Литература

Adabiyot

2 мая 1912 Беседа в отеле Плаца Чикаго, Иллинойс запись Генриетты К. Вагнер

 Углубленное изучение окружающих нас миров и размышления над сущностью явлений, происходящих на земле, позволят нам открыть абсолютный порядок и совершенство мироздания. Глухие толщи минералов с их структурным сходством, деревья и растения с их способностью к росту, животные с их инстинктами, человек, наделенный способностью познания, и небесные тела, неизменно движущиеся в бесконечных просторах по своим орбитам, - все без исключения, подчиняются всеобщему закону, самому совершенному и непреложному. Именно о нем говорил один мудрый философ, "Не существует более грандиозной или более гармоничной системы мироздания, чем та, которая уже существует." Материалисты и атеисты утверждают, что порядок и соразмерность мира существуют, благодаря действующим силам природы; что созидание и разложение, сопровождающие жизнь и бытие зависят от потребностей природы; что сам человек явился в этот мир, в силу природной надобности; а природа властвует и правит мирозданием, и все сущее находится в плену природных законов. Давайте поразмышляем над приведенными выше утверждениями. Поскольку, как мы выяснили, все явления видимого мира подчиняются строгому порядку и подвластны всеобщему закону, то возникает вопрос, какая сила стоит за всем этим, - сила природы или божественное и всемогущее владычество. Материалисты полагают, что дождь проливается с небес, в силу запроса природы, и пока дождевая влага не напоит землю, она не начнет плодоносить. По их разумению, если облака прольются дождем, если солнце согреет землю своим теплым светом, то, пробужденная вследствие этого земля, неизбежно даст жизнь растениям; таким образом, жизнь растений является свойством природных сил и подчиняется природному закону; точно также природным назначением огня является горение, следовательно, эти два явления неразрывно связаны, ибо не может быть горения, пока нет огня.
 В соответствие с данными утверждениями, мы можем сказать, что из предположений материалистов следует заключение о том, что природа властвует над всем и руководит существующим миром, и что все качества и совершенства этого мира возникают в результате потребностей и предназначений природы. Более того, дальнейшие рассуждения приведут к тому, что и сам человек является лишь элементом или частью природы, как целого.
 Человек обладает определенными качествами, которых природа лишена. Он живет и действует по своей воле, природные объекты не способны действовать по собственному желанию. Например, солнце, в соответствие с природным назначением, излучает свет. И это излучение являтся следствием непреложного закона, а не свободным волеизъявлением. Благодаря электрической силе, при определенных условиях появляется яркий свет или вспышки огня, но они не могут погаснуть по собственной воле. Влажность является одним из свойств или назначений воды; но она не может изменить его по своей воле. Аналогично все прочие природные свойства обусловлены и подчинены непреложным законам, и не имеют способности к самопроизвольному изменению; и это подтверждает логичность утверждения о том, что природа лишена силы воли и внутреннего самоощущения. Материалисты также не возражают против этого утверждения и закона. Но вот вопрос, который может дать пищу для размышлений: может ли человек, являясь частицей всеобщего природного замысла, обладать определенными качествами, которых лишена природа? Разве мыслимо, чтобы капле были присущи свойства, которых лишен океан? Ведь капля является частицей, а океан - целым. Разве могли бы мы ощущать частицы тепла и света, если бы наше великое светило, само солнце их не излучало? Возможно ли, чтобы камень имел свойства, отсутствующие в совокупности свойств минерального мира? Например, может ли палец или ноготь, являясь частицей анатомического строения человека, обладать свойствами клеточной структуры, которых лишен мозг?
 Человек, в отличие от природы, наделен подсознательным и осознанным восприятием. Природа не обладает богатой человеческой памятью. Человек является первооткрывателем тайн природы, в то время как сама природа ничего не подозревает о наличии этих тайных сил. Таким образом, очевидно, что в человеке заложено два начала: животное начало отдает его во власть природы, но духовное начало или осознанное бытие возвышает его над всем материальным миром. Мы не можем отыскать в природе тех прирожденных качеств, тех духовных сил, которые присущи человеку, как существу более величественному и более высокоразвитому; и именно с их помощью человек одерживает верх над силами природы. Эти абстрактные качества или мыслительные способности превосходят природные возможности, выходят за круг физических законов, и благодаря им человек постигает природные законы и явления, проникает в тайны неведомого и незримого мира и делает их общеизвестными и понятными. Все существующие ныне науки и искусства принадлежали некогда к тайнам природы. Овладев природой и подчинив ее своей воле, человек постиг законы невидимого мира и сделал их очевидными, хотя по природному замыслу, эти секреты должны были оставаться скрытыми и неведомыми. Электричество, в силу своих физических свойств и назначений, должно было оставаться скрытым, тайным явлением; но проницательный человеческий ум исследовал его, открыл природу его сил и заставил их служить людям. Физический организм и жизнедеятельность человека подчинены законам природы; например, он не может существовать без сна, являющегося физической потребностью; он должен есть, пить, как то обуславливает и требует его природа. Но духовное бытие и ум человека подчиняют и контролируют природу, человек способен управлять своим физическим бытием. Несмотря на это, продолжают существовать противоположные мнения и материалистические концепции, которые причисляют человека к субъектам, всецело подчиняющимся законам природы. Подобные утверждения эквивалентны тому, что сравнительная степень выше превосходной, что несовершенное включает в себя свершившееся, что ученик превосходит учителя, - все это, естественно, нелогично и абсурдно. Ведь мы видим со всей ясностью и очевидностью, что человеческий ум, творческие способности, научные изыскания и открытия выходят за пределы действия природных законов, так на каком же основании мы можем включать человека в число рабов и пленников природы? Такое заявление свидетельствовало бы о том, что человек лишен Божественного дара, что он опустился до уровня животного, что его острые, превосходные умственные способности исчезли, и что он рассматривает себя лишь с точки зрения физического бытия, не замечая никаких различий между человеческим и животным миром.
 Однажды в Александрии мне довелось беседовать с известным философом, принадлежащим к материалистической школе. Он твердо придерживался той точки зрения, что человеческое царство и все другие сущие миры родчиняются законам природы, и более того, что человек является просто общественным животным и сплошь и рядом проявляет все свойства животного мира Когда его аргументы иссякли, он сказал в запальчивости, "Я не вижу разницы между мной и ослом и не могу принять различий, которых я не в силах осознать." Но на это Абдул-Баха отвечал ему, " Нет, я считаю что между вами существуют огромные различия; вас я называю человеком, а осел - только животное. Я воспринимаю вас, как высокообразованного человека, в то время как осел таковым не является. Мне известно, что вы прекрасно знаете философию, но также я знаю, что ослу это просто не доступно; следовательно я не могу согласиться с вашим утверждением."
 Обратите внимание на леди, которая сидит рядом со мной и пишет в этой небольшой книжице. Казалось бы она занимается самым обычным и простым делом; но поразмышляв об этом, вы придете к выводу, что наличие записи предполагает и доказывает существование писателя. Слова не могут записаться сами собой, и буквы не сложились бы в слова по собственной воле. Очевидно, нужен человек, чтобы записать их.
 А теперь окинем взглядом бесконечную вселенную. Разве возможно, чтобы она была создана без участия Создателя? Или, чтобы Создатель и первоисточник этого безграничного скопления миров, не был наделен умственными способностями? Разве можно назвать логичной такую мысль, что Создатель не имеет разумения о том,что явлено в его созданиях? Человек, творение Божие, наделен силой воли и определенными качествами. Разве возможно, чтобы его Творец был лишен их? Даже ребенок не согласится с подобным предположением или утверждением. Совершенно очевидно, что человек не создавал сам себя, что он не мог сделать этого. Разве возможно, чтобы слабый человек сотворил столь могущественное создание? Следовательно, Творец человека должен обладать силой и способностями, превосходящими человеческие возможности. Если бы созидательная сила, породившая человека, равнялась силе человеческих возможностей, то человек сам обладал бы такой же творческой способностью, однако мы отлично знаем, что не способны сотворить даже собственное подобие. Таким образом, Создатель человека должен обладать умственными способностями и качествами, которые во всех отношениях превосходят возможности, заложенные в Его создании. Мы слабы; Он всемогущ, ибо если бы Он не обладал могуществом, то не создал бы нас. Мы невежественны; Он мудр. Мы бедны; Он богат. В противном случае Он был бы не способен сотворить нас.
 Одним из доказательств существования Божественной силы может служить следующее: существующие явления обычно осознаются , благодаря существованию их противоположностей. Если бы не было тьмы, мы бы не знали, что есть свет. Если бы не было смерти, то невозможно было бы определить жизнь. Если бы не существовало невежества, то мы бы не обнаружили, что есть знание. То есть, для определения существования одного понятия, необходимо наличие противоположного. Должны существовать ночь и день, чтобы мы могли различить их. Сама ночь уже свидетельствует о том, что скоро наступит день, и день, в свою очередь, напоминает о грядущей ночи. Если бы ночь не существовала в реальности, то не было бы и дня. Если бы не было смерти, то не могло бы быть и жизни. Явления познаются в единстве противоположностей.
 Следовательно наша слабость является свидетельством того, что существует могущество; наше невежество подтверждает наличие знания; наша нужда и бедность дают понятие об изобилии и богатстве. Если бы не было богатства, то не существовало бы и бедности; если бы не было знаний, то нельзя было бы распознать невежество; если бы не было силы, то не могло бы быть и бессилия. Иными словами, существует закон спроса и предложения, и очевидно, что все качества имеют некий исходный источник или центр. Этот источник есть Бог, и Он порождает все благотворения.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных