Литература

Цель религии

Руководство для человека

Величайший дар Божий миру человечества есть религия, ибо, без сомнения, божественные

религиозные учения превосходят все остальные источники просвещения и развития человека.

Религия дарует человеку вечную жизнь и направляет его путь в смертном мире. Она открывает

врата нескончаемого счастья и облекает человеческое царство вечной славой. На протяжении

всей истории человечества она служила основой цивилизации и прогресса.1

Абдул-Баха

     Более того, религия - это не совокупность вeрований, не набор обычаев; религия есть

учение Господа Бога, учение, составляющее саму основу жизни человечества, рождающее высокие

мысли, совершенствующее характер и прокладывающее для человека путь к вечной славе.2

Абдул-Баха

     Поразмысли, существует ли в мироздании установление более могущественное во всех

отношениях, чем религия, или можно вообразить более всепроникающую силу, чем различные

Божественные Веры, или что-либо, помимо веры во всемогущего и всезнающего Бога, сможет

стать таким источником любви, содружества и союза среди всех народов? Разве, помимо законов

Божиих, появилось какое-то иное средство наставления всего человечества в праведности?3

Абдул-Баха

     Религия - свет мира; прогресс, успех и счастье человека проистекают из подчинения

законам, установленным в священных Книгах. Одним словом, можно доказать, что в этой жизни -

как во внешних ее аспектах, так и в сокровенных - самым могущественным из устроений,

основанным наиболее прочно, самым долговечным, сохраняющим мир, обеспечивающим духовное и

материальное совершенствование человечества и оберегающим счастье общества и его

цивилизованность, является религия.4

Абдул-Баха

     Божественные вероучения - источник всеобщего благоденствия, ибо они ведут своих

истинных последователей к чистоте помыслов, высоким устремлениям, святости и безупречной

честности, к непревзойденной доброте и состраданию, они дают силы оставаться верным своим

обязательствам, призывают к заботе о правах ближних своих, к широте взглядов и

справедливости во всех аспектах жизни, к гуманности и благотворительности, к доблести и

неослабным усилиям на поприще служения человечеству. Таким образом, именно религия

воспитывает в людях все добродетели, и именно эти добродетели суть ярчайшие светильники

цивилизации.5

Абдул-Баха

     Искренность - краеугольный камень веры. Это значит, что верующий человек должен

презреть свои личные желания и стремиться любым способом, от всего сердца служить

общественным интересам; а кроме как через истинную религиозную веру человек не в силах

отказаться от корыстных выгод и пожертвовать собственным благом во имя общественного. Ибо

себялюбие замешано в саму глину, из коей вылеплен человек, и не может он отказаться от

своего нынешнего материального благополучия, не имея никакой надежды на значительное

вознаграждение. Однако тот, кто полагается на Бога и верит в слова Божии, ради Него

откажется от собственного спокойствия и выгоды и добровольно посвятит сердце и душу

всеобщему благополучию, ибо ему обещано щедрое воздаяние в следующей жизни и для него

мирские выгоды несравнимы с вечной радостью и славой грядущих ступеней существования.6

Абдул-Баха

Руководство для общества

     Воистину, религия есть главное орудие установления порядка в мире и спокойствия среди

народов его. Ослабление столпов религии укрепило глупцов, ободрило их и придало им

высокомерия. Истинно говорю Я: чем ниже падение религии, тем прискорбнее своеволие

нечестивцев. В итоге сие неизбежно ведет к хаосу и смуте.7

Бахаулла

     Воистину, религия есть лучезарный свет и несокрушимая твердыня защиты и процветания

народов мира, ибо страх Божий побуждает человека крепко держаться всего доброго и избегать

всякого зла. Если померкнет светоч религии, то воцарятся хаос и смута, и перестанут сиять

лампады честности и справедливости, покоя и мира. О сем свидетельствует всякий истинно

разумеющий человек.8

Бахаулла

     Цель религии, явленная с небес святой Божией Воли,-установить единство и согласие

среди народов мира; не делайте ее поводом для разногласий и ссор. Религия Бога и Его

священный закон суть самая могущественнейшая сила и надежнейшее средство, способное возжечь

свет единства среди людей. Среди законов и заповедей Божиих -прогресс мира, развитие наций,

спокойствие для народов и мир для всех обитателей земли. Религия дает человеку самый ценный

из всех даров, подносит ему чашу процветания, дарует вечную жизнь и изливает на

человечество нетленные милости.9

Бахаулла

     Божественные религии должны помогать единению людей и быть средством достижения любви

и согласия; они должны провозглашать всеобщий мир, освобождать человека от любых

предрассудков, нести радость и счастье, воспитывать доброе отношение ко всем людям и

покончить со всяким разладом и разобщением, согласно словам Бахауллы, обращенным к миру

человечества: "О люди! Вы плоды одного древа и листья одной ветви". Некоторые люди просто

невежественны, их нужно просветить; есть люди больные, их нужно вылечить; есть юные и

неопытные, им нужно помочь достичь зрелости, выказывая при этом величайшую доброту.10

Абдул-Баха

     И еще в Учении Бахауллы сказано о том, что религия - это могущественная твердыня. Если

здание религии начнет сотрясаться и рушиться, то неизбежно воцарятся смятение и хаос, и во

всем полностью нарушится порядок, ибо в мире человеческом два стража удерживают людей от

злодеяний. Первый страж - это закон, карающий преступника; но закон предотвращает лишь

явное преступление, а не тайный грех; тогда как совершенный страж - религия Божия -

предотвращает преступления как явные, так и тайные, воспитывает человека, наставляет в

нравственности, призывает к проявлению добродетелей; это всеобъемлющая сила, обеспечивающая

благоденствие мира человеческого. Однако под религией подразумевается то, что подтверждено

путем исследований, а не то, что основано на бездумном подражании; это основополагающие

принципы Божественных религий, а не людские подражания.11

Абдул-Баха

     Религия должна быть источником любви. Религия должна быть источником справедливости,

ибо мудрость Богоявлений направлена на установление таких уз любви, кои были бы

нерасторжимы. Объединяющих общество уз недостаточно. Их можно перечислить, например, узы

патриотизма. Вполне очевидно, что этих уз недостаточно, ибо сколь часто люди одной

национальности ведут друг против друга гражданскую войну! Дружба может укрепляться на

расовой основе, однако история доказывает, что эти узы недостаточно крепки, ибо между

народами одной расы вспыхивали страшные войны. Опять же, людей могут связывать политические

узы. Однако сколь часто случается так, что днем дипломаты заключают договор о мире, а утром

следующего дня объявляют войну! Историей доказано, что эти узы ненадежные.

     Подлинные узы единства могут быть лишь религиозными, ибо религия утверждает единство

мира человеческого. Религия служит миру нравственности. Религия очищает сердца. Религия

вдохновляет людей на достойные поступки. Религия становится источником любви в сердцах

людей, ибо религия - это божественная основа, основа, всегда несущая жизнь. Учение Бога

есть источник просвещения людей мира. Религия всегда созидает, а не разрушает.

     Основа всех Божественных религий едина. Все они основаны на действительности.

Действительность не допускает множественности...12

Абдул-Баха

     ...Цель божественных учений - создать узы единства в человеческом мире и заложить

основы любви и содружества среди рода человеческого. Божественная религия не дает поводов

для розни и противоречий. Если религия станет источником непримиримой вражды и борьбы, то

отсутствие такой религии было бы предпочтительнее. Религии предназначено придавать обществу

дух жизни; но если она приносит людям смерть, то отсутствие такой религии было бы благом и

счастьем для человека. Поэтому сегодня необходимо найти божественное учение, ибо оно

является целительным средством для современного человеческого сообщества. 13

Абдул-Баха

Последовательность в духовном воспитании

     В первую очередь Богоявленная религия затрагивает вопросы нравственного и духовного

развития человечества, пробуждения потенциала человеческой восприимчивости и обретения

Божественных даров. Это неизменные, основополагающие и вечные установления. Вторая сторона

Божественной религии касается материальных условий, законов взаимодействия между людьми и

устройства общества; это изменяется и преобразуется в соответствии с требованиями времени,

места и обстоятельств. Основополагающие установления религии были одинаковыми со времен

Авраама, во дни Моисея и в эпоху Иисуса, тогда как второстепенные законы или законы,

относящиеся к материальной стороне жизни, упразднялись и заменялись согласно нуждам и

требованиям соответствующего века. Например, в законе Моисея существовали десять заповедей,

касающихся конкретно убийства, явленных согласно нуждам и способностям восприятия людей,

однако во дни Иисуса они были упразднены и заменены в соответствии с новой, более высокой

стадией развития человечества.

     Главная цель Божественных религий - установление мира и единства среди людей. Суть у

них одна, следовательно, и устремления у них единые и всеобщие - основаны ли они на

духовных законах или же на материальных установлениях Божиих. Существует только один свет

материального солнца, один океан, один дождь, одна атмосфера. Так же и в духовном мире есть

лишь одна божественная реальность, создающая основанные на альтруизме условия для мира и

установления согласия между многочисленными конфликтующими странами и народами.14

Абдул-Баха

     Я хочу, чтобы в дальнейших размышлениях об этом предмете вы были справедливы и

рассудительны и отбросили все религиозные предрассудки. Мы должны всерьез выяснять и

внимательно исследовать истинное положение вещей, осознавая, что цель религии Божией -

воспитание человечества, единство и братство между всеми людьми. Мы также покажем, что у

всех религий Божиих одна основа. Таких основ не может быть несколько, ибо они суть сама

реальность. Реальность не допускает множественности, хотя каждую из Божественных религий

можно разделить на две части. Одна касается мира нравственности и этического воспитания

человека. Она направлена на развитие человеческого мира в целом; она раскрывает и доносит

до людей Божественное знание и дает возможность познать смысл жизни. Эта часть - идеальное

и духовное учение, неотъемлемая принадлежность явленной свыше религии, не подверженная

изменениям или преобразованиям. Сие есть единая основа всех Божественных религий.

Следовательно, все религии одинаковы по своей сути.

     Вторая часть состоит из общественных законов и положений, касающихся поведения

человека. Они не являются частью неотъемлемых духовных принципов религии. Они подвергаются

изменениям и преобразованиям соответственно нуждам и требованиям времени и места. Например,

во времена Ноя конкретные обстоятельства вызвали необходимость, чтобы всякая пища,

добываемая в море, была дозволена законом. Во времена Пророчества Авраама считалось

допустимым, в силу определенных причин, чтобы мужчина брал в жены свою тетю,- например,

Сара была сестрой матери Авраама. В цикле Адама было узаконено и считалось целесообразным,

чтобы мужчина женился на собственной сестре,- так, Авель, Каин и Сет, сыны Адама, женились

на своих сестрах. В законе же Пятикнижия Моисеева такие браки были запрещены и

соответствующие им обычаи и оправдания были упразднены. Во времена Моисея были также

отменены и другие действовавшие прежде законы. Например, в цикле Авраама было допустимо

есть верблюжье мясо, однако во времена Иакова сие было запрещено. Такие изменения и

преобразования религиозного учения касаются обстоятельств мирской жизни, однако они не

относятся к важным или к существенным. Моисей жил в пустыне Синая, где преступление

требовало немедленного наказания. В то время не было исправительных домов и не существовало

приговора к тюремному заключению. Следовательно, согласно обстоятельствам времени и места

закон Божий предписывал "око за око и зуб за зуб". Сейчас вводить такой закон было бы

нереально - то есть, например, ослеплять того, кто случайно ослепил вас. В Торе содержится

множество заповедей, касающихся наказания для убийцы. Сегодня исполнять такие установления

недопустимо и невозможно. Обстоятельства жизни людей ныне таковы, что даже вопрос о

смертной казни - единственном наказании, которое большинство наций продолжают применять за

убийство - обсуждается мудрыми людьми, которые ставят под сомнение его целесообразность.

Безусловно, законы, касающиеся мирских обстоятельств, действительны в течение ограниченного

времени. Обстоятельства во времена Моисея оправдывали отрубание руки за воровство, однако

ныне такое наказание уже неприемлемо. Со временем меняются условия жизни, и законы меняются

согласно им. Мы должны помнить, что эти меняющиеся законы неосновополагающие; это

второстепенные законы религии. Основополагающие заповеди, установленные Богоявлением,-

духовные; они касаются моральных принципов, нравственного развития человека и веры в Бога.

Они идеальны и по природе своей постоянны, будучи отражениями единой основы, и не

подвержены изменениям и преобразованиям. Следовательно, глубинная основа Богоявленной

религии нерушима и неизменна из века в век, на нее не влияют меняющиеся обстоятельства мира

людей.15

Абдул-Баха

Наука и религия

     Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется

науке, то она становится всего лишь предрассудком, ибо противоположность знания есть

невежество...

     Истинные принципы всех религий находятся в согласии с учениями науки...

     Все религии учат нас творить добро, быть щедрыми, искренними, правдивыми,

заслуживающими доверия и законопослушными. Все это разумно и по логике служит единственным

путем, следуя которым человечество может развиваться.

     Все религиозные законы отвечают здравому смыслу. Они соответствуют уровню развития

людей, для которых были созданы, а также тому времени, в которое предписывалось следовать

этим законам...

     Религия и наука - два крыла, на которых взмывает в высоту человеческий разум и

развивается человеческая душа. На одном крыле лететь нельзя! Если человек попытается

полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он

полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, а упадет в беспросветное болото

материализма...

     Бог сделал науку и религию, если можно так выразиться, мерилом нашего понимания.

Опасайтесь пренебречь столь чудесной силой. Взвешивайте все на этих весах.16

Абдул-Баха

Молитва

     О Господи благой! О Ты, Кто щедр и сострадателен! Мы слуги Твоего порога, собравшиеся

под сенью Твоего Божественного единства. Солнце милости Твоей сияет надо всем, и облака

милосердия Твоего изливаются на всех. Дары Твои всех объемлют, заботливое провидение Твое

всех укрепляет, покровительство Твое всех осеняет, и взоры благосклонности Твоей обращены

на всех. О Господи! Ниспошли нескончаемые дары Твои, и да воссияет свет водительства

Твоего. Просветли очи и возрадуй сердца счастьем непреходящим. Ниспошли всем людям дух

новый и даруй им жизнь вечную. Отопри врата истинного понимания, и да воссияет во всем

великолепии свет веры. Собери всех людей под сенью щедрости Твоей и приведи их к единству и

согласию, дабы уподобились они лучам одного солнца, волнам одного океана, плодам одного

древа. Пусть утоляют они жажду из одного источника. Пусть освежает их единый ветерок. Пусть

просветятся они от одного источника света. Ты Дарующий, Милосердный, Всемощный.17

Абдул-Баха

9

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/old.bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных