Литература

54. О происхождении человеческого духа от Бога

Вопрос. - В Библии говорится, что Бог вдохнул душу в тело человека. Каков смысл этих слов?

        Ответ. - Да будет вам известно, что происхождение может быть двух видов: происхождение и возникновение путем эманации и происхождение и возникновение путем явления. Происхождение путем эманации подобно совершению действия действующим лицом, появлению написанного текста от руки пишущего. Так текст происходит от пишущего, и речь истекает от говорящего, и подобным же образом человеческий дух исходит от Бога. Он не являет собою Бога, то есть никакая часть не отделяется от Божественной Сущности и не входит в тело человека. Нет, как речь истекает от говорящего, так же и дух появляется в теле человека.
        Происхождение же путем явления есть явление сущности вещи в других формах, наподобие явления дерева из семени дерева или наподобие явления цветка из семени цветка, ибо само семя проявляется в форме ветвей, листьев и цветов. Это именуется происхождением путем явления. Дух людей относительно Бога находится в зависимости, ибо происходит через эманацию, так же как речь исходит от говорящего или как текст исходит от пишущего - ведь сам говорящий не обращается в речь и сам пишущий не обращается в текст; нет, речь и тест происходят через эманацию. Говорящий обладает совершенной способностью и возможностями, а речь истекает от него, так же как действие появляется от действующего лица. Истинный Говорящий, Суть Единства, всегда пребывал в одном состоянии, которое не меняется и не преобразуется, не подвержено ни трансформации, ни переходам. Он есть Вечный, Бессмертный. А посему человеческие души происходят от Бога путем эманации. И когда в Библии говорится, что Бог вдохнул Свою душу в человека, то дух сей, подобно тому как речь исходит от человека, исходит от Истинного Говорящего и воплощается в сущности человека.
        Происхождение же путем явления (если под этим подразумевается явление божественного, а не разделение на части), как мы уже говорили, есть происхождение и возникновение Святого Духа и Слова, исходящих от Бога. Как сказано в Евангелии от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога"(7) - в этом смысле Святой Дух и Слово суть явления Бога. Дух и Слово означают божественные совершенства, явившиеся в Сущности Христа, и эти совершенства были у Бога; так солнце являет свое великолепие в зеркале. Ибо Слово не обозначает физическое тело Христа, нет, оно обозначает божественные совершенства, явленные в Нем. Ибо Христос был как чистое зеркало, обращенное к Солнцу Истинной Сущности, то есть совершенства Солнца Истинной Сущности, его свет и тепло отражались и являлись в сем зеркале. Если мы смотрим в зеркало и видим солнце, то мы говорим: "Это солнце". Таким образом, Слово и Святой Дух, обозначающие совершенства Бога, есть божественные явления. Вот в чем смысл стиха из Евангелия от Иоанна, гласящий: "Слово было у Бога, и Слово было Бог"(8); ибо божественные совершенства не отличаются от Сущности Единого. Совершенства Христа именуются Словом потому, что все существа пребывают в состоянии букв, а одна буква не несет полного значения, тогда как совершенства Христа имеют силу слова, ибо в слове заключено полное значение. Поскольку Сущность Христа явилась проявлением божественных совершенств, постольку она была уподоблена слову. Почему? Потому, что Он есть собрание совершенных значений. Вот почему Он назван Словом.
        И знайте, что происхождение Слова и Святого Духа от Бога, которое есть происхождение и возникновение путем явления, не следует понимать в том смысле, что Божественная Сущность оказалась разделена на части или стала множественной или что она снизошла с высот святости и чистоты. Боже упаси! Будь чистое и гладкое зеркало обращено к солнцу, свет и тепло, форма и образ солнца явлены в зеркале в столь совершенном виде, что если смотрящий в зеркало скажет о сияющем и великолепно отраженном в нем солнце: "Это солнце", то он будет прав. Тем не менее зеркало есть зеркало, а солнце есть солнце. Само Единственное Солнце, даже если оно отражено во множестве зеркал, остается одним. Сие состояние не есть ни постоянство, ни вхождение, ни смешение, ни нисхождение; ибо вхождение, постоянство, нисхождение, выход и смешение есть проявления и характеристики телесного, а не духовного; тем более бесконечно далеки они от священной и чистой Сущности Бога. Бог свободен от всего, что не подобает Его чистоте и Его возвышенной и благородной святости.
        Солнце Истинной Сущности, как мы уже говорили, всегда пребывало в одном состоянии; оно не меняется и не преобразуется, не подвержено ни трансформации, ни переходам. Оно вечно и бессмертно. Священная же Сущность Слова Бога пребывает в состоянии чистого, ровного и сияющего зеркала; тепло, свет, образ и подобие, иными словами, совершенства Солнца Истинной Сущности явлены в нем. Вот почему Христос в Евангелии говорит: "Отец в Сыне" - это значит, что Солнце Истины явлено в зеркале(9). Да будет славен тот Единственный, Который воссиял в этой Священной Реальности, Который свят между существами!

 


(7)    Евангелие от Иоанна 1:1.
(8)    Евангелие от Иоанна 1:1.
(9)    Ев. от Иоанна 14:11, 17:21.

 

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных