Литература

Adabiyot

5 Сентября 1912 Беседа в Методистской Церкви Св. Иакова

Монреаль, Канада
 Стенографическая запись

 Хвала Господу! Нынешний вечер подарил мне чувство глубокой радости, ибо я вижу перед собой лица, озаренные духовным светом, вижу людей, упорно стремящихся постичь подлинную сущность и обрести истинные знания. Господь создал человека и наделил его умственными способностями, дабы он путем рассуждений мог прийти к достоверным заключениям. Следовательно, человек должен стремиться постичь подлинные сущности всех вещей. Если он бездумно полагается на чужое мнение, то тем самым губит талант, дарованный ему Богом. Мне крайне приятно, что в Америке люди, как правило, самостоятельно исследуют истину; их ум напряженно работает, не оставаясь праздным и бесплодным. Сие достойно всяческих похвал.
 Некоторые люди полагают, что поток благодатей Божиих может быть прерван, то есть определенное время сопровождается нисхождением божественных даров, но бывают тяжелые времена, когда человечество лишается небесной поддержки. Если мы серьезно поразмышляем над этим вопросом, то придем к выводу, что такое представление равносильно отрицанию подлинной Божественной Сущности, ибо Божественная Сущность подтверждается явлениями божественных качеств и небесных даров. Прерывание потока даров Божиих равносильно прерыванию владычества Бога. Солнце называется солнцем только потому, что оно излучает свет и тепло; оно является светилом мира, поскольку дарует ему эти щедроты; но если в какой-то момент времени его лучезарное, сверкающее сияние иссякнет, то сие будет уже не солнце. Следовательно, совершенно невероятным является предположение о прерывании щедрот Божественной Сущности, ибо все атрибуты Божественной Сущности неизменны и вечны. Божественные качества всегда были присущи Богу. Он был есть и будет предвечным Владыкой, и Его владычество и божественность вечносущи. Он подобен солнцу, неизменному в своем сиятельном великолепии, неизменно излучающему свет и тепло, и сии качества и щедроты всегда будут его неотъемлемой сущностью. Если бы в какой-то момент времени оно перестало излучать свет и тепло, то его уже нельзя было бы назвать солнцем Исходя из этого, любой здравомыслящий человек может сделать вывод о том, что щедроты Святого Духа неиссякаемы и святые души являются вечными восприемниками сих божественных эманаций. Могущество Духа Святого вечно и непреходяще; ибо святость Божественного Духа проявляется в его животворном дыхании и пробуждающей силе, воздействующей на души человеческие. Мы возносим молитвы к Господу, прося даровать всем людям восприимчивость к этим дарам, дабы все мы озарились небесным сиянием, укрепились в вере, следуя учению Господа, исполнились божественных добродетелей и стали подобными прекрасным зеркалам, отражающим лучезарное сверкание солнца. Если солнечный свет не отражается в зеркале, то оно суть темная, неодушевленная материя. Точно также, если сердце и дух человека лишены даров Святого Духа, то он погружен в бездну мрака и невежества.
 С незапамятных времен божественные учения неизменно и последовательно открывались миру, и никогда не иссякал источник благотворений Святого Духа. Все эти учения едины в своей сущности, ибо подлинная сущность неделима и не допускает множественности толкований. Следовательно божественные Пророки суть представители единого Пророческого Цикла, поскольку через Них открывается единая подлинная сущность, Слово Божие. Авраам возглашал заветы, основанные на подлинной сущности, Моисей проповедовал подлинную сущность, Христос утверждал подлинную сущность и Бахаулла был Вестником и Глашатаем той же подлинной сущности. Но люди земли, отреклись от сей исходной и основополагающей подлинной сущности, на которой зиждется религия Бога, они слепо придерживаются древних обрядов и многочисленных истолкований, в результате чего возникает разделение и рознь, вражда, раздоры и фанатичная ненависть между различными вероисповеданиями, сектами и течениями. Если бы верующие оставались преданными последователями подлинной сущности, открытой Пророком, и явленной в Его учении, то весь религиозный мир мог бы объединиться, и исчезли бы все разногласия, порождающие раскол и разъединение. Бахаулла явился на Востоке, дабы воплотить в жизнь сие великое объединение, Он озарил новым светом основы божественных учений. Явленное Им Слово полностью объединило учения всех Пророков, и Он открыл новые принципы и заветы, применимые к нуждам и потребностям нового времени, необходимые для решения насущных вопросов и острейших проблем, назревших в современном человеческом мире. То есть, учения Бахауллы содержат в себе смысл и суть учений Пророков прошлого. Его слова суть истинный дух нашего времени, и источник единства и просвещения Востока и Запада. Последователи Его учений живут в согласии с наставлениями и заповедями всех небесных Посланников. Различия и разногласия, которые разрушают основы существования рода человеческого, противоречат воле Господа и не заслуживают Его одобрения, но ныне они полностью устранены, ибо свет откровения Бахауллы рассеял мрак невежества; разрешились сложные проблемы, установился союз единства и любви. Ибо Господнего одобрения заслуживают проявления чувств искренней любви и содействие установлению единства и содружества в человеческом сообществе, в то время как рознь и вражда, войны и кровопролития суть сатанинские проявления, противные воле Всемилостивого. Дабы людские души, умы и сердца могли обрести совершенство и спокойствие, и каждый человек мог осознать закон единства и достичь высот просвещенности, Бахаулла провозгласил несколько основных заветов или принципов, о которых мне хотелось бы сейчас упомянуть.
 Во-первых, человек должен идти по пути независимого исследования подлинной сущности, ибо разлад и разобщение, несущие человечеству вред и несчастья, порождены главным образом бездумным подражанием древним верованиям и неукоснительным соблюдением многочисленных традиционных форм поклонения. Сии подражания имеют отношения лишь к внешним случайным формам верований и не находят подтверждения в Священных Книгах. Они суть проявления человеческих истолкований и учений, которые возникали с течением времени, постепенно затемняя истинный свет божественной сущности и сея семена разобщения и розни между людьми. Подлинная сущность, провозглашенная в небесных Книгах и божественных учениях была, есть и будет источником любви, единства и согласия.
 Во-вторых, единство рода человеческого должно быть осознано, принято и установлено в этом мире. Поразмышляв над этим благословенным заветом, мы придем к очевидному и бесспорному выводу о том, что он является целительным средством для всех человеческих проблем. Все люди - слуги всеславного Господа, Создателя нашего. Он создал всех. Воистину, сияние Его любви равно озаряет всех слуг Его; иначе Он не стал бы создавать их. Он оберегает всех. Воистину, Господь любит Свои творения; иначе Он не стал бы оберегать их. Его благодати всеобъемлющи и нисходят как на праведника, так и на грешника. Он проявляет Свою высшую доброту и милосердие по отношению ко всем людям. Он не наказывает нас за наши грехи и недостатки. Все мы погружены в океан Его безграничной милости. Поскольку милосердие и любовь Господа распространяются на всех чад Его, и Он великодушно прощает нам наши недостатки, то почему же мы должны проявлять жестокосердие и непримиримость в отношениях друг с другом? Поскольку Он не оказывает предпочтения ни одному человеческому существу, и свет Его любви озаряет всех без исключения, то разве не должны мы также любить всех людей? Могут ли наши планы и замыслы соперничать с совершенной божественной мудростью? Безусловно не могут. Посему, мы должны стремиться исполнять волю всеславного Владыки и обрести чувство истинной , всеобъемлющей любви, которая завещена нам Богом. Мудрость и политика Господа исполнены подлинного вечного смысла и значения, в то время как человеческая политика преходяща и ограничена способностями человеческого разумения. Цели и намерения Господа суть политика безграничной мудрости. И мы должны воплощать в жизнь Божии замыслы. Если человеческая душа нуждается в поддержке и исцелении, мы должны изыскать средства, способствующие ее исцелению; должно помочь невежественному получить образование; должно воспитывать и просвещать темные души; если мы видим, что человек слаб и неразвит, как ребенок, то надо помочь ему достичь зрелости. Нельзя ненавидеть и презирать людей за их недостатки и несовершенства; и более того, к таким людям мы должны относиться с особым вниманием, милосердием и нежной заботой. Таким образом, следуя примеру Владыки Небесного, мы должны всем сердцем возлюбить каждого слугу Его, и тогда единство человеческого мира станет очевидным и ясным, как сияние солнца. И огонь божественной любви, возгоревшийся в наших сердцах будет источником просвещения и озарения для других людей. Ибо Господь есть любовь, и сей источник божественного созидания дарует жизнь и бытие всему сущему миру. Все мироздание пронизано светом любви Божией. Ни одно существо не могло бы обрести жизнь без всеобъемлющей любви Бога. Сие есть очевидная и непреложная истина, и не осознавать ее может лишь человек, погруженный во тьму предрассудков, пленник собственных заблуждений, проявляющий любовь к одним и ненависть к другим созданиям Божиим. Такое поведение постыдно и недостойно человека.
 В-третьих, религия должна быть главной побудительной силой и источником любви в этом мире, ибо религия есть откровение Божией воли, исходным законом которой является любовь. Поэтому, если вместо любви, религия насаждает вражду и ненависть, то лучше отвергнуть такое учение и забыть о его существовании.
 В-четвертых, религиозное учение должно соответствовать научным воззрениям и согласовываться с доводами разума. Если человеческие толкования религии противоречат науке и здравому смыслу, то они есть не что иное, как суеверия, лишенные света божественной мудрости, ибо Господь Бог одарил человека умственными способностями, дабы он, используя сей дар, мог постичь истинный смысл бытия. Благодаря умственным способностям человек проникает в подлинные сущности вещей, и все, что противоречит доводам разума является плодом человеческих фантазий и заблуждений.
 В-пятых, предрассудки, возникающие на почве религиозных, расовых, патриотических или политических убеждений, подрывают основы существования человечества и противоречат Божиим заповедям. Господь посылал на землю Своих Пророков с единственной целью, - пробудить чувства любви и единства в человеческих душах. Все небесные Книги суть писанное слово любви. Если бы они давали повод для предрассудков и человеческого отчуждения, то стала бы очевидной бессмысленость таких писаний. Следовательно, религиозные предрассудки в первую очередь противоречат воле и закону Божию. Расовые и национальные предрассудки, разделяющие человечество на многочисленные группы и ветви, также имеют ложную и неоправданную основу, ибо все люди произошли от Адама, и по существу являются единой человеческой семьей. Расовое отчуждение или национальное разделение не должно становиться помехой для нормального общения. Различия, которые заложены в таких понятиях как француз, немец, персианин, англосакс, - являются изобретениями человеческого ума; по суждению Господа национальная рознь между людьми не существенна и не обоснована. По суждению и замыслу Всевышнего все люди - дети одной семьи; и Божии благодати равномерно распределяется между всеми слугами Его. Земля - наша общая планета. Господь не создавал на земле границ и барьеров, чтобы разделить людей на расы и народы. Человек сам придумал и установил эти воображаемые границы, дав каждому ограниченному пространству определенное название и назначив его особой национальной землей или отечеством. Такое разграничение и разделение на группы и ветви рода человеческого способствовало возникновению предубеждений, которые стали неиссякаемыми источниками войны и вражды. Побуждаемые предрассудками, расы и народы объявляли войну друг другу; лилась кровь невинных жертв, жесточайшие сражения сотрясали землю. Поэтому современное человечество по промыслу Господнему должно уяснить истинный закон и отказаться от всех предрассудков и национальных предубеждений. Всем предписано искать благословения единого Владыки, следовать Его заповедям и подчиняться Его воле; тогда род человеческий исполнится лучезарным светом всеобщей любви и примирения.
 Шестое, - род людской нуждается в поддержке Святого Духа. Подлинная сущность человека проявляется благодаря восприятию божественных даров и возрождающей силе Святого Духа. Если человек не способен воспринять небесные дары и духовные щедроты, то сие означает, что он не смог подняться выше уровня бытия или царства животных. Ибо отличие человека от животного состоит в том, что в натуре человеческой заложены божественные возможности, в то время как животное полностью лишено этого дара и не способно к восприятию божественных знаний. Таким образом, если человек лишен вдохновляющей силы Духа Святого, не ведает о божественных дарованиях, не имеет связи с небесным миром и отрицает существование вечных истин, то в сущности своей он остается животным, хотя и имеет человеческий образ и подобие; именно по этому поводу Христос возглашал, "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." Смысл сего изречения состоит в том, что если человек является пленником чувственной физической восприимчивости, и не оживлен способностью восприимчивости духовной, то он подобен низкому животному. Человеческая душа, обладающая духовным восприятием и приобщившаяся к сокровищнице даров Святого Духа, возрождена для божественной жизни в Высшем Царствии. Но человек, не познавший и не воспринявший сего дара подобен мертвецу. Посему, говорил Он, "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов." Подобно тому как плоть человека нуждается в жизненных силах, также и душа человеческая нуждается в божественном воскрешении и бытии, которое даруется Духом Святым. Без этой поддержки и одухотворения человек не смог бы возвыситься над миром животных, и более того был бы подобен мертвецу.
 Седьмое, - очевидна необходимость всеобщего образования, и основное внимание должно уделяться воспитанию и обучению детей. Если родители не в состоянии обеспечить это из-за отсутствия средств, то государственные учреждения должны сделать все необходимое для осуществления этой цели. Благодаря просветительскому духу образования исчезнет безграмотность, будут устранены все недоразумения, порождаемые невежеством. Восьмое, - на земле должен быть установлен всеобщий мир на основе международных соглашений. Война является величайшим несчастьем рода человеческого. Современная европа представляет из себя огромный пороховой склад, готовый взорваться от малейшей искры. Смятение и беспорядки царят во всех европейских странах, и достаточно одной вспышки огня, чтобы пламя охватило целый континент. Идет непрерывный процесс производства и накопления смертоносных военных орудий; расходы, идущие на содержание военных средств тяжелейшей ношей ложатся на плечи народов разных стран. Армия и флот поглощают львиную долю народного благосостояния; трудящаяся беднота, безвинная и беспомощная, страдает от непомерных налогов, призванных обеспечивать производство боеприпасов и военного снаряжения, дабы создать необходимую базу для правительств, склонных к милитаристским завоеваниям, или дабы обеспечить оборону и защиту от могущественных военных держав. Постоянная угроза войны стала беличайшим бедствием и тяжелейшей мукой нашего времени. Поэтому установление международного мира является сейчас самой насущной проблемой. Необходимо создать справедливый арбитражный суд, для разрешения международных споров. Благодаря этому можно будет добиться согласия в любом вопросе и избежать розни и вражды между народами.
 Девятое, - необходимо достичь полного равноправия между мужчинами и женщинами. Женщинам должны быть предоставлены все привилегии образования. Тогда они смогут стать просвещенными, смогут добиться успехов во всех областях общественной жизнедеятельности. Мужчина и женщина суть два крыла мирового человеческого организма. Если одно крыло остается недоразвитым и слабым, то возможности и способности другого крыла также ограничены, и такой организм не способен к нормальному полету. Следовательно полноценность и совершенство жизни человеческого мира в равной степени зависят от развития этих двух крыльев.
 Десятое, - должно быть установлено равенство прав и привилегий для всего человечества.
 Одиннадцатое, - необходимо избрать единый международный язык и сделать его универсальным средством общения между народами. Благодаря этому улучшится взаимопонимание, установится дружеское сотрудничество и будет обеспечена возможность объединения.
 Итак, я рассказал вам лишь о нескольких основных заветов, провозглашенных Бахауллой. Он открыл средства для исцеления недугов современного человеческого организма, показал пути решения трудных проблем, пути достижения индивидуального, общественного национального и всеобщего благоденствия. и утвердил основы подлинной божественной сущности, на которой во все былые времена и эпохи строились материальная и духовная цивилизация. Хвала Господу! Мне довелось познакомиться с двумя великими народами американского континента, я обнаружил, что они достигли больших успехов на пути всестороннего культурного развития. В этих странах установилось справедливое законное правление. Люди, живущие здесь, отличаются возвышенными стремлениями и духовными побуждениями. Поэтому я надеюсь, что сии почтенные народы прославятся деяниями, связанными с установлением всеобщего мира и единства человечества; что они заложат основы равенства и духовного братства между людьми нашей планеты; проявят высочайшие добродетели, присущие человеческому роду, будут свято чтить божественные знания и откровения Посланников Господа и воплотят в жизнь идеи всеобщего единства, столь необходимые сегодня для решения международных проблем. Я молюсь о том, чтобы народы Востока и Запада стали единой паствой и обрели спасение и защиту, благодаря водительству Небесного Пастыря. Воистину, сие есть дар Божий и высочайшее отличие человека. В этом состоит истинное величие рода людского. Сие есть богоугодная и благословенная жизнь. С чувством искреннего покаяния и сострадания я возношу Господу сию молитву.
 О мой Боже! Ты, Который еси всепрощающий! Воистину, собравшиеся здесь люди обратили взоры свои к Царствию Твоему. Воистину, все они суть паства Твоя, и Ты еси единый всеобщий Пастырь. О Ты, истинный Пастырь! Наставь и просвети овец Твоих, дабы собрались они на Твоих изобильных, цветущих пастбищах. Дозволь сим птицам Твоим свить гнезда в Твоем розовом саду. Дозволь им стать зеленеющими ростками и цветами, украшающими Твой вертоград. Освежи сии человеческие деревья благодатными и милосердными ливнями Твоей щедрости. О Господи! Воистину, все мы - слуги Твои, все подчиняемся владычеству Твоему, и Ты еси наш Единый Владыка! Все мы поклоняемся Тебе, и Ты еси наш милосердный Господин. О Владыка! Даруй прозрение этим людям, дабы могли они узреть свет Царствия Твоего. Даруй им остроту слуха, дабы могли они услышать божественные призывы. Воскреси всяческий дух, дабы могли души сии воспринять животворное дыхание Духа Святого. О Владыка! Воистину, мы слабы, но Ты всемогущ. Мы бедны, но Ты обладаешь неисчерпаемыми богатствами. Яви нам милости Твои. Дозволь нам узреть лучезарный свет божественных истин, выведи нас на путь служения Тебе и приобщи к щедротам Твоим. Ты еси Всесильный. Ты еси Всемогущий. Ты еси Владыка Всеблагой.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных