Литература

09 О просвещении

Философы утверждают, что разница в степени умственного развития людей зависит от образования. В качестве доказательства этого утверждения они приводят следующие примеры: Европа и Америка продемонстрировали миру впечатляющие результаты просвещения, тогда как полудикий образ жизни народов Африки является наилучшим доказательством, сколь многих благ и преимуществ лишены сии несчастные в силу своего невежества.
Образование делает невежественного мудрым, тирана справедливым, оно способствует счастливой жизни, развивает ум и волю, побуждает бесплодное древо человечества вновь плодоносить.
Благодаря образованию отдельные представители человечества добиваются в жизни очень многого, тогда как невежественные блуждают наощупь во мраке отчаяния. Тем не менее каждый человек может развить свои умственные способности, каждый, по утверждению философов, может в конце концов стать даже пророком.
Пророки Господа суть главные воспитателя человечества. Они дарят людям знание, побуждают людей стремиться из низин невежества к горным вершинам духовного совершенства. Философы тоже могли бы выполнять вышеуказанные задачи, но подавляющее их большинство занимаются самообразованием, и совсем немногие - нравственным самосовершенствованием, то есть, иначе говоря, цивилизуют они лишь самих себя, а быть учителями и наставниками ближних им не под силу. Еще ни одному философу не удавалось вывести свой народ из состояния варварства и дикости.
Несмотря на то, что просвещение способно улучшить нрав каждого члена общества и каждому в равной мере ниспосылает преимущества цивилизованной жизни, дабы вознесся он на более высокую ступень духовного развития, между отдельными людьми всегда останется разница в умственных способностях, каковая зависит от их врожденных качеств и свойств.
Десять детей одного и того же возраста, рожденные в одинаковых условиях, обучаются в одной и той же школе, получают пищу в равном количестве и одинакового качества, короче, находятся в равных со всех точек зрения условиях, и тем не менее они в разной степени восприимчивы к знаниям. Они проявляют чрезвычайную живость ума и способность развивать и совершенствовать его, способности других весьма посредственны, третьи вовсе не выказывают каких бы то ни было дарований. Кто-то из этих десятерых станет впоследствии мудрым профессором, тогда как другой не извлечет из обучения никакой пользы. Условия у всех этих детей были равными, а вот результаты варьируются от самых низких до самых высоких. Очевидно, что люди отличаются друг от друга прирожденными талантами и силой интеллекта, и все же, несмотря на сии различия, каждый человек способен к самосовершенствованию и поддается обучению и воспитанию.
Святой Иисус Христос был воспитателем человечества. Заповеди Его были проникнуты любовью к людям, щедрость Его распространялась на весь род людской. И учил Он при посредничестве Духа Святого, а отнюдь не ограниченными человеческими средствами, нет, использовал Он Божественную Свою мощь, нескончаемую и неизмеримую.
Во втором веке нашей эры греческий философ и врач Гален написал трактат о том, как, по его мнению, возможно цивилизовать человечество. Он не был христианином, но утверждал, что религиозная вера помогает разрешить самые сложные проблемы цивилизации. Суть его рассуждений сводилась к следующему: "Среди нас есть люди, исповедующие учение Иисуса из Назарета, распятого в Иерусалиме. Сии люди придерживаются столь строгих нравственных принципов, что им могли бы позавидовать философы. Они веруют в Бога и боятся гнева Его. Они веруют в благосклонность Его и поэтому избегают совершать неправедные поступки, они добродетельны и отличаются достохвальным поведением. Днем и ночью прилагают они величайшие усилия, дабы поступки их были достойны одобрения Господа и приносили пользу человечеству. Любой из них по праву может считаться философом, ибо сии люди постигли сущность философии и главную ее задачу. Даже не будучи обучены грамоте".
Цель нынешней лекции заключается в том, чтобы показать вам, что Святые Явители Господа, Божественные пророки, суть первые и главные воспитатели человечества. Их просветительская деятельность имеет всемирное значение, и основополагающие принципы, исповедуемые ими, суть первопричина и необходимое условие, благодаря коим возможен и осуществим прогресс человечества.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных