Литература

Adabiyot

Жизнь после смерти

Душа

А теперь о вопросе твоем относительно души человеческой и жизни ее после смерти. Знай

воистину, что душа, расставшись с телом, продолжает свое развитие, пока не достигнет

Божиего присутствия в таком образе и состоянии, на кои не повлияют ни круговорот эпох и

столетий, ни превратности и судьбы мира сего. И пребудет она столько, сколько пребудет

Царствие Бога, Его владычество, господство и власть. Она обнаружит Божии знaмения и

качества Его и явит милосердие Его и благодеяния... Природа души после смерти не поддается

описанию, к тому же не подобает и непозволительно раскрывать всю ее сущность пред взором

людей. Пророки и Посланники Божии явлены с единственной целью - направить человечество на

прямую Стезю Истины. Главное предназначение Их откровения - просветить людей, дабы в час

смерти могли они в совершенной чистоте, святости и в полном отрешении вознестись к престолу

Всевышнего. Свет, излучаемый сими душами, есть причина развития мира и процветания его

народов. Они подобны закваске, на коей всходит мир бытия; они - животворящая сила, чрез кою

являются искусства и чудеса мира. Благодаря им облака изливают свою благодать на людей и

земля рождает плоды свои. У всего должна быть причина, побудительная сила и животворящая

основа. Сии души - символы отрешения - привносили и будут привносить великую животворную

силу в мир бытия. Мир иной столь же отличен от сего мира, сколь сей мир непохож на

окружение ребенка, пребывающего в утробе матери. Достигнув Божиего Присутствия, душа

обретает образ, наиболее подобающий ее бессмертию и достойный ее небесной обители. Такое

бытие есть бытие обусловленное, а не абсолютное, ибо первому предшествует причина, в то

время как последнее независимо от нее. Абсолютное бытие принадлежит лишь Богу, да

возвысится слава Его. Благо тем, кто постиг истину сию. Когда б ты глубоко поразмыслил о

том, как поступали Божии Пророки, ты без сомнений и колебаний признал бы, что помимо сего

мира должны существовать и другие миры.1

Бахаулла

     О сын человеческий!

     Ты - владение Мое, а владение Мое нескончаемо, отчего же боишься ты кончины своей? Ты

- свет Мой, а свет Мой негасим, отчего же страшит тебя угасание твое? Ты -слава Моя, а

слава Моя неувядаема; ты - облачение Мое, а облачение Мое неизносимо. Пребывай же в любви

ко Мне, да обретешь Меня в царстве славы.2

Бахаулла

Человек живет вечно

     Развитие человеческой души в Божественном мире, после разрыва ее связи с бренным

телом, происходит благодаря щедрости и милости Самого Господа, или благодаря заступничеству

и искренним молитвам других человеческих душ, или же благодаря милосердным и весомым добрым

делам, которые свершаются во имя этой души.3

Абдул-Баха

     О сын бытия!

     Отчитывайся пред собой ежедневно, прежде чем призовут тебя к ответу, ибо смерть придет

к тебе внезапно, и потребуют у тебя отчета за дела твои.4

Бахаулла

     Вполне очевидно, что после смерти тела всякий человек оценит по достоинству дела свои

и осознает все, содеянное руками его. Клянусь Дневною Звездой, что сияет на небосклоне

Божественной власти! Последователи единого Бога истинного, расставшись с земной жизнью,

испытают такую радость и такое блаженство, кои не поддаются описанию, тогда как жившие во

грехе испытают ужас и потрясение, и души их наполнит такой страх, с коим ничто не

сравнится.5

Бахаулла

     ...Жизнь в Царствии есть жизнь духа, жизнь вечная, которая не зависит от места,

подобно духу человеческому, который не имеет местоположения. Ибо если вы будете исследовать

тело человека, то не обнаружите особой части или вместилища для духа, поскольку он никогда

не имел местоположения; он нематериален. Он связан с телом наподобие того, как связано

солнце с этим зеркалом. Солнце не заключено в зеркало, но связано с ним.

     Точно так же и мир Царствия освящен ото всего, что может быть воспринято с помощью

зрения или других органов чувств - слуха, обоняния, вкуса или осязания. Ум человеческий,

существование которого признано,- где он помещается в человеке? Если вы будете исследовать

тело при помощи зрения, слуха или посредством других органов чувств, вы не обнаружите его;

тем не менее он существует. Следовательно, ум человека не имеет вместилища, но он связан с

мозгом. Царствие есть нечто подобное. Так же и любовь не имеет вместилища, но она связана с

сердцем; так же и Царствие не имеет вместилища, но оно связано с человеком.

     Доступ в Царствие Божие - через любовь к Богу, через отрешенность, святость и

целомудрие, через правдивость, чистоту, стойкость, верность и самопожертвование.

     Из этих объяснений видно, что человек бессмертен и живет вечно. Для тех, кто верит в

Бога, кто любит Бога и имеет веру, жизнь прекрасна - то есть она вечна; но для тех душ, что

отгорожены от Бога, жизнь темна, хотя они и наделены ею, и в сравнении с жизнью верующих

сие есть небытие.6

Абдул-Баха

     Награда в мире ином - жизнь вечная, о которой ясно говорится во всех Святых Книгах,

Божественные совершенства, нескончаемые щедроты и непреходящее блаженство. Награда в мире

ином - совершенства и покой, обретаемые в духовных мирах после ухода из этого мира, а

награда сей жизни - истинные сияющие совершенства, которые достигаются в этом мире и

становятся основой для жизни вечной, ибо они и составляют подлинное развитие всего сущего.

Это подобно тому, как человек переходит от состояния зародыша к состоянию зрелости и

становится олицетворением этих слов: "Да будет благословен Бог, лучший из Творцов"*.

Воздаяние в мире ином - это покой, духовная благодать, многообразные духовные дары Царствия

Божиего, исполнение желаний сердца и души и встреча с Богом в мире вечности. Подобным же

образом наказание в мире ином - иначе говоря, муки иного мира -это утрата особых

Божественных благословений и совершенных милостей и падение на низшие ступени

существования. Тот, кто лишен этих Божественных благ, хотя и продолжает существовать после

смерти, людьми истины считается мертвым.7

Абдул-Баха

     Полагать, что после смерти тела дух гибнет - это то же, что воображать, будто сидящая

в клетке птица погибнет, если сломать клетку, тогда как птице нечего бояться разрушения

клетки. Наше тело подобно клетке, а дух -птице. Мы видим, что без клетки птица сия парит в

царстве сна; посему, если клетка сломана, птица не гибнет, а продолжает существовать. При

этом ее ощущения становятся более сильными, восприятие - более острым, а сама она - более

счастливой. Поистине, из ада она воспаряет в рай наслаждений, ибо для благодарных птиц нет

большего рая, нежели освобождение из клетки. Вот почему с величайшей радостью и восторгом

мученики устремляются на поприще жертвенности.8

Абдул-Баха

     Да будет вам известно: ничто из существующего не пребывает в покое - иначе говоря, все

сущее находится в движении. Все либо растет, либо увядает; все вещи либо переходят из

небытия в бытие, либо уходят из бытия в небытие. Вот этот цветок, этот гиацинт, в течение

определенного времени возникал из мира небытия в мир бытия, а теперь он уходит из бытия в

небытие. Это состояние движения считается необходимым свойством, то есть оно естественно;

его нельзя отделить от существ, потому что это их неотъемлемое качество, как горение

является внутренней необходимостью для огня.

     Таким образом, установлено, что движение необходимо для существования, которое есть

либо рост, либо увядание. Итак, поскольку дух продолжает существовать после смерти, то он

обязательно либо развивается, либо угасает; а в мире ином отсутствие развития означает

угасание; однако дух не покидает своего уровня, и в его пределах он продолжает развиваться.

Например, дух Петра, как бы далеко ни продвинулся он в своем развитии, не достигнет

состояния Сущности Христа; он развивается только в собственных пределах.9

Абдул-Баха

     Как до, так и после освобождения от сей материальной оболочки происходит

совершенствование, но уровень остается неизменным. Так, все созданное находит свое

законченное выражение в совершенном человеке. Нет существа выше, чем совершенный человек.

Человек, достигнув сего положения, может далее развивать в себе совершенства, однако не

может перейти на другой уровень, ибо нет уровня выше, чем уровень совершенного человека.

Его развитие происходит только на человеческом уровне, ибо человеческие совершенства

безграничны. Так, каким бы образованным человек ни был, мы можем представить себе человека

еще более образованного.

     Таким образом, поскольку человеческому совершенству нет предела, человек может

совершенствоваться и после того, как он оставит сей мир.10

Абдул-Баха

     По поводу твоего вопроса о том, что открывается душе, когда она оставляет человеческую

оболочку: несомненно, мир иной есть мир познаний и открытий, ибо там застилающая взгляд

пелена спадает и душа человека созерцает души, пребывающие выше, ниже и на одном уровне с

ней. Сие подобно состоянию человека во чреве матери, когда глаза его покрыты пеленой и все

сущее сокрыто от него. Рождаясь, он покидает чрево и входит в сию жизнь, и тогда

обнаруживает, что в сравнении с жизнью во чреве она полна познаний и открытий, и он может

наблюдать за всем с помощью своего внешнего зрения. То же самое происходит, когда человек

покидает эту жизнь - он видит в мире ином то, что было сокрыто от него на земле; однако там

он наблюдает и познает все сущее внутренним взором. Там узрит он собратьев и тех, кто равен

ему по положению, а также тех, кто выше или ниже его по положению. Относительно того, что

подразумевается под равенством душ в наивозвышенном царстве, можно сказать следующее: когда

души верующих приходят в сей мир плоти, они равны, каждая из них чиста и безгрешна. Но в

сем мире они постепенно становятся отличны друг от друга: одни достигают высшего положения,

другие - среднего уровня, а третьи остаются на низшей ступени бытия. Положение их одинаково

в начале их бытия; различие в нем происходит после смерти.11

Абдул-Баха

     Подобно тому, как следствия и результаты внутриутробной жизни нельзя обнаружить в том

темном и тесном месте и блага роста и развития души, заложенные предыдущим миром,

проявляются, лишь когда младенец приходит в просторный земной мир, так и в ином,

запредельном, мире ждут нас награда и наказание, рай и ад, воздаяние и возмездие за деяния,

совершенные в земной жизни. Если бы жизнь человека до рождения заканчивалась в утробном

мире, существование там было бы бессмысленным, нецелесообразным; точно так же, если бы

жизнь в этом мире, свершаемые здесь дела и поступки и их плоды не проявлялись в мире ином,

весь этот процесс был бы нелогичным и бессмысленным.

     Посему знай, что Господь Бог властвует над незримыми царствами, кои человеческий разум

не в силах ни представить, ни познать. Когда очистишь ты русло духовного восприятия от

скверны сей мирской жизни, то сможешь вдохнуть сладостное благоухание святости, веющее из

благословенных обителей небесного мира.12

Абдул-Баха

     Вопрос: Каково положение детей, которые умерли прежде, чем достигли возраста зрелости,

или до назначенного срока рождения?

     Ответ: Эти дети пребывают под сенью благосклонности Бога, а поскольку они не совершали

ничего греховного и не запятнаны скверной, присущей миру природы, то на них щедро

изливается милость, и к ним будет обращено Сострадательное Око.13

Абдул-Баха

     О возлюбленная служанка Божия! Хотя потеря сына воистину способна разбить сердце и

боль сия превыше сил человеческих, все же та, что наделена знанием и пониманием, убеждена,

что сын не потерян, но из мира сего вступил в мир иной, и она встретит его в Божественной

обители. Сие воссоединение будет вечным, тогда как в мире сем разлука неизбежна и несет с

собой горькую печаль.

     Хвала Богу, что у тебя есть вера, что обращаешь ты свой лик к Царству вечности и не

сомневаешься в существовании мира небесного. Посему не будь же безутешной, не томись и не

вздыхай, оставь стенания и слезы, ибо смятение чувств и оплакивание сильно воздействуют на

душу его в Божественном Царствии.

     Сие возлюбленное дитя обращается к тебе из мира сокрытого: "О милая Матушка моя,

возблагодари Божественное Провидение за то, что выпущен я на свободу из тесной и мрачной

клетки и, подобно полевым птицам, воспарил в мир небесный - мир необъятный, светлый, где

вечно царят радость и ликование. Посему, о Матушка, не горюй и не печалься; я не пребываю

среди погибших, я не обращен в ничто и не истреблен. Я стряхнул смертную оболочку и поднял

свой стяг в сем мире духа. После разлуки сей суждено нам навечно соединиться. Ты обретешь

меня в небесах Господа, погруженным в океан света".14

Абдул-Баха

     О две терпеливые души! Письмо ваше получено. Смерть сего возлюбленного отрока и его

разлука с вами стали причиной безмерного горя и печали, ибо взлетел он к небесному гнезду

во цвете лет и в пору юности своей. Но он освободился из сей юдоли печали и обратил лик

свой к извечному пристанищу Царствия и, покинув мрачный и тесный мир, поспешил к священному

царству света; в сем заключено утешение сердец наших.

     Непостижимая мудрость Божия лежит в основе таких тяжелых для сердца событий. Сие

подобно тому, как заботливый садовник пересаживает молодой и нежный куст с места

затененного на открытый участок. От такой пересадки куст не зачахнет, не замедлит свой рост

и не погибнет; нет, наоборот, он потянется вверх и разрастется, обретет свежесть и

нежность, зазеленеет и принесет плоды. Сокровенная тайна сия хорошо известна садовнику,

однако те души, что не ведают о милости сей, полагают, что садовник в гневе и ярости

выкорчевал сей куст. Но для обладающих знанием сей сокрытый факт ясен, и предопределение

сие они почитают за милость. Посему утешьтесь и не печальтесь о том, что сия птица верности

вознеслась; более того, во всех обстоятельствах молитесь за отрока сего, прося для него

прощения и возвышения его положения.15

Абдул-Баха

Наши молитвы и дела помогают умершим

     ...Отец и мать испытывают сильное беспокойство о своих детях и переносят трудности

ради них; и зачастую, когда дети достигают возраста зрелости, их родители уходят в мир

иной. Редко бывает так, чтобы отец и мать были вознаграждены в этом мире за заботу и

беспокойства, которые они претерпели ради своих детей. Потому дети, в благодарность за сии

заботы и беспокойства, должны вершить благотворительность и милосердие и молить о

помиловании и прощении для своих родителей. Итак, вы должны, в благодарность за любовь и

доброту, проявленную к вам вашим отцом, подавать бедным от его имени, с величайшим

смирением и покорностью молить о помиловании и отпущении грехов и просить о милости свыше.

     Возможно даже, что положение тех, кто умер во грехе и неверии, может измениться, то

есть им может быть даровано прощение по милости Божией, а не по справедливости Его, ибо

милость есть незаслуженный дар, а справедливость - воздаяние по заслугам. Нам дана

возможность молиться за эти души на земле, и точно так же мы будем иметь эту силу в мире

ином, который есть Царствие Божие. Разве не все люди в том мире суть творения Божии?

Следовательно, в том мире они также могут развиваться. Как здесь они могут достигнуть

просветления через молитву, так и там они смогут молить о прощении и получить просветление

в ответ на мольбы и просьбы. Таким образом, как в этом мире души могут развиваться через

мольбы, просьбы и молитвы, возносимые святыми, таким же образом они смогут развиваться и

после смерти. Они могут духовно расти также благодаря собственным молитвам и мольбам, но

особенно - благодаря заступничеству Святых Богоявлений.16

Абдул-Баха

Молитва

     Он есть Бог, Он есть возвышенный, Господь милосердия и щедрости!

     Слава Тебе, о мой Боже, Господь Всемогущий. Я свидетельствую о Твоем всемогуществе и

Твоей силе, Твоем владычестве и Твоей нежной заботе, Твоей милости и Твоей мощи,

единственности Твоего Существа и единстве Твоей Сущности, Твоей святости и возвышенности

над миром бытия и надо всем, что есть в нем.

     О мой Боже! Ты видишь, что отрешился я ото всего, помимо Тебя, крепко держусь Тебя и

обратился к океану щедрот Твоих, к небесам благоволения Твоего, к Дневной Звезде Твоей

благодати.

     Господи! Я свидетельствую, что Ты наделил слугу Твоего Доверием Твоим, и что сие есть

Дух, коим Ты дал миру жизнь.

     Прошу Тебя великолепием Светила Твоего Откровения - благосклонно прими от него то,

чего достиг он во дни Твои. Помоги ему облечься славой Твоего благоволения и украситься

Твоим приятием.

     О мой Господи! Вместе со всем сотворенным я свидетельствую о мощи Твоей и молю Тебя -

не отвергай тот дух, что вознесся к Тебе, в Твою небесную обитель, Твой возвышенный Рай и

пристанище близости к Тебе, о Ты, Господь всех людей!

     Посему дозволь слуге Твоему, о мой Боже, общаться с Твоими избранными, Твоими святыми

и Твоими Посланниками в небесных обителях, коих ни перо не в силах описать, ни уста

исчислить.

     О мой Господи, сей бедняк, воистину, поспешил к Царствию изобилия Твоего, сей странник

- к своему дому в пределах Твоих, сей томимый жаждой - к небесной реке Твоих щедрот. Не

лиши его, о Господи, доли на пиршестве Твоей милости и даров Твоей щедрости. Ты, воистину,

Всемогущий, Милостивый, Всещедрый.

     О мой Боже, Сокровище Твое было возвращено Тебе. Подобает милосердию Твоему и щедрости

Твоей, что объяли владения Твои на земле и на небесах, наделить недавно пришедшего к Тебе

дарами Твоими и щедротами, и плодами с древа Твоей милости! Властен Ты вершить, что угодно

Тебе, нет Бога иного, кроме Тебя, Милосердного, Прещедрого, Сострадательного, Оделяющего,

Прощающего, Бесценного, Всеведущего.

     Свидетельствую, о мой Господи, что предписал Ты людям оказывать почести гостям, а тот,

кто вознесся к Тебе, воистину достиг Тебя и обрел Присутствие Твое. Поступай же с ним по

милости и щедрости Твоей! Клянусь славой Твоей, я знаю доподлинно, что не воздержишься Ты

исполнить то, что Сам предписал слугам Твоим, и не лишишь милости того, кто ухватился за

нить щедрости Твоей и вознесся к Заре Твоего изобилия.

     Нет иного Бога, кроме Тебя, Единого, Единственного, Могущественного, Всеведущего,

Щедрого.17

Бахаулла

21

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных