Литература

4 Декабря 1912 Беседа в Теософском Обществе Бродвей, 2228, Нью-Йорк

Запись Эстер Фостер

 Если люди не ведают о подлинной сущности сего мира, не стремятся постичь смысл явленного бытия, не понимают истинных начал мироздания, не стремятся проникнуть в таинства материальных и духовных явлений, то они обладают лишь поверхностным знанием о жизни и сущности вселенной и, поистине, являются воплощением полнейшего невежества. Они слепо верят в то, что услышали от отцов и дедов. Они лишены соственного видения, духовного восприятия, они потеряли способность самостоятельного мышления и осознания и бездумно следуют древним традициям. Такие люди представляют себе, что владычество Господа есть преходящее владычество или Царствие.
 Например, они полагают, что этот сущий мир был создан шесть или семь тысячелетий тому назад, и якобы до оного момента Господь не царствовал в этом мире и не имел никаких творений в предшествующие времена. Они считают, что Божественное владычество преходяще, ибо по их мнению Божественное владычество зависит от явленных творений, в то время как на самом деле именно существование Бога предопределяет существование творения. Существование света предопределяет существование восприемников этого света, ибо свет не может проявиться иначе, как только через посредство тех творений, которые воспринимают и отражают его лучи. Владычество Бога предопределяет существование творений, предопределяет существование восприемников даров и щедрот, предопределяет многообразие мирского существования. Невозможно представить себе владычество Бога отдельно от Его творений, ибо в ином случае можно было бы представить и государство без народа. Владыка должен иметь владения, должен иметь армию и подданных. Разве можно царствовать, не имея царства, армии и подданных? Такое царствование лишено всякого смысла. Если мы предположим, что существовало время, когда не было государства, армии и подданных, то как мы тогда определим качества государя или владыки? Ведь все эти реалии являются необходимыми атрибутами существования царя.
 Следовательно, поскольку Божественная реальность изначальна и вечна, то сие означает, что Господь всегда был Создателем, Господь всегда был Промыслителем, Господь всегда был Воскресителем, Господь всегда был Подателем благ, - то есть никогда не существовало такого времени, в которое эти атрибуты Господа не имели своей сферы приложения. Солнце является солнцем, поскольку оно излучает свет и тепло. Можем ли мы представить, что солнце когда-то было лишено своего тепла и света, сие означало бы, что изначально оно не было солнцем, но однако стало им с течением времени. И подобным образом, если мы предположим, что некогда Господь не имел этой вселенной или сотворенного мира, что не было восприемников Его щедрот, и что Его поименования и атрибуты не были явлены, то мы придем к выводу о зависимом, преходящем существовании Божественной Сущности, что равносильно полному отрицанию Божественного владычества. Говоря более понятным языком, если мы полагаем, что пятьдесят или даже сто тысяч лет назад мироздания не существовало, то такое предположение означало бы, что в тот период предсуществования не было и Божественного владычества. Допустим, мы заявляем, что некогда жил царь, не имевший ни армии ни страны, в которой мог бы править, однако такое заявление в сущности означает, что в означенное время царя просто не было, и что его существование преходяще. Следовательно очевидно, что поскольку Божественная реальность не имеет начала, то мироздание также не имеет начала. Это ясно как сияние солнца. Наблюдая эту сложнейшую структуру вездесущего могущества, размышляя о безграничной вселенной и ее бесчисленных мирах, мы придем к выводу, что жизненный путь сего бесконечного мироздания не ограничивается шестью тысячами лет; мы осознаем, что его начало сокрыто в глубочайшей древности.
 И тем не менее мы читаем в Книге Бытия Ветхого Завета, что сие мироздание существует только шесть тысячелетий. Данное изречение имеет скрытый смысл и значение; его нельзя воспринимать буквально. Так например, в Ветхом Завете рассказывается, что определенные творения были созданы в первый день. Сие повествование говорит о том, что в то время солнце еще не было сотворено. Разве мы смогли бы узнать что есть день, если бы солнце не светило в небесах? Ведь понятие дня связано с понятием солнечного света. Поскольку солнце еще не было сотворено, то как же можно постичь существование этого первого дня? Таким образом эти утверждения имеют иносказательное, а не буквальное значение.
 Коротко говоря: мы стремимся показать, что Божественное владычество, Царствие Божие является извечным владычеством, что оно не может быть преходящим владычеством, подобно тому, как любое царство предопределяет существование подданных, армии и страны; ибо в противном случае понятие владения, власти и царствования было бы бессмысленным. Поэтому, предположив, что сотворенный мир является преходящим, мы будем вынуждены допустить и ограниченное существование Творца, в то время как божественное благотворение вечносуще, и лучи Солнца Истины неизменно освещают сие мироздание. Поток божественной щедрости не может быть прерван, подобно тому, как солнце не может перестать излучать свет. Сие заключение ясно и очевидно.
 Итак существовало множество святых Явителей Господа . И как тысячу лет тому назад, две тысячи лет тому назад, так и миллион лет тому назад поток щедрот Божиих оставался неизменным, сиял Его лучезарный свет и существовало вечное владычество Господа.
 Зачем являлись в сей мир святые Явители Господа? Каков был сущностный смысл и какова цель Их прихода? Каковы итоги Их миссии? Очевидно, что сущность человека двойственна по своей природе: с одной стороны он является образом и подобие Господа, а с другой стороны ему присущи сатанинские черты. И человеческое бытие определяется этими двумя началами: божественным и сатанинским. Понятно, что помимо физического организма человек обладает иной сущностью, которая включает в себя небесные понятия, присущие духовной организации человека. Допустим, человек утверждает, "Я видел," "Я говорил," "Я ходил." Какое значение он вкладывает в понятие "Я"? Разумеется, что это "Я" отличается от его физического тела. Вполне понятно, что когда человек думает, то он словно советуется с некой другой личностью. С кем же он советуется? Очевидно, что сие есть некая иная сущность, сущность отличная от его тела, с которой он обсуждает собственные идеи и мысли, "Стоит ли мне заняться этим делом? Принесет ли мне пользу подобное занятие?" Или, скажем, он спрашивает свою внутреннюю сущность, "Есть ли причины, из-за которых мне не стоит браться за это дело?" И тогда это внутренняя человеческая сущность сообщает ему свое мнение относительно рассматриваемого вопроса. Следовательно, очевидно и ясно, что вторая человеческая сущность отличается от его физического воплощения, - сие есть некий субъект мысли, второе "Я" с которым общается сам человек, выясняя его мнение.
 Бывает что человек строит какие-то планы; например он намеревается предпринять путешествие. Затем он начинает колебаться, - то есть он советуется со своим внутренним "Я", - и в итоге решает отложить путешествие. Что же произошло? Почему он отказался от исходной затеи? Видимо он посоветовался со своей внутренней сущностью, которая разъяснила ему недостатки его замысла; следовательно он, доверяя этой внутренней сущности, изменил свое начальное намерение.
 Кроме того человек обладает способностью видеть в мире снов. Он путешествует по странам Востока; он путешествует по странам Запада; хотя его тело неподвижно, его тело остается на месте. Именно его вторая сущность совешает эти путешествия, пока его тело находится в состоянии сна. Иными словами несомненно есть некая иная сущность, отличная от внешней физической реальности. Далее, например, человек умер и его предали земле. Впоследствии вы можете увидеть его в мире снов и разговаривать с ним, хотя его тело зарыто в землю. Кого же вы видете в ваших снах, с кем вы говорите, и кто отвечает вам? Это вновь подтверждает, что существует некая иная реальность, отличная от физического воплощения, которое умерло и было предано земле. Таким образом вполне понятно, что помимо физического существования человек обладает неким иным бытием. Иногда человек заболевает, но его внутренняя сущность продолжает нормально жить. Когда тело погружается в сон, то его физическое состояние напоминает смерть; однако внутренняя сущность продолжает жить, постигать и воспринимать мир и даже осознавать себя в этом мире.
 Эта иная или внутренняя сущность называется небесным телом, бесплотной формой, которая присуща физическому телу. Сие есть сознательное существование, благодаря которому человек познает внутренний смысл вещей, ибо бренное тело человека не может постичь тайных явлений. Сия внутренняя бесплотная сущность овладевает таинствами бытия, открывает научные истины и находит им реальное применение. Она объяснила явление электричества, изобрела телеграф, телефон и открыла двери в мир творчества. Если бы внешнее физическое тело было способно на это, то животные также могли бы делать удивительные научные открытия, поскольку как животные, так и человек обладают равными физическими способностями и ограничениями. Итак что же представляет собой та сила, которая проникает в подлинные сущности бытия и которая отсутствует в мире животных? Именно духовная сущность осознает смысл вещей, проливает свет на тайны жизни и существования, проникает в божественное Царствие, распечатывает таинства Божии, и именно благодаря ей люди отличаются от животных. Данное утверждение является бесспорным.
 Как было показано ранее, человеческое бытие определяется существованием в нем высшего и низшего начала, с одной стороны человек принадлежит миру Божественному, а с другой стороны - миру природному. Если в человеке преобладают животные склонности, то он опускается даже ниже уровня диких зверей. Если же небесные силы берут верх над его физической природой, то он становится поистине самым прекрасным и совершенным созданием в этом сотворенном мире. Все несовершенства, присущие животным можно обнаружить в человеческом мире. Ему свойственны противоречия, ненависть, борьба за собственное существование; в человеческой натуре таятся ростки ревности, мстительности, жестокости, коварства, лицемерия, жадности, несправедливости и деспотизма. Словом, подлинная сущность человека облачена в наряды животного бытия, в одеяние природного мира, мира темноты, несовершенства и бездны низменных страстей.
 С другой стороны мы замечаем в человеке справедливость, чистосердечие, верность, знания, мудрость, просвещеность, милосердие и сострадание, сочетаемое с разумом, духовной восприимчивостью, даром постижения сущностей вещей и способностью проникновения в подлинный смысл бытия. Все эти высшие совершенства могут быть явлены в человеке. Поэтому мы говорим, что человек является существом, стоящим между светом и тьмой. С этой точки зрения Его натура тройственна , - в нем совмещаются животное, человеческое и божественное начало. Животное начало означает тьму; божественное - является осиянным светом.
 Святые Явители Господа приходили в этот мир, дабы рассеять животный или физический мрак человеческой натуры, освободить его от природных несовершенств, дабы могли проявится его небесное, духовное начало, дабы пробудить его божественные качества, его духовное видение, раскрыть его духовные способности и воплотить в жизнь доселе скрытые добродетели, присущие человеческому роду. Эти святые Посланники Господа суть Просветители и Наставники мира бытия, Учителя человечества. Они выводят человека из мрака природного мира, избавляют его от безнадежного отчаяния, заблуждений, невежества, несовершенства и всех дурных склонностей. Они облачают его в наряды совершенств и высших добродетелей. Люди невежественны; Явители Господа наделяют их знанием. Они подобны животным; Явители открывают им смысл человеческого бытия. Они дики и жестоки; Явители ведут их в царство света и любви. Они несправедливы; Явители пробуждают в них стремление к справедливости. Человек своекорыстен; Они помогают ему стать бескорыстным. Человек высокомерен; Они делают его кротким, смиренным и доброжелательным. Он принадлежит к земному миру; Они приобщают его к миру небесному. Люди обитают в несовершенном материальном мире; Явители возносят их к высотам божественных совершенств. Они неразвиты как дети; Явители помогают им достичь зрелости. Человек беден; Они наделяют его истинным богатством, Человек низок, вероломен и грешен; Явители Господа помогают раскрыться его достоинствам, великодушию и благодетельности.
 Святые Явители освобождают род человеческий от несовершенств его низшей природы, и благодаря Им люди приобретают величие божественных совершенств. Если бы Посланники Божии не являлись в этот мир, то человечество не смогло бы подняться выше уровня животного бытия. Люди так и остались бы темными и невежественными, подобно тем, кто отвергает силу образования, и тем, кто никогда не имел учителя или наставника. Безусловно эти несчастные так и останутся дикими и невежественными.
 Если горы, холмы и долины материального мира оставить в их природном, невозделанном состоянии, то они так и будут пребывать в их первозданной дикости, эти земли не украсит ни одно плодовое дерево. Хороший земледелец превратит эти дикие леса и заросли в настоящие сады, высрастит деревья, способные приносить плоды, а вместо колючик и терний насадит прекрасные цветы. Святые Явители суть духовные Садовники человеческих душ, божественные Земледельцы человеческих сердец. Мир материального существования подобен непроходимой и буйной лесной чаще, в которой произрастают лишь бесплодные деревья и сорные травы. Духовные Садовники возделывают эту первозданную и дикую природу человеческих деревьев, помогают им стать плодоносными, неустанно поливают и растят их, дабы они украсили сей явленный мир, и их пышное цветение обрело небесную красоту.
 Следовательно мы не вправе сказать, что поток божественной щедрости может быть прерван, что великолепное сияние Божественности может истощиться, или Солнце Истины может закатиться навеки, погрузиться ночь, после которой уже не наступит день, не начнется рассвет, что сей божественный свет умрет и не возродится вновь, что над мраком заблуждений не воссияет свет истины. Разве постижим сей вечный мрак, поглотивший Солнце подлинной Сущности? Непостижим! Физическое светило было сотворено, дабы изливать свет на этот мир и дарить жизненные силы всем царствам бытия. Как же может может духовное Солнце Истины, Слово Божие, угаснуть навеки? Ведь сие означало бы прерывание потока Божественного благотворения, а благотворение Господне по самой природе его - неизменно и вечно. Его солнце неизменно сияет; его облака неизменно изливаются дождями; его благоуханные ветерки неизменно веют. И посему, всецело уповая на Господа, мы должны возносить молитвы и просить о том, чтобы ОН ниспосылал нам Его святых Явителей, наделенных великим могуществом и совершенством, обладающих сокровенным всепроникающим даром Его Слова, дабы эти небесные Души отличались от всех иных созданий всеобъемлющими совершенствами, божественными атрибутами, подобно тому как сияние солнца затмевает свет всех иных звезд.
 Звезды небесные мерцают и посверкивают, однако солнце превосходит их великолепием его сияния. Также и святые божественные Явители всегда отличались и будут отличаться непревзойденным величием и всесторонними совершенствами от всех прочих созданий, ибо сие подтверждает, что такой явитель является истинным Наставником и всеобщим Просветителем; что Он есть Солнце Истины, излучающее божественное сияние и отражающее красоту Господа. В ином случае он не сможет воспитать ни единой человеческой души, и вследствии недостатков такого воспитания никто не уверует в него и не признает его как святого Явителя Царствия Божия. Подлинный Явитель Господа должен быть наделен божественным знанием, которое не связано с образованием, получаемым в школах. Он должен быть Воспитателем, а не воспитуемым; Его знания обретены через озарение, нисхождение небесной благодати, а не посредством обучения. Он должен обладать всеми совершенствами и не иметь не достатков, должен быть могущественным и величественным, и не может быть слабым и бессильным. Он должен владеть сокровищами духовного мира, он не может быть духовно нищим. Иными словами, святой небесный Явитель Господа должен отличаться от всех представителей рода человеческого, превосходя их во всех отношениях и сферах бытия, дабы Он смог дать подлинное воспитание политическим структурам общества, смог рассеять тьму, окутывающую царство человека, превратить низший материальный мир человека в возвышенный мир духа; действенная сила Его слова должна быть поистине могущественна, дабы Он смог возвесть и утвердить в царстве человеческом благотворные заветы всеобщего мира, способствовать установлению единой общечеловеческой религии и, открыв единство божественно власти, примирить все секты и течения и превратить разные страны и народы в единое общее отечество, в единую человеческую семью.
 Мы надеемся, что щедроты Божии снизойдут на всех нас, что все мы будем восприемниками этих божественных даров, что лучи Солнца Истины просветят наши глаза, возродят наши сердца, даруют нашим душам знание благой радостной вести Господа, обогатят наши духовные помыслы и помогут нам достичь подлинно великих результатов. Словом, наша надежда заключается в том, что мы сможем достичь этих главных высот человеческих чаяний и стремлений.
 Я провел в Америке девять месяцев и проехал по всем большим городам, выступая перед различными собраниями, возглашая единство рода человеческого, призывая всех к объединению, согласию и примирению. Американцы проявляли ко мне поистине доброжелательное отношение. Я понял, что это - прекрасный и великодушный народ, который способен достичь всесторонних совершенств. Завтра я уезжаю в Европу, и на прощание желаю вам приобщиться к божественным милостям, непреходящему величию и вечной жизни; и я молюсь о том, чтобы вы взошли к этому высочайшему положению человеческого бытия. Встречи с вами доставили мне огромное удовольствие. Я никогда не забуду вас. Вы всегда будете жить в моем сердце. Я всегда буду возносить молитвы к Царствию Божию, и просить Господа, ниспослать вам небесные дары.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных