполагающего выполнение этого священного обязательства.
(1 июня 1983 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию)
[62]
В ответ на Ваш вопрос об основном жилище и соответствующих дополнительных правилах сообщаем, что на данном этапе представляется нецелесообразным вводить в отношении Хукукулла детальную регламентацию. Таким образом, друзьям предоставляется определённая свобода, и в тех случаях, когда чёткого правила не существует, они вольны исполнять свой долг согласно собственному пониманию текстов, то есть соблюдать свой долг в отношении Хукукулла по своему разумению и в соответствии с тем, что подсказывает им совесть.
(4 марта 1984 г., письмо от Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, перевод с персидского)
[63]
…Если верующий подсчитал, что у него есть некое облагаемое Хукукулла имущество и знает, что должен уплатить некоторую сумму, ему следует произвести эту оплату прежде, чем делать любые другие вклады.
Тем не менее, в течение года верующий может делать вклады в разные фонды, или давать деньги на благотворительность, точно так же, как он тратит свои деньги на широкий спектр видов деятельности, связанных с его повседневной жизнью. Всемирный Дом Справедливости оставляет это решение на усмотрение самого верующего, который может последовать одному из следующих вариантов:
(а) Рассматривать такие вклады как расходы. Они, таким образом, снизят баланс сбережений на конец года, с которого платится Хукукулла.
(б) Считать, что он должен делать такие вклады только из тех денег, на которые уже уплачен Хукукулла.
Данное постановление также позволяет рассматривать некоторые вклады одним образом, а некоторые — другим. Дом Справедливости оставляет все такие подробности на усмотрение каждого отдельного верующего.
(3 февраля 1987 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[64]
Если, как Вы указываете, Вы никогда не сможете накопить подлежащую обложению собственность, равную по стоимости 19 миск̣а̄лям золота, то Вы, как объясняют Писания, не обязаны платить Хукукулла. Тем не менее, это не означает, что Вы не можете внести вклад в этот Фонд, если Вы хотите сделать это из любви к Бахаулле и по щедрости своего сердца.
(23 июня 1987 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[65]
    Один верующий не может исполнить за другого обязанность по уплате Хукукулла.
    Верующим не разрешается определять цель, на которую должны быть потрачены средства, отданные ими как Хукукулла, а также производить такую уплату в честь другого человека.
(22 марта 1989 г., пояснительная записка от Всемирного Дома Справедливости одному из отделов Всемирного Центра бахаи )
[66]
Говоря кратко, Хукукулла должен уплачиваться верующим в течение всей его жизни, как только его собственность достигнет облагаемого уровня. Закон предусматривает некоторую свободу действий, поскольку упоминает ежегодные расходы, которые необходимо вычесть перед тем, как вычислять сумму, облагаемую Хукукулла. В идеале, когда бахаи умирает, единственная уплата Хукукулла, которая должна быть предусмотрена в его завещании,— это та дополнительная сумма, что может выясниться, когда будет подведён баланс всех его дела на момент его смерти.
Дом Справедливости надеется, что по мере того, как верующие будут знакомиться с законом Хукукулла и начнут платить его, они научатся не только тому, как вычислять его в течение всей своей жизни, но и поймут, как предусмотреть уплату остатка на момент их смерти.
(1 октября 1989 г., письмо от имени Всемирный Дом Справедливости Коллегии Доверенных по Хукукулла)
[67]
Дом Справедливости не собирается публиковать никакого особого метода расчёта для использования его друзьями. Они должны выработать свои собственные методы на основе Писаний и уже имеющихся примеров.
(1 июля 1991 г., письмо от имени Всемирный Дом Справедливости к Казначейству одного Национального Духовного Собрания)
[68]
Всемирный Дом Справедливости получил Ваше письмо от 28 декабря 1991 г., в котором Вы спрашиваете, как вычислять стоимость имущества, облагаемого Хукукулла. Сведения, предоставленные Вами, кратко изложены ниже. В Вашем владении находится коллекция предметов, которые можно охарактеризовать как семейные реликвии, причём некоторые из них, вероятно, имеют большую стоимость; Вы называете эту коллекцию «семейным музеем». Эта коллекция никогда не приносила дохода, за исключением нескольких случаев, когда Вы показывали её на выставке с целью собрать деньги на благотворительность. Вы желаете знать, нужно ли сейчас оценить эту коллекцию, чтобы Вы могли включить её в собственность для расчёта Хукукулла. Дом Справедливости просит нас передать Вам, что нет необходимости оценивать такое имущество немедленно. Если оно будет продано, целиком или частично, то вырученные за него деньги будут подлежать обложению Хукукулла.
(9 февраля 1992 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[69]
Уплата Хукукулла — личная обязанность каждого бахаи, и только он сам должен выполнять эту обязанность в согласии с велениями своей совести; никакой институт Веры не может потребовать этого от него. Как часть этой обязанности, бахаи должен предусмотреть в своём завещании уплату любого долга перед Хукукулла в конце своей жизни. Закон бахаи, описывающий ситуацию отсутствия завещания, также предусматривает уплату такого баланса Хукукулла перед распределением имущества среди наследников. Закон о наследстве, явленный в Китаб-и-Агдас и применяемый, когда умерший не оставил завещания, гласит:
Раздел имущества должен происходить лишь после того, как уплачен Хукукулла...
Кроме того, говоря о подготовке завещания, Бахаулла заявил:
Человек имеет полное право распоряжаться своим имуществом. Если он в состоянии уплатить Хукукулла и свободен от долгов, тогда приемлемо всё, что записано в его завещании, включая каждое его заявление и утверждение. Воистину, Бог дозволил ему распоряжаться тем, что Он ему послал, по желанию его.
Отсюда становится понятно, что обязанность завещателя оплатить свои долги и Хукукулла имеет приоритет над его свободой распределить свою собственность любым другим желаемым ему образом.
(30 апреля 1992 г., пояснительная записка от Всемирного Дома Справедливости одному из отделов Всемирного Центра бахаи)
[70]
Вопрос таков: представляет ли собственность, на которую человек обязан начислить свой Хукукулла, всё то, чем он обладает на момент, когда в его отношении начинает действовать этот Закон, или только то, что он приобрёл после этого момента. Наше заключение таково, что собственность, подлежащая обложению Хукукулла, представляет собой всё, чем человек обладает на момент, когда Закон начинает действовать в его отношении. Это не означает, конечно, что он должен немедленно выплатить весь исчисленный Хукукулла, поскольку это может быть связано для него с необходимостью продать множество необходимых вещей, что поставит его в очень сложное положение. Но принцип исчисления очевиден, и вся сумма Хукукулла должна быть выплачена рано или поздно.
(4 мая 1992 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости к Доверенному по Хукукулла, Деснице Дела Божиего ‘Алӣ-Мух̣аммаду Варк̣а̄)
[71]
Вы спрашиваете о применении Закона Хукукулла к тем деньгам, которые отдельный верующий тратит на «путешествия ради Веры, немного более щедрую жизнь» и так далее. Наше мнение в связи с ответами, данными на другие вопросы, таково, что это оставлено на усмотрение каждого отдельного человека. На самом деле, существует широкий спектр расходов, которые могли бы включаться или не включаться в раздел обычных ежегодных трат и должны быть отделены от дохода прежде, чем будет определена сумма, с которой уплачивается Хукукулла. В конкретном случае пожертвований в различные фонды Веры, как уже отмечал Всемирный Дом Справедливости, только сам верующий вправе решать, будет ли он рассматривать свои пожертвования в фонды Веры как обычные расходы, или же будет делать эти пожертвования из уже очищенных накоплений.
(14 февраля 1993 г., из меморандума Всемирного Дома Справедливости к Департаменту Хукукулла в Святой Земле)
[72]
Офис Хукукулла на Святой Земле передал Всемирному Дому Справедливости вопросы по закону Хукукулла, приложенные к Вашему письму от 21 апреля 1993 г., и нам велели переслать Вам следующие ответы.

1. Действительно, существуют различия между долгами человека в связи с расчётом и оплатой Хукукулла. Что касается исчисления, то долги, естественно, должны быть скомпенсированы активами. Что касается приоритета оплаты, то следует учитывать условия займа. Если график платежей оговорен и есть возможность выполнить его за счёт ожидаемого дохода, то следует, конечно же, платить Хукукулла в течение всего этого периода. Если, однако, невозможно оплатить и то, и другое, то погашение долга должно иметь приоритет.

2. Относительный приоритет оплаты Хукукулла и вкладов в фонды Веры разъясняется в разделе 1056 компиляции о Хукукулла. Дом Справедливости не желает в настоящее время давать более подробных разъяснений.

3. Каждый муж и каждая жена могут сами решать, будут ли они выполнять свои обязательства по Хукукулла совместно или отдельно друг от друга, потому что Дом Справедливости не желает ограничивать право супругов самим определять, как они желают рассматривать свои финансы. Одни супруги могут предпочесть владеть своей собственностью совместно; другие не захотят смешивать своё имущество; могут быть также разные сочетания этих вариантов.
(8 июля 1993 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[73]
Ваши письма от 24 и 25 мая 1993 г. и брошюра, высланная Вами, были получены Офисом Хукукулла. Два вопроса, поднятые Вами, были переданы Всемирному Дому Справедливости, который сейчас велел нам передать Вам следующий ответ.

1. Денежные средства, накапливаемые на приобретение жилища, сами по себе не освобождаются от обложения Хукукулла. Таким образом, если человек умрёт, не успев приобрести жилище, эти сбережения подлежат обложению Хукуком. Тем не менее,… на усмотрение каждого человека, откладывающего деньги на покупку жилища, оставлено решение о том, платить ли Хукукулла с тех денег, что отложены с этой целью, чтобы впоследствии, когда жилище действительно будет приобретено, высчитать освобождённую от уплаты сумму, или вообще не включать эти сбережения в расчёт Хукукулла до тех пор, пока жилище не будет приобретено,— в каковой момент, конечно же, стоимость жилища будет освобождена от уплаты.

2. …Исчисление Хукукулла на практике нужно производить, исходя из накапливающихся сбережений, а не просто отдельно за каждый год. Только так можно учесть потери в одном году, снижающие подлежащую уплате сумму в следующем, или вычислить прибыли и убытки от продажи капитальных вложений, которые были сделаны в предыдущем году.
(8 октября 1993 г., из письма Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[74]
Ваш … вопрос посвящён в основном тому, как следует оговаривать уплату Хукукулла в завещаниях бахаи. Вы правы, считая, что обязанность выплачивать Хукукулла действует на протяжении всей жизни человека и обычно выполняется при его жизни, хотя верно также и то, что могут возникать ситуации, когда верующий умирает, не предусмотрев в своём завещании уплату, при наличии такой необходимости, оставшейся части Хукукулла. Смерть не освобождает верующего от обязанности выплатить Хукукулла. Таким образом, любая доля, которую надлежит в результате уплатить, является долгом, который необходимо погасить из имущества верующего, оставшегося после его смерти. Стоимость похорон и погребения, возвращение долгов умершего и выплата причитающейся части Хукукулла — приоритетные вычеты из имущества, которые необходимо погасить до того, как будет определена стоимость собственности, подлежащей разделению в согласии с положениями закона о наследовании. Таким образом, вне зависимости от того, составил или нет человек завещание, а также вне зависимости от того, предусмотрена или нет в этом завещании уплата Хукукулла, Хукукулла должен быть уплачен, как и все прочие долги, до того, как будет разделён остаток имущества. В свете вышесказанного, конечно, желательно, чтобы верующий ещё при жизни предусмотрел необходимые шаги по уплате Хукукулла, дабы избегнуть возможных осложнений или неразберихи. Необходимо отметить, что вопрос юридической формулировки, предусматривающей уплату Хукукулла после смерти верующего, зависит от столь многих факторов, что предпочтительно обратиться за юридическим советом, чтобы эта формулировка соответствовала конкретной ситуации и закону, управляющему наследованием. Очевидно, что если верующий не вёл ясного учёта своей собственности и выплаченных, при наличии такой необходимости, сумм Хукукулла, причём с указанием дат, то невозможно будет точно вычислить, какая сумма осталась неуплаченной на момент смерти. Хотя применение принципов, относящихся к уплате Хукукулла, вполне может потребовать в будущем от Дома Справедливости принятия дополнительных законов, в настоящее время душеприказчик или управляющий имуществом должен применять их настолько, насколько это возможно, тщательно взвешивая свои решения и принимая во внимание всю доступную информацию. Наконец, хотя уплата Хукукулла остаётся на совести самого человека, верующий может обратиться к ближайшему Представителю Доверенного Хукукулла, который сможет проконсультировать его, принимая во внимание конкретные обстоятельства.
(1 июля 1996 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[75]
Согласно закону бахаи, каждый верующий, будь то мужчина или женщина, несёт ответственность за уплату Хукукулла с той собственности, которой он лично владеет или которую приобретает; это следствие права личности на обладание собственностью. В отношении супругов, однако, Всемирный Дом Справедливости указал, что они могут решить платить Хукукулла совместно, если пожелают, и нет никакого запрета на совместное владение собственностью, будь то в случае супругов или двух и более бизнес-партнёров. Каждый человек обязан составить завещание. В «Вопросах и ответах» № 78 мы читаем, что, в случае отсутствия завещания, «кроме ношеной одежды, всё остальное, будь то драгоценности или что-либо иное, является собственностью мужа, за исключением тех вещей, о которых известно, что они были подарены жене». Аналогичным образом, в письме от имени Хранителя, написанном на персидском языке, мы находим следующее утверждение: «Вы спрашивали касательно распределения мебели и недвижимости после завершения года ожидания... Хранитель утверждает, что всё, принадлежащее жене и составляющее её личную собственность, остаётся ей, и никто не имеет права покушаться на эти вещи». Таким образом, очевидно, что имущество мужа и жены рассматривается отдельно, за исключением случаев, когда один делает другому подарки, или они договариваются владеть всей собственностью или её частью совместно. Иными словами, муж и жена сами должны решить, как владеть своим имуществом. Наследство или подарок, полученные мужем или женой, остаются их имуществом, если только он или она не решат иначе. Может также случиться, что муж и жена решат заключить соглашение при вступлении в брак или впоследствии, касательно распределения их имущества. Право собственности на имущество затем оказывает влияние на то, как это имущество будет разделено в случае развода или смерти одного из супругов. Это очень краткий обзор ситуации. Несомненно, в будущем Всемирный Дом Справедливости должен будет детализировать конкретные вопросы по мере их возникновения. Следует также помнить, что в настоящее время внедрение закона бахаи в данной области зависит от норм гражданского законодательства, которые имеют приоритет.
(15 октября 1998 г., из письма Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[76]
Что касается вопроса о том, можно ли принимать Хукукулла от бахаи, лишённых права голоса, Дом Справедливости постановил следующее:
Рассмотрев прецеденты, установленные возлюбленным Хранителем, мы пришли к заключению, что Хукукулла не может быть принят от таких верующих… Любой верующий, подвергнутый наказанию в виде лишения административных прав и желающий уплатить Хукукулла, должен быть просто уведомлён, что эти деньги не будут приняты. Если он пересылает деньги переводом, они должны быть возвращены ему.
(12 сентября 2000 г., от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[77]
Всемирный Дом Справедливости получил Ваше письмо по электронной почте, датированное 31 января 2002 г., в котором Вы спрашиваете, может ли компания, целиком принадлежащая, бахаи, делать вклады в Фонд и платить Хукукулла. Обязанность платить Хукукулла лежит на отдельных верующих, а не на компаниях, пусть даже те целиком принадлежат бахаи. С другой стороны, если владельцы компании, полностью принадлежащей бахаи, желают, чтобы их фирма сделала взнос Хукукулла, такой вклад допустим. Это, конечно же, не уменьшает обязанности каждого вовлечённого сюда верующего выплатить собственный Хукукулла. Что касается Фонда бахаи, то полностью допустимо делать вклады в него от предприятий, принадлежащих только бахаи.
(12 февраля 2002 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию)
[78]
Ваша пояснительная записка представляет на наше рассмотрение вопрос верующего, который продаёт своё основное жилище, чтобы переехать в дом престарелых или схожее лечебное учреждение. Вопрос в том, следует ли платить Право Бога с разницы между продажной ценой жилища и суммой, необходимой для оплаты дома престарелых. Мы решили, что курс действий в этой ситуации необходимо оставить на усмотрение самого человека, который должен сделать собственную оценку своих обстоятельств и намерений, а также выработать собственное понимание текста Писаний.
(12 июля 2004 г., из меморандума Всемирного Дома Справедливости Офису Хукукулла на Святой Земле)
[79]
...Если имущество человека составляют не только наличные деньги, но также акции или недвижимость, он может посчитать невыгодным или неудобным для себя платить 19 % стоимости безналичного актива до его реализации, и предпочесть уплатить Хукукулла после того, как эти активы реализованы. Любые расходы, которые могут быть сопряжены с реализацией активов, должны быть учтены при расчёте чистой стоимости, с которой следует платить Хукукулла. Мы также напоминаем Вам, что обложению Хукукулла подлежит всё, чем человек обладает на момент, когда Закон начинает действовать в его отношении. Это не означает, конечно, что он должен немедленно выплатить весь исчисленный Хукукулла, поскольку это может быть связано для него с необходимостью продать множество необходимых вещей, что поставит его в сложное положение. Но принцип исчисления очевиден, и вся сумма Хукукулла должна быть выплачена рано или поздно.
(10 мая 2006 г., письмо от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, перевод с персидского)
[80]
Основной принцип таков, что когда верующий умирает, его основное жилище, а также такие предметы, как необходимая обстановка и хозяйственный инвентарь, по-прежнему не учитываются при расчёте суммы, которую необходимо доплатить в качестве Хукукулла с его имущества. Согласно условиям завещания, бенефициар вполне может получить некоторые или даже все эти предметы. Должен он будет уплатить Хукукулла с этого вновь приобретённого имущества или нет, зависит от цели, для которой он использует их. Если они используются для целей, не подпадающих под обложение, таких, например, как основное жилище, необходимая обстановка или хозяйственный инвентарь, то платить Хукукулла с них не нужно. Но если он использует их для других целей, например, преобразует в наличные деньги, то освобождение не действует.
(21 мая 2006 г., написано от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)
[81]
Когда денежные средства предлагаются неким верующим в честь другого бахаи, донора необходимо проинформировать, что они не могут будь приняты как оплата Хукукулла от имени другого верующего. Донору можно затем предоставить выбор: отдать эти средства в качестве оплаты Хукукулла за себя самого, как взнос в Международный Фонд Бахаи в честь другого лица, или забрать их назад.
(12 июня 2006 г., из меморандума Всемирного Дома Справедливости Офису Хукукулла на Святой Земле)

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных