Литература

Adabiyot

27. Троица

Вопрос. - Каков смысл Троицы, этого Триединства?

        Ответ. - Божественная Сущность, возвышенная и недоступная человеческому разуму, Сущность, которую не могут себе представить даже мудрецы и люди большого ума, находится за пределами всякого понимания. Сия Божественная Сущность не допускает никакого разделения; ибо разделение и преумножение есть свойства зависимых в своем существовании существ и не соотносимы с тем, что происходит с самосущим.
        Божественной Сущности не свойственна единичность, но в еще большей степени - множественность. Распределение сей Божественной Сущности по степеням и состояниям было бы противно совершенству и равноценно несовершенству, и потому абсолютно невозможно. Она непрестанно пребывала и есть на вершинах святости и безгрешия. Все, что говорится о Явителях и Зарницах Бога, означает отражение божественного, а не его нисхождения по степеням существования(21).
        Бог есть чистое совершенство, а все существа несовершенны. Для Бога нисхождение по степеням существования было бы величайшим несовершенством; напротив, Его явление, Его проявление, Его восход подобны отражению солнца в чистом, ясном, отполированном зеркале. Все существа суть очевидные знамения Бога, подобно тому, как на всех тварей земных падают лучи солнца. Но на долины, горы, деревья и плоды падает только часть солнечного света, благодаря которому они становятся видны, и наполняются жизнью, и осуществляют свое предназначение, тогда как Совершенный Человек(22) достигает состояния чистейшего зеркала, в котором Солнце Истины становится видимым и в котором отражаются все его качества и совершенства. Так Сущность Христа являла собою гладкое и незамутненное зеркало высочайшей чистоты и совершенной шлифовки. Солнце Истины, Существо Божественного отразилось в сем зеркале и явило свой свет и жар в нем; но с высот своей святости и небес своего безгрешия солнце не снизошло до обитания и нахождения в зеркале. Нет, оно вечно пребывает в своей горной возвышенности, но время от времени отражается и становится видимым в зеркале во всей своей красоте и совершенстве.
        Итак, если мы скажем, что видели солнце в двух зеркалах - одно из них Христос, а другое - Дух Святой, - то есть скажем, что видели три Солнца: одно в небесах, а два других - на земле, то мы скажем правду. И если мы скажем, что Солнце одно, и что оно воистину единственное, и нет ему пары и нет равного, то мы опять же скажем правду.
        Смысл данного рассуждения в том, что Сущность Христа явилась ясным зеркалом, и Солнце Истины - или Суть Единства в бесконечности своих совершенств и качеств - отразилось зримо в сем зеркале. Это значит, что Солнце, которое есть Суть Божественного, не разделяется на части и не множится - ибо Солнце одно и неделимо, - но отражается в зеркале. Вот почему Христос говорил: "Отец в Сыне", - это означает, что Солнце зримо и явлено в сем зеркале.
        Дух Святой есть Щедрость Бога, которая оказывается зримой и  очевидной в Сущности Христа. Сыновье положение есть сердце Христа, а Дух Святой есть состояние духа Христа. Отсюда непреложно следует, что Суть Божественного абсолютно уникальна и не имеет ни равных, ни подобных, ни сравнимых.
        Таково значение Триединства Троицы. Если бы это было не так, то основы Религии Бога опирались бы на нелогичную посылку, которую умом нельзя было бы понять, а как можно заставить человека умом принять то, что невозможно понять? Вещь не может быть охвачена разумом, если только она не представлена в разумной форме; в противном случае это лишь изощрение воображения.
        Из сего разъяснения становится понятным, что означает Триединство Троицы. Также доказана еще и Единственность Бога.

 


(21)  См. вопрос 82 - Пантеизм.
(22)  Явитель Бога.

 

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных