Литература

Adabiyot

Положение человека

Венец творения

Величественно положение человека! Недавно из сокровищницы Нашего Пера Славы сошло сие

возвышенное Слово: Велик и благословен сей День - День, когда все дремлющее в человеке было

и будет явлено. Величественно положение человека, когда бы держался он праведности и истины

и пребывал твердым и неколебимым в Деле сем. В глазах Всемилостивого истинный человек

подобен небесному своду: солнце его и луна суть зрение и слух человека, а звезды суть его

сияющий и светлый нрав. Положение его - высочайшее, и его влиянием воспитывается мир

бытия.1

Бахаулла

     По разумению народа Бахa, человек славен своими знаниями, честным поведением,

похвальным нравом и мудростью, а не национальностью или положением.2

Бахаулла

     Величественно положение человека. Столь же великими должны быть и усилия его по

возрождению мира ради процветания народов.3

Бахаулла

     Когда бы человек постиг величие своего положения и свое высокое предназначение, он

являл бы лишь добрый нрав, чистые деяния и достойное и похвальное поведение. Если бы народ

направили ученые и мудрые люди доброй воли, всю землю стали бы считать единой страной.

Безусловно, сие - непреложная истина. Сей слуга призывает всякую усердную и деятельную душу

приложить величайшие усилия и восстать на то, чтобы улучшить положение во всех краях и

воскресить мертвых живыми водами мудрости и речения, черпая силы в любви, кою питает душа к

Богу, Единому, Несравненному, Всемогущему, Благодетельному.4

Бахаулла

     Превосходство человека над всем сотворенным миром проявляется и в том, что он обладает

душой, в которой пребывает Божественный дух; души низших созданий находятся ниже по своей

сути.

     Следовательно, нет сомнений в том, что из всего сотворенного человек по сути своей

ближе всех к Богу и посему получает бoльшие дары от Божией Благодати.

     Царство минералов обладает способностью к существованию. Растениям свойственны

способность к существованию и способность к росту. Животные, кроме существования и роста,

способны к свободному передвижению и к чувственному восприятию. Человек, наряду со

свойствами низших миров, обладает и многими другими. В человеке объединяется все, присущее

созданному до него, поскольку он вобрал в себя все это.5

Абдул-Баха

     Человек - высший вид, ибо он обладает совершенствами всех царств, то есть он обладает

телом, которое растет и наделено ощущениями. Помимо обладания совершенствами минерала,

растения и животного, он наделен еще и особым совершенством, которого лишены остальные

существа, а именно - интеллектуальными способностями. Потому человек и относится к самым

благородным из существ.6

Абдул-Баха

НЕОБХОДИМОСТЬ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ

     Напрягите все силы, дабы достичь внутреннего и внешнего совершенства, ибо плодом древа

человеческого всегда были и будут совершенства духовные и телесные. Не дoлжно человеку

оставаться без знаний или умений, ибо тогда он - лишь бесплодное древо. Посему, насколько

позволяют способности и умения, надлежит вам украсить древо бытия такими плодами, как

знание, мудрость, духовная проницательность и красноречие.7

Бахаулла

     Сколь велик, сколь благороден человек, восстающий на исполнение своего долга; сколь

жалок он и презрен, если закрывает глаза на благополучие общества и растрачивает свою

драгоценную жизнь, преследуя лишь корыстные интересы и личную выгоду. Лишь тогда достигнет

человек высшего счастья и узрит Божии знаки в мире и в душе человеческой, когда пришпорит

он коня возвышенных устремлений на поприще цивилизации и справедливости. "Мы, несомненно,

явим им Божественные знaмения в мире и в душах их".*

     И нет большего унижения для человека, чем жить бездеятельно, равнодушно и уныло,

увлекаясь лишь собственными низменными желаниями. Находясь в подобном состоянии, человек

становится глубоко невежественным и жестоким, опускаясь ниже дикого животного. "Они - как

скоты, даже более заблудшие... Ибо худшие из животных пред Господом - глухие, немые,

которые не разумеют".**8

Абдул-Баха

     Из вышесказанного с очевидностью следует, что величие и слава человека заключаются не

в кровожадности и звероподобии, не в том, чтобы разрушать города и бесчинствовать,

истреблять войска и мирных жителей. Прекрасное будущее ожидает человека, если он будет

известен справедливостью и добротой к людям всякого звания, благоустройством стран и

городов, деревень и провинций, своим вкладом в спокойную, мирную и счастливую жизнь

ближних, в утверждение основополагающих принципов прогресса и повышение уровня

благосостояния всего народа.9

Абдул-Баха

     Человек - высший Талисман. Но отсутствие должного воспитания лишает его того, чем он

обладает от рождения. По слову из уст Божиих был он вызван из небытия; другое слово

подвигло его признать Источник своего воспитания; следующее слово защитило его положение и

судьбу. Величайший речет: Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только

образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на

пользу.10

Бахаулла

Обретение Божественных добродетелей

     Скажи: Честность, добродетель, мудрость и святой нрав возвышают человека, тогда как

нечестивость, ложь, невежество и лицемерие ведут к его унижению. Жизнью Моей клянусь! Слава

человека - не в обилии украшений и не в богатстве, а в праведном поведении и истинном

разумении.11

Бахаулла

     Человека можно уподобить дереву. Если он украшен плодами, то всегда был и во веки

веков будет достоин хвалы и одобрения. Бесплодное же дерево пригодно лишь для огня. Плоды

древа человеческого изысканны, в высшей степени желанны и драгоценны. Среди них - честный

нрав, праведные деяния и добрые слова. Весенняя пора для деревьев на Земле приходит раз в

году, тогда как весна деревьев рода человеческого наступает во Дни Бога, да возвысится

слава Его. Когда бы в сию Божественную Весну украсились древа жизней человеческих

упомянутыми плодами, великолепие света Справедливости, несомненно, осияло бы всех

обитателей земли, и всякий человек насладился бы покоем и довольством под надежной сенью

Того, Кто есть Цель стремлений всего человечества. Орошаются сии древа живою Водой Святых

Слов, изреченных Возлюбленным мира. В одно время древа сии насаждаются, а затем ветви их,

чрез излияния дождей Божественной милости, достигают небес. Сухое дерево, однако, никогда

не было и не будет достойно никакого упоминания.12

Бахаулла

Первый Тараз

и первый луч, взошедший на небосклоне Матери-Книги,-познание самого себя и постижение того,

чтo ведет к величию, а чтo - к скудости, к славе или унижению, богатству или нищете. Когда

человек достигает стадии претворения и входит в пору зрелости, он ощущает потребность в

богатстве; и богатство, что обретается ремеслами или иными занятиями, достойно одобрения и

похвалы по разумению мудрецов, а особенно в глазах слуг, посвятивших себя воспитанию мира и

наставлению его народов. Они, воистину, суть податели животворящей воды знания и проводники

к совершенному пути. Они направляют народы мира на прямую стезю и просвещают их в том, что

способствует возвышению и процветанию людей. Прямая стезя -та стезя, что ведет человека к

рассвету восприятия и к заре истинного понимания и направляет его к тому, что прибавляет

славы, чести и величия.13

Бахаулла

     ...О понимающие! Творить произвол не подобает положению человека; напротив, надлежит

ему держаться беспристрастности и при всех обстоятельствах быть украшенным одеждами

справедливости. Молите Единого Бога истинного, дабы десницей милости и духовного

просвещения очистил Он и избавил некоторые души от скверны злых страстей и порочных

желаний, дабы восстали они и разомкнули свои уста во имя Бога, дабы свидетельства

несправедливости, может статься, исчезли и великолепие света справедливости озарило весь

мир. Люди невежественны и нуждаются в тех, кто разъяснит истину.14

Бахаулла

     Сотворив мир и все, что живет и движется в нем, пожелал Он Своей верховной

неограниченной Волей наделить человека единственным в своем роде отличием - способностью

познавать и любить Его, способностью, кою следует считать источником животворной силы и

главным замыслом Его творения... На сокровенную природу каждого из созданий излил Он свет

одного из Своих имен и наполнил ее славой одного из Своих качеств. Сущность же человека

сделал Он средоточием света всех имен и качеств Своих и отражением Самого Себя. Из всех

творений лишь человек был удостоен столь великой милости и столь непреходящего дара.15

Бахаулла

     Намерение, заложенное в основу откровения всякой Небесной Книги, нет, всякого

боговдохновенного слова,-даровать всем людям праведность и понимание, дабы утвердились меж

ними мир и спокойствие. Все, что придает уверенность сердцам человеческим, все, что

возвышает их положение или способствует их довольству, угодно Богу. Сколь величественно

будет положение человека, если только решится он исполнить свое высокое предназначение! И в

какую пучину унижения он может пасть - пучину, в кою не опускались и ничтожнейшие из

тварей! Воспользуйтесь, о друзья, возможностью, кою сей День открывает вам, и не лишайте

себя щедрого излияния благодати Его. Я молю Бога, дабы в сей благословенный День Он

милостиво сподобил всякого из вас украсить себя узором чистейших и праведных дел. Воистину,

Он вершит угодное Ему.16

Бахаулла

     Скажи: Не сейте, о люди, семян раздора среди человеков и не вступайте в спор с ближним

своим. При всех обстоятельствах будьте терпеливы, всецело положитесь на Бога и уповайте

лишь на Него. Помогите Господу вашему мечом мудрости и речения. Именно сие, воистину,

подобает положению человека.17

Бахаулла

     А теперь о твоем вопросе относительно сотворения человека. Знай, что все люди созданы

по образу, задуманному Богом, Хранителем, Самосущным. Каждому была назначена

предопределенная мера, как сие указано в могучих и хранимых Скрижалях Божиих. Однако все

возможности, коими вы обладаете, могут проявиться лишь по вашей собственной воле. Истину

сию подтверждают ваши собственные поступки.18

Бахаулла

     Природа в своем развитии пассивна; человек же развивается активно. Природа не имеет

сознания; человек наделен им. Природа лишена волеизъявления, и действует она по

необходимости, в то время как человек обладает могучей волей. Природа не может проникать в

тайны или в суть вещей, в то время как человек способен на это. Природа не ощущает Царствия

Божиего, человек же настроен на свидетельства его. Природа не ведает Бога, а человек Его

осознает. Человек приобретает духовные добродетели, а природе в них отказано. Человек по

своей воле может справиться с пороками, но природа не в силах изменить что-либо в том, что

дано ей. Все свидетельствует о том, что человек благороднее и выше, что в нем есть

совершенная сила, превосходящая силы природы. Он обладает сознанием, волей, памятью,

интеллектом, божественными качествами и добродетелями, которых полностью лишена природа;

следовательно, человек выше и благороднее, ибо в нем заключена и проявляется совершенная и

небесная сила.19

Абдул-Баха

     Вседержитель не дал человеку когтей и зубов свирепого хищника, напротив - одарил

человеческое существо самыми благопристойными качествами и украсил наисовершеннейшими

добродетелями. Честь сего творения и достоинство сего облачения требуют от человека, чтобы

он являл любовь и приязнь к себе подобным, и даже более того - относился ко всем живым

существам справедливо и беспристрастно.

     Поразмыслите также о том, что благополучие, счастье, радость и довольство рода

человеческого проистекают из дружбы и союза, тогда как распри и разногласия легко приводят

к несчастьям, унижению, смуте и краху.20

Абдул-Баха

     Человек отличен от животного в нескольких отношениях. Прежде всего, он создан по

образу Божиему, по подобию Вышнего Света, как о том сказано в Торе: "Сотворим человека по

образу Нашему, по подобию Нашему".* Сей Божественный образ свидетельствует о всех качествах

совершенства, свет коих, рожденный от Солнца Истины, озаряет природу людей. Самые же

великие среди сих качеств совершенства - мудрость и знание. Потому дoлжно вам приложить все

силы и трудиться денно и нощно не покладая рук, дабы обрести щедрую долю от всех наук и

искусств, дабы Божественный Образ, воссиявший от Солнца Истины, озарил зеркало сердец

человеческих.21

Абдул-Баха

     Я желаю обрести вам отличительную особенность. Бахаи должны отличаться от других

представителей человечества. Но это отличие не должно определяться богатством - не

богатство должно выделять их среди людей. Я не желаю для вас отличия в финансовом

отношении. Отличие, что я желаю, необычное - не в науках, не в коммерции или на

производстве. Для вас я желаю духовного отличия - иными словами, каждый из вас должен

возвышаться и выделяться нравственными качествами. Вы должны отличаться от всех любовью к

Богу. Вас должны отличать любовь к человечеству, единение и согласие, любовь и

справедливость. Одним словом, вы должны отличаться всеми добродетелями человеческого мира -

верностью и искренностью, справедливостью и надежностью, твердостью и стойкостью,

благотворительными деяниями и служением миру людей, любовью к каждому человеческому

существу; единством и согласием со всеми людьми, отказом от предрассудков и участием в

укреплении всеобщего мира. Наконец, вы должны отличаться божественной просвещенностью и

обретением даров Божиих. Я желаю вам именно такого отличия. Таковы должны быть черты,

отличающие вас.22

Абдул-Баха

Божественный Свет должен озарять сердце

     Поэтому всякий человек, наделенный божественными качествами, отражающий небесные

добродетели и совершенства и проявляющий идеальные и похвальные черты, воистину, есть образ

и подобие Божие. Если человек наделен богатством, то можем ли мы назвать его образом и

подобием Божиим? Или критерием близости к Богу служат мирские почести и слава? Можем ли мы

принять за мерило цвет кожи и сказать, что человек с определенным ее цветом - белым,

черным, коричневым, желтым или красным - истинный образ своего Создателя? Мы должны

признать, что цвет кожи не мерило и не критерий для суждения, он не имеет никакого

значения, ибо цвет кожи случаен по своей природе. Значение имеют духовность и разум

человека, именно они суть проявления небесных добродетелей, милосердных даров Божиих,

вечной жизни и крещения Святым Духом. Посему да будет известно, что цвет кожи или

принадлежность к той или иной расе не имеют ни малейшего значения. Тот будет принят у

порога Божиего, кто есть образ и подобие Божие, кто являет дары Бога; и при этом неважно,

каков цвет его кожи - белый, черный или коричневый. Человек является человеком не просто

из-за особенностей своего телосложения. Божественное мерило и критерий определения - его

разум и дух.

     Так пусть же это будет единственным критерием и мерилом, ибо именно сие есть образ и

подобие Божие. Душа человека может быть чистой и светлой, хотя у него и черная кожа; или,

наоборот, сердце может быть темным и грешным, хотя человек и принадлежит к белой расе.

Единственное, что имеет значение - это характер и чистота сердца. Сердце, озаренное светом

Божиим, всего ближе и дороже Богу, и поскольку Бог одарил человека честью называться

образом Бога, то это - воистину высшее и самое совершенное достижение, божественное

положение, которое не следует приносить в жертву такой случайности, как цвет.23

Абдул-Баха

     Нет же, достоинство человека в том, что он может познавать идеалы Царствия и достичь

знания, которое недоступно животному в силу его ограниченного уровня развития. Человек

занимает положение, позволяющее ему достичь этих идеалов и таким образом отделить и

сознательно возвысить, бесконечно возвысить себя над низшими царствами бытия.

     Положение человека высокое, очень высокое. Бог сотворил человека по Своему образу и

подобию. Он наделил его могущественной силой, которая может раскрывать тайны явлений.

Благодаря ей человек способен к абстрактным умозаключениям, и его познание не

ограничивается только миром чувственных впечатлений. Поскольку он обладает теми же органами

чувств, что и животные, то очевидно, что он отличается от них именно способностью

сознательно проникать в абстрактные явления. Он обретает Божественную мудрость; он

исследует тайны мироздания; он прозревает свет всемогущества; он обретает второе рождение -

то есть рождается из материального мира, подобно тому, как он был рожден матерью; он

обретает вечную жизнь; он приближается к Богу; его сердце наполняется любовью к Богу.

Такова основа мира человеческого; таков образ и подобие Божие; такова подлинная сущность

человека, иначе он просто животное. Воистину, Бог сотворил животного по образу и подобию

человека, и хотя человек внешне отличается от животного, все же по природе ему присущи

свойства животного.

     Вы должны стремиться познать таинства Божии, достичь совершенного знания и обрести

видение, непосредственно воспринимая лучи Солнца Действительности и обретая уготованную вам

долю от предвечных даров Божиих.24

Абдул-Баха

6

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/old.bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных