Литература

Adabiyot

2 июня 1912 Беседа в Церкви Вознесения

Угол Пятой Авеню и Десятой Стрит, Нью-Йорк
     Запись Эстер Фостер

 По определению Священных Писаний церковь является домом обетованным, примиряющим домом, то есть церкви назначено быть местом, объединяющим людей разных взглядов и склонностей, разных стран и национальностей, - местом, где люди могут обрести единство и согласие вечного духовного братства. В Храме Владыки Небесного, в доме Божием человек должен смиренно внимать Богу. Он должен приобщиться к таинствам Божественного завета, дабы послушно следовать Божиим наставлениям и возлюбить ближнего своего. Ибо не должно человеку обращать внимание ни на многообразие рас, ни на различие национальностей; не должно усматривать противоречия между различными религиозными течениями и вероисповеданиями, не должно брать в расчет уровень умственного развития; и напротив, человек должен почувствовать себя частицей единого рода человеческого и прийти к осознанию того, что все должны жить в любви и согласии. Он должен осознать, что все человечество является одной большой семьей, одной расой, живущей в общем земном доме; должен рассматривать всех людей как слуг Единого Господа, обитающих под общим кровом Его милосердия. Суть сказанного сводится к тому, что Церковь есть общий дом. Храмы символизируют подлинную сущность и священное владычество Господа, они являются общечеловеческим домом. Заметьте, что в храме могут собраться люди любых стран и национальностей, - но все они равны пред лицом Господа, все соединены заветом духовной любви и братства, все обращаются к Господу с общими песнопениями, молитвами и просьбами. Таким образом очевидно, что церковь является местом всеобщего средоточия для человечества. По этой причине все божественные религии имеют свои церкви и храмы; но истинными Всеобщими Средоточиями являются Посланники Господа, а церкви или храмы суть их божественные символы и изъявления. То есть, Явители Господа суть истинный небесный храм и Всеобщее Средоточие, и церкови суть Их символ и зримое воплощение.
 Вспомним изречение Иисуса Христа, приведенное в Евангелии. Обращаясь к Петру, Он сказал, " Ты - Петр, и на сем камне Я создам церковь мою." Это утверждение доказывает, что церкви Божии суть закон Божий, и что их реальное воплощение является только символом веры. Ибо именно закон Божий есть тот всеобщий источник, который объединил разные народы и страны, языки и убеждения. Все находят убежище под его спасительными сводами, и он объединяет всех силой божественной любви. Так, например, Моисей и Моиисеев закон были таким объединяющим источником к которому собрались все рассеянные овцы Израилевы. Он объединил этих людей, эту заблудшую паству, установил для них божественный закон, воспитал их, открыл им путь к согласию и едининению ии, благодаря Ему они достигли высочайшего уровня развития. Они вознеслись от ничтожества к славе и почету; невежество сменилось знанием; цепи рабства упали и они получили свободу; и в итоге они стали единым народом. День за днем они набирали силу и достигли небывалых в те времена высот цивилизации. Таким образом мы доказали, что единство было установлено благодаря Божественному Посланнику и закону Божию.
 Самоочевидно, что человеческому роду присуще разнообразие. Разнообразны людские вкусы и мысли; существует множество стран, рас, языков. И вполне понятна необходимость некоего Всеобщего Средоточия, которое могло бы уравновесить все различия и объединить людей. И подумав, мы придем к выводу, что ничто иное кроме духовной силы, не может установить такое единение, ибо в материальном мире и умственной сфере жизни существуют столь серьезные различия, что никакими внешними физическими способами невозможно достичь согласия и единства. Однако же есть возможность объединения посредством единого духа, подобно тому как все сущее воспринимает свет одного солнца. Поэтому с помощью такого всеобщего божественного средоточия, которое дарует нам закон Божий и подлинная сущность Его Явителей, мы можем преодолеть эти различия и в итоге, полностью устранив их, достичь благоденствия и процветания единой расы человеческой.
 Вспомним времена Христа. Уже тогда на земле жило множество народов и рас, существовали разные формы правления, различные религии, секты и течения; но явился Христос, воплотивший в Себе подлинную сущность Мессианства, и Он стал источником всеобщего единения, собрав их всех под едиными сводами храма согласия. Поразмышляем об этом. Удалось бы Иисусу Христу примирить столь разные факторы и добиться объединения с помощью политической власти? Возможно ли достичь единства и согласия материальными силами? Разумеется, невозможно; и более того эти разные народы объединились, посредством божественной силы, посредством дыхания Святого Духа. Они воссоединились и ожили, приобщившись к дарам новой жизни. Благодаря духовной сущности Христа они преодолели множество трудностей, и в конце концов разногласия были полностью устранены. Именно духовная сила помогла собрать вместе множество разных народов, они обединились узами духовной любви, ибо только она способна соединять сердца. Таким образом, мы показали, что божественные Посланники, святые Глашатаи Господа суть Всеобщие Божественные Средоточия. Эти Посланники небес - истинные Пастыри человеческой паствы, ибо когда бы они не являлись в сей мир, Они собирали вместе заблудших овец. Светила Всеобщего Средоточия всегда восходили на Восточном горизонте. Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммад, - все Они во дни Их пришествия были такими звездами Всебщего Средоточия, и все появлялись на Востоке. В наше время Бахаулла стал Светилом Всеобщего Средоточения, и Его величественное восхождение также началось в стране Востока. Он заложил основы единства в Персии. Благодаря Его влиянию между различными народами, религиозными верованиями и течениями, сектами и культами установились отношения любви и согласия. Он освободил их от цепей слепой приверженности древним традициям и предрассудкам, открыв подлинные основы божественных религиозных учений. И эти Божественные основы сияют чудесным светом духовных сил, - единством, Божией любовью, Небесным просвещением, прекрасными добродетелями и моральными качествами человеческого мира. Бахаулла возродил этими божественными заветами духовный мир, подобно тому как приход весны пробуждает землю и дарует новую жизнь всем земным созданиям. Ибо ослабли животворные силы прежних сезонов духовного цветения, иссякли оживляющие жизненные токи, не веяли больше ароматные свежие ветерки, мир находился во власти зимнего мрака. Приход Бахауллы ознаменовал начало новой жизни, Он принес в мир дары новой божественной весны, которая широко раскинула свои великолепные красочные шатры в странах Востока. Она оживила Восточный мир, и если Западный мир отбросит устаревшие догматические представления, оставит в прошлом суеверия и слепое подражание обрядам, исследует подлинную сущность божественных религий, будет твердо следовать примеру Иисуса Христа, действуя в соответствии с учениями Бога, и воссоединится с народами Востока, то не земле наступит пора вечного счастья и блаженства.
 Материальная цивилизация западного мира достигла высочайшего уровня развития, но божественная цивилизации явлена на Востоке. Восточный мир должен позаимствовать достижения материальной цивилизации Запада, и Западный мир должен воспринять духовную цивилизацию Востока. Таким образом будет установлена взаимосвязь миров. Когда оба эти мира сольются воедино, человеческий род достигнет небывалых совершенств, наступит пора всеобщего расцвета и прогресса. Чтобы понять явную очевидность этого утверждения, не требуется никаких доказательств. Нельзя отрицать высокий уровень материальной цивилизации Запада, также как никто не откажется подтвердить духовную цивилизацию Востока, ибо все божественные истоки человеческого расцвета начинались на Востоке. Сие тоже ясно и очевидно. Поэтому вы должны оказать помощь Востоку в достижении материального развития. А Восток должен распространить заветы духовной цивилизации в Западном мире. Благодаря такому союзу и единению, род человеческий достигнет высочайшего уровня всесторонних совершенств и благоденствия. Для плодотворной жизни недостаточно одной материальной культуры Радости физического существования и развития были отпущены животным. И действительно, животный мир достиг полного физического совершенства. Птицы обитают в кронах высочайших деревьев и с необычайным искусством строят там уютные гнезда. Множество луговых злаков и семян является их благосостоянием, их пищей; им принадлежат чистейшие горные потоки и реки, текущие по равнинам. Воистину, это высшая точка материального благоденствия, которой не может достичь человеческое существо. Все это славное достояние царства животных. Но честь и слава царства людей состоит в достижении духовного счастья в человеческом мире, в восприятии божественных знаний и любви Божией. Честь и слава, назначенная человеку суть приобретение высших добродетелей человеческого мира. Вот путь к достижению истинного счастья и блаженства. Но когда духовные совершенства сочетаются с материальным благоденствием, то наступает состояние райского блаженства, или "блаженства блаженств", как говорят арабы. Мы возносим молитвы к Господу, дабы Он объединил Восток и Запад, и эти две цивилизации смогли поделиться достижениями культуры и взаимно обогатить друг друга. И я уверен, что все это свершится, ибо мы живем в лучезарный век просвещения. Это столетие щедрых ливней божественного милосердия, которые породили новое требование времени - единение Востока и Запада. И такое единение обязательно будет достигнуто.
 Вопрос: Каково положение женщины на Востоке?
 Ответ: В прежние времена положение женщины было крайне тяжелым и прискорбным, ибо по традиционным верованиям Востока для женщины лучше было оставаться невежественной. Считалось, что женщине не следует знать о событиях, происходящих в мире, и поэтому ей лучше не уметь ни читать, ни писать. Считалось, что предназначение женщины - растить детей и вести домашнее хозяйство. Если женщина стремилась получить образование, то такое поведение расценивалось как недостаток скромности и добродетельности, и в результате дом для женщины был своего рода тюрьмой. Эти дома не имели даже окон во внешний мир. Бахаулла уничтожил эти отжившие представления и провозгласил равенство мужчины и женщины. Он проповедовал уважительное отношение к женщине, настаивал на том, что женщина должна быть образована, что не должно быть никаких различий в образовании полов, и что мужчины и женщины должны обладать равными правами. Господь не оценивает людей по их принадлежности к тому или иному полу. Независимо от национальности и цвета кожи, все люди - как мужчины, так и женщины, - оцениваются по общечеловеческим критериям, и высота сей оценки зависит от чистоты помыслов, благонравного воспитания, глубины научных знаний и достижений и благотворительной деятельности. Таким образом, распространение этих заветов способствовало изменению положения женщины в странах Востока. Сегодня для них открыты двери школ и колледжей, они проходят нормальный курс обучения, и день за днем все очевиднее становится равенство человеческих способностей и необходимость равного участия мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Таково нынешнее положение женщин в Персии.
 Вопрос: Какое положение занимаете вы по отношению к основателю вашей веры? Являетесь ли вы его приемником как, например, Папа римский?
 Ответ: Я - слуга Бахауллы, Основателя веры Бахаи; и я горжусь этим положением. Для меня не существует более высокой чести, и я надеюсь обрести поддержку на пути преданного служения Бахаулле. Таково мое положение.
 Вопрос: Разве не очевидно, что достижение всеобщего мира невозможно до тех пор, пока во всех странах мира не установятся демократические формы правления?
 Ответ: Разумеется, вполне очевидно, что в будущем все страны мира откажутся от централизованной власти, независимо от того какая форма конституционного правления будет установлена, и какие будут объединения, - демократические или республиканские. В качестве примера государства будущего, можно привести Соединенные Штаты, - то есть, каждая федерация представляет собой независимую структуру, но наряду с этим существует федеральный союз, который защищает интересы различных независимых штатов или федераций. Возможно помимо республиканских и демократических форм появятся иные структуры правления. Но настоятельным требованием времени является отказ от централизованной власти, которая порождает деспотизм и угнетение. Эти факторы будут способствовать делу всеобщего мира. Столь же важным фактором, открывающим путь к международному миру, является равноправие мужчин и женщин. Иными словами, мир на земле может установиться тогда, когда женщины станут полноправными членами общества, ибо женская половина человечества никогда не одобрит военных действий. Женщины, которые с любовью и заботой растят и воспитывают своих сыновей, не захотят посылать их на поля сражений. Получив право голоса, они будут выступать против любых видов или типов войн. И еще одним фактором, способствующим достижению всеобщего мира, является воссоединение Востока и Запада.
 Вопрос: Каковы ваши взгляды на перевоплощение?
 Ответ: Существует два вида учений о перевоплощении. Одного из них придерживается народ Индии. И последователи этого учения в свою очередь подразделяются на сторонников двух теорий: перевоплощения и метемпсихоза. Приверженцы первой теории верят, что душа человека уходит и возвращается в ином воплощении; поэтому, говорят они, все болезни и несчастья человека являются воздаянием и наказанием за его деяния в предыдущем воплощении. Приверженцы другого течения Индуизма верят в переселение душ и полагают, что человек иногда возвращается в этот мир в виде животного, - например, в виде осла, - и это является наказанием за грехи прежней жизни. Итак, я пока просто изложил вам взгляды этой страны, взгляды Индуистких течений. Пророческая миссия представляет собой ряд перевоплощений. Иисус Христос, говоря об Иоанне Крестителе, объявлял его Илией. Когда же Иоанна Крестителя спрашивали, " Не Илия ли ты?" Он отвечал, "Нет." На первый взгляд эти два утверждения противоречат друг другу, но в сущности между ними нет противоречий. Свет в сущности своей всегда остается светом. Свет, который горел в этой лампе вчера, горит в ней и сегодня. Это не означает, что лампа излучает те же самые лучи, но подразумевает качественное единство - силу света. Прошлым вечером свет этой лампы освещал темноту, и нынче он вновь загорелся, и поэтому мы можем сказать, что сегодня возгорелся прежний свет. Но это касается лишь его качественной способности а не полного внешнего сходства. Вот каковы наши взгляды на перевоплощение. Мы веруем в то, во что веровали Иисус Христос и все Пророки Божии. Вот, например, утверждение Баба, " Я есть возвращение всех Пророков." Под этим "возвращением" подразумевается единство пророческих духовных качеств, единство божественной силы, единство даров, единство изречений, единство откровений.
 Вопрос: Каких взглядов придерживаются верующие Бахаи в семейных отношениях?
 Ответ: Согласно учению Бахауллы семья является основным элементом человеческого бытия, она должна строиться на высоких моральных принципах в соответствии со священными заветами. Семья должна стремиться достичь всех добродетелей и совершенств человеческого мира. Необходимо постоянно помнить о чистоте и святости семейных уз, при этом должны соблюдаться права всех членов семьи. Недопустимо никакое ущемление прав сына, отца или матери. Сын имеет определенные обязательства по отношению к отцу, но и отец также имеет определенные обязательства по отношению к сыну. Мать, сестра и другие члены семьи имеют свои преимущества. Все эти права и преимущества должны соблюдаться, однако при этом необходимо поддерживать единство семьи в целом. Если кто-то попал в беду, то эта беда должна рассматриваться как общее несчастье; радость одного - является общей радостью ; честь одного - является честью всей семьи.
 Вопрос: Каково отношение учения Бахаи к древней Зороастрийской религии?
 Ответ: Все религии Бога имеют общие основы, и различия порождаются лишь позднейшими догматическими толкованиями. Каждое божественное учение имеет два типа установлений. К первым относятся неизменные духовные законы. Они касаются моральных норм и развития добродетелей человеческого мира. Это всеобщие установления. Они являются основополагающими и едиными для всех религий; они неизменны и не допускают множественности толкований. С точки зрения проповедуемых моральных устоев и развития человеческих добродетелей не существует никакого различия между религиозными учениями Зороастра, Иисуса и Бахауллы. В этих вопросах все они согласуются, на этом основано их единство. Но в божественных религиозных учениях есть также заветы, которые могут меняться. Они касаются материальной жизни общества и подвергаются изменениям сообразно требованиям времени. Например, нужды общества и условия жизни во времена Моисея требовали закона о разводе; поэтому Моисей установил сей закон. Но ко времени Христа разводы были уже столь многочисленны, что стали причиной падения нравственности; и поскольку этот закон противоречил требованиям времени, Он дал закон, запрещающий разводы, а также изменил и другие законы. Все эти нужды и требования связаны с ходом развития общества; следовательно они подвержены изменения в соответствии с требованиями конкретного этапа развития. Моисей обитал в пустыне. Поскольку в
условиях той первозданной дикости не было исправительных домов и еще не существовало способов правового восстановления справедливости, то законы Бога гласили, - око за око, зуб за зуб. Можем ли мы применить их сейчас? Если один человек повредил глаз другому, пожелаете ли вы, чтобы обидчик был также лишен глаза? Если кому-то выбили зуб или отрезали ухо, будете ли вы требовать такого же увечья для содеявшего это? Эти наказания были оправданными и справедливыми во времена Моисея, но они применялись в условиях дикой пустыни, где не было никаких исправительных заведений, появившихся позднее с развитием форм государственного правления. Сегодня вы имеете развитые государственные структуры и организации, полицию, судью и присяжных заседателей. В наше время существуют другие наказания и кары. Таким образом законы, касающиеся конкретных сторон материальной жизни общества изменяются сообразно с требованиями места и времени. Но неизменная исходная основа является общей и единой для всех религиозных учений, - Моисея, Зороастра, Иисуса и Бахауллы; их главные заветы полностью совпадают.
 Вопрос: Что важнее мир или любовь?
 Ответ: Конечно же любовь имеет важнейшее значение, ибо мир основан на любви. Любовь есть первопричина мира, и мир есть следствие любви. Пока сердца не озарились любовью, мир не может быть установлен; однако существует так называемый "мир" без любви. Любовь, ниспосланная нам Богом, является первоосновой. Эта любовь - источник всех человеческих свершений, сияние небес, свет человеческий.  Вопрос: Какие основные заветы вашей веры?
 Ответ: Во-первых, - поиск истины. Человек должен отбросить слепую приверженность традициям и исследовать подлинную сущность. Разногласия современных религиозных учений порождены неукоснительным исполнением догматических установлений. Поэтому необходимо отказаться от суеверий и исследовать подлинную сущность религий. Во-вторых, - единство человечества. Все человеческие существа - слуги Господа. Все погружены в море Его милосердия. Все сущее создано одним Создателем, одним Богом; Промыслитель, Податель даров, всеобщий Защитник суть Единый Господь. Он добр ко всем; почему же мы должны быть злыми? Все живут под спасительной сенью Его любви; почему же мы должны ненавидеть друг друга? Среди нас есть люди, пребывающие в состоянии невежества; им надо дать образование. Другие - подобны детям, их надо воспитать и помочь им достичь зрелости. Существуют также люди пораженные недугом, - физическим, нравственным или духовным; им надо обеспечить заботливый уход и лечение. Но все мы - слуги Божии.
 В-третьих, - религия должна быть источником всеобщей любви, братства, единства и света. Если же она является причиной вражды, ненависти и кровопролития, то несуществование такой религии лучше чем существование, ее небытие предпочтительнее бытия. Религия и наука должны жить в согласии, должны соответствовать друг другу. Если религиозные убеждения противоречат здравому смыслу и не согласуются с научными взглядами, то они являются заблуждениями и не заслуживают доверия.
 В-четвертых, - равенство мужчин и женщин. Полное равноправие во всех сферах жизни. Переустройство экономических законов, разумное распределение средств существования и доходов, дабы каждый человек мог жить в полнейшем довольстве в соответствии с его жизненными потребностями и уровнем. В-пятых, - духовное братство. Все человечество должно быть соединено узами духовного родства, - иными словами, сие означает родство в Духе Святом, - ибо недостаточно существования патриотического, национального или политического братства. Их возможности ограничены; но священное братство, духовное братство является источником единства и согласия всего человечества. Поскольку до сих пор основное внимание уделялось развитию материальной цивилизации, то сейчас надо всячески содействовать распространению божественной цивилизации. Пока не будет достигнут гармоничный союз духовной и материальной сферы жизни, человечество не сможет познать истинного счастья и благополучия. Развивая умственные способности и опираясь лишь на здравый смысл, человек не сможет достичь совершенства, - то есть, с помощью одного интеллекта невозможно приобщиться к высших духовным знаниям, которые открывают религиозные учения. Ибо философы прошлых веков тщетно старались воскресить мир человеческий, посредством интеллектуального развития. Итоги их деятельности не выходили за рамки самообразования и обучения небольшого числа учеников; они сами признавались в своем бессилии. Посему род человеческий должен быть поддержан дыханием Святого Духа, дабы получить всестороннее образование. Благодаря насаждению божественной силы, оживут все страны и народы, и станет возможным всеобщее полнейшее счастье.
 Вот некоторые из заветов учения Бахауллы.
 Вопрос: Кто в большей степени может содействовать установлению этой новой религии, мужчины или женщины? Кто из них более восприимчив?
 Ответ: В Персии более значительную помощь и содействие оказывали мужчины, а на Западе, вероятно, - женщины. На Западе гораздо больше верующих женщин, но на Востоке перевес на стороне мужчин.
 Вопрос: Чем должен питаться объединенный народ будущего?
 Ответ: Чем выше уровень развития человечества, тем меньше оно потребляет мясной пищи; ибо зубы человека не предназначены для этого, он не плотояден. Например лев - плотоядное животное, поскольку зубы его предназначены для мясной пищи, и если лев не находит мяса, то ему приходится голодать. Лев не может питаться травой; его зубы имеют иную форму. Система пищеварения льва устроена таким образом, что он может насытиться только мясом. Орел имеет изогнутый клюв, нижняя часть которого короче верхней. Он не может клевать зерна; не может питаться травой; следовательно он вынужден искать мясной корм. Домашние животные травоядны, их зубы предназначены для пережевывания травы, которая и идет на корм скоту. Коренные зубы человека предназначены для пережевывания зерновой пищи. Передние зубы, резцы, предназначены для фруктов и различных плодов. То есть, совершенно очевидно, что в соответствии с приспособлениями для еды человек должен питаться растительной, а не мясной пищей. Когда человечество достигнет более высокого уровня развития, его потребность в мясе постепенно отпадет.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных