Литература

Adabiyot

45. Истолкование стиха из Китаб-и-Акдас "Нет равного Ему, который суть заря откровения, в Его наивеличайшей непогрешимости"

В сем священном стихе сказано: "Нет равного Ему, Который суть Заря Откровения(18), в Его Наивеличайшей Непогрешимости. Он есть, поистине, в мире творения воплощение слов, Бог творит то, что Он пожелает". Воистину, Всемогущий предержал сие право лишь за Собой, и никому не дано разделить сие священное и возвышенное превыше всего состояние"(19).
        Да будет вам известно, что непогрешимость бывает двух видов: неотъемлемая непогрешимость и благоприобретенная непогрешимость. Подобно тому, как есть знание неотъемлемое и знание приобретенное; это же относится и к другим свойствам и качествам. Неотъемлемая непогрешимость свойственна высочайшим Явителям, сие есть Их сущностное качество, а сущностное качество не может быть отделено от самой вещи. Лучи есть необходимая сущность солнца, и они неотделимы от него. Знание есть необходимая сущность Бога, и оно неотделимо от Него. Если бы можно было отделить знание от Него, то он не был бы Богом. Если бы лучи можно было отделить от солнца, то оно не было бы солнцем. Посему, если вообразить, что Наивеликая Непогрешимость отделена от высочайшего Явителя, то Он не будет высочайшим Явителем, и Он окажется лишен сущностных совершенств.
        Благоприобретенная непогрешимость не есть естественно присущее кому-то качество; напротив, она есть луч от щедрот непогрешимости, луч, что исходит от Солнца Истинной Сущности, озаряет сердца и отдает душам частицу себя. Хотя души сии не наделены неотъемлемой непогрешимостью, они тем не менее пребывают под покровительством Бога - это значит, что Бог хранит их от заблуждения. Так многие святые существа, не являющиеся зарницами Наивеликой Непогрешимости, были хранимы и оберегаемы от заблуждения под сенью покровительства и водительства Божьего, ибо они были проводниками милости от Бога к людям. Если бы Бог не оберегал их от заблуждения, то их заблуждение привело бы к тому, что души верующих оказались бы заблудшими, и через это рухнули бы основы Религии Бога, что не подобает Богу и недостойно Его.
        Сделаем вывод: неотъемлемая непогрешимость свойственна высочайшим Явителям, а приобретенная непогрешимость дарована каждой святой душе. Например, Всемирный Дом Справедливости(20), если Он установлен при соблюдении необходимых условий, - с избранием членов, осуществляющих представительство всех людей, - такой Дом Справедливости окажется под покровительством Бога и Его непогрешимым водительством. Если такой Дом Справедливости вынесет единодушно или большинством голосов решение по какому-либо вопросу, не упомянутому в Книге, то такое решение и распоряжение Бог убережет от ошибки. Конечно, членам Дома Справедливости как индивидуумам не присуща неотъемлемая непогрешимость; но как целое собрание Дом Справедливости пребывает под покровительством Бога и Его непогрешимым водительством: это именуется дарованной свыше непогрешимостью.
        Итак, сказано, что "Заря Откровения" есть воплощение слов "Он творит то, что Он пожелает"; сие есть особое свойство этого Священного Существа, прочие же не наделены сим неотъемлемым совершенством. Другими словами, поскольку высочайшие Явители определенно обладают неотъемлемой непогрешимостью, то все исходящее от Них есть истина и отражает реальность. Они не пребывают под сенью прежних законов. Все, что Они говорят, есть слово Божие, и все, что Они творят, есть праведное деяние. Ни один верующий не имеет ни малейшего права оспаривать сказанное Ими; положение верующего есть положение полного подчинения, ибо Явитель предстает облеченный совершенной мудростью - и потому, что бы высочайший Явитель ни говорил и ни делал, есть высшая мудрость и отражение реальности.
        Если кто-то не разумеет сокровенного смысла какой-либо из Его заповедей, то не должен противиться ей, ибо высочайший Явитель творит, что Он пожелает. Сколь часто бывало, что, когда мудрый, совершенный, знающий человек совершал какое-то деяние, то люди, будучи не в состоянии понять мудрость сего, возражали и удивлялись, что столь мудрый человек может говорить или делать такие вещи. Такое несогласие происходит от невежества, а разум мудреца чист и свободен от заблуждения. Подобным образом искусный врач при лечении больного поступает по своему усмотрению, и больной не имеет права роптать; что врач говорит и делает, то правильно; следует видеть в нем проявление слов "Он творит то, что Он пожелает, и повелевает то, что Ему угодно". Определенно ясно, что врач прибегнет к каким-то лекарствам вразрез с представлениями других людей; но не допускается возражений со стороны тех, кто не наделен ученостью и познаниями в медицинском искусстве. Во имя Бога, нет! Напротив, всем следует слушаться и исполнять предписания искусного врача. И это значит, что искусный врач творит то, что пожелает, а больные не наделены сим правом. Прежде должно быть подтверждено умение врача; но после того, как его умение установлено, врач делает то, что считает нужным.
        Также и в случае, когда военачальник не имеет равных себе в военном искусстве, то, отдавая распоряжения и команды, он поступает, как пожелает. Если капитан судна сведущ в искусстве кораблевождения, то, отдавая какие бы то ни было распоряжения и команды, он поступает как пожелает. И поскольку истинный наставник есть Совершенный Человек, то, отдавая Свои распоряжения и команды, Он поступает, как пожелает.
        Коротко говоря, значение фразы "Он творит то, что Он пожелает" таково, что если Явитель утверждает что-либо или что-то повелевает, или совершает, а верующие не понимают мудрости сего, то они все равно не должны противиться этому ни единой своей мыслью, но должны стараться понять, почему Он это сказал или почему Он так поступил. Прочие души, пребывающие под сенью высочайших Явителей, должны подчиняться предписаниям Закона Божиего и не должны ни на волосок отходить от него; они должны сообразовывать свои дела и слова с Законом Божиим. Если они отклоняются от него, то они ответят перед Богом и будут судимы Им. Определенно ясно, что к ним не относится дозволение "Он творит то, что Он пожелает", ибо сие подобает только высочайшим Явителям.
        Так, Христос - да будет моя душа принята в жертву за Него! - был воплощением слов "Он творит то, что Он пожелает", но ученикам не подобало сие положение; ибо, поскольку они пребывали под сенью Христа, они не могли отступить от Его предписаний и воли.

 


(18)  Явитель Бога.
(19)  Китаб-и-Акдас: т.е. Самая Священная Книга. Главный труд Бахауллы, в котором содержится большинство заповедей. Это основа принципов Веры Бахаи.
(20)  Дом Справедливости (Baytu'l-Adl) есть учреждение, созданное Бахауллой. Здесь идет речь о двух  уровнях  сего учреждения: Местные Дома Справедливости, ответственные за дела в каждом городе или селении, и Всемирный Дом Справедливости. Абдул-Баха в Своем Волеизъявлении и Завещании добавил учреждение промежуточного уровня, Промежуточные Дома Справедливости. Непогрешимостью наделен только Всемирный Дом Справедливости. В настоящее время, чтобы подчеркнуть чисто духовный характер их функций, Местные и Промежуточные Дома  Справедливости именуются  Местными и Национальными  Духовными Собраниями.

 

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных