Литература

Adabiyot

81. Перевоплощение

Вопрос. - Какова доля истины в представлении о перевоплощении, в которое верят некоторые люди?

        Ответ. - Целью того, что сейчас будет сказано, является истолкование реальности, а не высмеивание верований других людей; мы только разъясняем факты; вот и все. Мы не оспариваем ничьи идеи, и мы не одобряем критики.
        Знайте же, что те, кто верит в перевоплощение, бывают двух типов: одни не верят в духовное наказание и воздаяние в мире ином и полагают, что человек при перевоплощении и возвращении в сей мир получает воздаяние и наказание; они считают, что рай и ад находятся в пределах этого мира и не упоминают о существовании мира иного. Есть два вида приверженцев подобных взглядов. Одни верят, будто человек иногда возвращается в этот мир в виде животного, что является для него суровым наказанием, и, перенеся эту мучительную пытку, он освобождается от животного мира и возвращается в мир людей; это называется переселением душ. Другие полагают, что, уйдя из мира людей, человек опять приходит в мир людей, и при возвращении он получает воздаяния и наказания за прежнюю жизнь; это именуется перевоплощением. И те, и другие не признают существования какого-либо иного мира, кроме этого.
        Есть другой тип людей, верящих в перевоплощение. Они признают существование мира иного, считают перевоплощение средством достижения совершенства, то есть они полагают, что человек, покидая этот мир и вновь возвращаясь в него, постепенно совершенствуется, и сие продолжается, пока он не достигнет наивысшего совершенства. Иными словами, люди состоят из материи и силы: материя вначале, то есть в первом цикле, несовершенна, но, повторно возвращаясь в этот мир, она прогрессирует и обретает утонченность и изящество, пока не становится подобна отшлифованному зеркалу; и тогда сила, которая есть не что иное, как дух, воплощается в ней во всей  полноте своих совершенств.
        Так предмет этот представляется теми, кто верит в перевоплощение и переселение душ. Мы сжато изложили сей вопрос; если углубляться в детали, это займет много времени. Такого краткого изложения достаточно. В подтверждение этому не приводятся какие-либо логические аргументы и доводы; все сводится лишь к предположениям и умозаключениям, сделанным на основании догадок, но не обоснованными доводами. От тех, кто верит в перевоплощение, следовало бы потребовать доказательств вместо догадок, предположений и фантазий.
        Но вы просите обосновать невозможность перевоплощения. Этим мы сейчас и займемся. Первым доводом в пользу невозможности перевоплощения является то, что внешнее есть выражение внутреннего; земля есть зеркало Царствия Божьего; материальный мир отражает мир духа. Заметьте, что в материальном мире внешние явления не повторяются, ибо нет ни одного существа, которое было бы в каком-то отношении тождественно другому существу или сходно с ним. Признаки единичности явно проявляются во всех вещах. Если все зернохранилища земли наполнить зерном, вы не найдете двух зерен абсолютно похожих, одинаковых и идентичных без малейшего различия. Непременно между ними будут иметься различия и несхожесть. Поскольку все вещи являют свидетельства своей уникальности, а Единость и Единство Бога явлены в сущности всех вещей, то повторение одного и того же внешнего явления абсолютно невозможно. Вследствие этого перевоплощение, которое представляло бы собой повторное явление одной и той же души с ее прежней сущностью и в прежнем состоянии в сем бренном мире, есть вещь невозможная и невыполнимая. Как повторение одного и того же внешнего явления невозможно и исключено для материальных существ, так и для духовных существ возвращение в то же состояние, по нисходящей ли, по восходящей ли дуге, исключено и невозможно, ибо материальное соответствует духовному.
        Тем не менее очевидно, что существует повторение материальных вещей как видов; так деревья, в прошлые годы покрывавшиеся листьями, цветами и плодами, в последующие годы будут покрываться точно такими же листьями, цветами и плодами. Это именуется видовой повторяемостью. Если же кто-либо примется возражать, говоря, что лист, цветок и плод подверглись разложению, опустились на более низкую ступень существования из растительного мира в мир минералов, а затем опять вернулись из мира минералов в растительный мир, и, следовательно, в данном случае имеет место повторение, то в ответ можно указать, что прошлогодние цветок, лист и плод подверглись разложению и элементы, из которых они состояли, оказались разделены и рассеяны в пространстве, и что частицы разложившихся прошлогодних листьев и плодов не соединены опять вместе и не образуют прежнее сочетание. Наоборот, путем сочетания новых элементов достигается повторение вида. То же происходит и с человеческим телом, которое в процессе разложения распадается на отдельные элементы, его составляющие, которые оказываются рассеяны. Если бы тело человека подобным образом вернулось назад из минерального или растительного мира, то оно не представляло бы собой точно такое же сочетание элементов, что и тело прежнего человека. Элементы прежнего тела разложены и рассеяны; они разлетелись по всему обширному космосу. Впоследствии другие частицы элементов оказались бы собраны, и другое тело было бы создано; может статься, что какая-нибудь частица прежнего индивидуума и войдет в состав последующего индивидуума, но в целом эти частицы не сохранились и не остались в прежнем, полностью неизменном виде, без дополнения и без изъятия, с тем, чтобы потом быть собранными вместе и чтобы из этого сочетания и смешения элементов появился бы новый индивидуум. Так что нельзя доказать, что восстановлено то же самое тело со всеми его частицами; что прежний человек обратился в теперешнего, что, следовательно, осуществилось повторение; что и душа вернулась, так же как и тело; и что после смерти ее сущность возвратилась в этот мир.
        Если бы мы стали утверждать, что перевоплощение направлено на достижение совершенства, дабы материя обретала утонченность и изящество, и свет духа являлся бы в ней в наибольшей полноте, то это также было бы не более чем фантазией. Ибо, даже если допустить, что нас убеждают эти аргументы, все же невозможно достигнуть изменения природы путем обновления и повторного возвращения. Так суть несовершенства при повторном возвращении не обратится в действительную сущность совершенства; кромешная тьма при повторном возвращении не обратится в источник света; сущность слабости не изменится и не превратится в силу и мощь при повторном возвращении, и земная природа не станет божественной реальностью. Дерево Заккум(4), как бы часто ни возрождалось, не станет приносить сладкие плоды, а полезное дерево, как бы часто ни возрождалось, не станет приносить плоды горькие. Таким образом, очевидно, что возвращение и возрождение в материальном мире не являются путем к совершенству. Эта теория не имеет ни подтверждений, ни доказательств своей истинности; она умозрительна. На самом же деле источником обретения совершенств является щедрость Бога.
        Теософы полагают, что человек, следуя по дуге восхождения(5), претерпевает возвращение много раз, прежде чем достигнет Точки Высшего Средоточия; в этом состоянии материя становится, как чистое зеркало, свет духа сияет в нем во всю мощь, и обретается полное совершенство. Сие есть признанное и глубокое богословское положение, что область материальных миров оканчивается в конце дуги нисхождения и что состояние человека определено в конце дуги нисхождения и в начале дуги восхождения, как раз против Точки Высшего Средоточия. Дуга восхождения от начала до конца подразделяется на множество степеней духа. Дуга нисхождения именуется началом(6), а дуга восхождения именуется прогрессом(7). Дуга нисхождения оканчивается в материальном, а дуга восхождения оканчивается в духовном. Путеводная стрелка, описывая круг, не совершает обратного движения, ибо сие противоречило бы естественному ходу вещей и божественному порядку; в противном случае симметрия цикла оказалась бы нарушенной.
        К тому же материальный мир не имеет такой ценности и не обладает такими преимуществами, чтобы человек, покинув раз эту клетку, возжелал бы во второй раз попасться в ту же самую ловушку. Напротив, благодаря изменениям Вечной Щедрости, именно при прохождении стадий существования, а не при повторных появлениях проявляются и становятся очевидными достоинства и истинная ценность человека. Когда раскрывается раковина, становится ясно, содержит ли она жемчужину или только бесполезный прах. Когда растение вырастает, то оно приносит либо тернии, либо цветы; ему нет нужды вырастать еще раз. Кроме того, в развитии и продвижении вперед сквозь миры в должном направлении в соответствии с естественным законом заключается сама суть существования, а движение против порядка и законов природы ведет в небытие. Возвращение души после смерти противоречит естественному движению и противно божественной организации.
        Таким образом, обрести существование через повторное возвращение совершенно невозможно; это как если бы человек, единожды явившись на свет из чрева матери, вернулся бы туда вторично. Подумайте, сколь наивны фантазии, порождаемые верой в перевоплощение и переселение душ. Те, кто верит в это, смотрят на тело, как на сосуд, в котором содержится душа, подобно тому, как вода содержится в чаше; и вот воду переливают из одной чаши в другую. Это детская игра. Эти люди не осознают, что душа есть внетелесное, она не входит в тело и не выходит из него, но связана с ним как солнце с зеркалом. Если же дело обстояло бы так, что душа при повторных возвращениях в материальный мир могла бы подниматься на все более высокие стадии и достигать сути совершенства, то скорее Бог удлинил бы жизнь души в материальном мире до тех пор, пока она не обретет совершенства и не получит благодать; тогда бы душе не пришлось вкушать от чаши смерти и обретать вторую жизнь.
        Идея о том, что бытие ограничивается пределами этого бренного мира и не существует божественных миров, происходит от фантастических представлений некоторых людей, верящих в перевоплощение; но ведь божественные миры бесконечны. Если бы божественные миры достигали вершины в пределах материального мира, то творение было бы бесполезной затеей: более того, существование было бы лишь детской забавой. Венец творения, воплотившийся в благородном существовании человека, являлся бы лишь для того, чтобы просуществовать недолгий век в сем бренном обиталище, и, получив все наказания и воздаяния, здесь же обрести совершенство. Божественное творение и бесчисленные существующие создания достигли бы совершенства и завершенности, и тогда Божественность Господа и все имена и качества Бога как движущие силы в отношении этих духовных существ выродились бы в леность и бездействие! "Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают!"(8) .
        Насколько была ограничена мысль философов прошлого, таких, как Птолемей и ему подобные, которые воображали и верили, что мир, жизнь и существование ограничены пределами сего земного шара, и что безграничный космос заключен в девяти небесных сферах, и что все обретается в пустоте и вакууме. Смотрите, сколь велика ограниченность их представлений и как слаб их разум. Те, кто верит в перевоплощение, думают, что духовные миры ограничены тем, что способно охватить человеческое воображение. Более того, некоторые из них, например друзы и назореи, полагают, что существование ограничивается вот этим физическим миром. Сколь невежественно сие предположение! Ибо во вселенной Бога, которая явлена в наивысшем совершенстве, красе и величии, бесконечно число сияющих звезд материального мира! Представим же, сколь беспредельны и бесконечны миры духа, которые есть основа основ. "Назидайтесь, обладающие зрением!"(9)
        Но вернемся к нашему вопросу. В Божественных Писаниях и Священных Книгах говорится о "возвращении", но невежды не поняли смысла сказанного, а те, кто верит в перевоплощение, использовали это для подтверждения своих предположений. Но то, что божественные Пророки подразумевали под "возвращением", есть возвращение не сущности, а качеств; это возвращение не Явителя, а его совершенств. В Евангелии сказано, что Иоанн, сын Захарии, есть Илия. Эти слова указывают не на возвращение души и личности Илии в теле Иоанна, но означают, что совершенства и качества Илии были явлены и воплощены в Иоанне.
        Прошлый вечер в этой комнате горела лампа, и вот сейчас горит другая лампа, но мы говорим, что опять зажегся вчерашний свет. Вода вытекает из фонтана; затем струя иссякает; а когда вода снова начинает течь, мы говорим, что опять течет та же вода; и мы говорим, что этот свет тот же, что и прежний свет. Так же и с прошлогодней весной, когда распускались цветы и благоухали травы, и появились нежные плоды; на следующий год мы говорим, что те же нежные плоды опять появились, и те же цветы и благоуханные травы опять с нами. Это не означает, что те же самые частицы, что составляли прошлогодние цветы, после распада опять соединились и вернулись в прежнем виде. Напротив, это означает то, что нежность, свежесть, аромат и замечательные краски прошлогодних цветов в том же виде явлены в цветах этого года. Короче говоря, это выражение подразумевает то сходство и подобие, которые наблюдаются между прежними и нынешними цветами. Вот каков смысл "возвращения", и именно об этом говорится в Божественных Писаниях: сие в полной мере разъяснено Божественным Пером(10) в труде Китаб-и-Икан. Обратитесь к нему с тем, чтобы проникнуть в истину божественных тайн. Привет вам и всего хорошего!


(1)   Проклятое дерево, упоминаемое в Коране.
(5)   Имеется в виду Цикл Существования.
(6)   Буквально - рождение.
(7)   Буквально - порождающий что-то новое.
(8)   Коран 37:180.
(9)   Коран 59:2.
(10) Бахаулла.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных