Литература

Adabiyot

8 Ноября 1912 Беседа в Синагоге, Храме на Восьмой Стрит

Вашингтон, О.К.

 Запись Джозефа Х. Ханнена

 Господь единосущ, всеобъемлюще лучезарное сияние Господа, и все предствавители рода человеческого суть слуги этого Единого Господа. Бог милостив ко всем Своим созданиям. Его созидательные и провидческие дары распространяются на всех людей; и все мы хранимы Его защитой и поддержкой. Солнце Истины, Слово Господне, сияет над всем человечеством; божественное облако изливает свой животворящий дождь; благоуханные зефиры Его милосердия овевают нас; и весь мир погружен в океан Его вечной справедливости и благотворительности. Господь сотворил всех людей, дав им общего прародителля, дабы объединить их родственными узами, дабы они могли относиться друг к другу с братской любовью и жить в полнейшей любви и согласии.
 Однако наши деяния противоречили воле и благорасположению Господа. Мы были средоточием вражды и розни. Мы отгородились друг от друга невидимыми барьерами и пребываем в состоянии противоборства и взаимной ненависти. Сколько войн развязывали страны и народы! Сколько пролито крови! Великое множество городов и селений было стерто с лица земли. Господь не может одобрить и благословить подобные деяния, ибо по Воле Божией любовь должна лежать в основе бытия человеческого. Он милосерден и милостив ко всем Своим созданиям. Он заповедал роду людскому жить в единстве и согласии.
 Наиболее прискорбно то, что разногласия и раскол между людьми вершатся именем религии; мы вообразили, что первейший долг верующего состоит в отчуждении, в неприятии других верований, что мы должны избегать взаимного общения, считая, что грех заблуждения и безбожия лежит на всех людях, исповедующих иную веру. В сущности, все божественные религии имеют единую и неизменную первооснову. Раскол, возникший в религиозном мире, порожден слепым подражанием теологическим догматам и неукоснительным соблюдением древних церковных обрядов и традиций. Авраам заложил основы подлинной сущности религии. Моисей, Христос и Мухаммад были явителями подлинной сущности. Звезда Бахауллы озарила мир сиянием подлинной сущности. Сие есть не голословное утверждение, и доказательства его истинности будут приведены ниже.
 Позвольте мне попросить вас быть крайне внимательными при рассмотрении данной темы. Божественные религиозные учения включают в себя два вида установлений. К первому виду относятся сущностные или духовные заветы Слова Божия. Они суть вера Божия, приобретение качеств, кои определяют зрелость и совершенство, достохвальную нравственность и добродетельность, приобщение к дарам и щедротам, нисходящим в лучезарном потоке божественных знаний, - то есть, данные установления охватывают мир морали и этики. Сие есть основополагающий исход религии Бога, и он необычайно важен, поскольку знания Божии являются насущной необходимостью человеческого бытия. Человеку надлежит постичь единство Подлинной Божественной Сущности. Он должен понять и принять заповеди Божии и глубоко осознать то, что нравственное развитие человечества зиждется на религии. Человек должен избавиться от всех пороков и стремиться к приобретению небесных добродетелей, дабы его по праву можно было назвать образом и подобием Господа. В Библии написано, "И сказал Бог: сотворим человечка по образу Нашему, по подобию Нашему." Само собой разумеется, что упомянутые образ и подобие не относятся к внешнему виду и сходству человека с Богом, поскольку Подлинная Божественная Сущность не ограничивается каким-либо видом или реальным воплощением. Конечно в данном случае речь идет об атрибутах и качествах, присущих Господу. Мы возглашаем, что Господь справедлив, и подобно этому человек также должен быть справедливым. Господь относится с любовью и милосердием ко всем людям, и человек также должен проявлять милосердие ко всем представителям рода людского. Господь есть высшая верность и преданность, и посему жизнь и бытие человека в этом мире должны соответствовать сим божественным атрибутам. Подобно Господу, Который ниспосылает Свои милостивые дары всем людям, человек должен стремиться стать явителем милосердных качеств. Иными словами, понятие образа и подобия Божия включает в себя качества, присущие Господу, и человеку надлежит стать восприемником лучезарного сияющего света божественных атрибутов. Сие есть сущностная первооснова всех божественных религий, сама подлинная сущность, единая и неизменная. Авраам проповедовал завет подлинной сущности; Моисей возглашал его же. Христос и все Пророки Божии утверждали сей закон и исход божественной религии.
 Ко второму виду относятся временные законы и установления, которые не затрагивают подлинной сущности религии. Они касаются вопросов урегулирования человеческих взаимоотношений и общественного бытия. Они изменяются и преобразуются в соответствии с требованиями места и времени. Эти установления не могут быть вечными и основополагающими. Например, во времена Ноя был уместен закон, разрешающий употребление в пищу даров моря; поэтому Господь повелел Ною питаться обитателями морских глубин. Данное установление уже не соответствовало условиям жизни израильтян во дни Моисея, посему было открыто новое установление, отчасти изменившее закон, касавшийся морской пищи. В эпоху Авраама, - да пребудет Он с миром! - молоко верблюдицы считалось законной и дозволенной пищей, также как и мясо верблюда; но ко времени Иакова из-за известных , принятых им обетов, сие установление было отменено. Все подобные законы временны и несущественны. Некоторые избранные заповеди Священной Библии, открытые в ветхозаветные дни, соответствовали духу оного времени и реальным представвлениям той эпохи. Например, согласно закону Торы, если человек украл деньги, то ему отрубали руку. Разве можно считать разумным такое наказание в наше время, если человек, допустим, украл пару долларов? В Торе даны десять заповедей, касающихся убийства. Можем ли мы использовать их сегодня? Безусловно нет; времена изменились. Согласно точному тексту Библии если человек нарушит или преступит закон Субботы, или если он разожжет огонь в очаге, то его должны предать смерти. Ныне этот закон отменен. Тора устанавливает, что если человек неуважительно отзывается о своем отце, то он заслуживает смертной казни. Разве применима такая кара в наши дни? Конечно же нет; поскольку жизнь человеческого сообщества постоянно меняется. И в соответствии с этим во времена Христа были изменены известные второстепенные установления, принятые в далекой древности.

 Таким образом, все это убедительно доказывает, что только первооснова религиозного учения Бога остается единой и неизменной. Сие есть подлинный, непреложный основополагающий закон, который способствует совершенствованию и упрочению государства и просвещению рода человеческого. Он является извечным источником любви и справедливости, питающим весь мир людской. Его неизменные и не подвластные времени установления открывают путь к подлинному содружеству и единению всего человечества. Временные или несущественные законы, которые управляют материальной жизнью государств и насущными мирскими делами, находятся в процессе постоянного обновления и изменения.
 Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, - какова цель Божественного Пророчества? Зачем Господь посылал Пророков? Совершенно очевидно, что Пророки Божии суть Просветители и Наставники рода человеческого. Они приходят в этот мир, дабы озарить человечество светом истинных знаний, чтобы дать человечеству нравственное воспитание, возвысить род людской из бездны скорби и отчаяния и пробудить духовные способности человека, благодаря которым он сможет достичь подлинного совершенства и величия. Люди блуждают во тьме; Пророки ведут их в царство света. Человеческая натура порочна и крайне далека от совершенства; Пророки открывают людям путь к совершенству. Целью Пророческой Миссии является не что иное, как просвещение и водительство людей. Посему мы должны быть очень внимательными, должны стараться понять каждое слово человека, обладающего божественными знаниями, - то есть можно сказать, что любой человек, несущий человечеству свет истинных знаний, и способный стать Наставником рода людского несомненно является Пророком Своего времени.
 Давйте, к примеру, рассмотрим события, связанные с историей Моисея, - да пребудет Он с миром! Он жил в Мадиаме в те давние времена, когда чада Израилевы были пленниками и рабами в землях Египетских, и несли на своих плечах тяготы необузданного тиранства и всяческих гонений. Невежественные и безграмотные, они подвергались жесточайшим пыткам и были изнурены тяжким трудом. Их слабость и бессилие стали притчей во языцех, ибо известно, что десять израильтян не могли одолеть одного египтянина. Именно в те суровые и мрачные времена взошла звезда Моисея, озарив тот мир животворным небесным сиянием. Он освободил израильтян из плена Фараонова и избавил от цепей рабства. Он вывел их из земли Египетской в Святую Землю. Они были рассеяны и сломлены; Он объединил и укрепил их, одарил их силой божественной мудрости и знания. Они были бесправными рабами; Он сделал их властителями мира. Они были несовершенными; Он открыл им путь к совершенству. Иными словами, благодаря Моисею они вышли из мрака безнадежного отчаяния и обрели уверенность и мужество. Они прославились на весь древний мир, и апогеем развития их новой цивилизации стало великое и мудрое царство Соломона. Через посредство водительства и наставничества Моисея этот униженный и бесправный народ достиг величия и могущества, и заслужил всемирное признание. Он прославился не только материальным, физическим и военным превосходством, но также снискал заслуженную славу в сфере науки и искусства, взойдя к вершинам учености и духовного совершенства. Даже
знаменитые ученые Греции совершали поездки в Иерусалим, дабы поучиться у Израильских мудрецов, которые делились с ними своими научными открытиями и преподали немало уроков философии. Среди них был и всемирноизвестный Сократ. Он посетил Святую Землю и, обучаясь у пророков Израиля, постиг принципы их философского учения и приобщился к достижениям их наук и искусств. Вернувшись в Грецию, он стал основателем известного учения о единстве Бога. Но народ Греции враждебно отнесся к его научным изысканиям, и в итоге на собрании ареопага ему был поднесен кубок с ядом. Гиппократ и многие другие греческие ученые восхищались открытиями израильских философов и стремились постичь всю глубину их знанияй и открытые ими духовные истины.
 Поскольку Моисей, посредством облагораживающего влияния Его божественной миссии помог израильтянам выйти из тьмы упадка и унижения, открыл им путь к славе и величию, воспитал и просветил этот народ, то мы по чести и справедливости должны признать, что Он был поистине божественным Наставником. Ибо Он, один, без какой-либо мирской помощи, смог завершить сие великое дело всеобщего просвещения. Разве смог бы Он помочь этим людям достичь столь прекрасных и всесторонних успехов, не имея благословенной поддержки небесных сил? Разве не святая божественная поддержка позволила Ему объединить этот рассеянный и сломленный народ и возвести его к вершинам цивилизации?
 Воистину, сие могло свершиться только благодаря влиянию божественных сил. Таким образом мы имеем доказательство Его Пророческой Сущности, поскольку миссия Пророка есть просвещение рода человеческого, кое и было завершено благодаря деяниям сей Выдающейся Личности; и следовательно Он есть могущественный Пророк среди Пророков Господних, и Книга Его - воистину Книга Божия. Сие есть разумное, явное и исчерпывающее доказательство.
 Коротко говоря, Моисей, - да пребудет Он с миром! - заложил основы Закона божия, способствовал нравственному развитию израильтян и пробудил их духовные способности, благодаря чему они достигли материальных и божественных совершенств. Но после кончины Моисея и завершения великого правления царя Соломона наступило время упадка, и положение этого народа коренным образом изменилось. Постепенно были забыты высокие моральные устои и стремление к духовному совершенствованию, испортились нравы общественного бытия, религиозное учение было искажено, и завеса суеверий и политеизма затемнила свет истинных заветов, свет закона Моисея. Между племенами израильскими возникла рознь и вражда, и их великое единство было разрушено. Последователи Иеровоама утверждали, что они являются истинными и законными представителями царской династии, а приверженцы Ровоама оспаривали сие утверждение. Ненависть и злоба, поселившаяся в душах этих людей, привела к окончательному разделению израильского народа; потускнела былая слава израильтян, и явным свидетельством их деградации стало поклонение золотому тельцу, установленному в городе Тире. именно поэтому Господь послал Илию, пророка, дабы он спас этих людей, возродил в их душах знания закона Божия и положил начало новой жизни израильского народа. Однако дальнейшие исторические события вновь свидетельствуют об изменениях и преобразованиях, которые уничтожили восстановленное единство и согласие и породили рознь и вражду между израильскими племенами. Навуходоносор, царь Вавилонский вторгся в святую землю, пленил семьдесят тысяч израильтян и увел их в Халдею, где сей многострадальный народ ожидали новые тяжкие испытания, мучения и превратности судьбы. Затем этот униженный народ вновь встал на путь истинный, последовав за пророками, которые восстановили и утвердили Закон Божий. В результате израильтяне получили свободу и благодаря приказу Кира, царя Персидского, были отпущены в Святой Город. Иерусалим, и Храм Соломона отстроили заново, и слава этого народа вновь упрочилась. Однако сие возвышение было кратковременным; опять пошатнулись нравственные устои, и когда израильтяне погрузились во мрак невежества и порока, римский полководец Тит захватил Иерусалим и разрушил его до основания. Грабительские набеги окончательно разорили эту страну, Палестина превратилась в дикую пустыню, и Иудеям пришлось покинуть Святую Землю своих предков. Сие полнейшее разорение и рассеяние явилось следствием отступления израильтян от основополагающих заветов закона Божия, открытого Моисеем, смысл и суть которого сводится к приобретению божественных добродетелей, нравственных совершенств и милосердных даров Божиих, к развитию искусств и наук и утверждению истинного единства рода человеческого. А сейчас мне хотелось бы предложить вашему вниманию известные факты и свидетельства, заслуживающие вдумчивого изучения. Мои помыслы и намерения направлены к единственной цели - освободить сердца человеческие от оков религиозной вражды и ненависти и установить единство и согласие в религиозном мире. Поскольку эта ненависть и вражда, этот фанатизма и нетерпимость суть последствия неправильных истолкований и заблуждений, то подлинная сущность религиозного единства будет явлена, когда рассеются облака этих заблуждений и ложных истолкований. Ибо первооснова божественных религий едина. И сия первооснова определяет единство откровений или учений Бога. Но, увы, мы забыли об истинной сущности религии, упорно следуя различным церковным догматам и слепо подражая древним традициям. Вот где сокрыта настоящая причина вражды, ненависти и кровопролития в этом мире, - источник отчуждения, розни и разобщения рода человеческого. Поэтому я призываю вас очень внимательно отнестись к нижеследующему изложению и быть честными и справедливыми в своих суждениях.
 Иисус Христос явился народу Израилеву в те времена, когда он пребывал в состоянии полнйшего упадка и унижения, о которых я говорил выше. Иисус из Назарета был Иудеем. Он был одинок и беспомощен в этом мире. Он не обладал ни властью, ни богатством. Иудеи, не задумываясь, объявили Его врагом Моисея. Они считали, что Он нарушил Моисеевы заповеди и установления. Давайте обратимся к историческим свидетельствам и исследуем истинное положение и подлинную сущность, дабы сделать верные выводы и заключения. Для того чтобы быть совершенно беспристрастными, мы должны отбросить все предубеждения и независимо исследовать данный вопрос. Сия Выдающаяся личность, Иисус Христос, утверждал, что Моисей был Пророком Божиим и провозглашал, что все пророки Израилевы посланы Господом. Он проповедовал законы Торы, истинной Книги Божией, призывал всех подчиняться ее установлениям и следовать ее заветам. История ясно свидетельствует о том, что за пятнадцать столетий владыкам Израиля не удалось добиться широкого распространения религии Иудаизма. В сущности, в течение этого периода имя и жизнеописание Моисея были известны лишь в пределах Палестины, и законы Торы основательно изучались лишь в этой стране. Но через посредство Христа, через посредство благословенного Нового Завета Иисуса Христа, Ветхий Завет, Тора, была переведена на шесть сотен языков и стала известна всему миру. Именно благодаря Христианству Книга Торы появилась в Персии. До этого времени в этих краях не ведали даже о существовании такой книги, и именно Иисус Христос положил начало распространению и признанию этой книги. Благодаря Ему имя Моисея стало известным и почитаемым. Через Его посредство народы земли узнали о великих деяниях пророков Израиля, и Он доказал миру, что израильтяне были народом, избранным Богом. Какому из царей израильских были под силу подобные свершения? Если бы не было Иисуса Христа, то разве смог бы свет божественных знаний, явленных в Библии, Торе, достичь берегов Америки? Разве разнеслась бы слава о законе Моисеевом по всему миру? Обратимся к истории. Общеизвестно, что одновременно с распространением учения Христа, распространялись знания Иудаизма и Торы. Ни единый человек в бескрайних просторах Персии не имел книги Ветхого Завета, и только благодаря учению Иисуса Христа она приобрела такое всеобщее признание, что сегодня Священная Библия имеется в каждой персидской семье. Итак очевидно, что Иисус Христос был другом Моисея и относился к Нему с любовью и верой; в ином случае Он не увековечил бы Его имя и Пророческую миссию. Сие есть безусловная истина. Следовательно Христиане и Иудеи должны быть исполнены духом полнейшей взаимной любви, поскольку Основоположники этих двух великих религий пребывали в совершенном согласии, проповедуя единую Книгу и учение Бога. Именно к этому должны стремиться и их последователи.
 Мы уже говорили о подлинных доказательствах Пророческой Сущности. И обнаруженные нами свидетельства истинности Моисея были явлены и в точности воспроизведены в миссии Христа. Христос также был уникальной и удивительной личностью, ведущей свое родословие от древнего рода Израилева. Благодаря силе Слова смог Он объединить римлян, греков и халдеев, объединить Египет и Ассирию. Ранее все эти народы отличались жестокостью, воинственностью, они жаждали крови, постоянно совершая грабительские набеги и стремясь поработить друг друга, но Он связал их узами совершенной любви и единства. Он пробудил в них стремление согласию и примирению. Такие величайшие последствия были итогами явления одной единственной Святой Души. Это убедительно доказывает, что Сам Господь помогал Христу. Все современные Христиане признают Моисея и верят, что Он был Посланником Господа. Они утверждают, что Его Книга была книгой Бога, и что все пророки Израиля открывали истинные божественные знания, а израильтяне были народом, избранным Богом. Какой вред могут принести такие утверждения? Какие пагубные последствия могут произойти, если Иудеи признают, что Иисус также был Явителем Слова Божия? Разве Христиане понесли какую-то утрату, уверовав в Моисея? Разве они утратили религиозное рвение или опорочили хоть в какой-то мере собственные религиозные убеждения, признав, что Моисей был Посланником Бога, что Тора была Книгой Бога, и все пророки Израилевы были пророками Божиими? Совершенно ясно, что от этого ни в коей мере не пострадали ни сами верующие, ни их вера. И ныне настала пора Иудеям признать, наконец, что Христос был Словом Божиим, и тогда исчезнет вражда между двумя великими религиями. Ибо уже два тысячелетия длится эта вражда, порождаемая религиозными предрассудками. Сколько пролито крови, сколько пережито страданий и испытаний. Всего лишь несколько слов признания устранят все разногласия и объединят две великие религии.
Может ли привести к пагубным последствиям то, что вслед за Христианами, признавшими и превознесшими имя Моисея, Иудеи также прославят имя Христа, провозгласив Его Словом Божиим и признав Его одним из Богоизбранных Вестников? Следует также сказать несколько слов о Коране и Мусульманах: когда Мухаммад явился в этот мир, Он говорил о Моисее, как о благословеном избраннике Божием. В семи разных сурах Корана Он ссылается на высказывания Моисея, провозглашает Его Пророком, открывшим Книгу Бога, Основателем Закона и Духом Божиим. Мухаммад говорил, "Уверовавший в Него, благословен перед лицом Господа, но отвергающий Его и любого из избранных пророков нарушает Волю Господню." И подводя итог, в заключение, Он обращается к собственным родным и близким с увещеванием, "Разве есть у вас причины отвергать Моисея, почему вы не уверуете в Него? Почему не признаете Книгу Торы? Почему не верите Иудейским пророкам?" В одной из известных сур Корана Он упоминает имена двадцати восьми пророков Израилевых, воздавая каждому из них честь и хвалу. Вот какую высокую оценку давал Мухаммад пророкам Израиля, и с какой убежденностью проповедовал Он религиозное учение израильтян. Суть сказанного заключается в том, что Он всячески превозносил достоинства Моисея и поддерживал Иудаизм. Он возгласил, что души тех, кто отвергает Моисея исполнены греха и скверны, и даже позднейшее раскаяние не поможет им искупить сей грех. Он также обвинял своих родных и близких в неверии и нечестивости, поскольку они отказывались признать пророков. Он говорил, "Если вы не веруете в Христа, не веруете в Моисея, не признаете Евангелия, то души ваши являются средоточием безбожия, греха и скверны." Таким образом Мухаммад восхвалял Тору, Моисея, Христа и иных древних пророков. Он объявил о своей миссии арабам, которые вели тогда кочевой образ жизни, были совершенно безграмотными, дикими и кровожадными по натуре людьми. Он наставил их на путь истинный, и постепенно, благодаря Его воспитанию они достигли высокого уровня цивилизованности. Он дал им законы и истинные знания, и тогда они вышли из кромешной тьмы невежества на светлые просторы знаний, подарив миру много известных ученых и философов. Итак мы можем сделать вывод, что доказательства, свидетельствующие об истинности одного Пророка в равной степени применимы и к другим.
 И в итоге совершенно непонятно, почему между нами возникает рознь и отчуждения, в то время как сами Пророки, Основоположники религиозных учений превозносили достоиства и подтверждали божественную миссию друг друга? Существует только один Бог. Он есть всеобщий Пастырь. Все мы суть овцы Его, и следовательно должны жить согласно, в любви и единстве. Мы должны проявлять по отношению друг к другу чувства истинной справедливости и доброжелательности. Способны ли мы обрести сии чувства, или же наше общение по-прежнему будет строиться на взаимных проклятиях и порицаниях, и мы по-прежнему будем восхвалять сами себя и предавать анафеме всех остальных? Разве подобными отношениями и высказываниями можно достичь благих результатов? Ни в коем случае, все это может привести лишь усилению взаимной злобы и ненависти, несправедливости и бесчеловечной жестокости. Разве не эти качества были источниками всех кровопролитий, всех былых несчастий и бед.
 Хвала Господу! Вы живете в свободной, независимой стране. Среди вас много одаренных ученых, много людей хорошо осознающих истоки сходства и различия между религиями. Вы понимаете необходимость единства и представляете себе, какой огромный вред приносят предрассудки и суеверия. И я спрашиваю вас, разве разве миролюбие и содружество в общественных взаимоотношениях не предпочтительнее чем вражда и ненависть? На сей счет не может быть двух мнений. Любовь и братство являются наиважнейшими заветами для тех, кто стремится снискать одобрение Господа, ибо они суть цель всех человеческих достижений. Мы должны объединиться. Мы должны любить друг друга. Мы должны всегда поощрять положительные качества, присущие друг другу. Необходимо ценить достоинства всех людей, устраняя таким образом повод для розни и ненависти, которые порождают взаимное отчуждение между людьми. В ином случае нам не удастся изжить былые недостатки, и мы по-прежнему будем продолжать хвалить сами себя и проклинать других; религиозным войнам не будет конца, и все более пагубное воздействие будут оказывать религиозные предрассудки, - первейшая причина всех смут и несчастий. Дабы навсегда устранить возможные разногласия между верующими, необходимо исследовать подлинную сущность, которая лежит в основе всех религиозных учений. И сия изначальная подлинная сущность есть всечеловеческая любовь. Ибо Господь единосущ и все люди принадлежат к одному роду человеческому, и сущность учений всех Пророков есть любовь и единство.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/old.bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных