Литература

Adabiyot

61. Бессмертие Духа (II)

Вчера мы рассуждали о бессмертии духа. Да будет вам известно, что человеческий дух обладает двумя разными способностями и возможностями постижения - это два разных способа и два пути восприятия. Один способ постижения происходит путем использования инструментов и органов: так при помощи глаза человек видит; при помощи уха он слышит; при помощи языка он говорит. В этом проявляется действие духа и сие есть способ постижения сущности человека посредством органов - иначе говоря, дух есть видящий глазами; дух есть слышащий ухом; дух есть говорящий языком.
        Другой вид проявления способностей и деятельности духа происходит без помощи инструментов и органов. Например, в состоянии сна человек видит без помощи глаз; без помощи уха он слышит; без помощи языка он говорит; без помощи ног он бежит. Короче говоря, все эти действия осуществляются без помощи инструментов и органов. Сколь часто случается, что во сне является видение, смысл которого становится ясным через несколько лет после этого в соответствующих обстоятельствах. А сколь часто случается, что на вопрос, который человек не в состоянии разрешить наяву, дается ответ в царстве сновидений. Когда человек бодрствует, глаз видит лишь на определенном расстоянии, в состоянии же сна можно, находясь в одной части света, увидеть другую. Бодрствуя, человек зрит настоящее; во сне он провидит будущее. Наяву человек может преодолевать самое большее двадцать фарсахов(18) в час, при этом пользуясь средствами скоростного передвижения; во сне в одно мгновение ока он облетает весь мир. Ибо дух путешествует двумя различными способами: без помощи каких-либо средств - сие есть духовное путешествие; и прибегая к различным средствам, и сие есть путешествие материальное: так, крылатые летают, бескрылых перевозят.
        Во время сна тело как бы мертво; оно утрачивает зрение и слух; оно не ощущает; в нем нет сознания, нет восприятия - иначе говоря, способности человека пребывают в бездействии, но дух живет и действует. Более того, его проницательность становится острее, его полет - выше, его сознание - глубже. Полагать, что после смерти тела дух гибнет - это то же, что воображать, будто сидящая в клетке птица погибнет, если сломать клетку, тогда как птице нечего бояться разрушения клетки. Наше тело подобно клетке, а дух - птице. Мы видим, что и без клетки птица сия не гибнет, живет и парит в царстве сна; если клетка сломана, птица не гибнет, а продолжает существовать. При этом ее ощущения становятся более сильными, восприятие - более острым, а сама она - более счастливой. Воистину, из ада она воспаряет в райские кущи наслаждений, ибо для благодарных птиц нет большего рая, нежели освобождение из клетки. Вот почему с величайшей радостью и восторгом мученики жертвуют собой.
        В состоянии бодрствования глаз человека видит не дальше, чем на расстояние одного часа пути(19), ибо здесь сила духа ограничена возможностями тела; но при помощи внутреннего видения и духовного ока можно узреть Америку и понять, что происходит там, можно увидеть истинное состояние вещей, можно влиять на события. Однако, если бы дух и тело были одинаковы, то внутреннее видение неизбежно было бы ограничено так же, как и внешнее. Поэтому, очевидно, что дух отличается от тела, так же как птица отличается от клетки, и что возможности и проницательность духа больше, когда тело не мешает. Ведь даже когда инструмент отложен, хозяин инструмента продолжает действовать. Возьмите, к примеру: перо отложено или сломано, но тот, кто им писал, живет и здравствует; дом разрушен, но его хозяин жив и существует. Вот одно из логических доказательств бессмертия души.
        Но есть и другое: тело может ослабеть или отяжелеть, оно может болеть или выздоравливать; оно устает и восстанавливает силы; бывает, что рука или нога ампутированы или физические силы подорваны; тело может ослепнуть, оглохнуть, онеметь; его члены могут оказаться парализованными; короче говоря, тело может стать несовершенным во всех отношениях. Тем не менее дух в своем естественном состоянии, в своей изначальной духовной способности постигать остается вечным и неизменным; он не теряет совершенства, не становится ущербным. Однако когда все тело оказывается под бременем болезни и несчастий, оно лишается щедрот духа, как зеркало, будучи разбитым, грязным или пыльным, не отражает более лучи солнца и не являет его щедроты.
        Мы уже объясняли, что дух человека не находится в теле, ибо он ни с чем не связан и свободен, он не входит и не выходит, ибо вход и выход суть характеристики телесного мира. Связь духа с телом подобна связи солнца с зеркалом. Иначе говоря, дух человека пребывает в одном состоянии. Он не становится больным от телесных недугов и не излечивается телесным здоровьем; он не заболевает, не ослабевает, он не становится жалким, убогим, невзрачным, маленьким, то есть дух не ущемляется несовершенствами тела, и на нем не сказывается то, что тело становится слабым, или то, что руки, ноги,  язык оказываются отрезанными, и даже то, что тело теряет способность слышать или видеть. Посему, очевидно и несомненно, что дух отличен от тела и что его существование не зависит от продолжительности существования тела; напротив, дух во всем своем величии царит над телесным миром; и его сила и влияние, подобно щедротам солнца в зеркале, очевидны и явны. Но если зеркало покроется пылью или разобьется, оно перестанет отражать лучи солнца.

 


(18)  Один фарсах равняется приблизительно четырем милям.
(19)  В Персии в обычае измерять расстояние через время.

 

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных