Литература

Adabiyot

Позитивное в противовес негативному

Добро и зло

Исток всякого блага - упование на Бога, покорность Его заповеди и довольство Его святой

волей и повелением...

     Исток всякого зла для человека - отвратиться от Господа и предать свое сердце тому,

что нечестиво.1

Бахаулла

     Всякая благая вещь от Бога и всякая дурная вещь от вас самих. Как не поймете вы сие?2

Бахаулла

Потребность в Воспитателе

     Позвольте задать вам вопрос: какова цель пророческих миссий? Зачем Бог посылал

пророков? Совершенно очевидно, что пророки суть воспитатели и наставники рода людского. Они

приходят, дабы принести человечеству всеобщее образование, дабы воспитать человечество,

вызволить род людской из бездны отчаяния и скорби и сподобить человека достичь вершины

развития и славы. Люди пребывают во тьме; пророки ведут их в царство света. Они находятся в

состоянии полного несовершенства; пророки наделяют их совершенствами. Целью пророческой

миссии является не что иное, как просвещение и водительство людей. Посему мы должны

внимательно искать человека, наделенного такими качествами; иными словами, любой человек,

являющийся воспитателем человечества и учителем рода людского, несомненно является Пророком

Своего времени.3

Абдул-Баха

     Истина, заложенная в основу этого вопроса, заключается в том, что злой дух, Сатана или

что-либо иное, воспринимающееся как зло, относятся к низшей природе человека. Есть разные

образы, символизирующие эту природу. В человеке заложена двойственная натура: одна -

природная, другая - духовная. Мир природы несовершенен. Рассмотрите его внимательно,

отбрасывая все предрассудки и домыслы. Если необразованного и дикого человека оставить в

дебрях Африки, могут ли быть сомнения, что он останется таким же невеждой? Бог никогда не

создавал злого духа; все подобные представления и обозначения суть символы, отражающие

человеческую, или земную, природу человека. Неотъемлемое свойство земной почвы заключается

в том, что на ней могут расти тернии, сорняки и бесплодные деревья. Собственно говоря, это

и есть зло; это просто низшее и несовершенное порождение природы.

     Посему очевидно, что человек нуждается в Божественном просвещении и вдохновении, что

дух и милости Божии необходимы для его развития. Иначе говоря, учения Христа и Пророков

необходимы для его воспитания и водительства. Почему? Потому что Они суть небесные

Садовники, что возделывают почву сердец и умов человеческих. Они воспитывают человека,

искореняют сорняки, сжигают тернии и превращают пустоши в сады и цветники, где растут

плодоносящие деревья. Мудрость и цель Их воспитательской деятельности заключается в том,

что человек должен подниматься по ступеням своего постепенного развития до тех пор, пока не

достигнет совершенства.4

Абдул-Баха

     Поистине, именно действия самого человека порождают разгул сатанинских сил. Если бы

люди придерживались Божественных учений и соблюдали их, всякий след зла был бы изглажен с

лица земли. Но бесконечные разногласия между людьми и постоянные мятежи, споры, конфликты и

тому подобное суть главные движущие силы, порождающие сатанинский дух. Святой Дух всегда

избегал таких явлений. Мир, в коем не узришь ничего, кроме войн, ссор и порока, обречен

стать местом для престола Сатаны и самoй столицей его.5

Бахаулла

Прогресс цивилизации

     Если в семье царят любовь и согласие, то такая семья будет процветать, станет

одухотворенной и излучающей свет; но если в ней присутствуют злоба и ненависть, сие

неизбежно приведет к ее разрушению и распаду. То же справедливо и в отношении города. Если

его жители проявляют дух согласия и товарищества, то он будет постепенно развиваться во

всех отношениях, и условия для жизни людей улучшатся, тогда как неприязнь и вражда приведут

к упадку, и все обитатели города разбегутся. Так же и народ движется по пути цивилизации и

просвещения благодаря любви и согласию, в то время как война и ненависть ведут его к

гибели. Наконец, это справедливо и для всего человечества в целом. Если воцарится любовь и

сердца людей будут соединены совершенными духовными узами, весь человеческий род

возвысится, мир будет неуклонно становиться более духовным и лучезарным, а счастье и

благоденствие человечества неизмеримо возрастут. Войны и распри будут вырваны с корнем,

разногласия и ссоры уйдут в прошлое, и всеобщий мир объединит страны и народы земли. Все

человечество заживет как одна семья, все сольются подобно волнам одного моря, засверкают

как звезды одного небосвода и станут прекрасными плодами одного дерева. В этом состоит

счастье и блаженство человечества.6

Абдул-Баха

     Тот, кто верен справедливости, не должен ни при каких условиях преступать границ

умеренности. Направляемый Всевидящим, во всем различит он истину. Цивилизация, столь часто

превозносимая умнейшими представителями науки и искусства, если ей позволить перейти

границы умеренности, навлечет на людей великое зло. Так предостерегает вас Тот, Кто есть

Всезнающий. Доведенная до крайности, цивилизация может стать бесконечным источником зла,

так же, как, пребывая в границах умеренности, она служит неиссякаемым источником добра.

Поразмыслите о сем, о люди, и не будьте из тех, кто блуждает, как безумный, в пустыне

греха. Грядет день, когда пламя ее пожрет города, когда Уста Величия возгласят: "Царство

принадлежит Богу Всемогущему, Достохвальному!"7

Бахаулла

СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ЛЮБВИ И ЕДИНСТВЕ

     Я призываю всех вас и каждого в отдельности направить помыслы своего сердца на

достижение любви и согласия. Когда приходит мысль о войне, противопоставьте ей мысль о

мире. Мысль о ненависти должна быть побеждена более могущественной мыслью о любви. Помыслы

о войне разрушают всякую гармонию, благосостояние, спокойствие и радость.

     Мысли о любви порождают товарищество, мир, дружбу и счастье.

     В то время как военные достают свои мечи, чтобы убивать, воины Бога берутся за руки!

Так пусть же по Милости Божией чистые сердцем и искренние душой положат конец человеческому

варварству. Не считайте мир на земле недостижимым идеалом!8

Абдул-Баха

     Абдул-Баха говорит нам:

     "Умалчивайте о недостатках других людей, молитесь за них и любовью помогите им

исправить их недостатки.

     Смотрите всегда на хорошее, а не на дурное. Если у человека есть десять хороших

качеств и одно плохое, нужно сосредоточиться на десяти и забыть одно; а если у человека

десять плохих качеств и одно хорошее, то надо видеть это одно и забыть о десяти.

     Не позволяйте себе произнести хотя бы одно дурное слово о другом человеке, даже если

он ваш враг".9

Абдул-Баха

Несуществование зла

     Очень трудно правильно разъяснить данный вопрос. Да будет вам известно, что все

существующее делится на две категории: материальную и духовную; то, что воспринимается

чувствами, и то, что умозрительно.

     То, что ощутимо, воспринимается пятью внешними чувствами; поэтому видимые глазом

внешние формы называются воспринимаемыми. Умозрительные объекты не обладают видимым бытием

- это продукты мыслительной деятельности. Например, ум есть нечто, относящееся к

интеллектуальной сфере, он не обладает видимым бытием. Все свойства и качества человека

относятся к интеллектуальной сфере и не доступны восприятию внешними чувствами.

     Одним словом, умозрительные сущности - например, все качества и замечательные

совершенства человека -абсолютное благо, и они реально существуют. Зло же есть не что иное,

как их отсутствие. Так, невежество - недостаток знания; заблуждение - недостаток

руководства, забывчивость - отсутствие памяти, глупость - недостаток разумности. Всё сие не

имеет реального существования.

     Точно так же и внешние ощущения суть абсолютное благо, а зло - в их отсутствии, иными

словами, слепота -это отсутствие зрения, глухота - отсутствие способности слышать, бедность

- отсутствие богатства, болезнь - недостаток здоровья, смерть - отсутствие жизни, а

слабость -недостаток силы.

     Однако тут закрадывается сомнение - а как же ядовитые скорпионы и змеи? Они добро или

зло, ведь они живые существа? Да, скорпион есть зло по отношению к человеку; змея есть зло

по отношению к человеку; но относительно самих себя они не есть зло, ибо их яд - это их

оружие, и своими укусами они защищают себя. Но поскольку вещества их яда несовместимы с

нашими веществами, то есть эти вещества антагонистичны, то из этого антагонизма проистекает

зло; но в действительности сами по себе они - благо.

     Суть данного рассуждения заключается в следующем: что-то одно по отношению к другому

может быть злом, и в то же время в пределах своего существования не быть злом. Таким

образом, мы доказали, что зла не существует; все, что Бог создал, Он создал благим. Зло

есть ничто; так, смерть есть отсутствие жизни. Когда человек более не приемлет жизнь, он

умирает. Тьма есть отсутствие света: где нет света, там темнота. Свет есть нечто

существующее, а тьма - несуществующее. Богатство есть нечто существующее, а нищета -

несуществующее.

     Итак, очевидно, что всякое зло сводится к несуществованию. Бог существует; зло же не

существует.10

Абдул-Баха

     Касательно твоего вопроса о том, что "Абдул-Баха сказал кому-то из верующих, что

никогда не было так, чтобы зло существовало; напротив, оно есть нечто несуществующее". Сие

правда, ибо величайшее зло заключено в заблуждении (человека) и его отдалении от Истины.

Заблуждение - отсутствие руководства; тьма - отсутствие света; невежество - недостаток

знания; ложь - отсутствие правды; слепота - отсутствие зрения; и глухота - отсутствие

слуха. Таким образом, заблуждение, слепота и невежество сами по себе не существуют. Если мы

обратимся к тексту Библии, где сказано: "Господь ожесточил сердце фараона", дабы тот не

уверовал в Моисея, сие означает в действительности, что Он не смягчил его сердце. И когда

мы желаем сказать, что Бог не направил кого-то из слуг Своих, сие будет расцениваться

(людьми) как то, что Бог сбил его с пути. Тьма, о которой говорится в Библии как о творении

Бога, означает, что, в действительности, Бог не повелел воссиять свету, поскольку там, где

нет света, будет тьма; когда нет зрения - наступает слепота; где нет жизни - там будет

смерть; где нет богатства, будет бедность; и где нет знания, там будет невежество.

Следовательно, неоспоримыми доводами и ясными свидетельствами несуществование зла

доказано...11

Абдул-Баха

     В творении нет зла, всё благо. Определенные качества и свойства характера, присущие

некоторым людям и, несомненно, заслуживающие осуждения, в действительности не являются

таковыми. Например, в самом начале жизни человека, еще во младенчестве, в его натуре

проявляются жадность, гнев и несдержанность. Можно сказать, что добро и зло изначально

присутствуют в человеке, и это противоречит совершенству природы и творения. Ответ на это

таков: жадность, то есть стремление добиваться большего, есть похвальное качество, если оно

правильно применяется. Так, если человек жаден до знаний и наук или жаждет проявить

сочувствие, щедрость и справедливость, то это в высшей степени похвально. Если он

направляет свой гнев и свою ярость против кровожадных тиранов, подобных свирепым животным,

это весьма похвально; но если человек использует эти качества неправильно, то они достойны

порицания. Посему очевидно, что ни в творении, ни в природе зло как таковое не существует,

но когда естественные качества человека выражаются в недопустимых проявлениях, они

заслуживают порицания.12

Абдул-Баха

     Древо добра и зла означает человеческий мир; ибо мир духовного и Божественного есть

мир совершенного добра и абсолютного света, а в мире людей свет и тьма, добро и зло

существуют как противоречащие друг другу состояния.13

Абдул-Баха

     Что такое зло?

     Абдул-Баха отвечает: "Зло есть несовершенство. Грех -это состояние человека в мире

низшей природы, ибо в природе существуют недостатки, такие как несправедливость, тирания,

ненависть, вражда, раздоры; это качества низшего плана природы. Таковы мирские грехи, плоды

древа, от которого вкусил Адам. С помощью образования мы должны освободиться от этих

несовершенств. Для освобождения человека были ниспосланы Пророки от Господа, написаны

Святые Книги. Подобно тому, как человек из утробы матери рождается в этот мир

несовершенства, так же он рождается в мир духа с помощью божественного образования. Когда

человек с рождением входит в мир бытия, он обнаруживает вселенную, когда он рождается из

этого мира в мир духа, он обретает Царствие.14

Абдул-Баха

16

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных