Литература

50. Духовные доказательства происхождения человека

Доказательства, которые мы прежде приводили по поводу происхождения человека как вида, были доказательствами логическими. Перейдем к доказательствам духовным, которые имеют первостепенную важность. Итак, после того как мы логически доказали существование Божественного начала и логически же доказали, что существование человека как такового имеет собственный корень и истоки и что человек как вид существовал всегда, представим теперь духовные доказательства того, что существование человека, то есть человека как вида, - есть необходимое существование, и что если бы не было человека, то совершенства Божества не были бы явлены. Но сии доказательства не логические, а духовные.
        Уже много раз мы показывали и доказывали, что человек есть благороднейшее существо, средоточие всех совершенств, и что все существа и все сущее являются точками, из которых отражается блеск славы Божией - иначе говоря, что знаки Божественности Господа проявляются в сущностях вещей и существ. Как земной шар есть тело, отражающее лучи солнца, - ибо свет, тепло и влияние солнца видны и проявляются в каждой частице Земли, - подобным же образом каждая частица всего существующего в сем бесконечном космосе утверждает и свидетельствует об одном из божественных совершенств. Нет ничего, что было бы лишено этого блага; это либо знак милости Бога, знак Его мощи, Его величия, Его справедливости, Его указующего путь провидения; либо это знак щедрости Бога, Его проницательности, Его внимания, Его знания, Его славы и тому подобного.
        Вне всякого сомнения, в каждом из существ явлен блеск славы Божией, то есть совершенства Бога отражаются и сияют в них. Сие как солнце, свет которого отражен и в пустыне, и в море, и в деревьях, и в плодах, и в цветах, и во всех вещах на Земле. В мире каждое отдельное существо возглашает нам одно из имен Бога, но истинная сущность человека есть вместилище сущностей, общая сущность - она есть средоточие, излучающая свет всех совершенств Бога, то есть можно сказать, что каждое имя, каждое качество, каждое совершенство, что мы находим в Боге, имеет свое проявление в человеке. Если бы это было не так, то человек не смог бы вообразить эти совершенства и не смог бы их осознать. Так мы говорим, что Бог всевидящ и глаз - это знак Его проницательности; если бы человек не был наделен зрением, то как бы мы смогли вообразить всевидение Бога? Ибо незрячий (тот, кто слеп от рождения) не может представить себе, что значит видеть; а глухой (тот, кто глух от рождения) не может представить себе, что значит слышать; а мертвые не могут постичь жизнь. И значит, Божественность Господа, которая есть собрание всех совершенств, находит свое отражение в сущности человека - иными словами, Суть Единственного есть собрание всех совершенств, и это собрание совершенств волею Бога отражается в человеческой сущности.
        Человека поэтому можно назвать совершенным зеркалом, обращенным к Солнцу истины, в котором, как в фокусе, сходятся лучи - Солнце Истины сияет в этом зеркале. Отражение божественных совершенств проявляется в сущности человека и потому он есть представитель Бога, посланник Бога. Если бы человек не существовал, то Вселенная не имела бы смысла, ибо смысл существования - это проявление совершенств Бога.
        И значит, неправильно говорить, что было время, когда человек не существовал. Мы лишь можем сказать, что сей земной шар когда-то не существовал и что когда он появился, человек на нем оказался не сразу. Но от начала, которому нет начала, до конца, которому не будет конца, всегда есть Совершенный Явитель. Человек, о котором мы говорим, не есть любой человек - мы имеем в виду совершенного человека. Ведь самая благородная часть дерева - его плод, в котором заключен смысл существования дерева. Если бы дерево не приносило плоды, в нем не было бы смысла. И посему, невозможно представить, что мир существования, будь то далекие звезды или наша Земля, были когда-то населены (ослами, коровами, мышами, кошками), но с ними не было человека! Такое предположение ложно и бессмысленно. Слово же Божие ясно как солнце. Таково духовное доказательство, которое прежде мы не могли представить для материалистов. Сперва мы должны представить логические доказательства, а затем уже - доказательства духовные.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных