Литература

Adabiyot

84. Необходимость следования Учениям Явителей Бога

Вопрос. - Тем, кто известен своими добрыми делами и благожелательностью, наделен похвальными качествами, кто с любовью и добротой относится ко всем существам, заботится о бедных и трудится на благо установления всеобщего мира, какая нужда им в божественных учениях, от которых эти люди воистину полагают себя независимыми? Каково положение этих людей?

        Ответ. - Да будет вам известно, что подобные деяния, подобные усилия, подобные слова весьма похвальны и заслуживают одобрения, они есть слава человечества. Но одних этих деяний недостаточно; они подобны прекраснейшему телу, в котором отсутствует душа. Источником вечной жизни, непреходящей славы, всеобщего просвещения, истинного спасения и процветания является прежде всего знание Бога. Известно, что знание Бога превыше всякого знания, это высшая слава мира людей. Ибо знание сущности вещей дает материальное преимущество, и благодаря ему осуществляется прогресс материальной цивилизации; в знании же Бога заключен источник духовного прогресса и развития, благодаря ему постигается истина, строится божественная цивилизация, исправляются нравы, озаряется мир и происходит возвышение человечества.
        Вслед за знанием идет любовь к Богу, свет которой горит в сердцах, знающих Бога; яркие лучи ее освещают горизонт и дают человеку жизнь в Царствии Божием. Воистину, плод жизни человека есть любовь к Богу, ибо эта любовь есть сам дух жизни и вечное блаженство. Если бы не было любви к Богу, мир сей пребывал бы во тьме; если бы не было любви к Богу, сердца людей были бы мертвы, в них не было бы ощущения жизни; если бы не было любви к Богу, не было бы духовного единения; если бы не было любви к Богу, свет единства не озарял бы человечество; если бы не было любви к Богу, то Восток и Запад не могли бы соединиться в объятии, как возлюбленные; если бы не было любви к Богу, разъединенность и отчуждение не обращались бы в братство; если бы не было любви к Богу, безразличие не обращалось бы в привязанность; если бы не было любви к Богу, незнакомец не становился бы другом. Любовь в мире людей воссияла от любви к Богу, она явилась от щедрот и по милости Бога.
        Для всех очевидно, что человечеству присуще многообразие, что мнения людей не совпадают и представления различны; и это расхождение во мнениях, мыслях, способах мышления, чувствах среди представителей рода человеческого проистекает из насущной необходимости; ибо различие в степенях существования творений есть одно из необходимых условий существования, которое раскрывается в бесконечном многообразии форм. А потому мы нуждаемся во всеобщей силе, которая стояла бы над чувствами, мнениями и мыслями отдельных людей, благодаря которой различия эти не имели бы столь большого значения, и все могли бы собраться под знаком единства мира человеческого. Совершенно ясно, что эта величайшая сила человеческого мира есть любовь к Богу. Это она собирает различные народы под сенью древа доверия; это она дарует противоборствующим нациям и враждующим народам величайшую любовь и единство.
        Посмотрите, после пришествия Христа сколь многие расы, нации, народы и племена объединились благодаря силе любви к Богу, под сенью Слова Божия. Извечные различия, разделение были преодолены и преданы забвению. Мысли о принадлежности к своей расе, своей родине оставили людей. Им на смену явилось единение душ, слияние жизней; все стали истинными духовными Христианами.
        Третья человеческая добродетель - это добрая воля (чистота побуждений), которая составляет основу добрых деяний. Некоторые мыслители полагают, что намерение важнее деяния, ибо добрая воля есть абсолютный свет; она облагораживает и поднимает человека над эгоизмом, недоброжелательностью и обманом. Бывает так, что человек свершает деяние, которое кажется благим, но на деле продиктовано алчностью. К примеру, мясник выхаживает и лелеет овцу; но заботливое поведение мясника продиктовано желанием извлечь прибыль, а итогом этой заботы является убийство бедного животного. Сколь многочисленны благие деяния, продиктованные алчностью! Добрая воля несовместима с подобным злом!
        Обобщая, скажем: если знание Бога сочетается с любовью к Богу, а также устремленности к Нему, самозабвенным порывом и доброй волей, то тогда благое деяние совершенно и полно. В противном же случае, хотя доброе дело и похвально, все же, если оно не подкреплено знанием Бога, любовью к Богу, а также искренностью намерения, оно несовершенно. К примеру, совершенство человеческого существа, чтобы быть таковым, должно заключать в себе всю совокупность совершенств. Зрение само по себе чрезвычайно ценно и важно, но оно должно быть подкреплено слухом; слух весьма важен, но он должен быть подкреплен даром речи; способность говорить очень важна, но она должна быть подкреплена силой разума, и так далее. Сие верно в отношении других способностей, органов и членов тела человека; когда все эти способности, чувства, органы, члены представлены в совокупности, тогда человек совершенен.
        Ныне, в наши дни, мы встречаем в мире людей, которые поистине жаждут всеобщего блага и по мере сил своих стремятся защитить угнетенных и помочь бедным: они действуют на благо мира и всеобщего благосостояния. И с точки зрения их дел, они кажутся совершенными, но если в них нет знания Бога и любви к Богу, они несовершенны.
        Гален, знаменитый врач, говорит в своей книге, содержащей комментарии к трактату Платона об искусстве правления, что постулаты религии оказывают большое влияние на совершенную цивилизацию потому, что большинство людей не могут понять смысла слов-объяснений; поэтому им нужны слова-символы, возвещающие о возмездии и воздаянии в мире ином. "В подтверждение истины этого утверждения мы наблюдаем ныне людей, именующих себя Христианами, которые верят в воздаяние и возмездие: секта сия являет прекрасные образцы деяний, достойные истинных философов. Для всех нас очевидно, что они не страшатся смерти, что единственное, чего они ждут и что хотят видеть в людях, - это справедливость и беспристрастие, и люди почитают их за истинных философов".
        Подумайте, сколь велики должны были быть искренность, рвение, духовное горение, приверженность дружбе и добрые деяния верующих в Христа, чтобы Гален, врач и философ, не будучи приверженцем Христианской религии, оставил свидетельство о высокой нравственности и совершенствах этих людей, оценив их как истинных философов. Эти добродетели, эта нравственность явились не только в результате благих деяний, ибо если бы добродетель заключалась лишь в том, чтобы приобщаться к добру и творить добро, наподобие того, как эта лампа горит и освещает дом - а освещение, несомненно, есть благо, - тогда почему же нам не возносить хвалы лампе? Солнце вызывает к жизни все существа земные, через свое тепло и свет оно дает им рост и развитие: есть ли большее благо? Тем не менее, поскольку в основе этого не лежит добрая воля, любовь к Богу и знание Бога, сие благо несовершенно.
        Когда один человек даст напиться другому, последний исполняется благодарности и говорит: "спасибо". Тот, кто не склонен к рассуждениям, мог бы сказать: "Сие солнце, дарующее миру свет, сия высшая щедрость, которая является в нем, достойна обожания и восхваления. Как можем мы не быть благодарны и признательны солнцу за его щедроты, когда мы восхваляем человека просто за добрый поступок?" Но если мы хотим дойти до истины, мы видим, что этот малозначительный добрый поступок человека есть следствие сознательного выбора; и потому сие достойно восхваления, тогда как свет и тепло солнца не есть следствие сознательного выбора; и потому они не достойны превознесения или восхваления и не заслуживают признательности или благодарности.
        Подобным образом, когда человек совершает доброе деяние, хотя и достойное похвалы, оно несовершенно, если не вызвано любовью к Богу и знанием Бога. Более того, если рассудить по справедливости, то можно увидеть, что сии добрые деяния людей, не знающих Бога, также основаны на Его учениях - иными словами, прежние Пророки подвигли людей на эти деяния, показали, сколь они прекрасны, сколь ценные плоды они приносят; впоследствии эти учения одно за другим распространились среди людей, овладели их умами и обратили их сердца в сторону совершенства. Когда люди увидели, что деяния сии почитаются благими, несут всем радость и счастье, они склонились к ним. Вот как получается, что на деяния сии людей побуждают именно Божье Слово и Его учения. Но чтобы понять это, надо судить по справедливости, без предвзятости и оспаривания. Благодарение Богу, вы бывали в Персии, и вы видели, что благодаря святому дыханию Бахауллы в жителях Персии стало больше человечности. Прежде, если им случалось встретить человека другой расы, они дурно обращались с ним, выказывали к нему крайнюю враждебность, пылали ненавистью и злобой; они доходили до того, что бросали в него грязью. Они сжигали Евангелие и Ветхий Завет, а коснувшись этих книг, они мыли руки, считая, что осквернились. Ныне же все больше становится среди них таких людей, которые с благоговением читают и распевают стихи из этих Книг на своих собраниях и встречах и рассуждают о смысле этих учений. Эти люди оказывают гостеприимство своим недругам. Они пребывают на равнинах любви к Богу, и кровожадных волков они встречают кротостью, как если бы те были мирными газелями. Вы наблюдали нравы и обычаи этих людей, и вам известно о нравах прежних жителей Персии. Сей взлет нравственности, сие облагораживание манер и речи - разве возможно достигнуть этого иначе, как только через любовь к Богу? Именем Бога клянусь, нет. Если бы мы пытались привить эти нравы и обычаи при помощи науки и просвещения, то, поистине, прошла бы тысяча лет, но и тогда они не распространились бы среди масс людей.
        Ныне же, благодаря любви к Богу, это совершается с необыкновенной легкостью. Внемлите же, о наделенные разумом!

 

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных