Литература

57. Причины различий характеров людей

Вопрос. - Сколько типов характеров насчитывается среди людей, и каковы причины различий и разнообразия среди людей?

        Ответ. - Человек наделен врожденным характером, унаследованным характером и приобретенным характером, который является результатом воспитания и образования.
        В отношении врожденного характера можно сказать, что, хотя божественное творение совершенно и благо, все же при этом вследствие различий в степени проявления происходит разнообразие естественных качеств в человеке; все совершенны, но при этом более или менее, в зависимости от степени. Так, всему человечеству присущи интеллект и способности, но уровень интеллекта, способности и достоинства людей различны.
        Например, возьмем нескольких детей из одной семьи, из одной местности, из одной школы, которых учит один учитель, которые одинаково питаются, живут в одних и тех же климатических условиях, одинаково одеты и изучают одни и те же науки - совершенно ясно, что среди этих детей одни окажутся одаренными, другие проявят средние способности, а третьи будут просто отстающими. Итак ясно, что в естественных условиях в природе существуют различия в степени проявления качеств и разнообразие достоинств и способностей. Такие различия не относятся к категории добра и зла, но отражают лишь разницу в степени. Один наделен высшей степенью проявления качеств, другой - средней, а третий - низшей степенью. Так в мире существует человек; животное, растение и минерал также существуют, но различны степени этих четырех существований. Сколь велика разница между существованием человека и животного! И все же и одно и другое есть существование. Очевидно, что в существовании имеются различия в степенях.
        Разнообразие унаследованных качеств исходит от силы или слабости конституции, то есть можно сказать, что когда оба родителя слабы, то их дети будут слабы; если родители крепки, то и дети будут крепышами. Подобным же образом большую роль играет чистота крови; ибо чистое происхождение подобно чистопородности у растений и животных. Например, мы наблюдаем, что дети, родившиеся от слабых и хилых родителей, обычно имеют слабую конституцию и плохие нервы; они болезненны, не наделены ни терпением, ни выдержкой, ни решительностью, ни сдержанностью, они вспыльчивы; ибо дети наследуют слабость и болезненность своих родителей.
        Кроме того, некоторым семьям и коленам даруется особое благословение. Так, особым благословением является то, что все Пророки из детей Израиля вышли из потомков Авраама. Таково благословение Бога этому колену: Моисей принадлежал ему по отцовской и по материнской линии, Христос - по материнской линии; Мухаммад и Баб также происходят из этого колена, как и все Пророки и Явители Святости в Израиле. Благословенная Краса(10)  также является прямым потомком Авраама, ибо у Авраама кроме Измаила и Исаака были и другие сыновья, которые во дни оны переселились в земли Персии и Афганистана, и Благословенная Краса - один из их потомков.
        Таким образом, очевидно, что наследование характера также имеет место, и притом до такой степени, что если характеры людей не соответствуют их происхождению, то, несмотря на кровное родство, духовно они не считаются членами семьи, как Ханаан(11), который не считается потомком Ноя.
        Различия же достоинств в плане культурного развития весьма велики, ибо образование и воспитание оказывают огромное влияние. Образование и воспитание обращают невежественного человека в образованного; трусливый становится храбрецом. В результате культивирования кривая ветвь выпрямляется; кислые и терпкие горные и лесные плоды становятся сладкими и приятными на вкус; а пятилепестковый цветок превращается в столепестковый. Образование делает дикие народы цивилизованными, ведь даже животные одомашниваются. Образование и воспитание следует рассматривать как наиважнейшие факторы, ибо как в мире телесном болезни весьма заразительны, так и достоинства духа и сердца человеческого также способны передаваться. Влияние образования и воспитания всеобъемлюще, порождаемые ими различия велики.
        Возможно кто-то скажет, что, поскольку способности и достоинства людей различаются, то эти различия в способностях определенно приводят к различию характеров(12).
        Но это не так, ибо способности бывают двух видов: естественные и приобретенные. Первые, дарованные Богом, заключают в себе только благо - в творении Бога нет зла; а вот приобретенные способности являются причиной появления зла. Например, Бог создал всех людей таким образом и дал им такое строение и такие свойства, что сахар и мед им полезны, а яд вреден и разрушителен. Таковы врожденная природа и врожденное строение, и они даны Богом и равно присущи всем людям. Но вот человек начинает понемногу приучать себя к яду, принимая его ежедневно в небольших количествах и постепенно увеличивая дозу, и вот он достигнет такого состояния, когда уже не может жить, не принимая ежедневно по грамму опиума. Таким образом естественные способности оказываются полностью извращены. Видите, как сильно можно воздействовать на естественные способности и строение, которые под влиянием различных привычек и упражнений оказываются совершенно извращены. В порочных людях следует порицать не их врожденные способности и их природу, а их приобретенные способности и природу.
        В творении нет зла; все благо. Определенные качества и наклонности, присущие некоторым от рождения и явно заслуживающие осуждения, в действительности таковыми не являются. Например, с самого начала жизни младенца мы можем увидеть в нем признаки жадности, гнева и вспыльчивости. Казалось бы, можно сказать, что доброе и злое изначально присутствуют в человеческой сущности, но это противоречит полной благости природы и творения. Ответ на это таков - жадность, то есть стремление добиваться все большего и большего, есть похвальное качество, если оно правильно используется. Так, если человек жаден до знаний и наук или жаждет проявить сочувствие, щедрость и добиться справедливости, то это весьма похвально. Если он направляет свою ярость и свой гнев против кровавых тиранов, подобных свирепым животным, это весьма похвально; но если человек использует эти качества неправильно, то они достойны порицания.
        Итак очевидно, что в творении и в природе зла вообще не существует; но если естественные качества человека используются в нарушение закона, то они достойны порицания. Так, если богатый и щедрый человек дает деньги бедняку на его нужды, а бедняк тратит их недостойным образом, то это заслуживает порицания. И так же обстоит дело со всеми естественными качествами человека, составляющими сокровище жизни; если они используются и проявляются в нарушение закона, то они заслуживают порицания. Отсюда ясно, что в творении заключено только благо. Подумайте о том, что худшим из качеств и наигнуснейшим из свойств, порождающим все зло, является ложь. Нельзя представить худшее или заслуживающее более сурового порицания качество, чем ложь; она - разрушитель всех человеческих совершенств и источник неисчислимых пороков. Хуже свойства не бывает; ложь есть основание всех зол. Тем не менее, если доктор успокаивает больного, говоря: "Слава Богу, вам уже лучше, есть надежда на ваше выздоровление", - хотя эти слова не соответствуют истине, они все же могут утешить пациента и оказаться переломным моментом в ходе болезни. В таком случае ложь не заслуживает порицания.
        Сей вопрос достаточно разъяснен. Всего вам хорошего!

 


(10)  Бахаулла.
(11)  Бытие 9:25.
(12)  Т. е. получается, что людям нельзя поставить в вину их характеры.

 

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных