Литература

Выбор и прилагаемые усилия

Несравненный Создатель сотворил всех людей из единого вещества и превознес их сущность

превыше прочих Своих творений. Посему успех или неудача, выигрыш или проигрыш зависят от

собственных усилий человека. Чем настойчивее он в рвении своем, тем дальше продвигается

вперед.1

Бахаулла

     О сын земли!

     Когда желаешь обрести Меня, не ищи иного, кроме Меня, и когда желаешь лицезреть

красоту Мою, закрой глаза на мир и все сущее в нем, ибо воля Моя и воля иного, чем Я,

подобно огню и воде, не могут ужиться в одном сердце.2

Бахаулла

     О движущийся прах!

     Я желаю общения с тобой, но ты не доверяешь Мне. Меч твоего мятежа срубил древо твоей

надежды. Во всякое время Я пребываю рядом с тобой, но ты всегда далек от Меня. Нетленную

славу избрал Я для тебя, ты же избрал для себя безграничное унижение. Пока еще есть время,

вернись и не упусти возможности, данной тебе.3

Бахаулла

     О сын человеческий!

     Ты желаешь злата, а Я хочу твоего освобождения от него. В нем полагаешь ты свое

богатство, а Я вижу твое богатство в очищении от него. Жизнью Моей клянусь! Сие есть знание

Мое, а то - твое мечтание; как же может Моя стезя сойтись с твоей?4

Бахаулла

     Тот, Кто есть Утренняя Заря Истины, конечно же, может спасти своевольные души от сей

разлуки, приблизить их к Своему двору и позволить им достичь Своего Присутствия. "Если Бог

возжелал бы сего, Он, несомненно, сделал бы всех людей единым народом". Однако замысел Его

состоит в том, чтобы наделенные чистым духом и отрешенным сердцем смогли благодаря своим

собственным силам достичь берегов Величайшего Океана, и дабы тем самым чающие Красоты

Всеславного были отличены и отделены от заблудших и порочных. Так было предписано

всеславным и сияющим Пером.5

Бахаулла

     А теперь о твоем вопросе относительно сотворения человека. Знай, что всякий человек

создан согласно тому, что установлено Богом, Хранителем, Самосущным. Каждому предписана

определенная мера, как то объявлено в могучих и хранимых Скрижалях Божиих. Однако все

возможности, коими вы обладаете, могут проявиться лишь по вашей собственной воле. Истину

сию подтверждают ваши собственные поступки.6

Бахаулла

     Подчинение себя Богу и вечное воссоединение с Ним означают, что человеку надлежит

целиком слить свою волю с Волей Божией и считать свои желания совершенно ничтожными по

сравнению с Его Замыслом. Чтo бы ни повелел Создатель Своим творениям, им следует усердно и

с большой радостью и желанием исполнять сие. Ни в коем случае не должны они позволять своим

прихотям влиять на их суждения и принимать собственное воображение за глас Предвечного.7

Бахаулла

     Скажи: О люди! Не лишайте себя благодати Бога и милостей Его. Тот, кто удаляется от

них, поистине обрекает себя на горестную утрату. Что с вами, о люди? Неужели вы поклонитесь

праху и отвернетесь от Господа вашего, Щедрого, Вседарующего? Бойтесь Бога и не будьте

среди тех, кто погибает. Скажи: Книга Божия ниспослана в облике сего Юноши. Так святится же

Бог, наилучший из создателей! Будьте внимательны, о люди, и не бегите от лика Его. Нет же -

спешите обрести Его присутствие, и будьте среди тех, кто возвратился к Нему. Молите о

прощении, о люди, ибо вы не исполнили своего долга пред Богом и согрешили против Дела Его,

и не будьте среди глупцов. Он есть Тот, Кто создал вас; Он - Тот, Кто взлелеял души ваши

чрез Дело Свое и дозволил вам узнать Того, Кто есть Всемогущий, Наивозвышенный, Всеведущий.

Он есть Тот, Кто раскрыл пред вашими очами сокровища Своего знания и вознес вас к небесам

убежденности - убежденности в Его неодолимой, неопровержимой и наивозвышенной Вере. Бойтесь

лишиться благодати Божией, дабы не пропали втуне все труды ваши и не отвергли вы истину

сего самого явного, высочайшего, сияющего и славного Откровения. Судите справедливо о Деле

Бога, Создателя вашего, и узрите то, что ниспослано с Его Горнего Престола, и размышляйте о

сем с целомудренными и освященными сердцами. Тогда истина сего Дела предстанет пред вами

столь же ясно, как предстает солнце в его полуденной славе. Тогда будете вы среди тех, кто

уверовал в Него.8

Бахаулла

     Черпая из возвышенного источника, из глубин Своего благоволения и милости, Он

пожаловал всему сотворенному знак Своего знания, дабы ни одно из Его созданий не было

обделено способностью выражать сие знание, согласно мере своих возможностей и своему

положению. Знак сей - зеркало Его красоты в мире творения. Чем больше усилия, приложенные к

тому, чтобы очистить сие возвышенное и благородное зеркало, тем вернее отразит оно славу

имен и качеств Бога и явит чудеса Его знамений и Его знания. Всякая сотворенная вещь сможет

тогда (столь велика его отражающая сила) явить величие предопределенного ей положения,

познать свои возможности и свои ограничения и стать олицетворением той истины, что

"Воистину, Он есть Бог, и нет Бога иного, помимо Него"...

     Не может быть никаких сомнений в том, что, вследствие усилий, кои способен сознательно

приложить всякий человек, и благодаря применению им его собственных духовных способностей,

зеркало сие может столь очиститься от праха земной скверны и освободиться от сатанинских

измышлений, что приблизится к лугам вечной святости и вступит в обитель непреходящей

дружбы.9

Бахаулла

     Постарайтесь от всего сердца стать добровольными проводниками Божией Благодати. Ибо

говорю я вам, что Он избрал вас Его посланниками любви в этом мире, носителями Его духовных

даров для людей и посредниками в установлении единства и согласия на земле. От всего сердца

благодарите Бога за то, что Он наградил вас этой привилегией, поскольку даже всей жизни,

посвященной восхвалению Бога, недостаточно, чтобы отблагодарить Его за эту благодать.10

Абдул-Баха

     Мы должны стремиться достичь сего состояния отрешением ото всего сущего и от всех

людей мира и обращением к одному только Богу. Человеку потребуется приложить определенные

усилия для того, чтобы достичь такого состояния, но он должен трудиться ради него и

стремиться к нему. Мы можем достичь сего состояния, меньше думая и заботясь о материальных

вещах и больше - о духовных. Чем дальше мы отходим от первых, тем ближе мы становимся к

последним. Выбор за нами.

     Наше духовное восприятие, наше внутреннее зрение должно быть чутким, дабы во всем мы

смогли увидеть следы и знаки Божиего Духа. Ибо все сущее способно отражать сияние Духа.11

Абдул-Баха

Зависимость от Бога

     Положись на Бога. Отринь свою волю и следуй воле Его, откажись от собственных желаний

и обратись к тому, чего Он желает, дабы стать тебе примером для других, святым, духовным,

обитателем Царствия...12

Абдул-Баха

     Разве неудивительно, что хотя человек был сотворен для знания и любви к Богу, для

добродетелей мира людей, для духовности, небесного просвещения и жизни вечной, он, тем не

менее, продолжает пребывать в неведении и пренебрегать всем этим? Смотрите, как он ищет

любого знания, кроме знания Божиего! Например, предел его желания - проникнуть в тайны

глубочайших слоев земли. День за днем он бьется над тем, чтобы узнать, что находится на

глубине десяти метров под землей, что можно обнаружить в камне, что может открыться при

археологических раскопках во прахе. Он изо всех сил трудится, дабы проникнуть в земные

тайны, однако совсем не интересуется познанием тайн Царствия, преодолением безграничных

пространств вечного мира, проникновением в божественные сущности, раскрытием таинств Божиих

и обретением знания о Боге, созерцанием лучей Солнца Истины и осознанием славы непреходящей

жизни. Он не заботится и не думает об этом. Сколь притягательны для него тайны материи и

сколь далек он от тайн Божественного! Более того, он полностью пренебрегает таинствами

Божественного и забывает о них. Сколь велико его невежество! Как это способствует его

падению! Это подобно тому, как если бы добрый и любящий отец предоставил в распоряжение

своего сына библиотеку прекрасных книг, чтобы он мог познать тайны бытия, и окружил его,

вместе с тем, всеми удобствами и радостями; сын же забавляется с камешками и игрушками,

пренебрегая всеми дарами и советами своего отца. Сколь невежествен и беспечен человек! Его

Отец возжелал для него вечной славы, он же довольствуется слепотой и бедностью. Его Отец

выстроил для него царский дворец, однако он играет с прахом; Отец приготовил для него

шелковые одеяния, он же предпочитает ходить нагим; Отец приготовил ему изысканные блюда и

плоды - он же ищет пропитания от луговой травы.

     Хвала Богу, вы услышали зов Царствия! Ваши очи открыты, вы обратились к Богу. Ваша

цель - угождение Богу, постижение тайн сердца и исследование сущности вещей. Денно и нощно

вы должны трудиться, дабы постичь истины небесного царствия, узреть знaмения святости,

обрести прочное знание и осознать, что сей мир имеет Творца, Жизнедателя, Кормильца,

Архитектора, познав это на основе доказательств и фактов, а не предположений -нет, вы

должны знать это на основе непреложных доводов и истинного видения; иными словами, мысленно

представляя себе это столь же отчетливо, как внешний взор видит Солнце. Так вы сможете

узреть присутствие Бога и достичь знания о пречистых, святых Богоявлениях.13

Абдул-Баха

     Достижение любой цели зависит от знания, воли и действия. Ничто не может быть

исполнено без этих трех условий. Для строительства дома необходимо, во-первых, изучить

место строительства и разработать соответствующий этому месту проект дома; во-вторых,

получить средства или фонды на его строительство; и в-третьих - собственно построить его.14

Абдул-Баха

     Многое зависит от волеизъявления человека, например, справедливость и

беспристрастность, тирания и несправедливость, иными словами - деяния добрые и злые;

очевидно и ясно, что эти деяния в большинстве своем оставлены на волю человека. Но есть

определенные явления, которым человек обязан и вынужден покоряться - это сон, смерть,

болезни, дряхлость, увечья и несчастья; они не подвластны воле человека, и он не несет за

них ответственности, ибо он вынужден смириться с ними. Однако в выборе между хорошими и

дурными поступками он свободен, и он совершает их по своей собственной воле.

     Например, если он пожелает, то может проводить свое время, вознося хвалу Богу, а может

предаваться мыслям о совершенно ином. Он может воспламениться огнем любви к Богу и стать

филантропом, любящим весь мир, а может стать человеконенавистником, поглощенным заботой о

материальном. Он может стать справедливым или жестоким. Эти деяния и эти поступки

подвластны воле самого человека; следовательно, он ответствен за них.

     И тут возникает другой вопрос. Человек абсолютно беспомощен и полностью зависим,

поскольку сила и власть безраздельно принадлежат Богу. И возвышение, и унижение зависят от

благоволения и воли Всевышнего.

     В Новом Завете сказано, что Бог подобен гончару, который изготовляет "один сосуд для

почетного употребления, а другой - для низкого"*. Но ведь сосуд, изготовленный для низкого

употребления, не имеет права укорять горшечника, говоря: "Зачем ты не сделал меня

драгоценной чашей, которую бережно передают из рук в руки?" Значение сего стиха в том, что

состояния существ различны. То, что пребывает в низшем состоянии существования, например

минерал, не имеет права роптать, говоря: "О Боже, почему Ты не пожаловал меня

совершенствами растения?" Так же и растение не имеет права роптать, что ему не дано

совершенств, присущих животному миру. Не подобает и животному роптать, что оно лишено

совершенств человека. Отнюдь, все эти творения совершенны для своей ступени, и они должны

стремиться к совершенствам своей ступени. Низшие существа, как мы уже говорили, не имеют ни

права, ни возможности достичь совершенств более высокой ступени. Нет, их продвижение должно

осуществляться в пределах их собственного состояния.

     Также и бездействие или действие человека зависят от Божией помощи. Если нет этой

помощи, то он не в состоянии творить ни добро, ни зло. Однако когда Великодушный Господь

оказывает человеку помощь в его существовании, человек способен действовать - и во благо, и

во зло; если же такой помощи не последует, он останется совершенно беспомощным. Вот почему

в Священных Книгах говорится о Божией помощи и поддержке. Это можно сравнить с положением

корабля, который движим силой ветра или пара; если этой силы нет, то корабль совсем не

может двигаться. Тем не менее руль корабля поворачивает его в любую сторону, и сила пара

движет его в требуемом направлении. Если он направлен к востоку, он движется на восток;

если направлен к западу, то движется на запад. Сие движение исходит не от корабля; нет, оно

исходит от ветра или пара.

     Подобным образом, во всяком действии или бездействии человек движим силой Божией

помощи; но выбор между добром и злом принадлежит самому человеку. Так, если царь назначит

кого-либо градоправителем и облечет его силой власти, и укажет ему пути справедливости и

несправедливости в соответствии с законом, и если правитель сей учинит несправедливость,

то, хотя он и будет действовать от имени царя и силой его власти, последнему не будет

вменена в вину сия несправедливость. Но если градоправитель станет действовать справедливо,

то и это он будет делать властью царя, который тогда будет рад и доволен.

     Иными словами, хотя выбор между добром и злом остается за человеком, при любых

обстоятельствах человек зависит от питающей его силы жизни, которая исходит от Всемогущего.

Поистине велико Царствие Божие, и все -пленники во власти Его Могущества. Слуга не может

ничего сделать по своей собственной воле; Бог есть Сильный, Всемогущий и Помогающий всем

созданиям.15

Абдул-Баха

Самостоятельное исследование

     Кроме того, знайте, что Бог даровал человеку силу разума, с помощью коей он может

исследовать действительность. Бог не хочет, чтобы человек слепо следовал за своими отцами и

дедами. Он наделил его умом, то есть способностью рассуждать, дабы он мог исследовать и

постигать истину; то, что человек сочтет подлинным и истинным, он должен принять. Он не

должен подражать или слепо следовать за какой-либо душой. Он не должен безоговорочно

полагаться на чье-то мнение, не подвергая его оценке; наоборот, каждая душа должна мыслить

разумно и самостоятельно, делая истинные умозаключения и следуя лишь этой истине.16

Абдул-Баха

Способности человека

должны быть направлены

на служение человечеству

     И как же горестно видеть, что человек использует свой богоданный дар для создания

орудий войны, нарушая завет Божий: "Не убий" и отрицая заповедь Иисуса Христа: "Возлюбите

ближнего своего".

     Бог дал человеку эту силу ради прогресса цивилизации, ради блага человечества, ради

любви, согласия и мира. Но человек предпочитает использовать этот дар для разрушения вместо

созидания. Повсюду ненависть и несправедливость, угнетение, раздоры и опустошение,

уничтожение себе подобных, тех, которых Христос велел любить как самих себя!

     Я надеюсь, что вы направите свой разум на то, чтобы содействовать единению и

спокойствию человечества, нести народам просвещение и цивилизацию, пробуждая любовь в

сердцах людей и прокладывая путь к всеобщему миру.

     Изучайте науки, приобретайте все больше и больше знаний. Поистине, учиться можно до

конца жизни! Используйте ваши знания только на благо других, чтобы навсегда исчезли войны с

лица этой прекрасной земли и было воздвигнуто здание мира и согласия.17

Абдул-Баха

     Человеком вправе называться тот, кто забывает о своих интересах ради других людей. Он

отказывается от собственного удобства ради благоденствия всех. Нет, вернее, он должен быть

готов пожертвовать даже жизнью своей ради жизни всего человечества. Такой человек - честь

мира человеческого. Такой человек - слава мира человеческого. Такой человек - тот, кто

обрел вечное блаженство. Такой человек - тот, кто приблизился к порогу Божиему. Такой

человек - подлинное воплощение вечного счастья.18

Абдул-Баха

     Очевидно, что человек - царь природы. Природа в своем развитии пассивна; человек же

развивается активно. Природа не имеет сознания; человек наделен им. Природа лишена

волеизъявления, и все в ней происходит по необходимости, в то время как человек обладает

могучей волей. Природа не может проникать в тайны или в суть вещей, в то время как человек

способен на это. Природа не ощущает Царствия Божиего, человек же настроен на свидетельства

его. Природа не ведает Бога, а человек Его осознает. Человек приобретает духовные

добродетели, а природе в них отказано. Человек по своей воле может справиться с пороками,

но природа не в силах изменить что-либо в том, что дано ей. Все свидетельствует о том, что

человек благороднее и выше, что в нем есть совершенная сила, превосходящая силы природы. Он

обладает сознанием, волей, памятью, интеллектом, божественными качествами и добродетелями,

которых полностью лишена природа; следовательно, человек выше и благороднее, ибо в нем

заключена и проявляется совершенная и небесная сила.19

Абдул-Баха

Судьба и свободная воля

     Ты спрашиваешь о судьбе, предопределении и воле. Судьба и предопределение состоят из

необходимых и неизбежных взаимосвязей, заложенных в сущности вещей. Сии взаимосвязи были

заложены в сущности всех созданий силою творения, и каждое отдельное проявление есть

следствие необходимой зависимости. Например, Бог создал связь между солнцем и земным шаром

- лучи солнца должны освещать землю, а почва должна давать урожай. Эта связь составляет

предопределение, а проявление ее в мире бытия есть судьба. Воля есть та действующая сила,

что управляет этими взаимосвязями и проявлениями. Таково, вкратце, разъяснение по поводу

судьбы и предопределения.20

Абдул-Баха

     Вопрос: Свободен ли человек во всех своих действиях или же вынужден поступать так или

иначе и ограничен в выборе?

     Ответ: Этот вопрос - один из самых важных и трудных среди вопросов о Божественном...

сейчас мы коротко, в нескольких словах поясним его. Многое зависит от волеизъявления

человека, например, справедливость и беспристрастность, тирания и несправедливость, иными

словами - деяния добрые и злые; очевидно и ясно, что эти деяния в большинстве своем

оставлены на волю человека. Но есть определенные явления, которым человек обязан и вынужден

покоряться - это сон, смерть, болезни, дряхлость, увечья и несчастья; они не подвластны

воле человека, и он не несет за них ответственности, ибо он вынужден смириться с ними.

Однако в выборе между хорошими и дурными поступками он свободен, и он совершает их по своей

собственной воле.

     Например, если он пожелает, то может проводить свое время, вознося хвалу Богу, а может

предаваться мыслям о совершенно ином. Он может воспламениться огнем любви к Богу и стать

филантропом, любящим весь мир, а может стать человеконенавистником, поглощенным заботой о

материальном. Он может стать справедливым или жестоким. Эти деяния и эти поступки

подвластны воле самого человека; следовательно, он ответствен за них.21

Абдул-Баха

12

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных