Литература

Adabiyot

4 Мая 1912 Беседа в Теологическом Обществе

Зал Северо-Западного Университета, Эванстон, Иллинойс.

 Запись Марция Мосса
 Я очень рад, что мне представился случай встретиться с вами. Хвала Господу! Я вижу перед собой лица людей, которые одарены способностью к познанию и стремятся найти истину. Это является источником величайшей радости. В соответствии с божественной философией в мире физических явлений существуют два важнейших и всобъемлющих понятия: одно из них касается жизни, другое касается смерти; одно определяет бытие, другое - небытие, одно проявляется в соединении, другое - в распаде. Некоторые определяют существование, как изъявление подлинной сущности или бытия, и несуществование - как небытие, представляя себе смерть, как уничтожение. Это ошибочное представление, ибо полное уничтожение невозможно. По сути дела, соединение является только объектом для разъединения или разложения, или, иными словами, существование означает сочетание или связь физических элементов, образующих какую-
либо форму или тело, а несуществование - является просто следствием распада этих связей. Это закон мироздания во всех его бесконечных формах и проявлениях. Определенные физические элементы соединяются, образуя сложную структуру человеческого существа. Такое сложное соединение элементов, как человеческий организм, является в свою очередь объектом для распада, который мы называем смертью, но получившиеся в результате распада элементы остаются неизменными. Следовательно, полное уничтожение невозможно, и существование никогда не может стать несуществованием. Иначе, мы могли бы также сказать, что свет может стать тьмой, но такое предположение ошибочно и лишено всякого смысла. Сущее никогда не может стать несуществующим, смерть не является концом существования человека; более того, человеку дарована вечная жизнь, он вечен. Практическим доказательством этого может служить то, что частицы физических элементов переходят из одной формы существования в другую, из одного уровня или мира бытия в другой, высший или низший. Например, частица земли или пылинка может совершить путешествие из мира минералов в человеческий мир, путем последовательных преобразований в формах и организмах сущих миров. Изначально частица могла входить в состав почвы или скалы; затем она переходит в растительный мир и становится частью древесных волокон; далее преобразуется в царство животных и в итоге может быть обнаружена в теле человека. На протяжении всех стадий такого путешествия от царства к царству, от одной формы бытия к другой, эта частица остается неизменной и никогда не исчезает и не низводится до состояния несуществования. Таким образом, понятие несуществования может быть применимо только с точки зрения изменения структуры или формы, но такое преобразование неправомерно называть уничтожением, ибо исходные элементы соединения всегда существуют и остаются неизменными, как мы видели на примере путешествия частицы, остававшейся неизменной при переходах из одной сферы жизни в другую; отсюда мы можем сделать вывод, что смерти не существует; жизнь вечна. Можно также сказать, что частица, войдя в состав дерева, умерла для царства минералов, а когда была поглощена миром животных, то умерла для растительного мира и так далее до тех пор, пока эти переходы и видоизменения не привели ее в мир человека; но в ходе всех этих перемещений она была лишь объектом преобразования, а не уничтожения. Следовательно понятие смерти означает изменение или преобразование одного уровня или состояния бытия в другое. Миру минералов присущ некий дух существования или жизненная сила; в мире растений сила жизни преобразуется и проявляется в растительном духе или способности к росту; далее она преобразуется в дух животного мира и в конце концов достигает высшего положения, преобразовавшись в дух человека. Все это различные уровни духа и его изменения, но не исчезновение; тем самым, мы практически доказали то, что человек бессмертен и приобщен к вечной жизни. И это означает, что смерть - просто условный термин, подразумевающий изменение. Например,вывинтив лампочку из одного светильника и переставили в другой, мы можем сказать, что свет в одном светильнике умирает и оживает в другом. То есть по сути своей это не смерть. Прекрасные качества минералов видоизменяются в растениях и далее в мире животных, при переходе на более высокий уровень существования эти качества всегда достигают высшей степени. В каждом мире мы обнаруживаем наличие одних и тех же качеств, которые с повышением уровня существования проявляют себя более полно, свидетельствуя о том, что подлинная сущность изменяется от низших к высшим формам и царствам бытия. Следовательно, несуществование или небытие является понятием относительным, и абсолютное небытие - немыслимо. Взгляните на эту розу, она увянет и ее гармоничная соразмерность разрушится, но элементы из которых строилось это растение, останутся неизменными; ничто не сможет разрушить их природной целостности. Они не могут перестать существовать; они просто переходят из одного состояния в другое.
 Вследствие своего невежества человек страшится смерти, но смерть,
которая так пугает его является мнимой и абсолютно нереальной; она есть человеческое заблуждения.
 Благодаря щедрости и милости Господней мир сущий был одарен жизнью и бытием. И жизнь этого мира неизменна и непреходяща; существование является вечным существованием; оно не может преобразоваться в нечто несуществующее. Возможен лишь постепенный переход от одной стадии бытия к другой; предыдущая или низшая ступень рассматривается как небытие по отношению к высшей. Прах под нашими ногами, по сравнению с уровнем нашего бытия - есть небытие. Когда человеческое тело распадается в прах, мы можем сказать, что оно перешло в состояние небытия; то есть прах человека в сравнении с живыми формами человеческого бытия является небытием, но сам прах существует в новой сфере, в сфере бытия мира минералов. Таким образом, все это определенно доказываеет, что полное небытие, несуществование - невозможно; оно является понятием относительным.
 Итог наших размышлений сводится к следующему: вечный дар Господа, снизошедший на человека, не поддается разрушению. Поскольку Он наделил сотворенный мир бытием, то невозможно, чтобы этот мир стал небытием, ибо бытие есть порождение самого Господа; бытие изначально, оно есть сотворенный и независимый мир, и дар, ниспосланный ему является неизменным и вечным. Следовательно, человек, высшее творение сущего мира, наделен этим вечным благом, которое даровано ему навеки неиссякаемым источником божественной щедрости. Возьмем к примеру
солнце, оно постоянно излучает свет, и проистекание солнечного тепла также происходит без перерывов; любое прерывание этого процесса немыслимо. И подобно этому никогда не прервется тот вечный и неизменный дар Божий, снизошедший на мир человеческий. Если мы предположим, что дар бытия может исчезнуть или прерваться, то это равносильно предположению, что солнце вдруг может перестать светить. Разве такое возможно? Следовательно, излучение жизни в существующем мире постоянно и явлено навеки. Концепция полного уничтожения способствует ослаблению духа человеческого, является причиной унижения и безволия, источником человеческого страха и уничижения. Человеческое мышление становится вялым и рассеянным, в то время как осознание непрерывности существования побуждает человека к возвышенным мыслям, закладывает основы человеческого развития и вдохновляет к достижению небесных добродетелей; благодаря этому пониманию человека не тревожат мысли о небытие и смерти, которые лишь плод фантазии и заблуждений, он осознает, что по божественному замыслу Создателя ему дарована вечная жизнь и бессмертие. Человек должен забыть о ложных представлениях, которые ослабляют душу, чтобы день за днем, час за часом он мог все ближе и ближе подходить к постижению непрерывности человеческой сущности. Если он будет упорно думать о небытии, то станет крайне слабым и неуверенным в себе; сила воли сменится безволием, честолюбивые замыслы угаснут, и прервется нить, связывающая человека с небесными добродетелями.
 Возблагодарите же Господа за то, что Он даровал вам блаженство жизни и существования в этом человеческом царстве. Упорно стремитесь к приобретению духовных качеств, приличествующих вашему уровню и положению. Будьте подобны тем мировым светилам или маякам, которые не угасают и не поглощаются морем тьмы. Взойдите к зениту бытия, которое не могут укрыть облака страха и предчувствия небытия. Если человек не обладает внутренним восприятием, то он лишен знания этих важных таинств. Сетчатка глаза чувствительна и точна и позволяет воспринимать внешние явления, но такое восприятие тем не менее может стать помехой для внутреннего зрения, единственно верного способа постижения. Дары Господни, явленные во всех формах жизни, порой скрыты за вуалью ментального, преходящего видения, которое делает человека духовно слепым и беспомощным, но если разорвать эту вуаль, то ослепляющая пелена исчезнет и откроются великие знаки Божии, именно тогда человек сможет приобщиться к вечному свету, озаряющему этот мир. Дары Господни проявляются всегда и во всем. Сии небесные обещания вечносущи. Милость Господа всеобъемлюща, но если внутренее око души человеческой остается закрытым и незрячим, то он не заметит этих всеобщих знаков и будет лишен понимания явлений Божественной щедрости. Давайте же устремим все силы нашей души и сердца к тому, чтобы пелена, подернувшая око внутреннего видения могла исчезнуть, дабы мы могли созерцать явление знаков Господних, разглядеть Его сокровенные благодати и осознать, что физические блага есть ничто в сравнении с духовными дарами. Безмерно величие духовных благодатей Божиих. Если бы мы проникли в царство минералов, то там мы тоже обладали бы определенными дарами и свойствами, но они несравнимы с благодатями человеческого царства. Находясь во чреве матери, мы также были наделены дарами и щедротами Божиими, однако все они ничто в сравнении с теми духовными милостями и дарованиями, которые снисходят на нас после рождения в этот человеческий мир. И более того, когда мы покидаем чрево нашей материальной физической реальности, этот земной мир, то мы рождаемся в иной свободный и возвышенный мир духовной жизни и прозрения, именно тогда мы можем осознать все бесценное величие Небесного Царствия в сравнении с нашим земным существованием и его благодатями.
 Безграничны божественные дары духовного мира, ибо в той сфере нет разделения и распада, которые присущи миру физического существования. Жизнь духа есть абсолютное бессмертие, совершенное и неизменное бытие. Поэтому, давайте же возблагодарим Господа, ибо Он сотворил для нас и физические блага и духовные дары. Он дал нам счастье физического совершенства и духовные добродетели, внешнее зрение, дабы видеть свет солнца, и внутреннее зрение, благодаря которому, мы можем постичь величие Господа. Он дал нам внешний слух, дабы мы могли насладится мелодией звуков, и внутренний слух, посредством которого, мы можем слышать глас нашего Создателя. Давайте же стремиться всем сердцем, душой и всей силой нашего духа к развитию и проявлению совершенств и добродетелей, заложенных в подлинной сущности мироздания, ибо человеческую сущность можно сравнить с семенем. Посадив семя, мы можем вырастить прекрасное дерево. Качества семени открываются в дереве; оно раскидывает свои ветви, зеленеет, цветет и дает плоды. Все эти качества были потенциально заложены в семени. Благословенный и мудрый труд садовника помог этим качествам проявиться. И подобно этому, Всемилостивый Господь, Творец наш, вложил в человеческие сущности определенные скрытые возможности и качества. Благодаря просвещению и культуре эти качества, заложенные в нас любящим Господом, проявляются в человеческом мире, точно также, как проросшее семя превращается в прекрасное дерево. А сейчас я хочу помолиться за вас.
 О Всеблагой Владыка! Воззри на слуг Твоих, которые собрались на этой встрече, души их обращены к Царствию Твоему, и они нуждаются в Твоей щедрости и благословении. О, Господи! Яви во всей полноте знаки единства Твоего, которые заложены во всех сущностях жизни. Открой и яви небесные добродетели, которые Ты сокрыл в глубине этих человеческих сущностей.
 О, Господи! Мы подобны саженцам в Твоем саду, и Твоя щедрость подобна дождю; напои живительной влагой эти саженцы, дабы выросли они и украсились прекрасными дарами Твоими. Мы - слуги Твои; освободи нас от оков материального бытия. Мы невежественны; дай нам знание. Мы мертвы; пробуди нас к жизни. Мы суть материя; одари нас силой духа. Души наши блуждают в потемках; просвети нас и приобщи к Таинствам Твоим. Мы- нищие; даруй и благослови нас дарами из Твоей неисчерпаемой сокровищницы. О, Господи! Воскреси нас; ниспошли нам прозрение; дай нам услышать весть Твою; открой нам тайны жизни, дабы причастились мы в этом земном мире к таинствам Царствия Небесного и постигли единство Твое. Ты, Источник всех небесных даров; Ты, источник неиссякаемого благословения.
 Ты еси Могущественный. Ты еси Всесильный. Ты еси Податель Благ, и Ты еси Вечно- Щедрый.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных