Литература

Самый спорный вопрос

     Что касается расовых предрассудков, тлетворное влияние которых чуть ли не целое столетие въедается в плоть и кровь американского общества, поразив всю его социальную структуру, их следует рассматривать как самую важную и актуальную проблему, стоящую перед общиной бахаи на данной стадии ее развития. Постоянное внимание, которого требует этот огромной жизненной важности вопрос, а также неизбежные жертвы, чуткость и бдительность, нравственное мужество и сила духа, такт и отзывчивость,  которые при этом необходимы, придают этой проблеме, далеко еще не решенной удовлетворительным образом американской общиной бахаи, настоятельность и важность, которые невозможно переоценить. Белые и цветные всех сословий, молодые и старые, недавно обращенные в Веру или давно - все, кто исповедует ее, должны, каждый в меру своих способностей, опыта и возможностей, оказывать содействие и вносить вклад в решение общей задачи: выполнять наказы Бахауллы, осуществлять Его надежды и следовать Его примеру. Независимо от цвета кожи, ни одна раса не может и не вправе претендовать на то, чтобы считаться освобожденной от такой обязанности, полагать, что она осуществила эти надежды или верно следовала этому примеру. Длинный и тернистый путь, усеянный неожиданными препятствиями, еще предстоит пройти как белым, так и черным приверженцам спасительной Веры Бахаулла. От пройденного ими расстояния и от того, как  они будут идти этой дорогой, должен зависеть - причем мало кто из них может представить себе, в какой степени, - эффект тех неощутимых влияний, которые абсолютно необходимы для духовной победы американских верующих и осуществления их недавних начинаний.
     Пусть они постоянно, без страха и сомнений, руководствуются примером Бахауллы и Его поведением, когда Он находился среди них. Пусть не забывают Его мужество, Его истинную любовь, Его ровные непринужденные, товарищеские отношения со всеми, презрительное  и нетерпимое отношение к критике, смягчаемое тактом и мудростью. Пусть вспомнят и запечатлят в памяти те незабываемые, исторические моменты и ситуации, когда он так поразительно демонстрировал  Свое обостренное чувство справедливости, непроизвольное искреннее сострадание по отношению к угнетенным, постоянное осознание целостности рода человеческого и бьющую через край любовь к его представителям, Свое недовольство теми, кто осмелился попирать его желания, глумиться над его методами, оспаривать Его принципы или принижать Его деяния.
     Дискриминация по отношению к любой расе на том основании, что она является отсталой в социальном отношении, политически незрелой или малочисленной, является вопиющим попранием животворного духа Веры Бахаулла. Сама мысль о какой-то разрозненности или расколе в ее рядах чужда ее целям, принципам и идеалам. Поскольку ее приверженцы полностью признают святость ее Создателя, солидаризуясь с ее Административным Порядком, они безоговорочно принимают законы и принципы, воплощенные в ее учении, и таким образом любые классовые, идейные или расовые различия должны автоматически стираться; нужно не допускать их возрождения ни под каким предлогом, сколь бы бурным ни  был ход событий и как ни велико  было бы влияние общественного мнения. Если и допустима какая-то дискриминация вообще, это должна быть дискриминация не в ущерб меньшинству, расовому или какому-то иному, а в пользу меньшинства. В отличие от народов и наций мира, будь то страны Востока или Запада, демократические или авторитарные режимы коммунистического или капиталистического строя в Старом или в Новом Свете, где расовые, религиозные или политические меньшинства, находящиеся под юрисдикцией этих стран, игнорируются, растаптываются и искореняются, любая организованная под флагом бахаи община должна считать своей первейшей  и обязательной обязанностью покровительство, поддержку и защиту всех меньшинств, принадлежащих к любой расе, классу или национальности внутри ее. Столь велик и жизненно важен этот принцип, что в случае, когда при голосовании было отдано равное число голосов или при вакансии на должность с равным успехом претендуют представители разных рас, религий или национальностей внутри общины, предпочтение следует без колебаний отдать стороне, представляющей меньшинство, по той единственной причине, что меньшинство нужно поощрять и поддерживать, давая ему возможность служить интересам общины. В свете этого принципа, учитвывая к тому же исключительную желательность того, чтобы элементы меньшинств полноправно и со всей полнотой ответственности участвовали в руководстве деятельностью бахаи, обязанностью каждой общины бахаи должна быть такая организация дел, при которой во всех случаях, когда лица, принадлежащие к различным элементам меньшинств,  пригодны к такой работе и отвечают всем предъявляемым в таких случаях требованиям, эти различные расовые или иные элементы как можно полнее присутствовали бы во всех представительных органах бахаи, будь то Ассамблеи, конвенции, конференции или комитеты. Принятие такого курса и верное следование им было бы не только источником вдохновения и поддержки для этих малочисленных и неполно представленных элементов, но и продемонстрировало бы всему миру универсальность и представительность Веры Бахаулла, приверженцы которой свободны от тех предрассудков, что уже привели к столь опустошительным последствиям как во внутреннем положении стран, так и в международных отношениях.
     Свобода от расовых предрассудков любого рода  в этот час, когда все большая часть рода человеческого становится жертвой их зверской опустошительности, должна быть принята в качестве главного лозунга для всех американских бахаи, в каком бы штате они ни проживали, к каким бы кругам они ни принадлежали, каковы бы ни были их возраст, традиции, вкусы и привычки. Им  следует последовательно проявлять ее во все периоды их жизни и деятельности, как внутри общины бахаи, так и вне ее, прилюдно и приватно, официально и неофициально, индивидуально и коллективно, в составе организованных групп, комитетов и Ассамблей. Ее следует сознательно культивировать, используя различные, даже повседневные возможности, самые незначительные, возникающие в быту, на работе, в их школах и колледжах, приемах и вечеринках, в местах развлечений, на собраниях бахаи, их конференциях, конвенциях, в их летних школах и Ассамблеях. Она должна стать в большей степени, чем что-либо иное, определяющим принципом политики того высокого органа, который, являясь национальным представителем, директором и координатором деятельности этой общины, обязан подавать пример, делая все для применения этого жизненно важного принципа к жизни и деятельности тех, чьи интересы он представляет и защищает.
     "О вы, прозорливые!  - пишет Дахаулла. - Истинно, сошедшие с неба слова Воли Божией являются для мира источником единства и согласия. Закройте глаза на расовые различия и приветствуйте всех светом единства." "Мы желаем лишь добра миру и счастья народам, - провозглашает Он, - с тем, чтобы все народы стали одним по вере и чтобы все люди были, как братья, чтобы узы любви и единства между ними стали крепче, чтобы исчезли религиозные  и рассовые различия." "Бахаулла сказал, - пишет Абдул-Баха, - "что разнообразие рас человеческих придает целому красоту цвета и гармонию. Давайте поэтому соберемся в этом великом саду человеческом, как цветы  растут и благоухают рядом, вместе, без каких-либо разногласий или распрей между собой." "Бахаулла, -  говорит также Абдул-Баха, - "сравнил однажды темнокожих с черным зрачком глаза, окруженным белком. В этом черном зрачке мы видим отражение того, что находится перед ним, и сквозь него проходит сияющий свет души."
     "Бог, -  провозглашает Сам Абдул-Баха, - не делает различий между белыми и черными. Он приемлет и тех, и других, если сердца их чисты. Уважение Его не зависит от цвета кожи или расы.  Для Него приемлемы все цвета кожи, белая она, черная или желтая. Поскольку все созданы по образу и подобию Божиему, мы должны прийти к пониманию того, что все являются воплощением божественных возможностей." "В глазах Бога, - говорит Он, - все люди равны. В царстве Его спроведливости ни одна душа не имеет привилегии или предпочтения." "Бог не делал таких различий, - утверждает Он, - эти различия произошли от самого человека. Поэтому, ввиду их противоречия плану и целям Бога, они  неверны и мнимы."  "В глазах Бога, - далее заявляет Он, - "нет раазличия по цвету кожи; по цвету и красоте служения Ему все едины. Цвет кожи не играет роли, сердце же превыше всего. Неважно, какова внешность, если под ней скрывается чистое до белизны сердце. Бог не замечает оттенков цвета лица. Он смотрит в сердца. Тот, чьи добродетели и нравственность достойны похвалы, ближе к Богу, а тот, кто предан Царству Его, всех любезнее. В царстве генезиса и создания вопрос о цвете кожи наименее важен." "Во всем животном царстве, -  поясняет Он, - мы не находим существ, отличных от собратьев по цвету. Они признают единство вида и рода. Если мы не находим разграничения по цвету в царстве менее высокого разума, как можно оправдывать его среди человеческих существ, в особенности когда мы знаем, что все они произошли от одного источника и принадлежат к одной семье? Человечество едино по происхождению и предназначению. Различия в зависимости от расы и цвета кожи возникли позднее." "Человек наделен высшей способностью мыслить и чувствами восприятия, - далее поясняет Он, -  он является проявлением одарения Господом. Так возобладают ли  расовые идеи и затемнят животворящее назначение единства в его царстве?"  "Один из важных вопросов, -  веско замечает Он, -  который оказывает воздействие на единство и солидарность человечества, - это братство и равенство белой и темной рас. Между этими двумя расами существуют точки  соприкосновения и точки различия, которые служат оправданием для справедливого и обоюдного рассмотрения. Точки соприкосновения многочисленны...  В вашей стране, Соединенных Штатах Америки, патриотизм присущ обеим расам; у всех равные права на гражданство, все говорят на одном языке, пользуются благами одной и той же цивидизации и следуют заповедям одной религии. По многим пунктам между двумя расами по сути дела существуют отношения портнерства и согласия, в то время как единственной точкой различия является цвет кожи. Допустимо ли, чтобы это различие, наименее важное из всех, стояло между вами как представителями расы и как индивидуумами?" "Это разнообразие форм и цветов, - подчеркивает Он, - которое проявляется во всех царствах, есть продукт созидательного Разума и имеет божественное предназначение." "Разнообразие в семье человечества, -  утверждает Он, -  должно служить любви и гармонии, как в музыке, в которой из разнообразия нот возникает  совершенный аккорд." " Если вы встретите, -  увещевает Он, -  людей иной расы и цвета кожи, не проявляйте недоверия к ним и не прячьтесь в скорлупе условностей, а обрадуйтесь этому и проявите доброту к ним."  "В мире бытия, -  свидетельствует Он, - благословенна встреча, когда общаются белые и цветные в духе бесконечной духовной любви и небесной гармонии. Когда происходят такие встречи, и их участники общаются друг с другом в полной любви, единстве и доброжелательности, ангелы Царства небесного поют им хвалу, а  Краса Бахаулла говорит им: "Благословенны вы! Благословенны вы!"" "Когда соберутся вместе эти две расы, -  утверждает Он, -  сбор этот  станет магнитом, притягивающим Сонм Небесный, и одобрение Благословенной Красы окутает его." "Проявите подлинное стремление , -  вновь убеждает Он обе расы, - и направьте все усилия на установление  этого товарищества и укрепление этих уз братства между вами. Достижение этого невозможно без взаимных усилий и без проявлений благодарности  одной стороной и благородства и признания равенства второй стороной. Каждая сторона должна стремиться способствовать и помогать другой в продвижении вперед... Будет взлелеено единство и любовь между вами, и таким образом будет достигнуто единение человечества. Ибо лишь с единением белых и цветных в мире восторжествует мир." "Я надеюсь, -  обращается Он к людям белой расы, - что с вашей помощью эта угнетенная раса станет преуспевать и объединится с белой расой, дабы служить роду человеческому с полной искренностью, преданностью, любовью и чистотой. Теперешнее противостояние, враждебность и предрассудки в отношениях между белыми и цветными могут исчезнуть только благодаря вере, убеждению и учению Благословенной Красы." "Этот вопрос о единении белых и черных чрезвычайно важен, -  предупреждает Он, - ибо если оно не будет достигнуто, не замедлят возникнуть большие трудности и пагубные осложнения." "Если дело будет стоять на месте, - еще раз предупреждает Он, -  враждебность будет нарастать с каждым днем, что приведет к лишениям и может кончиться кровопролитием."
     Чтобы взгляды, образ действий и поведение обеих рас в наше смутное время отражали дух и учение Веры Бахаулла, требуются колоссальные усилия. Отбросив раз и навсегда порочную доктрину расового превосходства со всем вытекающим из нее злом, смятением и горем, встав на путь сознательного смешения рас и поощряя его, отбросив барьеры, разделяющие их сейчас, они должны стремиться, не покладая рук, выполнять свои конкретные обязательства в столь настоятельной общей задаче, стоящей перед ними. Пусть они, пытаясь внести свой вклад в решение этой сложной задачи, не забывают предупреждений Бахаулла и пусть, пока не поздно, представят себе те страшные последствия, которые неминуемы, если не будет найдено верное средство исправить то угрожающее положение, в котором оказался весь американский народ.
     Пусть белые сделают все возможное в своей решимости внести свой вклад в решение этой проблемы, отказаться раз и навсегда от внутренне присущего им и порою бессознательного чувства превосходства, покончить со своей склонностью  проявлять покровительственное отношение к людям иной расы, убедить их, благодаря близким, искренним и непринужденным отношениям с ними, в подлинности своей дружбы и искренности своих намерений, а также справиться со своим нетерпением по поводу недостаточной реакции со стороны народа, получившего за длительный период такие сильные и медленно заживающие раны. Пусть негры со своей стороны постараются проявить всеми доступными им средствами теплоту своего ответного чувства, свою готовность забыть прошлое и свою способность искоренить всю подозрительность, следы которой еще, возможно, остаются в их сердцах и умах. Пусть ни та, ни другая сторона не считает, что решение этой колоссальной проблемы касается исключительно партнера. Пусть не думают, что проблема эта может быть легко или быстро разрешена. Пусть не рассчитывают, что могут спокойно дожидаться решения этой проблемы, пока не создадутся благоприятные обстоятельства и не будут предприняты инициативы организациями, находящимися вне сферы деятельности их Веры. Пусть знают, что лишь посредством истинной любви, безграничного терпения, подлинного смирения, огромного такта, рациональной инициативности, зрелости и мудрости, сознательных и настойчивых усилий, сопровождаемых молитвой, - удастся смыть пятно позора, которое оставило это жуткое зло на добром имени их общей страны. Пусть понимают и пребывают в твердом убеждении, что от их взаимопонимания, дружелюбия и постоянного сотрудничества должно зависеть в большей степени, чем от какой-то иной силы или организации, действующей вне сферы их Веры, удастся ли изменить опасный курс их страны, который  так встревожил Абдул-Баха, и удастся ли осуществить питаемые им надежды на их совместный вклад в выполнение славных предначертаний судьбы для их страны.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных