Литература

Adabiyot

60. Бессмертие Духа (I)

  Показав, что дух человеческий существует (14), нам теперь надлежит доказать его бессмертие.
        О бессмертии духа говорится в Священных Книгах; это есть основа основ божественных религий. Известно, что наказания и вознаграждения бывают двух видов: первое - вознаграждение и наказание в этой жизни; второе - воздаяния в мире ином. Существование рая и ада обнаруживается во всех мирах Бога, и в мире этом, и в высших духовных мирах. Заслужить сии вознаграждения значит заслужить жизнь вечную. Вот почему Христос говорил: "Поступайте так, чтобы заслужить жизнь вечную, чтобы вы могли родиться от воды и Духа, чтобы вы могли войти в Царствие Божие"(15).
        Вознаграждения в этой жизни есть добродетели и совершенства, которые украшают сущность человека. Например, человек был темен, а стал просвещен; он был невежествен, а стал мудр; он был нерадив, а стал усерден; он пребывал во сне, а теперь бодрствует; он был мертв и обрел жизнь; он был слеп, и прозрел; он был глух, и услышал; он был привязан к земле, и устремился к небу; он был материален, и стал духовен. Через сии вознаграждения человек обретает духовное рождение и становится новым созданием. Он становится олицетворением евангельской строки об учениках, в которой говорится, что они "не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились"(16) - иными словами, что они очистились от низменных качеств и свойств, присущих человеческой натуре, и украсились божественными качествами, что от щедрот Бога. Вот в чем заключается второе рождение. Для таких людей нет большей муки, чем отдаление от Бога, нет более сурового наказания, чем плен плотского греха, темных страстей, низости натуры, животного вожделения. Когда свет веры разгоняет тьму пороков, когда луч Солнца Истинной Сущности озаряет их и украшает сиянием добродетелей, то они почитают это сие за величайшую награду и прозревают, в этом истинный рай. В то же время они считают духовным наказанием зависимость от мира природы, отдаление от Бога, грубость и невежество, плотские страсти, слабости, низводящие человека до уровня животного, пороки, подобные лживости, властолюбию, жестокости, суетности, сатанинские устремления - в этом заключена для них кара и мука земная. Нет для них худшего наказания и пытки, чем это.
        Воздаяние же в мире ином - это жизнь вечная, о которой говорится во всех Священных Книгах, это божественные совершенства, бесконечные щедроты и непреходящее блаженство. Воздаяние в мире ином - это совершенства и покой, обретаемые в духовных мирах после ухода из этого мира, а награда земной жизни - это истинные сияющие совершенства, которые достигаются на земле и приводят к жизни вечной, ибо они и составляют восхождение существования. Сие подобно тому, как человек развивается и переходит от состояния зародыша к состоянию зрелости и становится олицетворением слов: "Благословен же Аллах, лучший из Творцов"(17). Воздаяние в мире ином есть покой, духовная благодать, духовные дары Царствия Божия, исполнение желаний сердца и души и встреча с Богом в мире вечности. А наказание в мире ином - иначе говоря, муки иного мира - в лишении особой божественной благодати и небесных милостей и падении на низшие ступени существования. Тот, кто лишен сих божественных благ, хотя и продолжает существовать после смерти, почитается за мертвого людьми истины.
        Логическим доказательством бессмертия души является то, что несуществующая вещь не может иметь признаков - иначе говоря, невозможно, чтобы из абсолютного несуществования явились какие-либо знаки, ибо знаки являются вследствие существования, и следствие находится в зависимости от существования причины. Так от несуществующего солнца не может исходить свет; из несуществующего моря не вздымаются волны; из несуществующего облака не падает дождь; несуществующее дерево не приносит плодов; несуществующий человек ничего не являет и не создает. Значит, когда имеются признаки существования, они есть доказательства того, что то, чему принадлежат признаки, существует.
        Подумайте, ведь и ныне Царствие Христово существует. А как могло бы явиться столь великое царство от несуществующего царя? Как из несуществующего моря могли бы вздыматься столь высоко волны? Как из несуществующего сада могли бы разноситься столь благоуханные ветры? Подумайте, ведь ни проявления, ни следа, ни воздействия не остается ни от одного существа после того, как его члены распались и элементы рассеялись, будь то минерал, растение или животное. И только человеческая сущность и дух человека после распада членов, рассеяния частей и разрушения состава не исчезает, но продолжает действовать и сохраняет силу.
        Это чрезвычайно тонкий вопрос: вдумайтесь в него. То, что мы высказали, есть рациональное доказательство, и мудрый может взвесить сие на весах разума и справедливости. Но если человеческий дух возрадуется и устремится к Царствию Божию, если откроется внутреннее зрение, укрепится духовный слух и возобладают духовные чувства, то человек узрит бессмертие духа столь же ясно, как видит солнце, и добрые вести и знамения Бога откроются ему.
        Завтра мы добавим к сказанному иные доказательства.

 


(14)  Вопрос 48 - "Различия между человеком и животным"
(15)  Евангелие от Иоанна 3:5.
(16)  Евангелие от Иоанна 1:13.
(17)  Коран 23:14.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных