Литература

Создатель

Божественное Существо

Да будет прославлено имя Твое, о Господи мой Боже! Ты Тот, Кому все поклоняется, Ты же не

поклоняешься никому; господствуешь надо всем и никому не служишь; ведаешь все, и Сам никому

не ведом. Ты пожелал, чтоб люди о Тебе узнали, и посему единым словом уст Твоих Ты даровал

творению бытие и создал Вселенную. Нет Бога, кроме Тебя, Мирокроителя, Творца, Всемощного,

Всесильного.

     Молю Тебя сим словом, воссиявшим на небосклоне воли Твоей,- позволь мне сполна испить

животворных вод, коими Ты возродил сердца избранников Твоих и оживил души тех, кто любит

Тебя, дабы в любое время, во всех условиях лишь к Тебе я обращал лицо свое.

     Ты - Бог могущества, славы и щедрости. Нет Бога, кроме Тебя, Верховного Властителя,

Всеславного, Всеведущего.1

Бахаулла

     Для всякого чуткого и просвещенного сердца очевидно, что Бог, непостижимая Сущность,

Божественное Существо, превознесен бесконечно выше всякого человеческого свойства, такого,

как телесное существование, восхождение и нисхождение, уход и возвращение. Такова слава

Его, что человеческим устам не восхвалить Его по достоинству, а человеческому сердцу не

постичь Его бездонного таинства...

     Он находится превыше всякого разделения и объединения, всякой близости и отдаленности.

Нет знака, что мог бы указать на присутствие Его или отсутствие; ведь по слову Его веления

все сущее на небесах и на земле обрело бытие, и по Его изволению, кое есть сама Изначальная

Воля, перешло оно из полного небытия в царство сущего, в мир зримый.2

Бахаулла

     Хвала Богу, несравненному в величии, могуществе и красоте, бесподобному в славе, мощи

и блеске; слишком высок Он, чтобы человеческие представления могли постичь Его, и не найти

никого равного или сравнимого с Ним.3

Бахаулла

Вселенная свидетельствует о Боге

     Да будет тебе известно, что Божественная Сущность, кою называют Незримой из Незримых,

не поддающаяся описанию, непостижимая для ума, освящена превыше всякого упоминания,

определения, намека или образа, любого восхищения или хвалы. Ум никогда не сможет охватить

Ее такой, какова Она есть, и душа, взыскующая знания о Ней,- не более чем сбившийся с пути

странник в пустыне. "Не постигают Его никакие взоры, но Он постигает все взоры - Он есть

Проницательный, Всеведущий!".*

     Однако, если ты станешь размышлять над сокровенной сущностью всех вещей и над

особенностями каждой из них, ты увидишь знaмения милости Господа твоего в каждом создании и

повсюду в царстве бытия заметишь всепроникающие лучи Его Имен и Качеств с такой

очевидностью, что отрицать это станут лишь упрямцы и невежды. Тогда ты поймешь, что

Вселенная есть свиток, рассказывающий о Его сокровенных таинствах, что заключены в

тщательно хранимой Скрижали. И нет атома среди всех атомов мироздания или создания среди

всех созданий, кое не возглашало бы Ему хвалу и не возвещало бы о Его качествах и именах,

не являло бы славу Его мощи и не вело бы к Его единству и Его милосердию: и никто из

имеющих уши, чтобы слышать, глаза - чтобы видеть, и здравый рассудок не станет оспаривать

сие.

     И когда ты станешь всматриваться в сотворенное в его целостности, проникая в глубь его

до мельчайших атомов, ты увидишь, что лучи Солнца Истины озаряют все сущее, сияют изнутри,

свидетельствуя о величии сей Дневной Звезды, о Ее таинствах и о всеохватности Ее света.

Взгляни на деревья, на цветы и плоды, даже на камни. И здесь ты заметишь лучи Солнца, кои

озаряют их, и отчетливо видны внутри них, и проявляются через них.

     Если же ты обратишь свой взор к Зеркалу, сверкающему, незамутненному и чистому, в

котором отражается Божественная Красота, ты обнаружишь там излучающее свет Солнце во всей

его полноте - с Его жаром, с Его диском и с Его идеальной формой. Ибо всякое существо

содержит в себе предназначенную ему долю солнечного света и свидетельствует о Солнце, но

сия Вселенская Сущность во всем Ее величии, сие безупречное Зеркало, Чьи качества сообразны

качествам отраженного в Нем Солнца, во всей полноте являет черты Источника Славы. И сия

Вселенская Сущность есть Человек, Божественное Создание, Суть, что пребывает вовеки.

"Скажи: Призывайте Бога или призывайте Всемилостивого; как бы ни взывали вы, у Него самые

прекрасные Имена". *4

Абдул-Баха

     Из сказанного следует, что всякая вещь в своей внутренней сущности свидетельствует об

откровении имен и качеств Божиих. Каждая в меру способности своей проявляет и выражает

Божие знание.5

Бахаулла

Бог - независимый Творец

     Существование такой Сути осознали все философы и ученые-богословы; но когда они

пытались узнать что-либо касательно Ее бытия, они приходили в недоумение и смятение, и, в

конце концов, отчаявшись и потеряв надежду, они уходили из этой жизни. Ибо для постижения

состояния и сокровенного таинства сей Сущности Сущностей, сей наивысшей Тайны из Тайн,

требуется иная сила и иные способности; и такая сила, такие способности превыше того, что

могут вместить люди, а посему ни единое слово от Него не дойдет до них.6

Абдул-Баха

     Одно из доказательств и наглядных свидетельств существования Бога есть тот факт, что

человек не создал себя сам,- нет, его творец и создатель есть некто иной.

     Определенно и неоспоримо, что творец человека не подобен человеку, ибо бессильное

существо не может создать другое существо. Творец, создатель, должен обладать всеми

совершенствами для того, чтобы творить.

     Может ли творение быть совершенным, а творец - несовершенным? Может ли картина

оказаться шедевром, тогда как художник не достиг совершенства в своем искусстве? Ибо это

его искусство и его творение. Более того, картина не может быть подобна художнику; в

противном случае картина создала бы самое себя. Сколь бы совершенной картина ни была, в

сравнении с художником она пребывает в крайнем несовершенстве.

     Обусловленный мир есть источник несовершенств; Бог же есть исток всякого совершенства.

Несовершенства обусловленного мира сами по себе уже есть доказательство совершенств Бога.

     К примеру, глядя на человека, вы видите, что он слаб. Сама слабость сего создания есть

доказательство силы Вечного Вседержителя, ибо, если бы не было силы, то невозможно было бы

представить себе слабость. Таким образом, слабость создания есть доказательство силы Бога;

ибо не будь силы, не было бы слабости; так из сей слабости становится очевидно, что в мире

есть сила. Далее, в обусловленном мире есть бедность; значит, неизбежно существует и

богатство, поскольку существование бедности явно. В обусловленном мире существует

невежество; неизбежно существует и знание, поскольку обнаруживается невежество; ибо, если

бы не было знания, то не было бы и невежества. Невежество есть несуществование знания, а

если бы не было существования, то не было бы и несуществования.

     Несомненно, что весь обусловленный мир подчинен законам и правилам, которым он не

может не подчиниться; даже человек вынужден уступать смерти, сну и другим состояниям -

иными словами, человеком в каком-то смысле управляют, и то, что человеком управляют,

неизбежно предполагает существование правителя. Поскольку характерной чертой обусловленных

существ является состояние зависимости, и сия зависимость есть существенная необходимость,

постольку должно быть независимое существо, независимость которого есть его природа.

     Подобным же образом, глядя на больного человека, можно заключить, что должен быть

где-то и некто в добром здравии, ибо если бы не было состояния здоровья, то невозможно было

бы установить состояние его болезни.

     Таким образом, становится очевидно, что есть Вечный Вседержитель, Который обладает

всеми совершенствами, ибо если бы Он не обладал всеми совершенствами, то Он был бы подобен

Своему творению.7

Абдул-Баха

     Например, природа эфира неизвестна, но то, что он существует, устанавливается по его

проявлениям, поскольку тепло, свет, электричество суть его волны. Таким образом, через эти

волны доказывается существование эфира.8

Абдул-Баха

     У всякой вещи должен быть исток, и у всякого здания - строитель.9

Бахаулла

     ...существование Бога... за пределами понимания человека. Он, незримый, величественный

и непознаваемый, не обусловлен предшествующей причиной, но является Создателем причины всех

причин. 10

Абдул-Баха

     Бытие Божественного Существа ясно установлено на основе логических доказательств,

однако сущность Божества - вне пределов досягаемости разума. Если ты внимательно

рассмотришь сей предмет, то увидишь, что низшее не в состоянии познать высшее. Например,

царству минералов, которое представляет собой низшую ступень, не дано познать мир растений;

для минерала такое постижение было бы совершенно невозможно. В то же время, какого бы

уровня ни достигло развитие растительного царства, ему не постичь мира животных, и любое

такое познание на его уровне было бы немыслимо, ибо животное занимает более высокую

ступень, чем растение: сие дерево не в силах представить себе слух и зрение. Также и

царство животных, сколь бы оно ни совершенствовалось, не сможет постичь природу разума,

который открывает внутреннюю суть всех вещей и познает те сущности, что нельзя увидеть; ибо

уровень человека по сравнению с уровнем животного исключительно высок. И хотя все эти

создания сосуществуют в обусловленном мире, различия в их положении в каждом случае мешают

им осознать целое, ибо низшему не постичь высшего, поскольку такое постижение невозможно.

     Вместе с тем высшее постигает низшее. Животное, например, познает минералы и растения,

человеку доступно понимание уровней животного, растения и минерала. У минерала же нет

никакой возможности понять мир человека. И хотя все эти объекты сосуществуют в едином мире

явлений, но ничто низшее никогда не постигнет высшего.

     А посему как может обусловленная сущность, каковой является человек, познать природу

предвечной Сути, Божественного Существа? Различие в положении между человеком и

Божественной Сущностью в тысячи тысяч раз больше, нежели различие между растением и

животным. Все то, что человек рисует в своем воображении,- не более чем фантастический

образ бытия самого человека, никоим образом не вмещающий сущность Бога, напротив,

содержащийся в ней. Иными словами, человек постигает лишь собственные иллюзорные

представления и не способен охватить Сущность Божества; Оно же охватывает все сущее, и все

сотворенное пребывает в Его власти. То Божество, которое человек представляет себе,

существует лишь в его воображении, но не в действительности. Сам же человек существует как

в собственном воображении, так и в действительности; и потому человек величественнее,

нежели та воображаемая реальность, которую он способен представить.11

Абдул-Баха

     Бог свидетельствует о единстве Своей Божественной Сути и единственности Своего

Существа. С престола вечности, с недостижимых высот Его положения уста Его возглашают, что

нет иного Бога, кроме Него. Он Сам, независимо от всего остального, вечный свидетель Своей

собственной единственности, явитель Своей собственной природы, восхваляющий Свою

собственную сущность. Он, воистину, Всемогущий, Всесильный, Прекрасный.

     Он возвышен над Своими слугами и вознесен над Своими созданиями. В деснице Его - исток

власти и истины. Он оживляет людей Своими знaмениями, и своим гневом посылает им смерть. С

Него не спросят за Его деяния, ибо могущество Его равносильно всему сущему. Он есть

Могучий, Всеподчиняющий. В длани Его - владычество надо всем сущим, и одеснyю Его

установлено Царствие Его Откровения. Могущество Его, воистину, объемлет все творение.

Победа и господство - Его; всякая мощь и власть - Его; всякая слава и величие - Его. Он,

воистину, Всеславный, Наимогущественный, Безграничный.12

Бахаулла

     Что же до Святых Богоявлений, то Они суть средоточия, в коих во всем великолепии

являются знаки, знaмения и совершенства сей священной и предсущей Действительности. Они

суть вечная благодать, небесная слава, и от Них зависит обретение человечеством вечной

жизни. Поясним это так: Солнце Истины пребывает в небесах, куда нет доступа ни одной душе и

коих не достигнет ни один разум, и Оно - вне пределов понимания любого из существ. И все же

Святые Богоявления, подобно гладкому и чистому зеркалу, собирают потоки света от сего

Солнца и затем отражают Его славу на все остальное творение. На сей безупречной поверхности

Солнце предстает ясно, во всем Своем величии. И посему, когда отраженное Солнце заявляет:

"Я есмь Солнце!" - сие ничто иное, как истина; и когда Оно восклицает: "Я не Солнце!" - и

сие тоже истина. И хотя Дневная Звезда отчетливо отражается в сем незапятнанном зеркале во

всей Своей славе, красе и совершенствах, Она не покидает своего возвышенного положения в

горних чертогах, Она не снизошла в сие зеркало; нет, Она пребывает и пребудет вовеки на

недосягаемых высотах Своей собственной святости.

     И далее, все земные создания нуждаются в щедротах солнца, ибо само их существование

зависит от солнечного света и тепла. Лишившись солнца, они исчезнут. Это и есть жизнь с

Богом, как о том сказано в Священных Книгах: человеку дoлжно пребывать с Господом своим.

     Посему ясно, что сокровенная сущность Бога явлена в Его совершенствах; и солнце, во

всем своем совершенстве отразившееся в зеркале, есть нечто зримое, это сущность, ясно

свидетельствующая о щедротах Божиих.13

Абдул-Баха

     Скажи: Природа по сути своей есть воплощение Имени Моего Создатель, Творец. Проявления

ее различаются по многим причинам, и в сем многообразии - знаки для тех, кто проницателен.

Природа есть Воля Божия и выражение ее в обусловленном мире и посредством его. Сие

-промысел Провидения, установленный Тем, Кто есть Установитель, Всемудрый. Если бы кто-либо

стал утверждать, что сие есть Воля Божия, явленная в мире бытия, то никто не должен

подвергать сомнению подобного утверждения. Она наделена силой, сущность коей не постигли

ученые. Воистину, проницательный не узрит в ней ничего, кроме сияющего великолепия Нашего

Имени Создатель. Скажи: Сие есть бытие, кое не знает тления, и сама Природа в крайнем

изумлении взирает на ее откровения, ее непререкаемые свидетельства и ее сияющую славу,

объявшую Вселенную.14

Бахаулла

     Также взгляни на сию бесконечную Вселенную: неизбежно существует вселенская сила,

которая охватывает все, направляет и контролирует все части сего беспредельного творения; и

если бы не сия Направляющая и Согласующая Сила, Вселенная была бы ущербной и несовершенной.

Она уподобилась бы лишившемуся разума человеку, тогда как в действительности вы можете

видеть, что сие беспредельное творение устроено в совершенном порядке, каждая его часть

безупречно выполняет свое предназначение, и в работе его нельзя найти никаких сбоев. Отсюда

очевидно существование Вселенской Силы, направляющей и организующей эту бесконечную

Вселенную. Всякий здравый рассудок способен осознать сие.15

Абдул-Баха

Молитва

     ...Славою Твоей! Всякий раз, когда я поднимаю очи мои к Твоим небесам, я вспоминаю о

Твоей возвышенности и Твоей превознесенности, о Твоей несравненной славе и величии; и

всякий раз, когда я обращаю мой взор к Твоей земле, я вынужден признать свидетельства Твоей

власти и знаки Твоей щедрости. А когда я вижу море, то обнаруживаю, что оно речет мне о

Твоем величии и о могуществе Твоей мощи, и о Твоем владычестве и Твоей царственности. И

когда бы ни созерцал я горы, я начинаю различать знамена Твоей победы и хоругви Твоей

всемощности.

     Я клянусь Твоею мощью, о Ты, в Чьей длани бразды правления всем человечеством и судьбы

народов! Я так воспламенен любовью к Тебе и так опьянен вином Твоей единственности, что

могу услышать, как в шепоте ветерка звучат хвала и благодарность Тебе, и в силах различить

в журчании вод голос, рекущий о Твоих добродетелях и Твоих качествах, и от шелеста листвы

узнаю я о таинствах, что были нерушимо установлены Тобой в Твоем царстве.

     Славен Ты, о Бог всех имен и Творец небес! Я воздаю Тебе хвалу, ибо Ты поведал Своим

слугам о сем Дне, когда река, коя есть сама жизнь, потекла от перстов Твоей щедрости, и

весна Твоего откровения и Твоего присутствия настала чрез явление Твое для всех сущих в

небесах Твоих и на Твоей земле.16

Бахаулла

7

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных