Литература

Adabiyot

Двойственная природа человека

Человек пребывает на высшей ступени материальности и на начальной стадии духовности - иначе

говоря, он есть конец несовершенств и начало совершенств. Он стоит у края тьмы и на пороге

света; потому-то и считается, что человек пребывает на исходе ночи и в начале дня,- сие

означает, что он есть итог всех степеней несовершенства и что в нем есть степени

совершенства. В нем есть как животное начало, так и начало ангельское, и задача воспитателя

- так развивать души человеческие, чтобы ангельское начало могло одолеть начало животное. И

если божественная сила, то есть главное совершенство, побеждает сатанинскую силу, которая

есть абсолютное несовершенство, то он становится превосходнейшим из творений; если же

сатанинская сила побеждает божественную силу, то он становится самым низким из творений.

Вот почему человек -это конечная ступень несовершенства и начальная ступень совершенства.

Ни в каком другом из всех видов, существующих в мире, нет такого различия, контраста,

противоречия и противостояния, как в виде, именуемом человек. Божественный Свет отражается

в человеке, как он отражался и в Христе,- и смотрите, сколь любим и почитаем Он ныне! И в

то же время мы видим человека, поклоняющегося камню, комку земли или дереву. Сколь жалок

он, ибо поклоняется тому, что принадлежит самому низкому уровню существования - бездушному

камню или глине, горе, лесу или дереву. Что может быть более позорным для человека, нежели

поклонение вещам, находящимся на самом низком уровне? Подобным же образом, просвещенность

есть качество, данное человеку, но он может быть и невежествен; человек может быть

правдивым, но может быть и лживым, заслуживающим доверия или вероломным, справедливым или

несправедливым, и так далее. Одним словом, все совершенства и добродетели, а также и все

пороки - качества, присущие человеку.1

Абдул-Баха

     Некоторые полагают, что врожденное чувство достоинства удержит человека от дурных

поступков и станет залогом его духовного и физического совершенства. Иными словами,

личность, наделенная от природы умом, благородной решимостью и целеустремленностью, будет

инстинктивно, не думая о возможном суровом наказании за дурные поступки или о щедром

воздаянии за праведность, воздерживаться от того, чтобы причинить зло ближнему, и возжелает

творить добро. Однако если мы поразмыслим над уроками истории, то станет очевидно, что это

самое чувство чести и достоинства есть не что иное, как один из даров, исток которых -

наставления Пророков Божиих. Также мы замечаем в детях проявление агрессивности и

непокорности, и если при этом ребенок лишен наставлений воспитателя, нежелательные черты

его характера усиливаются не по дням, а по часам. В связи с этим очевидно, что проявление

естественного чувства человеческого достоинства и чести - результат воспитания.2

Абдул-Баха

     Задумайтесь над тем, сколь многочисленны исправительные учреждения, тюрьмы, места для

заключения и пыток, которые готовы принять сынов человеческих, дабы с помощью карательных

мер не дать им совершить тяжких преступлений - однако на деле пытки и наказания лишь

усугубляют порок, и при использовании подобных средств желанная цель не может быть

достигнута надлежащим образом.

     Поэтому надо с самого раннего детства так воспитывать человека, чтобы он никогда не

помышлял о совершении преступления, а, наоборот, направлял бы всю свою энергию на

достижение совершенства и полагал бы, что дурной поступок уже сам по себе является

тягчайшим наказанием, и видел бы в самoм грехе большее зло, нежели в тюремном заключении.

Ибо возможно так воспитать человека, что преступления станут чрезвычайно редки, хотя их и

нельзя искоренить полностью.

     Суть сказанного в том, что воспитание характера человека есть одна из важнейших

заповедей Божиих, и воздействие такого воспитания подобно воздействию солнца на дерево и

плод. О детях следует заботиться, их нужно защищать и воспитывать - такова истинная

сущность родительского долга и родительского милосердия.3

Абдул-Баха

     Говорят, что человек есть величайший представитель Бога, что он есть Книга Творения,

ибо в нем явлены все таинства созданий. Если он приходит под сень Истинного Просветителя и

получает должное наставление, он становится сущностью сущностей, светом света и духом духа;

он становится средоточием божественных проявлений, источником духовных качеств, местом

восхода небесных светил и чашей божественного вдохновения. Но если он лишен такого

просвещения, он становится олицетворением сатанинских качеств, вместилищем животных

пороков, источником всего темного.

     Смысл миссии Пророков заключается в просвещении людей, дабы сей кусок угля мог

обратиться в алмаз и дабы сие бесплодное дерево могло быть привито и принесло сладчайшие и

нежнейшие плоды.4

Абдул-Баха

     В человеке две стороны. Одна - божественная, другая -мирская; одна - светлая, другая -

темная; одна - ангельская, другая - дьявольская. Во всем, что касается чувств восприятия,

человек подобен животному, ибо ему присущи все качества животного. Подобным же образом

человеку свойственны божественные и сатанинские качества: знание и невежество, водительство

и заблуждение, правдивость и лживость, щедрость и корыстолюбие, смелость и робость,

стремление к Богу и возвращение к Сатане. Целомудрие и чистоту, развращенность и подлость,

бережливость и алчность, добро и зло - все вмещает в себе человек.5

Абдул-Баха

     Человек наделен двумя силами, и его развитие идет в двух направлениях. Одна сила

связана с материальным миром, и благодаря ей человек может развиваться в материальном мире.

Другая сила - духовная, и благодаря ее развитию пробуждается его внутренняя, скрытая

природа. Эти две силы подобны двум крыльям. Обе должны быть хорошо развиты, ибо невозможно

летать с одним крылом. Хвала Богу! Материальное развитие мира очевидно, но необходимо,

чтобы так же он продвигался и в духовном отношении. Мы должны непрерывно и неустанно

стремиться к совершенствованию духовной природы человека и всеми силами способствовать

развитию человечества, дабы оно обрело благородство своего истинного и предначертанного

положения. Ибо тело человека временно, оно не имеет никакого значения. Неизбежно придет час

его распада. Но дух человека - неотъемлемая сущность бытия, и поэтому он вечен. Сей дух -

Божественный дар. В нем сияет Солнце Истины, и поэтому он более важен, чем физическое

тело.6

Абдул-Баха

     ...Эта человеческая сущность пребывает между высшим и низшим началом, между миром

животного и миром Божественного. Если в человеке преобладают животные начала, то он

опускается ниже уровня дикого зверя. Когда же небесные силы берут верх в его природе, то он

становится самым благородным и совершенным созданием в сотворенном мире. Все

несовершенства, присущие животному, можно обнаружить и в человеке. Ему свойственны вражда,

ненависть, эгоистическая борьба за выживание; в его натуре таятся ревность, мстительность,

жестокость, коварство, лицемерие, жадность, несправедливость и деспотизм. Условно говоря,

подлинная сущность человека заключена в оболочку животного, в одеяние мира природы, мира

тьмы, несовершенства и безграничной низости.

     С другой стороны, мы находим в нем справедливость, чистосердечие, верность, знания,

мудрость, просвещенность, милосердие и сострадание, соединенные с интеллектом, силой

постижения, даром понимания сущности вещей и способностью проникновения в смысл бытия. Все

эти высшие совершенства также заложены в человеке. Поэтому мы говорим, что человек

представляет собой существо, стоящее между светом и тьмой. С этой точки зрения, его природа

тройственна - в ней заключена животная, человеческая и божественная суть. Животное начало

есть тьма, божественное - один лишь свет.

     Святые Богоявления приходят в этот мир, дабы рассеять мрак животной, или физической,

природы человека, освободить его от несовершенств, дабы проявилось его небесное, духовное

начало, дабы пробудились его божественные качества, обнаружились его совершенства,

раскрылись его потенциальные способности и были вызваны к жизни сокрытые в нем добродетели

человеческого мира. Эти святые Богоявления суть просветители и наставники мира бытия,

учителя человечества. Они выводят человека из тьмы мира природы, рассеивают его отчаяние,

спасают его от заблуждений, невежества, несовершенства и всех дурных качеств. Они облачают

его в наряд совершенства и высших добродетелей. Люди невежественны; Богоявления наделяют их

мудростью. Они подобны животным; Богоявления делают их людьми. Они дики и жестоки;

Богоявления ведут их в царство света и любви. Они несправедливы; Богоявления пробуждают в

них справедливость. Человек эгоистичен; Они помогают ему отрешиться от своего эго и своих

желаний. Человек высокомерен; Они делают его кротким, смиренным и доброжелательным. Он

приземленный; Они возвышают его. Люди - существа телесные; Богоявления даруют им

Божественный образ. Они неразумны, словно дети; Богоявления помогают им достичь зрелости.

Человек беден; Они наделяют его богатством. Человек низок, вероломен и слаб; Богоявления

возвышают его и наделяют достоинством, благородством и величественностью.

     Сии святые Явления освобождают человеческий мир от присущих ему несовершенств, и

благодаря Им люди обретают красоту небесных совершенств.7

Абдул-Баха

     Природа человека двояка: духовная, или высшая, и материальная, или низшая. С одной

стороны, он приближается к Богу, с другой - живет только мирской жизнью. В людях

обнаруживаются обе эти стороны человеческой природы. Материальная сущность человека

проявляется во лжи, жестокости, несправедливости, все это - выражения его низшей природы.

Свойства его Божественной сущности выражаются в любви, милосердии, доброте, правде и

справедливости; все эти качества определяют его высшую природу. Всякая добрая привычка,

всякое благородное качество принадлежат духовной природе человека, а все его недостатки и

дурные поступки порождены его материальной природой. Если Божественная сущность человека

преобладает над материальной, то такой человек - святой.

     Человек способен как на добро, так и на зло; если в нем доминирует стремление к добру,

а его склонность к дурному преодолена, такой человек может воистину называться святым. Если

же, наоборот, он отвергает Божественное и поддается своим дурным наклонностям, тогда он

ничем не лучше обыкновенного животного.8

Абдул-Баха

     Когда человек позволяет духу через душу озарять себя пониманием, он постигает все

Творение. Поскольку человек есть итог всего, что появилось раньше, и посему находится выше

всех прежних достижений эволюции, он заключает в себе весь низший мир. Озаренный духом

через душу, сияющий разум человека делает его венцом Творения.

     С другой стороны, если человек не обратит свой разум и не раскроет сердце для

благословений духа, но обратится душой к материальной, телесной стороне своей природы,

тогда он лишится своего высокого положения и опустится ниже обитателей царства животных. В

этом случае состояние человека плачевно! Ибо если духовные качества человеческой души,

открытой дыханию Святого Духа, никогда не используются, они атрофируются, ослабевают и

постепенно утрачиваются; в то же время развивающаяся материальная сторона души становится

устрашающе сильной; и тогда несчастный заблудший человек становится более свирепым,

несправедливым, мерзким, жестоким и злым, чем самые низшие из животных. Если все стремления

и желания человека будут основываться на проявлениях низшей стороны его души, он будет

скатываться до все более дикого состояния, пока все его существо станет ничем не лучше

смертного животного. Такие люди намереваются сделать что-нибудь дурное, причинить боль и

навредить; они полностью лишены духа Божественного сострадания, поскольку небесная природа

их души была подавлена ее материальной стороной. Если, напротив, духовная сторона души

будет столь развита, что подчинит себе материальную, человек приблизится к Божественному;

он столь прославится, что в нем отразятся добродетели Небесных Сонмов, что он будет

излучать Милосердие Божие и способствовать духовному развитию человечества, ибо он станет

подобен маяку, освещающему ему путь. 9

Абдул-Баха

     ...Когда человек являет качества, достойные хвалы, и нравственные принципы, он

становится небесным созданием, ангелом Царствия, божественной сущностью, лучом небесного

света. Однако когда он воюет, ссорится и проливает кровь, он становится хуже свирепейшей из

диких тварей, ибо кровожадный волк за ночь съедает только одного ягненка, а человек на поле

сражения убивает сотни тысяч людей, усеивая землю трупами и орошая ее кровью.

     Одним словом, в человеке заложены две природы: одна устремлена к высотам

нравственности и интеллектуальному совершенству, а другая обращена к животной низости и

плотскому несовершенству. Если вы отправитесь в кругосветное путешествие, то увидите, с

одной стороны, следы разрушения и уничтожения, а с другой - признаки цивилизации и

развития. Такое опустошение и разрушение - результат войны, раздоров и противостояния,

тогда как развитие и прогресс - плоды светочей добродетели, сотрудничества и согласия.10

Абдул-Баха

Человек - общественное существо

     Если бы человек заботился лишь об одном себе, он был бы всего-навсего животным, ибо

только животные столь эгоистичны. Приведите к водоему тысячу овец и заколите девятьсот

девяносто девять из них - одна уцелевшая будет по-прежнему щипать траву, не думая о том,

что случилось с остальными - ей все равно, заблудились ли они, погибли, или убиты.

Следовательно, думать лишь о себе -свойство животного. Жить одному и действовать в одиночку

для них естественно. Животные могут заботиться лишь о собственном благополучии. Однако

человек создан, чтобы быть человеком - честным, справедливым, милосердным, добрым ко всем

своим собратьям - и не желать благополучия для самого себя, пока ближние терпят нужду и

лишения, ибо подобное желание свойственно животному, но отнюдь не человеку. Нет, человек

должен быть готов к тому, чтобы претерпевать лишения, дабы окружающие могли наслаждаться

богатством; он должен спокойно переносить горести, дабы другие люди обрели счастье и

благоденствие. Вот какие качества присущи человеку. Вот что подобает человеку! А иначе он

не человек - он хуже, чем животное.

     Человек, который печется лишь о собственном благе и безразличен к другим, несомненно,

стоит ниже животного, ибо животное лишено разума. Поведение животного простительно; человек

же наделен разумом и способностью проявлять справедливость и милосердие. Обладая такими

способностями, он не должен позволить пропасть им втуне. Человек, который настолько

бессердечен, что печется лишь о собственном благе, недостоин называться человеком.11

Абдул-Баха

     ...Очевидно и несомненно, что хотя телом человек принадлежит миру природы, однако дух

его обладает силой, превосходящей природу; ибо если бы он был просто частью природы и

подчинялся только материальным законам, то он обладал бы лишь теми качествами, кои можно

найти в мире природы. Бог даровал человеку особую силу - способность разумного исследования

секретов творения, возможность обрести высшее знание, главный плод коего - научное

просвещение.

     Сие дарование - наиболее похвальное из возможностей человека, ибо с его помощью и

совершенствуется человеческий род, становится возможным развитие людских добродетелей,

раскрываются таинства Бога и проявляется Его Дух.12

Абдул-Баха

     В Учении Бахауллы сказано и о свободе человека, о том, что с помощью высшей Силы

человек должен отрешиться от мира природы; ибо пока человек в плену у природы, он не более

чем дикое животное - ведь борьба за существование есть неизбежный закон природы. Борьба за

существование есть первейший источник бедствий и величайшее несчастье для людей.13

Абдул-Баха

Цивилизация материальная и духовная

     И еще в Учении Бахауллы сказано о том, что хотя материальная цивилизация, как одно из

средств развития мира человеческого, не принесет человечеству желаемого счастья до тех пор,

пока не будет сочетаться с цивилизацией Божественной. Вдумайтесь! Такие линейные корабли,

что способны менее чем за час превратить в руины целый город,- результат материальной

цивилизации; пушки Круппа, оружие Маузера, динамит, подводные лодки, торпедные катера,

боевые самолеты и бомбардировщики - все эти орудия войны суть зловещие плоды материальной

цивилизации. Если бы материальная цивилизация сочеталась с цивилизацией Божественной, эти

ужасные орудия никогда не были бы созданы. Напротив, человеческая энергия была бы полностью

направлена на то, чтобы появлялись полезные изобретения и делались достойные похвалы

открытия. Материальная цивилизация подобна стеклу лампы. Божественную же цивилизацию можно

уподобить самой лампе, и если внутри лампы нет огня, стекло не светится. Материальная

цивилизация подобна телу. Сколь бы ни была она грациозна, изысканна и прекрасна, она сама

по себе мертва. Божественная цивилизация подобна духу, а тело обретает жизнь от духа, иначе

это труп. Посему очевидно, что мир человеческий нуждается в дыхании Святого Духа. Без духа

человечество будет безжизненно, и если не будет сего света, оно пребудет в кромешной тьме.

Ибо мир природы есть мир животный. Пока человек не родится вновь из мира природы, иными

словами, пока не отрешится от мира природы, он по сути своей останется животным, и только

Учение Божие способно превратить сие животное в человеческую душу.14

Абдул-Баха

10

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных