Литература

Дальнейшее руководство.

Послание Всемирного Дома Справедливости ко всем Национальным Духовным Собраниям, 6 февраля 1973 года.

Нижеследующее - отрывок из недавно написанного послания, в котором содержатся ответы на вопросы одного из верующих. Поскольку изложенное здесь представляет интерес для всех бахаи, полезно будет ознакомить с этим посланием - в любой приемлемой для вас форме - членов ваших общин.

Подобно тому, как существуют законы, регулирующие нашу телесную жизнь, и требующие, чтобы во избежание физической немощи мы обеспечивали наше тело пищей, поддерживали для него определенный температурный режим и т. д., так же существуют и законы нашей духовной жизни. В каждую эпоху эти законы ниспосылаются людям через Божественное Откровение, и соблюдение их совершенно необходимо для полноценного и гармоничного развития как отдельной личности, так и человечества в целом. Поскольку жизнь личности и общества неразрывно связана, то, нарушая законы духовного развития, человек наносит ущерб не только самому себе, но и сообществу, в котором живет. И наоборот - состояние общества непосредственно влияет на каждого живущего в нем человека. Вы правы - следовать законам Бахауллы в современном мире, где приняты нормы поведения, столь далекие от заповедей Веры, особенно трудно. Однако основные духовные законы настолько важны для нормальной жизни человеческого общества, что соблюдать их надо вопреки любым обстоятельствам. Зная, сколь слаб человек, Бахаулла советовал неосновные законы вводить постепенно, но при этом указывал, что после их введения они должны строго соблюдаться, иначе общество будет деградировать, а не совершенствоваться. Великая задача, стоящая перед бахаи - неукоснительно следовать в своей жизни законам Божиим, личным примером побуждая к этому остальных людей.

Говоря о важности соблюдения духовных законов, надо помнить, что смысл этой жизни - подготовить душу к жизни будущей. Каждый должен научиться сдерживать свои низменные инстинкты, не быть их рабом. Жизнь в этом мире есть непрерывная череда испытаний и побед, неудач и духовных достижений. Иногда путь кажется неимоверно трудным, но при этом вновь убеждаешься: человек, который вопреки всему неуклонно соблюдает законы Бахауллы, духовно растет, тогда как тот, кто в погоне за мнимым счастьем преступает их, неизбежно останавливается в своем духовном развитии и нередко создает для себя новые, еще более серьезные трудности, так и не обретя желанного блаженства.

Приведем пример. По закону Бахаи родители должны дать согласие на брак своих детей-бахаи. Нередко бывает так, что родители-небахаи не дают согласия на брак по причине религиозной или расовой предубежденности; и здесь мы опять убеждаемся: когда дети несмотря на свои желания следуют закону Бахаи, подчиняясь воле родителей, это производит на родителей столь сильное впечатление, что большинство из них не только дают согласие на брак, но и во многом меняют свои взгляды, и более того - их отношения с детьми становятся намного лучше.

Таким образом, если мы неуклонно, при любых обстоятельствах соблюдаем законы Бахаи, мы не только сами духовно растем, но и оказываем благотворное влияние на окружающих нас людей.

Подход бахаи к отношениям между мужчиной и женщиной достаточно однозначен. Интимная близость допускается только в браке. Приведем отрывки из четырех писем от имени Хранителя, в которых затрагиваются различные стороны этого вопроса. Одно из них содержит высказывание, приведенное в вашем письме.

    "Вас интересует отношение бахаи к проблеме пола и институту брака. В Учении Бахаи этот вопрос, столь важный и вызывающий немало споров, трактуется вполне ясно и определенно. В целом подход бахаи основан на строгом требовании моральной чистоты и от мужчины, и от женщины, и объясняется это не только тем, что целомудрие предписано нам нравственным законом, но и тем, что оно является наиважнейшим условием счастливых и прочных отношений между супругами. Интимная близость вне брака недопустима, и преступающий закон целомудрия будет не только держать ответ перед Богом, но и неизбежно подвергнется осуждению со стороны общества.
    Вера Бахаи не отрицает силу полового инстинкта, но осуждает его незаконные и неподобающие проявления, такие, как свободная любовь, многоженство и другие, считая, что они безусловно наносят вред и личности, и обществу. Подобающее проявление полового инстинкта - естественное право каждого человека, и именно для этого установлен институт брака. Верующих призывают не к подавлению полового инстинкта, а к умению разумно управлять им".
        Из письма одному из верующих, 5 сентября 1938 года

    "Вы задаете вопрос о праве человека на чувственную любовь к кому-то помимо своего супруга или супруги. Ответ в свете Учения Бахаи прост: моральная чистота и до брака, и в браке. До брака - абсолютное целомудрие, в браке - абсолютная верность своему избраннику. Верность во всех отношениях, подтвержденная словом и делом.
    В сегодняшнем мире непомерно преувеличивается важность плотской любви и принижается значимость отношений духовных. Верующие должны осознать это и подняться над общим уровнем общества, в котором, как это всегда бывает в кризисные периоды истории, придается слишком большое значение чисто физической стороне отношений между мужчиной и женщиной. С друзьями и знакомыми бахаи должны связывать узы товарищества и братской любви - узы вечные и основанные на духовной, а не физической сущности человека. Это одна из многих сфер жизни, в которых бахаи должны служить примером для окружающих, указывая людям путь к подлинно человеческим нормам поведения, когда душа возвышенна, а тело - лишь орудие просветленного духа. Излишне говорить, что это не противоречит абсолютно нормальным и полноценным супружеским отношениям".
        Из письма одному из верующих, 28 сентября 1941 года

    "Вы спрашиваете, существуют ли допустимые формы проявления полового инстинкта вне брака; согласно предписаниям бахаи интимная близость допустима только между законными супругами. Вне брака не может быть законного и здорового проявления полового инстинкта. Молодых бахаи надо с одной стороны учить самоограничению, которое несомненно оказывает благотворное воздействие на становление характера и на личность вообще, а с другой стороны - советовать им и даже призывать их вступать в брак молодыми, пока они находятся в расцвете физических сил. Безусловно, серьезным препятствием для вступления молодежи в брак нередко является материальный фактор, но подчас он служит только отговоркой, так что не следует преувеличивать его значение".
        Из письма одному из верующих, 13 декабря 1940 года

    "Вы спрашиваете, подобает ли и следует ли вам жениться во второй раз. Хранитель не может дать вам однозначного ответа, ибо это глубоко личное дело, да и судить об этом легче вам, вашим друзьям и товарищам по общине. Конечно, каждый человек должен считать вступление в брак своим моральным долгом. К этому призывал верующих Бахаулла. Но брак - это ни в коем случае не повинность. В конечном итоге человек должен сам выбрать, хочет ли он иметь семью или жить в безбрачии".
        Из письма одному из верующих, 3 мая 1936 года

Вас удивляет, что Хранитель говорит об "осуждении со стороны общества". В книге Китаб-и-Акдас Бахаулла запрещает прелюбодеяние, а в приложении к Книге указывает, что степень вины тех, кто нарушил эту заповедь, и соответствующее наказание должен определять Всемирный Дом Справедливости. Надо ясно представлять себе, что Вера четко разграничивает принципы личностных взаимоотношений строящихся на основе таких качеств, как терпимость, умение прощать, требовательность к себе и великодушие к другим, и принципы, которые определяют позицию Духовного Собрания, призванного справедливо отправлять законы Божии.

Некоторые проблемы, такие, как гомосексуализм и транссексуализм, могут иметь медицинский аспект, и в подобных случаях, конечно, следует прибегать к совету врача. Но из наставления Бахауллы явствует, что гомосексуализм - это не особенность организма, с которой человек должен мириться, а извращение, которое он должен в себе обуздывать и преодолевать. Борьба эта тяжела, но не менее трудной может быть и борьба со своими вожделениями для человека, не являющегося гомосексуалистом. Самоограничение здесь, как и во многих других сферах жизни, способствует развитию души. Кроме того, надо иметь в виду, что хотя брак чрезвычайно важен, - и об этом не раз говорил Бахаулла - это все же не главная цель в жизни. Если человек долго не мог найти себе спутницу (спутника) или вообще не создал семью, это не означает, что он или она не выполнили своего жизненного предназначения.

Все это касается отношения бахаи закону Бахауллы. Однако как врач, консультирующий главным образом по вопросам семьи и пола, вы имеете дело в основном с небахаи, то есть с людьми, которые не признают законов Бахауллы и не видят необходимости следовать им. Вы опытный специалист в своей области, и ваши советы основаны на ваших теоретических и практических знаниях, которые представляют собой целую систему взглядов на развитие и деятельность человеческого сознания и которые вы приобрели и развили, не обращаясь к Учению Бахауллы. Теперь, став бахаи, вы понимаете: то, что говорит Бахаулла о цели человеческой жизни, природе человека и о нормах его поведения, - от Бога, и потому непреложно. Однако вам, конечно, потребуется некоторое время, чтобы не только хорошо разобраться в Учении, но и решить, как это повлияет на ваши профессиональные установки. Подобные ситуации, безусловно, не такая уж редкость в любой области науки. Нередко бывает так, что при рассмотрении той или иной проблемы вдруг обнаруживается фактор, требующий полного или частичного пересмотра определенной концепции. В своей работе вы должны опираться на свой профессиональный опыт, который теперь освещен знанием Учения Бахауллы, и в будущем, несомненно, ваше понимание человеческих проблем, с которыми вы сталкиваетесь как врач, значительно изменится и углубится, и вы найдете новые, более совершенные способы оказания помощи вашим пациентам. Психология - наука молодая, развивающаяся, и со временем психологи-бахаи, постигшие, благодаря Учению Бахауллы истинный смысл человеческой жизни, достигнут больших высот в этой области науки и многое сделают для того, чтобы облегчить страдания людей".
  (Послание Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям, 6 февраля 1973 года)

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных