Литература

Adabiyot

78. Забастовки

Вы спрашиваете меня о забастовках. Этот вопрос вызывает и еще долго будет вызывать большие затруднения. Забастовки возникают по двум причинам. Одна - крайняя жадность и ненасытность фабрикантов и предпринимателей; другая - невоздержанность, алчность и непримиримость рабочих и ремесленников. Необходимо, следовательно, заниматься устранением обеих причин.
        Но главная причина этих затруднений - это законы современной цивилизации; ибо они способствуют тому, чтобы отдельные люди накапливали огромные, ни с чем не сравнимые состояния, превышающие их потребности, а большинство людей терпело нужду, лишения и пребывало в бедности. Это противно справедливости, человечности, праву; это верх беззакония, прямая противоположность тому, что угодно Господу.
        Такой контраст свойственен только миру людей: среди прочих существ, то есть почти у всех животных, наблюдаются своего рода справедливость и равенство. Так и в отаре овец, что пасет пастух, и в стаде оленей, живущих на свободе, есть равенство. Так и среди птиц, где бы они ни обитали - в степях, на равнинах, холмах или в садах, и среди всех других тварей царит своего рода равенство. Среди них вы не обнаружите различий в средствах существования; и поэтому их мир - это мир совершенной гармонии и довольства.
        Иное дело - род человеческий, упорно следующий путем величайшего заблуждения и вопиющей несправедливости. Посмотрите на человека, скопившего сокровища за счет эксплуатации колоний: он заполучил громадное состояние и извлекает прибыли и доходы, которые рекой текут к нему, тогда как сотни тысяч несчастных людей, слабых и бессильных, не имеют даже куска хлеба. Здесь нет ни равенства, ни доброй воли. Здесь вы видите, как согласие и гармония разрушаются, а благосостояние человечества попирается в такой степени, что жизни многих людей становятся бесполезными. Ибо богатство и высокое положение становятся уделом небольшого числа промышленников, в чьих руках сосредоточены производство и торговля, тогда как на долю прочих людей выпадают лишь бесчисленные трудности и заботы: у них нет ни привилегий, ни доходов, ни благ, ни умиротворения.
        Значит, должны быть установлены правила и законы, которые будут ограничивать избыток средств у отдельных частных лиц и обеспечивать удовлетворение насущных нужд миллионов бедняков; таким образом может быть достигнута некоторая уравновешенность. Но при этом невозможно абсолютное равенство, ибо абсолютное равенство состояний и положений в области торговли, сельского хозяйства, промышленности привело бы к беспорядку, хаосу, дезорганизации в структуре средств существования и к всеобщему разочарованию: порядок в человеческом сообществе оказался бы совершенно разрушенным. То есть когда равенство неоправданным образом навязывается, это приводит к нежелательным последствиям. А значит, выход в том, чтобы обеспечить умеренность потребления путем законов и установлений, которые будут препятствовать накоплению избыточных богатств в руках отдельных индивидуумов и гарантировать удовлетворение насущных потребностей масс. К примеру, фабриканты и промышленники ежедневно умножают сокровища, а бедные мастеровые не зарабатывают даже на хлеб насущный: сие есть верх беззакония, и человек, который судит по справедливости, не может принять этого. Поэтому следовало бы установить законы и правила, которые позволили бы работникам получать от владельца фабрики заработную плату плюс долю от четвертой или пятой части прибыли предприятия, в зависимости от его величины; или же каким-нибудь другим способом работники и владельцы должны по справедливости делить прибыли и привилегии. Действительно, ведь капитал и управление исходят от владельца предприятия, а труд и производственная деятельность - от работников. Работники либо должны получать заработную плату, которая обеспечит потребности, а когда они перестают работать по старости или по болезни, им должно выделяться достаточное содержание из общих доходов промышленности; либо же заработная плата должна быть такой высокой, чтобы работники могли удовлетворять свои нужды и одновременно откладывать понемногу на черный день.
        И когда все будет таким образом устроено, владелец предприятия не будет ежедневно умножать абсолютно не нужные ему богатства (не говоря уже о том, что когда состояние слишком велико, его владелец сгибается под непосильной тяжестью и его одолевают постоянные заботы и тревоги; управление чрезмерно большим состоянием весьма обременительно и изнуряет силы человека). В то же время рабочие и мастеровые не станут более пребывать в величайшей бедности и нужде; им не будут более угрожать тяжелейшие лишения на старости лет.
        Итак, ясно и очевидно, что распределение избыточных богатств среди небольшого числа индивидуумов, в то время как большинство пребывает в нужде, есть неравенство и несправедливость. Но в то же время и абсолютное равенство явилось бы препятствием для порядка, мира, жизни и благосостояния человечества. В таких делах предпочтительнее всего умеренность. Она могла бы быть достигнута, если бы капиталисты приостановили погоню за прибылью для одних себя и позаботились бы о положении бедных и нуждающихся - иными словами, если бы рабочие и мастеровые получали установленную и стабильную поденную плату плюс часть прибыли предприятия.
        С точки зрения социальных прав промышленников, рабочих и мастеровых, было бы хорошо, если бы были установлены законы, обеспечивающие умеренные прибыли для промышленников, а для рабочих - необходимые средства существования и обеспеченность в будущем. Тогда в случае, если они прекратят работать из-за болезни, или когда они станут старыми и беспомощными, или оставят после себя несовершеннолетних детей, то им и их детям не будет угрожать нищенское существование или гибель. И получать это обеспечение на будущее они должны из прибылей самого предприятия, на небольшую долю от которых они имеют право.
        В то же время рабочим не следует требовать слишком многого и бунтовать, не следует также требовать того, что не положено им по праву; им не следует бастовать; они должны быть послушны и дисциплинированы и не требовать чрезмерной платы. Но при этом взаимные и умеренные права обеих сторон должны быть юридически определены и установлены справедливыми и беспристрастными законами. В случае, если одна из сторон нарушит порядок, суд должен осудить нарушителя, а исполнительная власть должна привести решение суда в исполнение; тогда порядок будет восстановлен и конфликт разрешен. Вмешательство судов и правительства при возникновении несогласия между промышленниками и рабочими является законным, ибо отношения между рабочими и промышленниками совсем иного рода, чем просто сделки между частными лицами, до которых обществу нет дела и в которые правительство не должно вмешиваться. Хотя на первый взгляд конфликты между работодателями и работниками кажутся частным делом, на самом деле они наносят ущерб обществу, ибо торговля, промышленность, сельское хозяйство и общее положение в стране тесно связаны между собой. Если в одной из этих сфер случается злоупотребление, то ущерб сказывается на всем. Так конфликты между рабочими и промышленниками становятся причиной осложнений в обществе.
        Вследствие этого суд и правительство имеют право на вмешательство. Когда между двумя лицами возникают трения, затрагивающие личные права, необходимо вмешательство третьего лица для разрешения вопроса. В качестве этого лица выступает правительство. Как же тогда проблема забастовок - а они вызывают беспорядки в стране и чреваты взрывами гнева со стороны рабочих и жестокими мерами со стороны промышленников - может оставаться без внимания?
        Боже милостивый! Возможно ли, чтобы человек, видящий, как голодают его собратья, лишенные самого насущного, наслаждался покоем и комфортом в своем роскошном особняке. Тот, кто встретит крайне нуждающегося, может ли блаженствовать в сытости? Вот почему Религией Бога предписано и установлено, чтобы состоятельные люди ежегодно отдавали определенную часть своего дохода на поддержание бедных и обездоленных. Это одна из основ Религии Бога, и это обязательство для всех.
И когда человек поступает так не по принуждению и не потому, что его обязывает к этому правительство, но по велению своего сердца, когда добровольно и с радостью оказывает благодеяния бедным, сие весьма похвально, приятно и достойно одобрения.
        В этом смысл благих дел, и так говорят об этом Священные Книги и Скрижали.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных