Литература

32 Развитие духа

Улица Грез, 15, Париж

10 ноября

Сегодня я расскажу о развитии и совершенствовании духа.

        В природе нет абсолютного покоя. Все либо развивается, либо исчезает, все движется вперед либо назад, нет ничего неподвижного. Начиная со дня рождения и до наступления зрелости человек развивается физически, а затем, достигнув своего расцвета, он постепенно слабеет, сила и выносливость его тела угасают, и человек постепенно приближается к смертному часу. Точно так же развивается растение — прорастает из семени и достигает зрелости, а затем его жизненные силы уменьшаются, оно увядает и погибает. Птица взлетает лишь до определенной высоты, а затем, достигнув высшей точки своего полета, опять спускается к земле.

     Очевидно, что движение присуще всему сущему. Все материальные вещи развиваются до определенной точки, после чего приходят в упадок. Таков закон, царящий в физическом мироздании.

     Теперь рассмотрим человеческую душу. Мы убедились, что движение — свойство всего живого, без движения нет жизни. Любое создание, принадлежащее к неорганическому миру, к царствам растений или животных, подчиняется закону движения: оно должно либо подниматься, либо опускаться. Но человеческая душа не знает заката. Она движется только в направлении совершенствования. Рост и развитие — вот единственные движения души.

     Божественное совершенство беспредельно, а потому бесконечно и развитие души. С момента рождения человека его душа стремится вперед, мышление развивается, расширяется кругозор. После того как отмирает тело, душа продолжает жить дальше. Существование всего материального ограниченно, душа же не имеет предела.

     Вера в бессмертие души свойственна всем религиям. Мы молимся за умерших близких, просим Всевышнего простить их грехи и способствовать их развитию. Если бы душа погибала вместе с телом, все это было бы бессмысленно. Более того, если бы душе, освободившейся от тела, было бы невозможно совершенствоваться дальше, к чему были бы тогда все эти пылкие и благоговейные молитвы?

     В Священных Писаниях мы читаем: «Все добрые дела возвращаются»1. Но если бы душа не продолжала существовать, эти слова не означали бы ничего!

     Не служит ли доказательством бесконечности нашего существования тот простой факт, что некий духовный инстинкт, который, очевидно, не дается зря, постоянно побуждает нас молиться о благополучии наших близких, ушедших из жизни?

     В мире духа не существует процессов упадка. Смертный мир полон противоречий и противоположностей. Поскольку движение неизбежно, все в нем либо идет вперед, либо отступает. В царстве же духа отступление невозможно, любое движение обязательно ведет к совершенствованию. Прогресс есть выражение духа в мире материи. Интеллект человека, его сила мышления, его знания и научные достижения — все это, будучи проявлениями духа, подчинено непреложному закону духовного развития и посему бессмертно.

     Надеюсь, что вы будете совершенствоваться как в духовном, так и в материальном плане. Пусть ваш разум развивается, знания умножаются, а понимание углубляется.

     Постоянно стремитесь вперед, никогда не останавливайтесь, ибо остановка означает первый шаг назад, шаг к упадку.

     Все физическое творение преходяще. Материальные тела состоят из атомов. Когда атомы начинают отделяться друг от друга, происходит разложение, приводящее к тому, что мы называем смертью. Сочетание атомов, составляющих тело, бренную часть любого существа,— временно. Когда исчезает сила притяжения, удерживающая атомы вместе, тело как таковое прекращает существование.

     С душой все обстоит иначе. Она не является сочетанием элементов и не состоит из множества атомов, а представляет собой единую неделимую субстанцию, и потому она вечна. Душа человека — это явление совершенно иного порядка, нежели создания материального мира. Она бессмертна!

     Научная философия показала, что простой («простой» означает «неделимый») элемент не разрушаем, он вечен. Поскольку душа не состоит из нескольких элементов, то она подобна простому элементу, и потому ее существование не может прекратиться.

     Душа состоит из некоей неделимой субстанции, поэтому она не подвержена распаду или разрушению и, стало быть, нет причины, по которой ее существование пришло бы к концу. Все живое проявляет признаки жизни; признаки эти не могли бы возникать сами по себе, если бы не существовало того, что они выражают или доказывают. То, что не существует, не может, разумеется, подать знака. В то же время перед нами постоянно возникают многочисленные признаки существования духа.

     Следы Духа Иисуса Христа, влияние Его Божественного Учения видны и сегодня, они вечны.

     Нечто несуществующее, как это понятно, не может быть обнаружено по каким-либо признакам. Человек должен жить, чтобы писать,— мертвый писать не может. Способность писать сама по себе — признак души и интеллекта пишущего. Священные Писания (содержащие в принципе одни и те же положения) доказывают непрерывность духа.

     Задумайтесь о цели творения: возможно ли, что все во вселенной  было создано, развивалось и совершенствовалось в течение бесконечных эпох ради столь малой цели — ради нескольких лет человеческой жизни на земле? Мыслимо ли, что такова конечная цель всего творения?

     Минералы изменяются до тех пор, пока не станут доступными для усвоения растениями. Растения развиваются, чтобы поддерживать жизнь животных. Животные, в свою очередь, составляют часть пищи человека и требуются для его существования.

     Это доказывает, что человек — вершина всего мироздания, самое совершенное из всех сотворенных существ, результат тысячелетней эволюции жизни.

     В лучшем случае человек живет в этом мире всего девяносто лет. Это, в самом деле, очень короткий промежуток времени!

     Заканчивается ли его существование, когда он покидает свое бренное тело? Если это так, вся предшествующая эволюция бесполезна и не имеет никакого смысла. Можно ли поверить, что появление и развитие человека не подразумевало более высокой цели?

     Душа вечна и бессмертна.

     Материалисты говорят: «Где она? Какова она? Мы не можем ее ни увидеть, ни потрогать?»

     Вот как мы должны отвечать на их вопрос: как бы ни развивался минерал, он не сможет постичь мира растений. Но отсутствие понимания не доказывает, однако, что растений не существует!

     Какой бы высокой ни была степень совершенства растения, оно неспособно понять животный мир. Но это незнание не есть доказательство того, что животных в природе нет!

     Как бы высоко ни было развито животное, оно никогда не сможет представить себе разум человека и постичь природу его души. Опять же это не доказывает отсутствия у человека души и разума. Это подтверждает лишь тот факт, что каждая низшая форма существования не в состоянии понять высшую форму.

     Например, этот цветок не подозревает о том, что такое человек, но его неведение не мешает существованию человеческого рода.

     Аналогично этому, если материалисты не верят в существование души, их неверие не доказывает того, что духовного царства нет. Разум человека подтверждает его бессмертие; так же, как темнота доказывает присутствие света, ибо без света не было бы тени. Бедность указывает на существование богатства, иначе как могли бы мы без него измерить бедность? Невежество свидетельствует о существовании знания — ибо как могли бы мы без знаний определить невежество?

     Понятие смерти предопределяет то, что существует бессмертие, ибо, если бы не было Вечной Жизни, не было бы и никакого способа измерения жизни в этом мире!

     Если бы дух не был бессмертен, как могли бы тогда Божественные Посланники выдерживать такие ужасные испытания?

     Зачем Иисус Христос претерпел ужасное распятие?

     Зачем терпел преследования Мухаммад?

     Зачем Баб принес высшую жертву, и почему Бахаулла провел почти всю жизнь в заключении?

     Ради чего были эти страдания, если не для доказательства вечной жизни духа?

     Христос страдал. Он принял все испытания, поскольку дух Его бессмертен. Думающий человек поймет духовную сторону закона развития и увидит, как все движется от низшей ступени к более высокой.

     Лишь бездумный человек, рассмотрев все эти явления, может вообразить, что великий план мироздания должен на этом внезапно прерваться и вся эволюция должна закончиться на этой несовершенной стадии.

     Материалисты, держащиеся подобного мнения и опровергающие нашу способность видеть духовный мир или воспринимать Божии благословения, сравнимы с животными, лишенными разума: имея глаза, они не видят, имея уши, они не слышат. Этот недостаток зрения и слуха есть лишь доказательство их собственной неполноценности, о которой мы читаем в Коране: «Это люди слепые и глухие для Духа». Они не пользуются великим даром Божиим, силою разума, при помощи которого они могли бы видеть духовными глазами, слышать духовными ушами и понимать Божественно просвещенным сердцем.

     Неспособность материалистического ума постичь идею Вечной Жизни не есть доказательство того, что этой жизни не существует.

     Понимание этой другой жизни зависит от нашего духовного рождения!

     Я молюсь о том, чтобы ваши духовные способности и устремления возрастали с каждым днем и чтобы вы никогда не позволяли своим физическим ощущениям заслонять от вашего взора величие Небесного Озарения.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных