Литература

27 Августа 1912 Беседа в Метафизическом Клубе

Бостон, Массачусетс
 Запись Эдны МакКинни

 На лицах собравшихся здесь людей я созерцаю выражение мудрости и глубокомыслия; поэтому я хочу поговорить с вами на тему, содержащую один из божественных вопросов, побеседовать о том, что имеет важное значение как для религиозного, так и для метафизического учения, - а именно, о постепенном и вечном движении элементарных частиц вещества, о круговращении частиц, которые проходят все стадии жизни сущего мира, все царства бытия. После рассмотрения данного вопроса станет очевидным единое происхождение и исход всего сущего мира и неразрывное единство, в котором находятся все явленные существа. Это очень тонкое место божественной философии, требующее глубокого внимания и изучения.
 Исходные мельчайшие частицы, из которых состоит весь явленный мир бытия нашей бесконечной вселенной, находятся в вечном движении, они подчиняются единой силе, которая заставляет их постоянно преходить с одного уровня жизни на другой. Давайте, например, представим себе некую частицу минерального царства, возносящуюся на уровень царства растений, посредством проникновения в структуру и волокна дерева или цветка. Затем она поглощается или усваивается царством животных, и в итоге, благодаря этому всеобщему закону и процессу, становится частью человеческого тела. То есть, можно сказать, что эта частица проходит все промежуточные стадии или положения явленного мира, входя в состав различных организмов за время своего путешествия. Ее передвижения или преобразования происходят постепенно и непрерывно, ибо после распада человеческого тела, в которое она входила, данная частица возвращается в царство минералов, откуда начался ее путь, и вновь повторяет весь процес перемещения по царствам бытия. Представленная картина показывает, что исходные мельчайшие частицы вещества подвергаются последовательным преобразованиям и путешествуют по царствам материального мира.
 В таком непрерывном цикле передвижений и путешествий частица преобретает качества и способности каждого уровня или царства бытия, в которое она переходит. Находясь на уровне минералов, она обладает силами минерального притяжения; в царстве растений она проявляет способность развития или силу роста; в организме животного она приобщается умственным способностям данного уровня; и в царстве человека приобретает человеческие качества и способности.
 Кроме того, заметим, что в каждом царстве мироздания существует несметное множество форм и организмов явленного бытия и воплощения. Так например, мир или царство растений имеет бесконечное разнообразие видов и материальных структур растительной жизни, - и каждый вид включает в себя множество подвидов, не существует двух одинаковых растений, полностью схожих друг с другом по составу и облику, - ибо в природе не бывает повторений, и способности роста и развития не могут быть ограничены раз и навсегда установленными образами и формами. Каждый лист имеет свой неповторимый вид, - или, скажем, особую индивидуальность, отличающую его от других листьев. Следовательно, каждая частица бесконечного множества элементарных частиц в ходе своего непрерывного передвижения по царствам бытия в качестве образующего элемента органического соединения не только приобретает силы и свойства каждого очередного царства, но также воспринимает качества и атрибуты видов и организмов этих царств. Поскольку каждый вид имеет имеет свои индивидуальные и особые свойства, то и каждая исходная частица вселенной имеет возможность бесконечно разнообразного изъявления этих индивидуальных свойств. Материальную частицу нельзя лишить этой возможности или отнять у нее право на воплощение. Также нельзя сказать, что любая из существующих частиц отличается по своим возможностям от остальных частиц; более того, все они имеют равные привилегии и становятся носителями свойств, явленных в царствах бытия, восприемниками качеств и атрибутов их организмов. В многократных превращениях и переходах от царства к царству свойства, изъявляемые этими частицами определяются особыми свойствами того уровня бытия, на котором в данное время находятся частицы. Например, частица мира минералов не может воплотиться в форму и организм растения, а пройдя процесс преобразований и приобщившись к свойствам растительного уровня, она не имеет еще атрибутов животного царства и т.д.
 Итак, очевидно, что каждая исходная частица вселенной обладает некой способностью, благодаря которой она может стать носителем всех возможных качеств или сил нашего мироздания. Сие заключение требует глубокого, умозрительного осознания. Поразмышляйте об этом, ибо понимание данного вопроса открывает путь к истинному толкованию пантеизма. Такая точка зрения или восприятие подтверждает истинность пантеизма, ибо в сущности каждая частица потенциально обладает всеми качествами жизни, которые проявляются в ней благодаря изменениям и превращениям. Следовательно происхождение или исход явленного мира, воистину, есть порождение Вездесущего Господа; ибо от Него исходит подлинная сущность всего явленного бытия. Без посредства Господа не было бы не проявления подлинной сущности, ни самой подлинной сущности. Возможности существования и воплощения материального мира суть Господне благотворение и дар, подобно тому, как огонь и свет, излучаемый светильником, порождается способностью самого светильника, благодаря которой мы видим свет. Точно также и весь сущий мир есть порождение божественной щедрости, и объяснение истинного пантеистического утверждения или закона заключается в том, что все явления вселенной получили свое воплощение, благодаря единой силе, всеоживляющей и господствуещей над всеми вещами, и все вещи суть лишь проявления Его силы и благотворения. Никакими другими способами невозможно породить явления жизни или бытия. Поэтому, согласно словам Бахауллы, первый божественный завет есть единство рода человеческого.
 Если человек, обладает духовной проницательностью и внутренним зрением, которые присущи его уровню бытия, то он заметит, что свет божественных щедрот озаряет все человечество, подобно тому, как лучи солнца дарят тепло и свет всем сущим вещам. Все обличья материального бытия явлены благодаря световым лучам, порожденным солнцем. В темноте, без света, ничего нельзя было бы разглядеть. И точно также все явления внутреннего мира подлинной сущности воспринимают благотворения Господа из источника божественных даров. Стадия развития или царство человеческого бытия есть порождение единого творческого замысла, и все души суть знаки и свидетельства божественной щедрости. На этой ступени лестницы мироздания не существует исключений; все люди являются восприемниками человеческих дарований, исходящих от небесной щедрости. Можете ли вы сыскать хоть одну душу, лишенную возможности приобщения к Царствию Божию? Можете ли вы сыскать человека, которого Господь лишил повседневных средств существования? Сие невозможно. Благость и любовь Бога распространяются на всех, и все люди суть явители божественной щедрости. Тем самым становится очевидным единство рода человеческого.
 Но в нашем мире есть люди, слабые духом; мы должны помочь им окрепнуть. Есть невежественные, неведающие о дарах Господних; надо стремиться оказать им помощь в приобретении знаний. Есть больные; надо найти средства для их исцеления. Есть люди неразвитые, подобные малым детям; их надо воспитать и помочь им достичь зрелости. Мы ухаживаем за больными с чутким вниманием, душевной добротой и любовью; нельзя презирать человека из-за его болезни. Поэтому мы должны проявлять бесконечное терпение, симпатию и любовь ко всему человечеству, не делая исключений ни для единой души. Отказывая человеку в любви, мы нарушаем заветы Божии. Любовь Господа всеобъемлюща. Разве надлежит нам проявлять несправедливость и враждебность к кому бы то ни было? Разве может Господь благословить такие чувства? Божий промысел распространяется на всех. Разве в наших силах прервать милосердный поток Его щедрот? Бог сотворил всех по Своему образу и подобию. Можем ли мы проявлять ненависть к Его творениям, к Его слугам? Это противоречило бы Воле Божией, но находилось бы в согласии с волей Сатаны, под которой мы подразумеваем природные склонности низкой натуры. Низшие черты человеческой природы считаются сатанинскими, - злое эго скрывается внутри нас, а не воплощается в какую-либо личность зримого мира.
 Бахаулла учит, что основы божественной религии суть единая подлинная сущность, которая не допускает множественности и деления. Следовательно заповеди и наставления Божии едины. Различные религиозные учения, существующие в нашем мире, появились в результате слепой приверженности к внешним формам, ибо верующие не знают и не стремяться постичь основополагающую божественную сущность, объединяющую все религии. Многочисленные подражания древним обрядам и убеждениям разделили верующих на разные секты и течения. Поэтому необходимо освободить человечество от слепого подчинения традициям, открыв ему путь ведущий к пониманию истинной сущности всех религий, которая есть главная основа единства.
 Бахаулла говорит, что религия должна содействовать распространению любви и единства. Если она становится источником вражды и ненависти, то отсутствие такой религии предпочтительнее; ибо воля и закон Божий суть любовь, и любовь есть союз человеческих сердец. Религия является светом сего мира. Если она становится причиной мрака, порожденного человеческим непониманием и невежеством, то без такой веры в мире явно было бы светлее.
 Религия должна согласовываться с наукой и здравым смыслом; иначе она есть суеверие. Господь сотворил человека, дабы он мог постигать истины бытия и наделил его разумом и умственными способностями для проникновения в сущности вещей. Следовательно научные знания и религиозные верования должны согласовываться друг с другом и поверяться этой божественной способностью, дарованной человеку.
 Предрасудки всех видов, - как религиозные и расовые, так и патриотические и политические, - являются разрушителями божественных основ человеческой жизни. Источниками всех войн и кровопролитий, имевших место в истории человеческого общества, были предрассудки. Эта планета - наш общий дом и единое отечество. Бог сотворил род человеческий, наделив каждое существо равным правом жизни на сей земле. Город является домом для всех горожан, хотя каждый из них может иметь в этом городе свой собственный кров или жилище, также и земные пределы являются огромным мировым отечеством или домом для всех человеческих рас и национальностей. Расовые предрассудки или границы, разделившие мир на страны, подобные Франции,Германии, Англии и т.д., - являются искусственными и порождены человеческими заблуждениями и невежеством. Все люди суть дети и слуги Божии. Почему же эти искусственно придуманные границы должны разобщать нас? В царстве животных стая голубей живет вместе в мире и согласии. Они не имеют предрассудков. Мы же, люди, одаренные высшим разумом. Как же может человек с его умом отказаться от проявления сих достойных качеств, которые проявляются даже в низших созданиях.
 Бахаулла провозгласил и распространил идеи международного мира. В течение тысячелетий страны и народы постоянно сходились на полях сражений, дабы разрешить свои споры и разногласия. И причинами тому служили человеческое невежество и пороки. Возблагодарим Господа! Наше блистательное столетие отличается высокими помыслами и стремлениями, духовная восприимчивость стала глубже, глаза прозрели и слух обострился. Поэтому войны, наконец, должны прекратиться. Обратите внимание на людское невежество и непоследовательность. Человек, убивший другого человека подвергается суровому наказанию, но военный гений, пославший на смерть сотню тысяч своих собратьев, славится в веках как герой. Если один человек украдет немного денег, то его называют вором и сажают в тюрьму. А иной - грабит целые страны, и его почитают как патриота и великого завоевателя. Мелкий обман вызывает упреки и осуждения, но хитросплетения дипломатов и политиков вызывают всенародное восхищение и признание. Посмотрите, сколь невежественно и непоследовательно поведение человечества. Сколь безумными и дикими могут быть проявления низкой человеческой природы!
 Бахаулла разъяснил, что помимо успехов и достижений материальной цивилизации мир человеческий нуждается также в развитии духовных добродетелей и приобщении к дарам Божиим. Материальные источники не могут пробудить и просветить дух человека. Он не может возродиться, посредством исследования явлений мира материи. Дух человека нуждается в защите Святого Духа. Подобно тому как человек постепенно, шаг за шагом, поднимается над миром темного физического существования и приобщается к светлому миру знаний, точно также он должен развивать в себе положительные нравственные качества и духовные добродетели. Вступая на путь духовного воспитания, он должен заручиться поддержкой Святого Духа. Материальное развитие можно сравнить со стеклянной лампой, в то время как божественные добродетели и духовная восприимчивость суть свет, возгорающийся в ней. Не освещенное ламповое стекло не имеет особой ценности; также и материальному бытию человека требуется оживление и озарение, порождаемое светом светом небесных благодатей и милосердных качеств. Человек, не приобщенный к дарам Духа Святого, есть лишь неодушевленное тело. И хотя он живет в своем физическом и ментальном мире, но при этом остается духовно мертвым. Христос возгласил, "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух," подразумевая, что человек должен родиться в этот мир дважды. Младенец появляется на свет, обретая земную жизнь, и точно также человек, уже вступивший в сей физический и интеллектуальный мир, должен явиться на свет в мире Божественной Сущности. Во чреве матери ребенок еще лишен знаний о мире материального существования, но родившись в сей мир, он созерцает чудеса и красоты новой жизни, нового бытия. В мире материнского чрева он пребывал в полнейшем неведении и не мог иметь никакого представления о реалиях своего будущего положения, но переходя в земную жизнь, он обнаруживает, что в этом мире его ждут тепло и свет солнца, деревья, цветы и нескончаемая череда благодатей и щедрот. Пребывая на уровне или в царстве материального мира, человек является пленником природы, он не ведает о существовании божественного мира до тех пор, пока дыхание Святого Духа не возродит его, не освободит от мрака и ограничений физического бытия. Тогда пред ним открывается подлинная сущность духовного мира и Царствия, и он осознает всю узость былых тесных рамок физического существования и постигает сколь бесконечно и неисчерпаемо величие мира Божия. Поэтому все совершенства этого физического и интеллектуального мира не могут восполнить и превзойти совершенства его духа, ибо человек нуждается в безграничных добродетелях Божественной Сущности, защите Святого Духа и приобщении к Царствию Божию

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных