Литература

Глава XXII - Рост и укрепление Административного Порядка

Абдул-Баха скончался, когда первый век эры Бахаи, чье начало по времени совпало с Его рождением, миновал уже более трех четвертей в своем течении. Семьдесят семь лет назад свет Веры, провозглашенной Бабом, воссиял над горизонтом Шираза и яркой зарницей мелькнул в небе над Персией, рассеивая венковую тьму, объявшую персидский народ. Неслыханная по своей жестокости кровавая резня, в которой участвовали правительство, духовенство и народ. Неслыханная по своей жестокости кровавая резня, в которой участвовали правительство, духовенство и народ, не внявшие значению этого света и не узревшие этого сиянья, едва ли не полностью погасила светоч его славы в том краю, где оно родилось. В самый черный час в судьбах Веры Бахаулла, Сам будучи узником тегеранской темницы, был призван, чтобы оживить ее и исполнить ее конечное преднезначение. В Багдаде по истечении десятилетнего промежутка между первыми проблесками Его Миссии и ее Провозглашением Он явил Чкдо, сокрытое в Вере Баба, и пожал плоды, которые она принесла. В Адрианополе Послание Бахауллы - обетование бабидов, равно как и всех предшествующих Заветов, было провозглашено человечеству и как вызов обращено к правителям Земли как на Востоке, так и на Западе. В штрафной колонии Акке Глашатй нового Откровения Божия установил законы и сформулировал принципы, которые должны были составить основу Его Миропорядка. Помимо этого, перед Своим вознесением Он учредил Завет, который должен был помочь при закладке его устоев и обеспечить единство его строителей. Вооруженный этим уникальными и могущественным Орудием, Абдул-Баха, Его старший Сын и Средоточие Его Завета, водрузил знамя Веры Своего Отца на североамериканском континенте и заложил несокрушимую базу для его учреждений в Западной Европе, на Дальнем Востоке и в Австралии. В Своих трудах - Скрижалях и обращениях - Он разъяснил ее принципы, истолковал ее законы, расширил ее учение и создал первичные учреждения ее Административного Порядка. На земле России Он возвел ее первый Дом Поклонения, а на склонах горы Кармель - подобающий мавзолей для ее Провозвестника, чьи останки Он поместил там Своими руками. Посещая города Европы и Северной Америки, Он распространял Послание Бахауллы среди народов Запада и поднял престиж Дела Божия на невиданную дотоле высоту. И, наконец, на закате Своих дней, явив Скрижаль о Божественном Предначертании, Он дал наказ общине, которую Он Сам поставил на ноги и воспитал, Предначертании, которое в будущем должно помочь ее членам распространить свет Веры и учредить ее административную основу на всех пяти континентах земного шара.

И вот настал тот бессмертный момент, когда наделенный животворной силой Дух, родившийся в Ширазе, подхваченный в Тегеране, ярким пламенем разоревшийся в Багдаде и Адрианополе, перенесенный на Запада и ныне озаряющий берега пяти континентов, воплотился в учреждениях, предназначенные направлять его неудержимую энергию и стимулировать его рост. Век, ставший очевидцем рождения и становления Веры, ныне завершился. Героический, Апостольский Век Завета Бахауллы - то время, когда он появился на свет, когда его величайшие герои, вступив в борьбу, испили чашу мученичества, когда были заложены его основные устои, - время, блеск побед которого не дано затмить будущим векам, - завершилось кончиной Того, Чью миссию можно рассматривать как связующее звено между Веком, когда семена нового Послания постепенно вызревали, и Веком, когда они окончательно созрели и дали ростки.

Отныне начинался Период строительства, Железный Век этого Завета, Век, когда местные, национальные и международные институты Веры Бахауллы должны были обрести форму, развиться и достичь полной консолидации в преддверии третьего, последнего, Золотого Века, которому уготовано узреть возникновение всеобъемлющего Миропорядка, в недрах которого зреет плод последнего Откровения Божия, явленного человечеству, плод, сья зрелость станет признаом установления всемирной цивилизации и открытого пришествия Царства Отца на Землю, как то было обетовано Самим Иисусом Христом.

Об этом Миропорядке еще Сам Баб, пребывая узником среди горных круч Азербайджана, пространно писал в Своем Персидском Байане - Материнской Книге Завета Баба, возвещая его пришествие и связывая его с именем Бахауллы, Чью Миссию Он Сам провозгласил. "Благословен Тот, - таково Его замечательное высказывание в шестнадцатой главе третьего вахида, - кто устремил свой взор на Миропорядок Бахауллы и вознес хвалу Господу своему! Ибо Он, без сомнения, будет явлен..." Этот же Миропорядок Бахаулла, Который позднее явил законы и принципы, долженствующие управлять действием этого Миропорядка, так описывает в Китаб-и-Акдас - Материкнской Книге Его Завета: "Мировое рановесие пошатнулось от мощной поступи этого Величайшего Порядка. Упорядоченная жизнь человечества обновилась посредством этой единственной в своем роде, чудесной Системы, равной которой не видели еще глаза смертного". Абдул-Баха, великий Зодчий этого Порядка, наметил его основные черты в Своей Последней Воле и Своем Завещании, а первичные учреждения его сегодня закладывают последователи Абдул-Баха на Востоке и на Западе, открывая Век Строительства Завета Бахаи.

Последние двадцать три года первого столетия истории Бахаи следует, таким образом, рассматривать как начальную стадию Периода Строительства Веры, а Переходный Век - как возникновение и становление Административного Порядка, на базе которого учредения будущего Мирового Содружества Бахаи будут в конечном счете воздвигнуты в Золотом Веке, когда Завет Бахаи достигнет своего полного осуществления. Хартия, с котрой началось существование, наметились чепрты и стал постепенно налаживаться Административный Порядок, есть не что иное, как Воля и Завещание Абдул-Баха - Его величайшее наследие потомкам, ярчайшее порождение Его мысли и могущественное орудие, созданное, дабы обеспечить непрерывность трех веков, которые являются составными частями Завета Его Отца.

Завет Бахауллы был установлен исключительно благодаря прямому действию Его Воли и намерений. С другой стороны, Волю и Завещание Абдул-Баха можно рассматривать как результат мистического общения между Тем, Кто привел в движение силы Богоданной Веры, и Тем, Кто стал ее исключительным Толкователем и был признан ее совершенным Образцом. Творческая энергия, высвобожденная Зачинателем Закона Божия в этом веке, благодаря ее влиянию на мысль Того, Кто был избран его непогрешимым Толкователем, породила то Орудие, всеохватность и мощь которого нынешнее поколение даже по прошествии двадцати трех лет не способно в полной мере понять. Орудие это, если мы дадим ему справедливую оценку, нераздельно связано как с Тем, Кто дал толчок к его созданию, так и с Тем, Кто непосредственно замыслил его. Намерения Творца Откровения Бахаи, как уже отмечалось, наложили такой отпечаток на мысль Абдул-Баха, а Дух Его столь глубоко укоренился во всем Его существе, и цели их и мотивы переплелись так тесно, что отделить учение, созданное Отцом, от возвышенного деяния, связенного с миссией Сына, равносильно отрицанию одной из основных истин Веры.



Следует отметить, что Административный Порядок, определенный этим историческим Документом, по своему происхожденю и характеру уникален в истории мировых религиозных систем. Можно с полной уверенностью утверждать, что ни один Пророк до Бахауллы, даже Мухаммад, в Чьей Книге ясно изложены законы и заповеди исламского Завета, не учреждал столь авторитетно и в виде письменного свидетельства ничего, сопоставимого с Админгстративным Порядком, учрежденным Толкователем писаний Бахауллы, Порядком, который благодаря административным принципам, которые сформулировал его Автор, институтам, которые Он учредил, и праву толкования, которым Он наделил Его Стража, должен охранять и на деле охраняет, чего не было ни в одной из предшествующих религий, от раскола и ересей Веру, в лоне которой он зародился. Равно и принцип, управляющий его действием, не сравним с теми, что лежат в основе любой системы, будь то теократическая или какая-либо другая из всех, созданных человеческой мыслью для управления мирскими институтами. Ни в теории, ни на практике Административный Порядок Веры Бахауллы не похож ни на один из типов демократического правления, ни на одну из авторитарных систем или чисто аристократический уклад, так же, как не схож он и с различными теократиями, будь то иудейская, христианская или исламская, из тех, что человечество знало в прошлом. Он включает в свою структуру определенные элементы, которые можно обнаружить в каждой из трех признанных форм светского правления, лишен недостатков, которые скрыто присущи каждой, и объединяет животворные истины, которые каждая из них безусловно содержит, никоим образом не нарушая цельности тех Божественных истин, которые составляют ее главное основание. Наследственная власть, которую Страж Административного Порядка призван осуществлять, и право толкования Святого Писания, возложенное исключительно на него; полномочия и прерогативы Всемирного Дома Справедливости, обладающего исключительным законодательным правом во всем, что касается вопросов, недостаточно ясно изложенных в Пресвятой Книге; заповедь, освобождающая его членов от всякой ответственности перед теми, кого они представляют, и от обязанности согласовывать с кем бы то ни было свои взгляды, убеждения и чувства; особые положения, требующие свободного и демократического избрания массой верующих Корпуса, являющегося единственным законодательным органом всемирной общины Бахаи, - таковые некоторые черты, которые в совокупности ставят Порядок, связанный с Откровением Бахауллы, особняком среди всех существующих систем человеческого правления.

Поэтому и врагам, которые в дни зарождения Административного Порядка и на протяжении двадцати трех лет его существования как на Востоке, так и на Западе, как извне, так и изнутри пытались извратить его характер, высмеять и оклеветать его, стремились сдержать его рост и внести раскол в ряды его сторонников, - не удалось достичь своей злонамеренной цели. Упорные усилия некоего тщеславного армянина, который в течение нескольких лет установления Порядка в Египте тщился подменить его "Научным обществом" - идея, которую он в своей недальновидности вынашивал и финансировал, потерпели полный провал. Разговоры и толки вокруг усердных попыток некоей заблудшей женщины доказать людям в Соединенных Штатах и в Англии неправомочность Хартии, издавшей его, и склонить гражданские власти Палестины к принятию соответствующих мер (просьба, в которой, к ее великой досаде, ей было резко отказано), равно как и отступничество одного из первопроходцев и основоположников Веры в Германии, трагическим образом обманутого коварными речами все той же особы, - также не возымели результата. Целые тома, которые некий позабывший о стыде и совести вероотствупник в это же самое время сочинял и распространял в Персии, нагло стремясь не только разрушить Порядок, но и подорвать основы самой Веры, - подобным же образом доказали свою несостоятельность. Интриги немногих уцелевших нарушителей Завета, которые, едва узнав о целях и намерениях Абдул-Баха, выраженных в Его Воле, ведомые Мирзой Бадиуллой, приложили все старания, чтобы лишить законного Стража права опеки над наисвятейшей усыпальницей, тоже не привели ни к чему и лишь усилил недоверие к самим злопыхателям. Последовавшие вслед за тем нападки некоторых христианских ортодоксов как в христианских, так и в нехристианских странах, направленные на то, чтобы подорвать основы и исказить характер нового Порядка, были бессильны поколебать верность его приверженцев и отвратить их от их высокой цели. И даже бесчестные и гнусные махинации бывшего секретаря Абдул-Баха, который, не извлекши для себя урока из кары, постигшей доверенных Бахауллы, равно как и из судьбы некоторых других секретарей и толкователей Его Учителя, равно на Востоке и на Западе, прилигал и до сих пор прилагает усилия к тому, чтобы извратить цель и обесценить основные положения бессмертного Документа, который наделяет авторитетом и властью новый Порядок, - даже эти махинации оказались не способны ни на мгновение остановить развитие его институтов в русле, намеченном его Творцом, и пробить хотя бы малейшую брешь в рядах его верных, бдительных и ревностных сторонников.

Документ, учреждающий этот Порядок, Хартия будущей всемирной цивилизаци, которую в некотором отношении можно рассматривать как дополнение к такой важной Книге, как Китаб-и-Акдас; подписанная и скрепленная и личной печатью Абдул-Баха; целиком написанная Его рукою, - Хартия, чей первый раздел появился в один из мрачнейших периодов Его заточения в штрафной колонии Акке, категорически и недвусмысленно возвещает о главных упованиях последователей Веры Бахауллы; ясно показывает двойственный характер Миссии Баба; дает понять особую роль Творца Откровения Бахаи; утверждает, что "все остальные должны служить Ему и исполнять Его повеления"; подчеркивает значение Китаб-и-Акдас; учреждает институт Опекунства как наследственую должность и намечает его основные функции; оговаривает порядок избрания Международного Дома Справедливости, определяет порядок избрания Международного Дома Справедливости, определяет масштабы его деятельности и характер его отношений с институтом Опекунства; предписывает обязанности и подчеркивает ответственность Десниц Дела Божия; а также дает высокую оценку совершенствам нерушимого Завета Бахауллы. Далее Документ этот восхваляет мужество и постоянство приверженцев Завета Бахауллы; подробно описывает страдания, выпавшие на долю его Средоточия; напоминает о бесчестных поступках Мирзы Йахьи и о том, как он не захотел внять предостережениям Баба; предъявляет ряд обвиненй вероломному и мятежному Мирзе Мухаммеду Али и обвиняет в сообщничестве с ним его сына Шуауллу и его брата - Мирзу Бадиуллу; подтверждает факт их отлучения от общины и предсказывает крушение всех их надежд; призывает Афнана (одного из родственников Баба), Десницы Дела Божия и всех остальных последователей Бахауллы совместными усилиями пропагандировать Его Веру, распространять ее во все пределы, неустанно трудиться и следовать героическому примеру апостолов Иисуса Христа; предостерегает об опасности воссоединения с нарушителями Завета и повелевает охранять Веру от нападок ханжей и лицемеров, а также советует на собственном примере доказывать всемирный характер своей Веры и утверждать ее высокие принципы. В этом же Документе его Автор вскрывает значение и цель Хукукуллы (Прав Бога), определенных еще в Китаб-и-Акдас; заповедует покорность и верность справедливым правителям; выражает Свое страстное стремление испить чашу мученичества и молит о раскаянии и прощении Своих врагов.

Послушные призывам Автора столь грандиозного Документа; сознавая свое высокое призвание; побуждаемые к действию неозиданным и внезапным, потрясшим всех уходом Абдул-Баха; ведомые Предначертанием, которое Он, Зодчий Административного Порядка, доверил им; не смущаясь нападками со стороны предателей и врагов, завидующих его крепнущей силе и не желающих видеть его уникальное значение, члены рассеянной по всему миру общины Бахаи, вооружившись ясным видением и непреклонной решимостью, вступили в Период Строительства своей Веры, закладывая основания всемирной Административной системы, предназначенной создать Миропорядок, в котором потомки признают обетование и венец славы всех Заветов прошлого. Не довольствуясь созданием и укреплением административного механизма, охраняющего единство и эффективную деятельность постоянно растущей общины, последователи Веры Бахауллы решили в течение двух десятилетий, последовавших за кончиной Абдул-Баха, утверждать и демонстрировать своими действиями независимый характер Веры, расширять ее пределы и увеличивать число ее открытых сторонников.

Следует отметить, что среди разбросанной по всему миру общины, действующей в трех указанных выше направлениях, особую роль, начиная с кончины Абдул-Баха вплоть до завершения первого века Бахаи, сыграла община американских бахаи, которая дала огшромный толчок развитию Веры на всей планете, доказала, что доверие, оказанное ее членам Самим Абдул-Баха, факт не случайный, и оправдала высокую оценку, которую Он ей дал, равно как и надежды, которые Он лелеял касательно ее будущего. И действительно, члены американской общины оказали столь важное влияние как на учреждение, так и на консолидацию административных институтов Веры Бахаи, что их страна с полным правом может быть признана колыбелью Административного Порядка, который предсказал Сам Бахаулла, а Воля Средоточия Его Завета воплотила в жизнь.

В этой связи следует помнить, что предварительные шаги, имевшие целью наметить объем и сферы деятельности Административного Порядка, который ныне, после кончины Абдул-Баха, должен быть открыто установлен, были уже предприняты Им и даже Бахауллой в годы, предшествовашие Его вознесению. Назначение Им некоторых видных персидских верующих "Десницами Дела Божия"; открытие местных Собраний и консультативных советов в главных центрах Веры Бахаи на Востоке и Западе; образование Храма Единства Бахаи в Соединенных Штатах Америки; учреждение местных фондов для развития деятельности Бахаи; приобретение собственности для будущих институтов Веры; основание издательств для распространения литературы Бахаи; возведение первого в мире Бахаи Машрик уль-Азкара; сооружение Мавзолея Баба на горе Кармель; открытие гостиниц для размещения странствующих миссионеров и паломников - все это можно рассматривать как предварительный этап на пути к тем учреждениям, которые сразу же после завершения Героического Века приступят к постоянной и систематической работе во всех уголках мира.

Едва только положения этой Божественной Хартии, намечающие основные черты Административного Порядка Веры Бахауллы, дошли до сведения Его последователей, как они, полагаясь на основы, заложенные героями, святыми и мучениками Веры, приступили к организации сети ее первичных учреждений. Сознавая необходимость первоочередного создания широкой и прочной базы, на которую могли бы опираться столпы этой мощной структуры; ясно представляя, как в конце концов над этими имеющими прочную опору столпами вознесется купол, венчающий все здание; неуклонно двигаясь по своему пути, невзирая на кризис, спровоцированный нарушителями Завета в Святой Земле, на кривотолки, которые злокозненные интриганы вызвали в Египте, на сложности, возникшие в результате захвата шиитской общиной Дома Бахауллы в Багдаде, на новые неождианные опасности, с которыми Вера столкнулась в России, на издевательства и насмешки, которыми определенные круги, совершенно не понимая конечных целей Дела, встретили начало деятельности американской общины бахаи, - первостроители Богоданного Порядка с полным единодушием, несмотря на огромное различие взглядов, обычаев и языка, приступили к выполнению двойной задачи учреждения и упрочеия своих местных собраний, избираемых из числа верующих и предназначенных направлять, согласовывать и расширять деятельность последователей Веры. Подобные собрания, составляющие основу Порядка уже многие годы гонимой Веры, постепенно учреждались в Персии, Соединенных Штатах Америки, в Канадском доминионе, на Британских островах, во Франции, Германии, Австрии, в Индии, Бирме и Египте, в Ираке, в русской части Туркестана, на Кавказе, в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, Турции, Сирии, Палестине, Болгарии, Мексике, на Филиппинских островах, на Ямайке, в Коста-Рике, Гватемале, Гондурасе, Сан-Сальвадоре, Аргентине, Уругвае, Чили, Бразилии, Эквадоре, Колумбии, Парагвае, Перу, на Аляске, Кубе, Гаити, в Японии, на Гавайских островах, в Тунисе, Пуэрто-Рико, Белуджистане, в России, Транс-Иордании, Ливане и Абиссинии. Получив название "Духовных Собраний" - название, которое с течением времени должно быть заменено на постоянное, более наглядное - "Дома Справедливости", данное им Творцом Откровения Бахаи; учрежденные во всех без исключения больших и малых городах, деревнях и селах, где проживают девять и более взрослых верующих; избираемые прямым путем ежегодно, в первый день величайшего Праздника Бахаи всеми взрослыми членами общины, равно мужчинами и женщинами; наделенные полномочиями, которые делают их неподотчетными за свои действия и решения; дав торжественную клятву - при любых обстоятельствах следовать велениям "Величайшей Справедливости", которая одна может привести в царство "Величайшего Мира", провозглашенного Бахауллой как одна из конечных целей; обязавшись постоянно и не желая усилий содействовать интересам общин, находящихся в их юрисдикции, знакомя их со своими планами и деятельностью и призывая их давать любые советы и рекомендации; понимая свою не менее важную задачу - демонстрировать благодаря связям со всеми либеральными и гуманистическими движениями универсальный характер и всеобъемлющую суть своей Веры; полностью отделившись от всех организаций сектанского толка, будь то религиозные или светские; используя помощь ежегодно избираемых и прямо ответственных перед ними комитетов, каждому из которых поручено развивать какую-либо определенную отрасль деятельности Бахаи; поддерживаемые местными фондами, в которые все верующие вносят добровольные пожертвования, - эти Собрания, представители и стражи Веры Бахауллы, к настоящему времени насчитывающие несколько сотен, избранных из среды различных рас, вероисповеданий и классов, благодаря проявленной за последние два десятка лет активности, доказали свое право считаться основной движущей силой общества Бахаи, так же, как и конечным образованием ее административной структуры.

"Господь заповедал, - пишет Бахаулла в Китаб-и-Акдас, - что Дом Справедливости должен быть учрежден в каждом городе, где могут собраться советники по числу Баха (9), если же их число окажется больше - допустимо и это. Они - доверенные Всемилостивого среди людей, и подобает им смотреть на себя как на стражей над всем сущим на земле, назначенным от Бога. Также следует им держать совет вместе и печься об интересах слуг Божиих, даже если они помышляют о своих интересах, и выбирать то, что пристало"

"Сам Дух Божий, - свидетельствует Абдул-Баха в Скрижали, обращенной к одному из американских верующих, - помогает этим Духовным Собраниям. Их же защищает Абдул-Баха. Над ними Он распрострер Свои крылья. Есть ли в мире большая благодать?" "Духовные Собрания, - провозглашает Он в той же Скрижали, - суть ярки светочи и небесные сады, благоухание святости которых проникло во все прочие веры, и свет знания которых разлился широко, озарив всякую тварь. Дух жизни источают они. Ибо они суть могучие источники развития человеческого при любых условиях и во все времена". Утверждая их безмолвную и неоспоримую Богоданность, Он пишет: "Дабы правильно и хорошо устроить свою жизнь, следует каждому, что бы он ни предпринимал, прежде обратиться за наставлением к Духовному Собранию, и все должны душою и сердцем с покорностью подчиняться его велению". "Если после обсуждения, - пишет Он далее, - решение будет принято единогласно, то это к лучшему; однако если нет на то воли Господа, и возникнут разноречия, право да останется за большинством".

Учредив структуру местных Собраний - основу здания, которое Зодчий Административного Порядка Веры Бахауллы повелел им воздвигнуть, Его ученики на Востоке и Западе решительно приступили к следующей, еще более сложной стадии своего высокого предприятия. В странах, где местных общины бахаи были достаточно развиты по числу верующих и по влиянию, принимались меры для учреждения Национальных Собраний - стержней всех внутринациональных начинаний. Названные Абдул-Баха "Вспомогательными Домами Справедливости", они представляют избирательные органы в составе Международного Дома Справедливости и наделены полномочиями направлять, объединять, координировать и стимулировать активность отдельных членов общины, равно как и местных Собраний, находящихся в их юрисдикции. Основываясь на широкой базе организованных местных общин и сами являясь опорами института, который следует рассматривать как вершину Административного Порядка Бахаи, эти Собрания избираются в соответствии с принципом пропорционального представительства делегатами, представляющими местные общины бахаи, собирающиеся на Съезда во время праздника Ризван; они же обладают властью, необходимой для обеспечения гармоничного и эффективного развития активности общин в соответственных сферах; освобождены от всякой непосредственной ответственности перед своими избирателями за принимаемые ими решения и за политику, которую они проводят; несут священную обязанность прислушиваться к мнениями и советам делегатов, обеспечивать их надежное сотрудничество и знакомить их со своими планами, проблемами и действиями, и поддерживаются ресурсами национальных фондов, в которые обязаны вносить посильную лепту все верующие. Учрежденные в Соединенных Штатах Америки в 1925 году (здесь Национальный Совет заменил собою образованный еще в годы служения Абдул-Баха Храм Единства Бахаи), на Британских островах (1923 год), в Германии (1923 год), в Египте (1023), Ираке (1931), в Индии (1925), Персии (1934) и в Австралии (1934); ежегодно переизбираемые делегатами, число которых в зависимости от условий каждой отдельной страны может равняться 9, 19, 95 или 171 человеку (девять раз по девятнадцать), своим появлением заявили о начале новой эпохи Века Строительства и последующей стадии в развитии, объединении и консолидации постоянно расширяющейся общины. Опираясь на помощь национальных комитетов, несущие перед ними ответственность и избираемые ими на равных основаниях из всей совокупности верующих, находящихся в их юрисдикции, занимаясь каждый своей, определенной сферой деятельности, национальные Собрания Бахаи по мере расширения круга их деятельности доказали, что способны за счет духа дисциплины, который они воспитывали, и бескомпромиссной приверженности принципам, которые позволили им подняться над всеми расовыми, национальными и классовыми предрассудками, блестяще управлять многообразной деятельностью заново консолидирующейся Веры.

Национальные комитеты также не менее энергично и ревностно выполняют надлежащие функции. Отстаивая жизненно важные интересы Веры, излагая ее учение; распространяя ее литературу; укрепляя ее финансовое положение; организуя миссионерскую деятельность; продолжая крепить единство составляющих ее частей; приобретая участки земли, так или иначе связанные с ее историей; сохраняя ее священные сокровища и реликвии; устанавливая контакты с различными учреждениями внутри общества, частью которого они являются; воспитывая молодежь; обучая детей и улучшая положение женщин-верующих в странах Востока, члены комитетов, действуя под эгидой избираемых национальных представителей общины Бахаи, широко продемонстрировали свою способность эффективно развивать ее разнообразные жизненные интересы. Простого перечисления национальных комитетов, которые, зародившись большей частью на Западе и функционируя с образцовой эффективностью в Соединенных Штатах и Канаде, сегодня действуют с решимостью и целеустремленностью, которые резко контрастируют с упадочными учреждениями угасающей цивилизации, будет достаточно, чтобы показать широту и размах деятельности этих вспомогательных учреждений, которые породил развивающийся Административный Порядок уже на второй стадии своего становления: Миссионерский комитет и Региональные миссионерские комитеты; Межамериканский комитет; Издательский комитет; Комитет расового единства; Молодежный комитет; Ревизионный комитет; Комитет по поддержанию Храма; Комитет по деятельности Храма; Экскурсоводческий храмовый Комитет залов и библиотеки Храма; Комитеты по делам подростков; Комитет по детскому образованию; Комитеты по программе женской деятельности, развития и миссионерства; Юридический комитет; Архивный и Исторический комитеты; Информационный комитет Бахаи; Комитет информационной деятельности Бахаи; Комитет по изданию литературы для слепых; Комитет по контактам; Служебный комитет; Комитет по книгопечатанию; Индексационный комитет; Библиотечный комитет; Радиокомитет; Бухгалтерский комитет; Комитет ежегодных памятных дат; Всемирный издательский комитет Бахаи; Комитет журнала о проблемах Миропорядка Бахаи; Комитет социальных отношений Бахаи; Школьный комитет Бахаи; Комитеты по делам летних школ; Международный школьный комитет; Комитет по издательству брошюр; Комитет по делам кладбищ Бахаи; Комитет Хазират уль-Кудс (Комитет Священного Собрания); Комитет Машрик уль-Азкара; Комитет по развитию Советов; Комитет национальной истории; Комитет смешанных материалов; Комитет свободной литературы; Переводческий комитет; Комитет по каталогам Скрижалей; Комитет по изданию Скрижалей; Комитет по делам собственности; Комитет по решению споров; Рекламный комитет; Комитет по проблемам Востока и Запада; Комитет по вспоможению; Комитет по переписыванию Скрижалей; Комитет странствующих миссионеров; Образовательный комитет Бахаи; Комитет по священным местам; Комитет детских банковских сбережений.

Учреждение местных и национальных Собраний и последующее образование местных и национальных комитетов, выступающих в роли незаменимой поддержки избранным представителям общин бахаи на Востоке и Западе, какое бы замечательное явление они ни представляли сами по себе, было всего лишь прелюдией к целому ряду начинаний со стороны недавно образованных Национальных Собраний, которые в немалой степени способствовали объединению всемирной общины Бахаи и укреплению ее Административного Порядка. Первым шагом, предпринятым в этом направлении, стало составление и принятие Национального устава Бахаи, впервые намеченного и разработанного избранными представителями Американской общины бахаи в 1927 году, устава, текст которого с тех пор с незначительными изменениями, проистекающими из национальной специфики, был переведен на арабский, немецкий и персидский языки и в настоящее время является основным законом для Национальных Духовных Собраний бахаи в Соединенных Штатах и Канаде, на Британских островах, в Германии, Персии, Ираке, Индии и Бирме, в Египте, Судане, Австралии и Новой Зеландии. Предвозвещая создание устава будущей Всемирной Общины Бахаи, представленные на рассмотрение местных Собраний и принятые всеми верующими стран, где существуют общенациональные Собрания, эти национальные уставы были дополнены сходным документом, содержащим уставные нормы местных Собраний бахаи, впервые выдвинутым Нью-Йоркской общиной бахаи в ноябре 1931 года и принятым как образец для всех местных уставов. Текст этого национального устава включает Декларацию Обязанностей, статьи которой определяют характер и цели национальной общины, очерчивают ее функции, указывают месторасположение ее центральной канцелярии и дают описание официальной печати ее избранных представителей, а также выдвигают уставные нормы, определяющие статус, способ и порядок избрания, полномочия и обязанности как местных, так и национальных Собраний, обрисовывают характер взаимоотношений между Национальным Собранием и Международным Домом Справедливости, а также - между Национальным Собранием, местными Собраниями и отдельными верующими, выделяют права и обязанности Национального Съезда и его отношение к Национальному Собранию, фиксируют характер выборов и требования к голосующим во всех общинах бахаи.

Создание подобных уставов, как местных, так и национальных, которые в своих положениях отвечают всем основным целям и намерениям общего Дела, обеспечило необходимую базу для законного признания этих административных институтов в соответствии с гражданскими законоположениями, контролирующими религиозные и коммерческие учреждения. Придав Собраниям легальный статус, это признание в огромной степени консолидировало их силы и увеличило эффективность, и в этом отношении успехи Национального Духовного Собрания Бахаи Соединенных Штатов и Канады, а также Духовного Собрания Бахаи Нью-Йорка вновь могут послужить примером, достойным подражания для их собратьев как на Востоке, так и на Западе. Вслед за официальным признанием Американского Национального Духовного Собрания в качестве добровольной Организации - разновидности корпорации, существующей в рамках гражданского законодательства, способной заключать контракты, владеть имуществом и получать недвижимость по наследству в соответствии с удостоверением, выданным в мае 1929 года с печатью Госдепартамента в Вашингтоне и за подписью госсекретаря Генри Л. Стимсона, последовало принятие подобных же законных мер, закончившееся успешным официальным признанием Национального Духовного Собрания Бахаи в Индии и Бирме в январе 1933 года в штате Пенджаб, в Лагоре, в соответствии с положениями Акта о регистрации общественных организаций от 1860 года; узаконием национального Духовного Собрания Бахаи Египта и Судана в декабре 1934 года, что подтверждено официальным документом Объединенного суда в Каире; Национального Духовного Собрания Бахаи Австралии и Новой Зеландии в январе 1938 года, что засвидетельствовано регистратором Государственной Регистрационной Канцелярии в штате Южная Австралия, и совсем недавним признанием Национального Духовного Собрания Бахаи Британских островов в августе 1939 года как не приносящей прибыли компании с неограниченной ответственностью членов по Акту о компаниях от 1929 года с получением удостоверения от помощника регистратора комапаний в Лондоне.

Одновременно с официальным признанием и узаконением этих Национальных Собраний гораздо большее число местных Собраний бахаи были подобным же образом официально узаконены, следуя примеру Чикагского собрания бахаи, признанного в феврале 1932 года, в таких удаленных друг от друга странах, как Соединенные Штаты Америки, Индия, Мексика, Германия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Бирма, Коста-Рика, Белуджистан и Гавайские острова. Духовные Собрания Бахаи Эслингена в Германии, Мехико в Мексике, Сан-Хосе в Коста-Рике, Сиднея и Аделаиды в Австралии, Окленда в Новой Зеландии, Дели, Бомбея, Карачи, Пуны, Калькутты, Секундарабада, Бенгалора, Веллора, Ахмедабада, Сарампура, Андеры и Барода в Индии, Туэтты в Белуджистане, Рангуна, Мандалаи и Дайданоу-Калазу в Бирме, Монреаля и Ванкувера в Канаде, Гонолулу - на Гавайских островах, Чикаго, Нью-Йорка, Вашингтона, округ Колумбия, Бостона, Сан-Фрациско, Филадельфии, Кеноши, Тенека, Расина, Детройта, Кливленда, Лос-Анджелеса, Милуоки, Миннеаполиса, Цинциннати, Виннетки, Феникса, Колумбуса, Лимы, Портленда, Джерси, Вильметта, Пеории, Сиэттла, Бингемптона, Хелены, Ричмонда, Хайленда, Майами, Пасадены, Окленда, Индианаполиса, Сент-Пола, Беркли, Урбаны, Спрингфилда и Флинта - в Соединенных Штатах Америки, - все они, одно за другим, представив практически аналогичные тексты местных уставов на рассмотрение гражданских властей соответствующих штатов или провинций, успешно вписались в социальную и корпоративную структуру, признанную законом и находящуюся под защитой законодательства, действующего в соответствующих странах.

Подобно тому, как издание уставов Бахаи создало основу для официального признания Духовных Собраний, узаконение местными и национальными властями статуса избранных представителей общин проложило дорогу к учреждению национальных и местных фондов Бахаи - историческое начинание, инициатором которого наряду с прежними важнейшими достижениями стала американская община бахаи. В большинстве случаев вносимые в эти фонды пожертвования, благодаря своему религиозному характеру, освобождались как от государственной, так и от муниципальной пошлины в результате представлений, которые теперь уже официально признанные органы управления Бахаи делали гражданским властям, хотя стоимость освобожденной от пошлины собственности достигала значительных сумм.

В Соединенных Штатах Америки национальные фонды Веры, уже составляющие один и три четверти миллиона долларов активного капитала, сформулировались в результате ряда договоров, заключенных в 1928, 1929, 1935, 1938, 1939, 1941 и 1942 годах Национальным Духовным Собранием этой страны, выступающим в роли доверенного лица американской общины Бахаи, и ныне включают землю и здание Машрик уль-Азкара вместе с домом смотрителя, расположенные в Вильметте, штат Иллинойс; прилегающий Хазират уль-Кудс (Национальный штаб бахаи) и вспомогательную канцелярию; гостиницу, Дом братства, Бахаи-холл и художественно-ремесленную мастерскую, ферму, несколько коттеджей, земельные участки, включая Монсальват в штате Мэн, хранящий священные следы Самого Абдул-Баха; Бош-Хаус, Бахаи-холл, фруктовый сад, Редвуд Гроув, общежитие и ранчо в Гейзервилле, штат Калифорния; Вильгельм-хаус, Эвергрин Кэбин, сосновую рощу и семь участков земли со стороениями в Вест-Инглвуде, штат Нью-Джерси, - место, где проходил достопамятный Праздник Единства, организованный Абдул-Баха в июне 1912 года для верующих-бахаи Нью-Йоркского района Метрополитен; Вильсон-Хаус, где Он останавливался, и земля в Молдене, штат Массачусетс; Мэтьюз-Хауз и ранчо в Пайн-Вэлли, штат Колорадо; земля в Маскегоне, штат Мичиган, и кладбище в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир.

Однако еще большую важность представляет и в своей совокупности далеко превосходит национальные фонды американской общины Бахаи имущество, которым Вера ныне располагает в родной стране, несмотря на то, что персидская община Бахаи не может узаконить свои национальные и местные собрания и финансовую поддержку оказывают ей частные лица, владеющие документами, подтверждающими право собственности. К Дому Баба в Ширазе и наследственному Дому Бахауллы в Такуре, в провинции Мазендаран, которыми общинам владела еще в дни служения Абдул-Баха, после Его вознесения добавилась еще немалая земельная собственность в предместьях столицы, расположенная на склонах горы Альбуру, возвышающейся недалеко от родного города Бахауллы, и включающая ферму, сад и виноградник общей площадью более трех с половиной миллионов квадратных метров; место это отведено для постройки на нем в будущем первого Машрик уль-Азкара в Персии. Другие приобретения, значительно пополнившие собственность общины Бахаи в этой стране, включают Дом в Тегеране, где родился Бахаулла; несколько зданий, примыкающих к Дому Баба в Ширазе, в том числе дом, принадлежавший Его дядя по материнской линии; Хазират уль-Кудс в Тегеране; лавка, принадлежащая Бабу, когда Он был купцом в Бушире; один из кварталов городка Чехрик, где Он находился в заточении; дом Хаджи Мирзы Джани, где Он останавливался на Своем пути в Тебризе; здание городских бань, которые Он посещал в Ширазе, и несколько прилегающих домов; полдома, принадлежавшие Вахиду в Нейризе, и часть дома, принадлежавшая Худжату и Зенджане; три сада, которые снимал Бахаулла в деревне Бедашт; могила Куддуса в Барфуруше; дом Калантара в Тегеране, где томилась Тахира; городская баня в Урумийа, в Азербайджане, которую посещал Баб; дом, принадлежавший Мирзе Хусейну Али-йе Нуру, где скрывали останки Баба; Бабийа и дом Муллы Хусейна в Мешхеде; особняки Султана уш-Шухада (Царя Мучеников) и Махбуба уш-Шухада (Возлюбленного Мучеников) в Исфахане: а также значительное число земельных участков и зданий, включая места захоронения, связанные с именами героев и мучеников Веры. Эта собственность, за очень немногими исключениями, недавно приобретенная в Персии, теперь сохраняется, приумножаясь год от года, а в случае необходимости бережно реставрируется благодаря ревностным усилиям специально назначенного национального комитета, действующего под постоянным наблюдением избранных представителей персидских верующих.

Нельзя не упомянуть также и о разнообразном и приумножающемся имуществе, которое с начале установления Административного Порядка Веры Бахауллы постепенно приобретается в других странах, таких, как Индия, Бирма, Британские острова, Германия, Ирак, Египет, Австралия, Транс-Иордания и Сирия. Среди этих приобретений следует особо отметить Хазират уль-Кудс Бахаи в Ираке; Хазират уль-Кудс Бахаи в Египте, Хазират уль-Кудс Бахаи в Индии, Хазират уль-Кудс Бахаи в Австралии, Дом Бахаи в Эслингене, Издательский трест Бахаи на Британских островах, Дом паломников Бахаи в Багдаде и кладбище Бахаи в столицах Персии, Египта и Туркестана. Будь то в форме земельных участков, школ, административных помещений, секретариатов, библиотек, кладбищ, гостиниц или книгоиздательских компаний - это рассеянное по всему миру имущество, частично зарегистрированное на имя узаконенных Национальных Собраний, частично переданное под опеку отдельных верующих, внесло свой вклад в непрестанное увеличение и расширение материальной базы Веры в последние годы и в консолидацию ее фондов. Жизненно значимы, хотя и не так выделяются по своему значению, местные имущественные фонды, которые дополняют национальные и которые вследствие узаконения местных Собраний Бахаи учреждены и охраняются законом в различных странах Востока и Запада. Особенно в Персии таковое имущество - в форме ли земельных наделов, административных зданий или иных учреждений - в большой степени обогатило и расширило местные имущественные фонды всемирной общины Бахаи.

Одновременно с учреждением и узаконением местных и национальных Собраний Бахаи, с образованием соответствующих комитетов, созданием национальных и местных уставов и основанием имущественных фондов Бахаи новообразованной Собрания стал осуществлять последующие мероприятия большого учрежденческого значения, среди которых одним из наиболее крупных следует считать основание Хазират уль-Кудса - центра Национальных Собраний Бахаи и стержня администраитвной деятельности Бахаи в будущем. Первоначально зародившись в Персии, ныне всемирно известный по официальным, почетным названием названием "Священного Собрания", знаменуя заметное продвижение в развитии процесса, который истоками своими восходит к подпольным собраниям, некогда проходившим под покровом ночи, преследуемых последователей Веры, это учреждение уже на ранней стадии развития внесло свою лепту в консолидацию внешних функций органически сложившейся общины Бахаи и дало явно свидетельство постепенно роста ее влияния и мощи. Дополняя своими функциями деятельности Машрик уль-Азкара - здания, предназначенного исключительно для отправления культа Бахаи, и это учреждение, будь то местного или национального масштаба, по мере того, как его составляющие части, такие, как Секретариат, Казначейство, Архивы, Библиотека, Издательство, Актовый зал, Палата совета и Гостиница для паломников, соберутся воедино, чтобы согласно действовать, находясь в пределах одной территории, со временем сфокусирует всю административную деятельность общины Бахаи и превратится в подобающий символ идеального служения Вере в глазах всего человечества.

В стенах Машрик уль-Азкара, о котором еще Бахаулла писал в Китаб-и-Акдасе как о доме, предназначенном для отправления культа, представители местных и национальных общин Бахаи вместе с членами соответсвтующих комитетов, собираясь на утреннюю молитву, черпают необходимое вдохновение, помогающее им исполнять свои каждодневные обязанности в Хазират уль-Кудсе - центре административной деятельности, как то и подобает избранным слугам Веры.

На берегу озера Мачиган, в окрестностях первого центра Бахаи, учрежденного на американском континенте, под сенью первого Машрик уль-Азкара на Западе; в колыбели Веры - столице Персии; по соседству с Величайшим Домом в Багдаде; в городе Ашхабат, где был сооружен первый в мире Бахаи Машрик уль-Азкар; в столице Египта - одном из крупнейших центров в арабском и исламском мире; в столице Индии, Дели, и даже в Сиднее, в далекой Австралии были предприняты первые шаги, которые рано или поздно должны увенчаться основанием в этих странах национальных административных учреждений общин Бахаи во всем их блеске и могуществе.

Помимо этого, на местах в вышеупомянутых странах, так же, как и в некоторых других, принимаются предварительные меры для основания этого учреждения - в виде дома, приобретенного или снятого местной общиной. Среди них следует особо отметить многочисленные административные здания, которые, невзирая на разного рода препоны, удалось приобрести или соорудить верующим в Персии.

Не менее важным фактором развития Административного Порядка является замечательный прогресс, достигнутый - прежде всего в Соединенных Штатах - благодаря основанию летних школ, призванных воспитывать дух товарищества в атмосфере Веры, давать необходимую подготовку преподавателям-бахаи и снабжать преподавателей и учащихся средствами для изучения истории и основных положений Веры, а также для лучшего понимания ее взаимоотношений с другими религиями и человеческим обществом в целом.

Учрежденные в трех региональных центрах, по одному в каждой из трех основных областей Северной Америки: в Гейзервилле, на Калифорнийских холмах (1927), в Грин-Эйкр, расположенном на берегу озера Пискатакуа в штате Мэн (1929), и Луэлен-Рэнч, недалеко от Дэвидсона, штат Мичиган (1931), а также недавно пополнившиеся Международной школой, основанной в Пайн-Вэлли, в Колорадо-Спрингс, занятой обучением преподавателей и миссионеров-бахаи, изъявивших желание работать в других странах, и особенно в Латинской Америке, - эти три образовательных института Веры Бахаи, постепенно расширяя свою программу, явили пример, достойный подражания со стороны других общин Востока и Запада. Интенсивно изучая Писания Бахаи и раннюю историю Веры; организуя курсы по освоению учения и истории Ислама; конференции по развитию дружбы между народами разных стран и континентов; лабораторные курсы, предназначенные для ознакомления участников с особенностями развития Администритивного Порядка Бахаи; специальные сессии, посвященные проблемами детского и юношеского образования; классы по развитию ораторского искусства; лекции по сравнительному изучению религий; групповые дискуссии по различным вопросам Веры; основывая библиотеки; открывая новые учебные классы; организуя курсы по этике Бахаи и по изучению стран Латинской Америки; вводя зимние школьные сессии; собирая форумы и устраивая молитвенные собрания; игры и театрализованные представления; загородные прогулки и прочие оздровительные мероприятия, эти школы, открытые равно для верующих-бахаи и для людей иных вероисповеданий, подали возвышенный пример, вдохновивший общины Бахаи в Персии, на Британских островах, в Германии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Ираке и Египте предпринять меры, которые позволят им на тех же основах создать институты - прообразы будущих универститетов Бахаи.

Среди других факторов, способствующих учреждению и распространению Административного Порядка, можно упомянуть организованную деятельность молодежи Бахаи, уже достаточно развитую в Персии и Соединенных Штатах Америки, а в последние годы начавшуюся также в Индии, на Британских островах, в Германии, Ираке, Египте, Австралии, Болгарии, на Гавайских островах, в Венгрии и столице Кубы - Гаване. Деятельность эта включает ежегодные всемирные симпозиумы молодежи Бахаи, молодежные сессии в летных школах, брошюры и журналы для молодежи; работу Международных бюро по переписке, средства регистрации молодых людей, желающих примкнуть к Вере, публикацию справочной литературы для ознакомления с основами учения и организацию учебных групп Бахаи в ведущих американских университетах. Помимо этого, она включает так называемые "учебные дни", проводимые в домах и центрах Бахаи, занятия по изучению эсперанто и прочих языков, устройство библиотек, открытие читальных залов, постановку спектаклей, проведение состязаний в ораторском искусстве, воспитание и обучение сирот, организацию занятий по ораторскому искусству, проведение собраний по увековечению памяти исторических личностей, связанных с Верой Бахаи, а также региональных конференций и молодежных сессий в связи с ежегодными собраниями Бахаи.

Другими факторами, ускоряющими развитие Порядка и способствующими его упрочению, является учреждение и систематическое проведение Девятнадцатидневного Праздника в большинстве общин бахаи Востока и Запада, подчеркивающего тройственный - богословский, административный и социальный - аспект жизни внутри общин бахаи; начало деятельности по подготовке переписи детей верующих и обеспечению их лабораторными курсами, молитвенниками и основной литературой, а также публикацией корпуса авторитетных документов касательно внеполитического характера Веры Бахаи, участия в деятельности общин бахаи других религиозных организаций, методов обучения, отношения Бахаи к войне, учржедения ежегодного Собрания, Духовного Собрания Бахаи, Девятнадцатидневного Праздника и Национального фонда. Помимо этого, следует также упомянуть об учреждении Национальных архивов с целью установления подлинности, собирания, перевода, каталогизации и сохранения Скрижалей Бахауллы и Абдул-Баха сохранения священных реликвий и исторических документов; для установления подлинности и переписывания оригиналов Скрижалей Баба, Бахауллы и Абдул-Баха, принадлежащих верующим стран Востока; для составления подробной истории Веры, начиная с момента ее возникновения до настоящего дня; для открытия Международного бюро Бахаи в Женеве; для проведения районных собраний Бахаи; для приобретения в собственость исторических достопримечательностей; для основания мемориальных библиотек Бахаи и учреждения крупного Банка детских сбережений в Персии.

Нельзя не упомянуть также и об официальном и неофициальном участии представителей новообразованных национальных общин Бахаи в работе и деятельности большого числа разнообразных конгрессов, ассоциаций, съездов и конференций, проводимых в различных странах Европы, Азии и Америки, для развития религиозного единства, мира, образования, международного сотрудничества, дружбы между народами разных стран и континентов и во имя других гуманитарных целей. Отношения с такими организациями, как Конференция активно существующих религий Британской империи, созванная в Лондоне в 1924 году, и Конференция за всемирное братство вероисповеданий, проведенная там же в 1936 году; со Всемирным конгрессом эсперантистов, проводимым ежегодно в одной из европейских столиц; с Институтом интеллектуального сотрудничества; с выставкой "Век прогресса", организованной в Чикаго в 1933 году; со Всемирной ярмаркой в Нью-Йорке в 1938 и 1939 годах; с международной выставкой "Золотые ворота" в Сан-Франциско в 1939 году; в Первым съездом религиозного конгресса в Калькутте; со Второй всеиндийское культурной конференцией, собиравшейся там же; со Съездом лиги мировых религий в Индоре; с Арийской и Браминской конференциями, а также с Конференцией теософского общества и Всеазиатской женской конференцией, проводившимися в различных городах Индии; со Всемирным советом молодежи; с Конгрессом женщин Востока в Тегеране; с Тихоокеанской женской конференцией в Гонолулу; с Женской международной лигой борьбы за мир и с Народной конференцией в столице Аргентины Буэнос-Айресе, - культивировались в той или иной форме, что послужило двойной цели - продемонстрировать универсальность и всеобъемлющий характер Веры Бахауллы, а также создать жизненно важные и длительные связи между ними и представительствами Административного Порядка во всех уголках Земли.

Нельзя также обойти молчанием или недооценить контакты, установленные между этими представительствами и некоторыми высокопоставленными государственными деятелями на Востоке и Западе, равно как и с главами ислама в Персии, с Лигой наций и даже с коронованными особами, с целью защиты прав, распространения литературы и демонстрации задач и целей последователей Веры в их неослабных усилиях отстоять дело зарождающегося Административного Порядка. Обращение, адресованное членами Национального Духовного Собрания канадских бахаи, находящихся в первых рядах строителей этого Порядка, к Верховному комиссару Палестины с просьбой о возвращении ключей от гробницы Бахауллы ее попечителю; четыре воззвания к персидскому шаху с требованиями восстановить справедливость по отношению к их гонимым собратьям в его владениях; вызванное той же причиной обращение к премьер-министру Персии; обращение к румынской королеве Марии с выражением благодарности за ее исторический вклад в дело Веры Бахаи; призыв к главам ислама в Персии за установление мира и взаимопонимания между религиями; к иракскому королю Фейсалу - с целью обеспечить безопасность Величайшего Дома в Багдаде; к Совету властей - в защиту общин бахаи в России; к германским властям - по поводу притеснений их собратьев в Германии; к египетскому правительству - с призывом освободить их единоверцев от ига исламской ортодоксии; к кабинету минстров Персии в связи с закрытием образовательных учреждения бахаи; к Государственному департаменту Соединенных Штатов, турецкому послу в Вашингтоне и кабинету минстров Турции в Анкаре - в защиту интересов Веры в Турции; еще одно обращение к Государственному департаменту с просьбой способствовать переносу останков Луи Гетсингер с протестантского кладбище в Каире на первое кладбище бахаи, устроенное в Египте; к персидскому послу в Вашингтоне в отношении миссии Кейт Рэнсом-Келер; послание к королю Египта одновременно с партией литературы Бахаи; к правительствам Соединенных Штатов и Канады с изложением учения Бахаи о Всеобщем мире; к румынскому послу в Вашингтоне, от лица американских бахаи, по поводу кончины королевы Марии, а также - к президенту Франклину Д. Рузвельту с целью ознакомить его с призывами Бахауллы, изложенными в Его Китаб-и-Акдас, и с текстом некоторых молитв, явленных Абдул-Баха, - подобные обращения уже сами по себе являются яркой и запоминающейся главой в истории развития Административного Порядка Бахаи.

К ним надо добавить телеграфные и письменные обращения всемирного центра Веры, а также национальных и местных собраний Бахаи к Верховному комиссару Палестины с просьбой о вручении ключей от гробницы Бахауллы ее первоначальному Хранителю; призывы центров Бахаи на Востоке и Западе к иракским властям о восстановлении Дома Бахауллы в Багдаде; последовавшее за ними воззвание к британскому государственному секретарю по делам колоний в связи с постановлением Багдадского апелляционного суда по этому вопросу; послание, направленное в Лигу Наций от лица общин бахаи на Востоке и Западе с выражением признательности за официальное выступление Совета Лиги в поддержку требований представителей бахаи, а также несколько писем, которыми обменялись Международный центр Веры, с одной стороны, и образец и прообраз всех миссионеров-бахаи Марта Рут, с другой, с румынской королевой Марией после публикации ее исторических высказываний в поддержку Веры; дружеские послания югославской королеве Марии, от лица всемирной общины бахаи, в связи с кончиной ее матери и - герцогине Кентской вслед за трагической смертью ее мужа.

Нельзя также упомянуть особо о петиции, направленной Иракским Национальным Духовным Собранием Бахаи в Мандатную комиссию Лиги Наций в результате захвата дома Бахауллы в Багдаде; письменные послания иракскому королю Гази I, от лица того же собрания, после смерти его отца и в связи с его женитьбой; письменные соболезнования регенту Ирака по поводу внезапной смерти короля: обращения Национального Духовного Собрания египестких бахаи к премьер-мнистру Египта, министру внутренних дел и министру юстиции вслед за постановлением мусульманского церковного суда этой страны и письма, адресованные Национальным Духовным Собранием персидских бахаи к шаху и кабинету министров Персии в связи с закрытием школ бахаи и запретом, наложенным на литературу бахаи. Кроме того, следует упомянуть о письменных посланиях, направленных Национальным Духовным Собранием персидских бахаи королю Румынии и всей королевской семье по повоуд смерти королевы Марии, а также пожертвования, собранные верующими в пользу пострадавших от землятресения в Турции и переданные турецкому послу в Тегеране; о письмах Марты Рут к покойному президенту фон Гинденбургу и германскому министру иностранных дел доктору Штреземану и о специально посланной им для ознакомления партии литературы Бахаи; о семи петициях, которые Кейт Рэнсом-Келер одну за другой направила шаху Персии, и о ее многочисленных обращениях к различным министрам и высокопоставленным лицам королевства во время ее памятного визита в эту страну.

Рядом с этими первыми ростками Административного Порядка; одновременно с возникновением Национальных общин Бахаи и учреждением их административных, образовательных и миссионерских представительств неуклонно разворачивался могущественный процесс, начавшийся в Святой Земле - сердце и главном нерве Административного Порядка - в связи с памятной Скрижалью Бахауллы о горе Кармель и Его посещением места будущего захоронения Баба. Процесс этот получил новый мощный толчок, благодаря приобретению этого участка земли, благодаря последующему переносу останков Баба из Тегерана в Акку, благодаря сооружению усыпальницы в самый напряженный и мрачный период заточения Абдул-Баха и, наконец, благодаря навечному погребению этих останков в лоне горы Кармель, основанию дома для паломников в непосредственной близости от усыпальницы и выбору места для будущего первого образовательного центра бахаи на этой горе.

Пользуясь свободой, которую обрел всемирный центр Веры Бахауллы после позорного поражения обветшавшей Оттоманской империи в войне 1914-1918 годов, силы, высвобожденные благодаря замысленному Им поразительному Предначертанию, теперь могли беспрепятственно, при благосклонном содействии нового режима течь по каналам, предназначенным явить миру во всей полноте возможности, открываемые этим Предначертанием. Погребение Самого Абдул-Баха в мавзолее, сделавшее гору Кармель вдвойне священным местом; сооружение первой электростанции в городе Хайфа, чей свет отныне щедро озарял Могилу Того, Кому, по Его собственным словам, когда Он томился в стенах крепости-тюрьмы в Азербайджане, отказывали даже "в простом святильнике"; постройка трех дополнительных помещений, примыкающих к Его усыпальнице, которой завершился план Абдул-Баха в том, что касалось первой части этого Здания; осуществленное вопреки козням нарушителей Завета приобретение значительных земельных участков, окружающих захоронение, простирающихся от вершины горы Кармель до приютившейся у ее подножия колонии темплиеров и оцениваемых в сумму не менее четырехсот тысяч фунтов, а также четырех участков земли для сооружения будущих святилищ Бахаи, расположенных на равнине Акки к северу, в районе Беершеба к югу и в долине реки Иордан к востоку, общей площадью около шестисот акров; сооружение ряда лестниц, которые уступами поднимаются вверх и, по мысли Абдул-Баха, должны облегчить прямой доступ к Гробнице Баба из города, осененного ею; разбивка в непосредственной близости от мавзолея прекрасных садов и парков, днем открытых для свободного доступа публики и привлекающих туристов и местных жителей к его вратам, - все это можно рассматривать как первые свидетельства чудесного расширения международных институтов и имущественных фондов всемирного центра Веры. Особое значение имеет, помимо прочего, и тот факт, что Верховный комиссар Палестины освободил от налогов все земли, окружающие священную Гробницу, школьную собственность и архивы, расположенные по соседству с ней, дом для паломников из западных стран, тоже находящийся неподалеку, и такие исторические достопримечательности, как дворец Бахджи, Дом Бахауллы в Акке и сад Ризван к востоку от города; также немаловажным является учреждение после подачи гражданским властям двух официальных запросов палестинских филиалов американского и индийского Национальных Духовных Собраний в качестве законных религиозных обществ Палестины (за чем последовало - в целях внутренней консолидации - подобное же узаконение филиалов других Национальных Духовных Собраний бахаи); и передача, благодаря проведению более тридцати деловых операций, филиалу американского Национального Духовного Собрания земельных площадей, прилегающих к Гробнице Баба и в совокупности составляющих около пяти тысяч квадратных метров, причем на большинстве документов, удостоверяющих право собственности, значится подпись сына нарушителя Завета Бахауллы, отправляющего обязанности регистратора земель в Хайфе.

В равной степени немаловажным является основание на горе Кармель двух международных архивов, один из которых примыкает к усыпальнице Баба, другой - находится в непосредственной близости от места упокоения Пресвятого Листа, где первые за всю историю Бахаи бесценные сокровища, прежде рассеянные и зачастую скрываемые в целях сохранности, были собраны и сейчас выставлены на обозрение паломников. Сокровища эти включают портреты Баба и Бахауллы; такие реликвии, как прядь волос, частица праха и одежда Баба; волосы с запеченной на них кровью Бахауллы, Его принадлежности для письма, Его платье, Его расшитые тадже (головные уборы), кашкуль, который Он носил в дни Своего пребывания в Сулейманийа, Его часы и принадлежавший Ему Коран; рукописи бесценных Скрижалей, некоторых из которых украшены цветными рисунками, как, например, одна из частей собственноручно записанных Бахауллой "Сокровенных Слов", Персидский Байан, переписанный секретарем Баба Сейидом Хусейном, оригиналы Скрижалей к Письменам Живущего, принадлежащие перу Баба, а также рукопись "Ответов на некоторые вопросы". Кроме того, это драгоценное собрание включает предметы, связанные с Абдул-Баха; забрызганное кровью платье Пречистой Ветви, перстень Куддуса, саблю Муллы Хусейна, печати отца Бахауллы, Вазира, брошь, преподнесенную королевой Марией Марте Рут, оригиналы писем королевы к ней и к другим членам общины, а также ее подношения в знак признания Веры, равно как и двадцать томов молитв и Скрижалей, явленных Основателями Веры, достоверность которых была подтверждена, а рукописные списки распространялись через Духовные Собрания бахаи по всему Востоку, дополняя, таким образом, обширный ряд публикаций.

Еще одним свидетельством величественного развертывания и дальнейшего воплощения в жизнь замечательного начинания, предпринятого Бахауллой на склонах священной горы, служит выбор части земельного участка, принадлежащего школе и расположенного недалеко от мавзолея Баба, как постоянного места упокоения Пресвятого Листа, "возлюбленной" сестры Абдул-Баха, "Листа, произросшего от Изначального Корня", "благоухание сияющих одежд Бахауллы", вознесенной Им "на высочайшую ступень, каковой не достигала доселе ни одна женщина", и сопоставимой с такими бессмертными героинями, как Сара, Асийа, Дева Мария, Фатима и Тахира, каждая из которых затмевает всех женских персонажей, встречающихся в предшествующих Заветах. И, наконец, следут упомянуть, как еще об одном свидетельстве благодати, источаемой Божественным Предначертанием, об осуществленном несколько лет спустя переносе в это святое место, через более чем полвека после его смерти и вопреки громогласным протестам братьев и приспешников нарушителя Завета Бахауллы, останков Пречистой Ветви - погибшего мученической смертью сына Бахауллы, "сотворенного из света Баха", "Надежды Божией" и Его "Сокровища" в Святой Земле, предложенного своим Отцом как "выкуп" за возрождение мира и единение народов. В это же самое место и в тот же самый день, когда предали земле останки Пречистой Ветви, было перенесено тело его матери, святой Наваб, претерпевшей за свою жизнь такие страшные беды и несчастья, что, по словам Абдул-Баха, они как бы предсказаны в 54-й главе Книги Исайи, где Пророк говорит о жене, чей "Супруг" есть "Господь Сил", чье "потомство унаследует власть над племенами и народами", и ей же Бахаулла предрекает "быть Его супругою во всех Его мирах".

Объединение этих трех могил под сенью Гробницы самого Баба, в лоне горы Кармель, взирающей на белоснежный город на другом берегу залива Акка - киблу мира Бахаи, окруженной садом неописуемой красоты, усиливает, если мы сможем правильно понять и оценить его значение, духовную атмосферу, окружающую это место, которое Самим Бахауллой было предназначено стать местом, где воцарится престол Господень. В то же время это новый краеугольный камень на пути, ведущем к конечному учреждению незыблемого всемирного Административного Центра будущего Содружества Бахаи, навеки неотделимого от Духовного Центра Веры и действующего рядом с ним на земле, почитаемой как святыня в равной степени приверженцами трех наиболее выдающихся мировых религиозных систем.

Не меньшее значение имел и факт возведения и завершения внешней отделки первого Машрик уль-Азкара н Западе - благороднейшее из деяний, увековечивших служение американской общины Бахаи Делу Бахауллы. Осуществленное благодаря эффективной деятельности нового Административного Порядка и его представителей, это предприятие уже само по себе необычайно подняло престиж, укрепило силы и увеличило число дочерних учреждений общины, сделавшей возможным постройку этого здания.

Задуманное сорок один год назад, после того, как в марте 1903 года члены "Дома Духовности" бахаи в Чикаго - первого центра Бахаи, учрежденного в западном мире, - в едином порыве, вдохновленные строительством Машрик уль-Азкара в Ашхабаде, обратились к Абдул-Баха, прося разрешения на сооружение подобного же Храма в Америке; благословленное Им и прославленное в одной из Его Скрижалей, явленных в июне того же года; начатое делегатами различных американских Собраний, съехавшихся в Чикаго в ноябре 1907 года с целью выбрать место для Храма; учрежденное на общенациональной основе благодаря религиозной корпорации, известной под названием "Храм Единства Бахаи" и узаконенной вскоре после этого Первым съездом американских бахаи, состоявшимся в Чикаго в марте 1909 года; освященное на церемонии, которой руководил Сам Абдул-Баха во время посещения места будущего Храма в мае 1912 года, - это предприятие, вершинное достижение Административного Порядка Веры Бахауллы в первом веке Бахаи, начиная с того памятного события, неуклонно продвигалось вперед вплоть до того времени, когда основы Порядка прочно утвердились на североамериканском континенте и община американских бахаи получила возможность использовать орудия и средства, подготовленные ею для эффективного достижения своей цели.

Приобретение храмовой собственности было завершено на Американском съезде Бахаи в 1914 году. Съезд 1920 года, проводившйся в Нью-Йорке и получивший предварительное указание Абдул-Баха - избрать проект Храма, остановил свой выбор, среди прочих, представленных на конкурс, на проекте франкоканадского архитектора Луи Ж. Буржуа, и выбор этот был впоследствии одобрен и утвержден Самим Абдул-Баха. Контракты о закладке девяти больших кессонов, несущих центральную часть здания и заглубленных в скалистую почву на 120 футов, и о возведении фундамента были успешно заключены в декабре 1920 и в августе 1921 года. В августе 1930 года, невзирая на на охватвший экономику кризис, во время небывалой в американской истории безработицы, был подписан еще один договор и двадцать четыре субдоговора, касающихся возведения основной надземной части здания, и все работы завершились к 1-му мая 1931 года. В этот же день в новом здании была торжественно проведена первая служба, что совпало с девятнадцатой годовщиной освящения площадки Абдул-Баха. Отделка купола, начавшаяся в июне 1932 года, была закончена в январе 1934-го. Отделка верхнего ряда окон завершилась в июле 1935 года, а галерей под ним - в ноябре 1938-го. Работы по отделке первого этажа, начатые в апреле 1940 года, несмотря на вспыхнувшую войну, были закончены к июлю 1942-го, а опоясывающие здание восемнадцать ступеней были уложены в декабре 194 года, за семнадацать месяцев до столетней годовщины рождения Веры, к которой предполагалось завершить внешнюю отделку Храма, и сорок лет спустя после того, как чикагские верующие направили свое прошение, одобренное Абдул-Баха.

Это уникальное здание - первый плод медленно зреющего Административного Порядка, благороднейшее сооружение, возведенное за весь первый век истории Бахаи, символ и предтеча будущей всемирной цивилизации, расположено в самом центре североамериканского континента на западном берегу озера Мичиган и окружено принадлежащими ему землями, общая площадь которых составляет чуть менее семи акров. Постройку его, обошедшуюся более чем в один миллион долларов, финансировала Американская община Бахаи, которой периодически помогали своими добровольными даяниями видные верующие из восточных и западных стран - бывшие христиане, мусульмане, иудеи, зороастрийцы, индуисты и буддисты. Вначале оно ассоциировалось с именем Абдул-Баха, а на заключительной стадии его сооружения - с памятью о Пресвятом Листе, Пречистой Ветви и их матери. Сама по себе постройка представляет белоснежное девятиугольное здание, оригинальное и неповторимое по своим формам, окруженное рядом белых ступеней, поднимающихся к его основанию, и увенчанное красивейшим пропорциональным куполом, по которому тянутся симметрично расположенные нервюры, имеющие как декоративное, так и архитектурное значение, и устремленные к его вершине, где они наконец сливаются в одну точку, указующую в небеса. Каркас здания сооружен из конструкционной стали, залитой бетоном, отделочным материалом послужила смесь кристаллического кварца, матового кварца и белого портланд-цемента, отчетливая по текстуре, твердая и прочная, как камень, не подверженная воздействию внешних факторов и образующая тонкие, как кружево, узоры. Высота здания от фундамента до точки, где сходятся нервюры, составляет 191 фут; стены переходят в полукруглый купол высотой 49 футов, с внешним диаметром в девятнадцать футов. Треть его поверхности занимают оконные проемы, в течен дня попускающие свет снаружи, а ночью озаряющие все вокруг снопами ярких лучей. Несущей опорой являются сорокапятифутовые пилоны, а ведут внутрь Храма девять врат, одни из которых обращены в сторону Акки; над каждым из входов начертаны изречения из писаний Бахауллы, так же, как и Величайшее Имя - в центре каждой из арок, венчающих врата. Здание предназначено исключительно для поклонения, без каких бы то ни было церемоний и ритуалов, внутри имеется 1600 сидячих мест, в непосредственной же близости от Храма расположены дополнительные службы социальных услуг, такие, как например, сиросткий приют, лечебница, бесплатная аптека для бедняков, дом для калек и увечных, гостиница для проезжих и колледж для изучения искусств и наук. Еще задолго до своего сооружения Храм вызывал и будет вызывать, несмотря на то, что внутренняя его отделка еще не начата, столь быстро растущий интерес и такие многочисленные комментарии в массовой прессе, технических газетах и журналах, как в Соединенных Штатах, так и в других странах, что можно считать связанные с ним надежды и чаяния Абдул-Баха вполне оправдавшимися. Его макеты демонстрируются в центрах искусств, галереях, на госудаственных ярмарках и национальных выставках, например, на уже упоминавшейся выставке "Век Прогресса", проведенной в Чикаго в 1933 году, где его могли видеть каждый день более десяти тысяч человек, проходящих через Религиозный зал; его точная копия составляет часть постоянной выставки в чикагском Музее науки и промышленности; врата его ныне впускают неиссякаемый поток едущих отовсюду посетителей, число которых в период с июня 1932 года по октябрь 1941-го превысило сто тридцать тысяч человек, представителей практически всех стран мира. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что этот великий "Безмолвный Учитель" Веры Бахауллы внес в распространение знаний о Его Вере и учении вклад, намного превзошедший все достижения любого другого органа, действующего в рамках Административного Порядка.

"Когда основы Машрик уль-Азкара будут заложены в Америке, - предсказывал Сам Абдул-Баха, - сооружение Божественного Здания будет завершено, дивное волнение охватит мир сущего... От этого яркого светоча дух учения, отстаивающего Дело Господне и развивающегося учения Господа, проникнет во все уголки Земли". "От этого Машрик уль-Азкара, - утверждает Он в Скрижали о Божественном Предначертании, - без сомнения, произойдут тысячи подобных ему". "Он есть, - пишет далее Абдул-Баха, - начало Царства Божия на Земле". И далее: "Он подобен Знамени, свободно развевающемуся в центре великого континента". "Тысячи Машрик уль-Азкаров, - заявил Он при освящении храмовой земли, - будут воздвигнуты на Востоке и на Западе, но этот, став первенцем в западных странах, имеет особое, великое значение". "Такое учреждение, как Машрик уль-Азкар, - утверждал Он, - явится образцом для грядущих веков и по праву будет носить имя Праматери".

"Замысел Храма, - свидетельствует его архитектор, - исходил не от человека, и, подобно тому, как музыканты, художники и поэты черпают свое вдохновение в ином царстве, архитектор Храма на протяжении всех лет своего труда постоянно сознавал, что Бахаулла был истинным творцом этого здания, возводимого во имя Его". "В его новом дизайне, - пишет он далее, - в символической форме нашло отражение великое учение Бахаи о единстве - единстве всех религий и всего рода людского. В нем мы видим сочетания геометрических линий, символизирующих очертания Вселенной, а в сложном переплетении вписанных один в другой кругов различаем процесс влияния всех религий в одну". И далее: "Восемнадцать ступеней, кругом опоясывающие постройку снаружи, ведут ко входу. Эти восемнадцать ступеней представляют восемнадцать первых последователей Баба, а врата, к которым они поднимаются, - Самого Баба". "Поскольку суть всех исконных религиозных учений одинакова... архитектура Храма Бахаи многосоставна и в линиях своих выражает суть всех великих архитектурных стилей, гармонично соединяя их в единое целое".

"Это - первая по-настоящему новаторская архитектурная идея, начиная с тринадцатого века", - заявил видный архитектор Г.ван Бурен Магониль, президент Лиги архитекторов, увидев гипсовый макет Храма на состоявшейся в июне 1920 года в Нью-Йорке выставке инженерно-технических обществ. "В данном случае, - утверждает он далее, - архитектор задумал создать Храм Света, все конструкции которого, в обычном понимании этого слова, должны быть скрыты, опоры тоже по возможности убраны из поля зрения, так что кажется, что вся постройка, как во сне, парит в воздухе. Словно некий кружевной покров наброше здесь на идею, идею света, тонкой паутины, протянувшейся между небом и землею и насквозь пронизанной светом, - светом, который, частично скрадывая формы, делает все зрелище похожим на волшебство".

"В геометричекие узоры орнамента, - писал автор известной работы, опубликованной в "Архитектурных записках", - покрывающего колонны, дверные и оконные наличники Храма, вплетены символы всех религий мира. Мы видим свастику, круг, крест, треугольник, шестиконечную звезду, или звезду Соломона, составленную из двух треугольников, а также возвышенный символ духовности - круг... пятиконечную звезду; греческий крест, латинский крест, а над всем - прекрасную девятиконечную звезду форма которой заложена в структуру всего Храма и которая вновь и вновь в его отделке, символизируя духовную славу мира в наши дни".

"Величайшее творение со времен готики, - засвидетельствует Джодж Грей Бернард, один из наиболее широко известных скульпторов Америки, - и самое прекрасное из того, что мне доводилось видеть".

"Это поистине новое и самое прекрасное архитектурное творение из тех, что мне приходилось видеть, - заявил, увидев макет Храма, Луиджи Квальино, бывший профессор архитектуры из Туринского университета, - и оно перевернет архитектурный мир. Вне всякого сомнения, оно будет увековечено на скрижалях истории. Это - откровение, пришедшее к нам из иного мира".

"Американцам, - писал Шервин Коди в журнальном разделе "Нью-Йорк Таймс" о макете Храма, выставленном в нью-йоркской галерее Геворкяна, - потребуется время, чтобы понять, что художник вложил в это здание идею Религиозной Лиги Наций". И в завершение мне хотелось бы привести слова глубокого уважения и восхищения идеалами, воплощенными в Храме - в самом священном из Домов поклонения Бахаи в настоящем и будущем - слова, принадлежащие доктору Рексфорду Ньюкому, декану колледжа изящных и прикладных искусств Иллинойского университета: "Этот Храм Света распахивает перед всеми областями человеческого опыта свои девять огромных врат, влекущих мужчин и женщин разных стран и национальностей, разных вер и убеждений, разного социального положения войти в них и осознать то родство и братство людей, без которых прогресс в современном мире вряд ли возможен... Остроконечный купол, с той же непреложностью, что и устремленные ввысь очертания средневековых соборов, внушающий мысль о лучшем и более возвышенном мире, благодаря не только своему символическому значению, но и чисто архитектурной соразмерности и неизъяснимому очарованию, по красоте сопоставим - в купольной архитектуре - разве что с возведенным Микеланджело куполом базилики Святого Петра в Риме".

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных