Литература

Adabiyot

30. Адам и Ева

  Вопрос. - Что истинно в истории об Адаме и о том, как Он отведал плодов древа познания?

        Ответ. - В Библии записано, что Бог поселил Адама в саду Эдемском, чтобы тот возделывал его и заботился о нем, и сказал Ему: "От всякого древа в саду ешь, кроме как от древа познания добра и зла, ибо если ты вкусишь от него, то ты умрешь"(27). Далее говорится, что Бог погрузил Адама в сон, взял одно из Его ребер и создал женщину, и дал ее Адаму в спутницы. Далее говорится, что змей соблазнил женщину отведать от этого древа, говоря: "Бог запретил вам есть от этого древа, чтобы не открылись глаза ваши и чтобы вы не знали добро и зло"(28). Тогда Ева вкусила от этого древа и дала Адаму, который тоже поел; глаза их открылись, и узнали они, что наги, и прикрыли тела свои листьями. Этим они прогневили Бога. Бог сказал Адаму: "Не ел ли ты от древа запретного?" Адам ответил: "Ева обольстила меня, и я ел". Бог стал укорять Еву; Ева же сказала: "Змей обольстил меня, и я ела". За это змей был проклят, вражда была положена между змеем и Евой и между их потомками. И сказал Бог: "Человек стал как один из Нас, зная добро и зло, как бы он не вкусил от древа жизни и не стал жить вечно"(29). И поставил Бог охрану у древа жизни.
        Если понимать эту историю буквально, как это делают большинство верующих, то это действительно нечто из ряда вон выходящее. Разумом нельзя принять сие, поверить в сие или вообразить сие; ибо изложенные события и их перипетии, а также слова и упреки действующих лиц этой истории совершенно не соответствуют представлениям разумного человека и еще менее соответствуют тому, что подобает Божеству - тому Божеству, что создало сию бесконечную вселенную в ее предельно совершенной форме и населило ее бесчисленными обитателями, наделенными безупречным устройством, силой и совершенством.
        Давайте немного поразмышляем: если бы авторство этой истории в буквальном ее значении приписывали мудрому человеку, то определенно любой мог бы усомниться не только в этом, но даже в том, что замысел и построение рассказа исходят от интеллектуально развитого человека. А посему сей рассказ об Адаме и Еве, вкусивших от древа познания, и об их изгнании из Рая следует рассматривать лишь в символическом плане. В нем заключены божественные тайны и непреходящие истины, и сей рассказ можно истолковать самым чудесным образом. Только посвященным в таинства и приближенным ко Двору Всесильного ведомо о сих тайнах. Таким образом, сии Библейские строки имеют множество значений.
        Мы разъясним одно из них, и при этом скажем: Адам обозначает божественный дух человека, а Ева - его человеческую душу. Ибо в некоторых местах Священного Писания, где упоминаются женщины, о них говорится как о душе человека. Древо познания добра и зла обозначает мир людей; ибо мир духовного и божественного есть мир совершенного добра и абсолютного света, а в мире людей есть свет и мрак, и добро и зло, которые противостоят друг другу.
        Змей означает приверженность к миру людей. Сия приверженность духа к миру людей привела душу и дух Адама из мира свободы в мир зависимости и заставила его променять Царство Единства на мир человеческий. Когда душа и дух Адама вступили в мир людей, то он покинул рай свободы и оказался в мире зависимости. С высот безгрешия и абсолютного добра он опустился в мир добра и зла.
        Древо жизни есть высшая ступень существующего мира: это уровень, на котором открывается Слово Божие, это высший Явитель. Потому-то этот уровень и был оберегаем; при появлении благороднейшего высочайшего Явителя сие стало ясно и очевидно. Ибо уровень Адама в отношении явления и отражения божественных совершенств можно сравнить с зачаточным состоянием; уровень Христа - с состоянием зрелости и разумного возраста; а восход Величайшего Светила(30) - с состоянием совершенства самой сущности и качеств. Вот почему в высшем Раю древо жизни служит обозначением средоточия абсолютной чистой святости, то есть высочайшего Явителя Бога. Со времен Адама до времен Христа Явители мало говорили о жизни вечной и о божественных совершенствах. Сие древо жизни соответствовало уровню Сущности Христа; при посредстве Его явления оно было посажено и увенчано плодами вечными.
        Задумайтесь над тем, сколь полно все это соответствует действительности. Ибо дух и душа Адама, оказавшись привязанными к миру людей, покинули мир свободы и вступили в мир зависимости, и Его потомки продолжали пребывать в состоянии зависимости. Сия греховная привязанность души и духа к миру человеческому была унаследована потомками Адама, она-то и есть змей, всегда обретающийся среди душ и потомков Адама и пребывающий во вражде с ними. Сия вражда длится непрестанно. Ибо привязанность к мирскому явилась причиной несвободы духа, и сия несвобода и есть тот грех, который перешел от Адама к Его потомству. Именно из-за этой привязанности люди оказались лишены духовной сущности и возвышенного положения.
        Когда же божественное дыхание Христово и священный свет Величайшего Светила(31) распространились по всему миру, то сущность человеков - то есть тех, кто обратился к Слову Бога и получил в изобилии от Его щедрот - была избавлена от сей привязанности и греха, обрела жизнь вечную, освободилась от цепей зависимости и приобщилась к миру свободы. Сущность человеков очистилась от пороков мира человеческого и украсилась добродетелями Царствия Божиего. Вот каков смысл слов Христа "Я отдал кровь Свою за жизнь мира"(32) - то есть Я принял на Себя все эти испытания, страдания, скорби и даже величайшее мученичество, дабы достичь сей цели, отпущения грехов (что означает отвращение душ от мира человеческого и их привлечение к миру божественного), чтобы могли возвыситься души, которые станут самой солью земли и поведут человечество, и явят совершенства Царствия Всевышнего.
        Заметьте, что если, следуя традиции Людей Книги (Библии)(33), толковать значение сего только на уровне внешнего, эзотерического смысла, то получается абсолютная несправедливость и полная предопределенность. Если Адам согрешил, приблизившись к запретному древу, то каков был грех славного Авраама, и в чем состояло прегрешение Моисея, Собеседника Бога? Какое преступление совершил Пророк Ной? В чем Иосиф Справедливый? В чем повинны Пророки Божии, и каков был проступок Иоанна Беспорочного? Разве Божия справедливость могла допустить, чтобы сии просвещенные Явители из-за свершенного Адамом греха претерпевали муки в аду до тех пор, пока не пришел Христос и Своей жертвой не спас их от чудовищных пыток? Такое предположение противоречит всякому закону и установлению и не может быть принято ни одним разумным человеком.
        Нет; смысл сей истории, как уже говорилось, следующий: Адам есть дух Адама, а Ева - Его душа; древо есть мир человеческий, а змей - та привязанность к человеческому миру, в которой заключен грех и которая опутала потомков Адама. Христос Своим божественным дуновением спас людей от сей привязанности и тем избавил их от сего греха. Грех Адама соответствует Его уровню. Хотя сия привязанность дала и благие результаты, тем не менее приверженность к миру земному в сравнении с приверженностью к миру духовному рассматривается как грех. То, что является добрым делом для праведных, есть грех для Приближенных. Сие установлено. Так, сила телесная не только неполноценна в сравнении с силой духа; она есть слабость относительно последней. Сходным же образом физическая жизнь в сравнении с жизнью вечной в царствии Божьем рассматривается как смерть. Так Христос назвал физическую жизнь смертью, сказав: "Представь мертвым погребать своих мертвецов"(34). Хотя те люди и были наделены физической жизнью, но в Его глазах та жизнь была как смерть.
        Таково одно из значений библейской истории об Адаме. Поразмыслите и вы отыщете другие.
Приветствую вас всех.

 


(27)  См. Бытие 2:16-17.
(28)  См. Бытие 3:5.
(29)  См. Бытие 3:11-15, 22.
(30)  Бахаулла.
(31)  Бахаулла.
(32)  См. Ев. от Иоанна 6:51.
(33)  Иудеи и Христиане.
(34)  Ев. от Матфея 8:22.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных