Литература

Adabiyot

16 Августа 1912 Беседа в Грин Эйкр

Элиот, Мэн

 Запись Эдны МакКинни.

 Любая тема излагаемая перед думающей аудиторией должна быть подкреплена разумными доказательствами и логическими доводами. Существует четыре вида доказательств: во-первых, доказательства, основанные на на чувственном, физическом восприятии; во-вторых, доказательства построенные на логических рассуждениях; в-третьих, доказательства, строящиеся на толкованиях Священных Писаний; в-
четвертых, доказательства,обретенные посредством интуиции. Иными словами существует четыре критерия или метода рассуждений, посредством которых человек делает умозаключения. Рассмотрим сначала чувственный критерий оценок. Такого метода познания придерживаются философы материалисты всего мира. Они считают, что любые явления, воспринимаемые с помощью чувств суть истина и достоверный факт, точность которого не подлежит сомнению. Например, они говорят, " Есть лампа, которую вы можете увидеть, и поскольку она воспинимается органами зрения, то вы можете не сомневаться в ее существовании. Существует и дерево, ибо органы вашего зрения неопровержимо свидетельствуют о его реальном существовании. Или, к примеру, человек; вы можете его увидеть, следовательно он существует." Словом, все, что может быть подтверждено чувственным восприятием, является несомненным и непреложным фактом, как результат умножения пяти на пять; этот результат не может быть равен двадцати шести, он не может быть ни больше, ни меньше двадцати пяти. Таким образом философы материалисты считают чувственный способ оценки самым главным и совершенным доказательством истинности.
 Но с точки зрения религиозных философов такие доказательства не являются достоверными; и более того, они считают, что чувственный способ приводит к неверным заключениям, поскольку его оценки не совершенны. Например, зрение - одно из важнейших чувств, однако с его помощью можно сделать много ошибочных и неверных выводов. Глаз видит мираж, принимая его за реальный водоем; он воспринимает изображение в зеркале,как реально существующее, хотя это всего лишь отражение. Человек, плывущий по реке, видит, что объекты на берегу движутся, в то время как на самом деле движется он сам, а они неподвижны. Нашему глазу кажется, что земля неподвижна, а солнце и звезды вращаются вокруг нее. Но известно, что местоположения небесных светил остается неизменным, а земля вращается вокруг своей оси. Огромные планеты и созвездия, сверкающие в небесах, воспринимаются человеческим глазом как маленькие светящиеся точки, в то время как своими реальными размерами и величиной они во много раз превосходят землю. Вращающийся факел нам предстает в виде огненного круга. Существует множество подобных примеров, которые доказывают ошибочность и неточность чувственного восприятия. Поэтому религозные философы считают этот метод познания несовершенным и не заслуживающим доверия.
 Второй метод основан на разуме. Древние философы в частности полагали, что умозаключения являются важнейшим способом познания. Для мудрецов Греции, Рима, Персии и Египта критерием подлинных доказательств являлся разум. Они считали, что посредством логических умозаключений можно доказать истинность или ошибочность любой теории, и соответственно принять или отвергнуть ее выводы. Но по оценкам проницательных людей такой метод также является несовершенным и недостоверным, ибо сами философы, выдвигающие в качестве критерия человеческих суждений доводы разума или умозаключения, широко расходятся во мнениях по поводу любого предмета исследования. Утверждения греческих философов противоречат выводам персидских ученых. Даже между греческими учеными существуют многочисленные расхождения и разногласия по каждому предложенному предмету обсуждения. Взгляды и оценки ученых мужей Греции и Рима также существенно расходятся. Коротко говоря, если метод, основанный на доводах разума и умственных способностях объявляется безошибочным и непогрешимым критерием познания, то все, кто применяет и использует его должны были прийти к общим заключениям. Но поскольку их заключения различны и противоречивы, то сие свидетельствует о том, что такой метод и критерий познания имеет свои недостатки и пороки.
 Третий критерий или метод доказательств опирается на традиционные толкования или тексты Священных Писаний, - а именно, согласно этому методу любое утверждение или заключение должно быть подкреплено преданиями, записанными в определенных религиозных книгах. Но даже изучая Священные Книги - Книги Божии - мы должны озадачиться вопросом, "Кто дает объяснения этих текстов? Какой авторитетный источник может дать верное истолкование этих Книг?" Эти истолкования даны с помощью человеческого разума, но если разум или умственные способности оказываются не в состоянии объяснить определенные вопросы, или если ученые богословы противоречат друг другу в толковании Священных Писаний, то можно ли полагаться на точность выводов и заключений такого метода? В основе чертвертого метода лежит интуиция. Множество философов прошлых веков основывались на озарениях или откровениях; выдвигая свои заключения, они объявляли, "Это знание было дано мне свыше" или "интуиция подсказала мне то-то и то-то." К такой группе ученых принадлежали Иллюминаты. Интуиция и вдохновение суть побуждения или чувствительность человеческого сердца. Голос сердца порой может оказаться голосом Сатаны. Можем ли мы распознать истоки такого вдохновения? Каким образом можем мы определить, что знание, порожденное интуицией или вдохновением сердца, исходит от милосердной божественной поддержки, а не является дьявольским наущением?
 Приведенные выше рассуждения очевидно доказывают, что все эти четыре метода или критерия познания, на основании которых человеческий ум делает заключения, являются несовершенными и неточными. Все они могут приводить к ошибочным и неверным выводам. Но если некое осмысленное утверждение, сопровождается доказательствами, которые согласуются с чувственным восприятием, не противоречат доводам разума, соответствуют традиционным толкованиям и интуитивным представлениям, то такому утверждению можно полностью доверять и считать его истинным, ибо оно проверено и испытано всеми методами познания и в итоге признано верным. Если же мы используем лишь один из методов, то не исключена возможность ошибок. Такой вывод очевиден и неоспорим.
 А сейчас давайте обсудим предложенную тему любви, и, проверив согласуются ли наши рассуждения с критериями всех четырех методов познания, сделаем соответствующие выводы и заключения.
 Мы утверждаем, что любовь есть причина существования всего мироздания, и что отсутствие любви есть причина распада и несуществования. Любовь есть осознанный дар Божий, исходная сила единения, явленная во всех сущих вещах. Во первых, докажем сие утверждение, основываясь на чувственном восприятии. Если мы рассморим явления окружающего нас мира, то обнаружим, что исходная структура всех сложных существ или материальных объектов состоит из элементарных частиц, которые соединены вместе силой притяжения. Благодаря силе притяжения атомы этих составляющих элементов соединяются друг с другом. Получившаяся таким образом структура является неким материальным объектом , принадлежащим к низшему уровню бытия. Сила соединения, явленная в царстве минералов есть в сущности любовь или притяжение, выраженное на одном из низших уровней в соответствии с требованиями и законами природы минералов. Поднявшись на следующий уровень в царство растений, мы обнаружим более сложные силы притяжения, которые проявляются между структурными элементами растительного мира. На этом уровне существуют силы притяжения, порождающие клеточные смешения и рост элементов, в результате действия которых формируются растительные организмы. Следовательно на уровне царства растений также существует любовь. Далее мы поднимаемся к царству животных и обнаруживаем, что здесь, как и в царстве минералов, сила притяжения соединяет физические частицы, и кроме того действуют силы клеточного роста, присущие растениям, и новые силы чувственного восприятия. Мы видим, что разные виды животных проявляют склонность к дружелюбному общению и согласию, подчиняясь требованиям и закономерностям естественного отбора. Такое физическое притяжение, силы роста и естественного отбора суть любовь, явленная на уровне животного царства.
 Наконец, мы вступаем в царство человека. Поскольку сие есть высшее царство, то свет любви в нем еще более ярок и многообразен. В человеке мы также находим силу притяжения элементов, которые образуют его материальное тело, силы, формирующие клеточные соединения или силы роста, связующие силы или силы чувств, свойственные животным, но помимо всего в отличие от этих низших сил, мы обнаруживаем в человеческом мире наличие неких высших особых сил, сил сердечного притяжения, осознанной восприимчивости и родства, которые объединяют людей и создают условия для мирной жизни и прочных дружеских взаимоотношений. Таким образом, очевидно, что величайшим царем и владыкой человеческого мира является любовь. Если бы любовь вдруг иссякла, рассеялась сила притяжения и разрушилась связь, объединяющая человеческие сердца, то исчезло бы и само явление человеческой жизни.
 Данные доводы воспринимаются чувствами, осознаются разумом, подтверждаются толкованиями и учениями Священных Книг и согласуются с интуитивными представлениями самого человеческого сердца. Сие есть доказательство, на которое мы можем полностью положиться, и которое может быть признано исчерпывющим и неопровержимым. Но такой вид любви присущ уровню материального или физического мира. Ее проявления находятся в полном соответствии с требованиями и законами природы.

 Истинная любовь есть любовь, которая существует между Господом и слугами Его, любовь, которая соединяет воедино святые души. Сие есть любовь духовного мира, в отличие от любви присущей физическим организмам м существам. Поразмышляйте, например, о неисчерпаемых дарах Божиих, ниспосылаемых людям, посмотрите, сколь ослепителен божественный свет, озаряющий мир человеческий. Разве можно усомниться в том, что сии дары, щедроты, сие лучезарное сияние суть порождение любви? Именно любовь является исходной побудительной силой, иначе людские сердца не смогли бы обрести или воспринять сии благодати. Если бы не существовало любви, то благословенные дары не снизошли бы ни на одно из творений сущего мира. Если бы не было любви, то восприемник божественного сияния не смог бы озариться небесным светом и явить его лучезарный блеск другим земным созданиям. Если же мы являемся истинными восприемниками щедрот Господних, то должны понимать, что они изливаются на сей мир непрерывным потоком, подобно солнечным лучам, беспрерывно испускаемым физическим светилом. Материальный мир, благодаря сему щедрому сиянию, исполняется светом и жизнью. Подобным же образом духовный и сердечный мир озаряется и воскресает, благодаря сияющим лучам Солнца Подлинной Сущности и щедротам Божией любви. Тем самым обеспечивается вечная жизнь сущего мира, царства сердец, царства человеческого духа. Если бы не было любви Господней, то душа не смогла бы пробудиться, силы духа могли бы иссякнуть, и подлинная сущность человека лишилась бы сих вечных дарований.
 Посмотрите, сколь безмерны проявления Божией любви. В нашем земном мире мы видим множество знаков Его любви и среди них - рассветные точки Его явителей. Воистину, неисчерпаем свет любви, которым божественные Посланники озаряют род человеческий! Они с радостью жертвовали Своими жизнями во имя того, чтобы направить людей на путь истинный, чтобы воскресить души человеческие. Они несли сей крест мирских бедствий. В течение отпущенных им лет земной жизни, они приняли все муки и испытания, дабы пробудить дух человека, дабы достиг род людской высшего благоденствия и процветания. Если бы Иисус Христос не был исполнен подлинной любви к человечеству, то Он не окончил бы Свои земные дни на кресте. Именно любовь к людям стала причиной Его земных мучений. Подумайте, сколь безмерна сила такой любви. Именно любовь к роду человеческому побудила Иоанна Крестителя принести жизнь Свою в жертву. Под знаком сего божественного дара проходила жизнь всех Пророков и Святых подвижников. Если бы сердце Баба не было исполнено чувства любви к людям, то очевидно, что Он не пошел бы на верную смерть, не подставил бы свою грудь под пули. Если бы в душе Бахауллы не горел неугасимый огонь истинной любви к человечеству, то Он не обрел бы той духовной радости, той силы, которая помогла Ему перенести сорок лет тюремного заключения.
 Обратите внимание, как редко люди отказываются от мирских радостей и благ во имя счастья других, сколь невероятно предположение о том, что обычный человек пожертвует своим глазом, или пойдет на мученическую смерть ради благополучия ближних своих. Однако все божественные Явители прошли через страдания и муки, Они жертвовали жизнями, отказывались от положения, состояния, жизненных благ, отдавая все, чем владели во имя счастья человечества. Поэтому задумайтесь о том, как же велика была сила Их любви. Если бы Они не являли людям сей божественный дар любви, то невозможно было бы определить понятие духовной любви. Если бы мир человеческий не озарился светом Их знаний, то души людские остались бы темными. Какой огромной побудительной силой наделена Их любовь! Они суть знаки любви Господней, лучи Солнца Подлинной Сущности.
 Таким образом, мы должны возносить благодарения Господу, ибо благодаря Его вечной любви, наш мир озарен сиянием Его щедрот. Именно любовь к нам, побуждала небесных Явителей жертвовать Своими жизнями. Поразмышляйте же о том, каково подлинное значение и сила любви Божией. Если бы не существовало дара Господней любви, то дух жизни не мог бы зародиться и проявиться в человеке. Но гововоря о рождении духа, мы подразумеваем не физическое бытие или небытие; и более того, именно об этом говорил Иисус Христос Своим ученикам, "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов," ибо "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." Если бы не существовало Божией любви, то сердца человеческие не озарились бы светом жизни. Если бы не было Божией любви, то путь в Царствие Небесное остался бы неведомым. Если бы не было Божией любви , то не открылись бы учения Священных Книг. Если бы не было Божией Любви, то небесные Посланники не являлись бы в сей мир. Источник всех этих даров есть любовь Господня. Посему, не существует в человеческом мире более великой силы, чем любовь Божия. Именно благодаря дару Божией любви собрались мы здесь сегодня вечером, именно любовь Божия воскресила сей мир. И поэтому мы должны возблагодарить Господа за то, что Он ниспослал нам сей величайший дар, сей животворящий свет. А сейчас давайте рассмотрим еще одну грань нашей сегодняшней темы: ограничивается ли проявление и воздействие любви пределами земного бытия, или ее сила действует и в мире ином? Распространяется ли ее влияние на царство вечной жизни, или же любовь действенна лишь в нашем сущем мире? Окинув мысленным взором царство человека, мы без труда обнаружим его превосходство над всеми иными земными творениями. По уровню бытия весь сущий мир может быть подразделен на четыре царства: минералов, растений, животных и людей. Царство минералов обладает определенными качествами, которые мы называем способностью соединения. Царство растений обладает силами соединения и дополнительной силой роста, или силой клеточного развития. Царство Животных, помимо качеств присущих минералам и растениям, обладает еще способностями чувственного восприятия. Но хотя животным дарованы органы чувств, они полностью лишены способности осознания, они ничего не ведают о существовании мира сознания и духа. У животных отсутствуют способности, посредством которых они могли бы открыть явления, выходящие за пределы чувственного восприятия. Так например, животные, обитающие в Европе не способны представить себе существование Американского континента. Они понимают лишь те явления, которые ограничиваются их чувственным восприятием и природным инстинктом. Они лишены способности логического мышления и умозаключения. Животные не могут осознать того, что земля имеет форму шара, или что маленькие звезды, сияющие в небесах, суть огромные миры, во много раз превосходящие своими размерами нашу планету. Животные не в состоянии постичь отвлеченные понятия, порожденные силой человеческого ума. Они лишены таких способностей. Следовательно эти особые способности присущи только человеку, и очевидно, что царство человека наделено некой высшей подлинной сущностью, которая отсутствует в мире животных. Что же подразумевается под этой подлинной сущностью? Сия сущность есть дух человека. Благодаря ему человек возвышается над всеми иными материальными царствами. Хотя человеку присущи все качества низших царств, но сверх того он наделен духовными способностями, небесным даром осознанного понимания.
 Все объекты материального мира подчиняются законам природы. Все физические организмы являются пленниками природы Никто из них не может ни на йоту отклониться от пути, предназначенного им природой. Ни наша планета, ни ее высочайшие горы, ни животные, обладающие удивительными способностями и врожденными инстинктами, - никто не может нарушить природных ограничений. Все материальные создания за исключением человека суть пленники природы. Человек властвует над миром природы; он преступает природные законы. Природа предназначила живым существам, подобным человеку, обитать на поверхности земли, но человек летает по воздуху как птица, бороздит океаны и опускается в морские глубины на субмаринах. Человек одарен способностью, благодаря которой он может постигать и открывать законы природы, проникая в сущности незримого мира и воплощая их в реальные, зримые явления нашего бытия. Электричество было когда-то скрытой природной силой. Согласно законам природы оно должно было оставаться ее сокровенным секретом, но дух человеческий проник в сущность этих сил, объяснил секретные законы электричества и создал зримые воплощения сего явления. Таким образом, ясно и понятно, что человек способен нарушать природные законы. Какая же сила помогает ему возвыситься над природой? Этой силой является сила духа, которой наделен человек по замыслу и произволению Божию. Сие убедительное доказательство того, что дух человека выделяет и возвышает его над всеми низшими царствами. Именно об этой духовной силе говорится в стихе Старого Завета, "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию нашему." Только благодаря духовному началу может человек постичь подлинные сущности, явленные Господом и приобщиться к небесным щедротам.
 Сия великая сила очевидно должна отличаться от сил физического тела или храма, в котором она явлена. Нетрудно заметить и понять, что человеческое тело подвластно изменениям; однако дух человеческий всегда остается неизменным. К примеру, человеческий организм иногда вырастает хрупким и болезненным, иногда может стать сильным и крепким, а порой вырастает слабым, или может лишиться руки или ноги, но все это не окажет никакого влияния на его дух. Человек может потерять зрение, ему могут ампутировать ногу, но никакие физические увечья не могут повредить его духу. Сие есть доказательство того, что дух человека существует независимо от его физического тела. Недостатки тела или его органов не свидетельствуют о недостатке духа. Это подводит нас к правильному заключению о том, что если человеческий организм в целом подвергнется коренному необратимому изменению, то дух переживет это изменение; то есть, даже если человеческое тело полностью разрушится и перестанет существовать, то дух человеческий останется по-прежнему неизменным. Ибо дух человека бессмертен. Когда человек спит, глаза его не видят, уши не слышат, тело не двигается, - такое пассивное состояние подобно смерти; и тем не менее в это время дух человека видит, слышит и парит в небесах. Ибо он обладает особыми способностями, которые позволяют ему жить независимо от тела. Ему не надо глаз, чтобы видеть объекты образного мира идей, он может слышать без посредства ушей и путешествовать без помощи ног. Дух может осуществить любое действие, не пользуясь физическими силами. Таким образом очевидно, что дух человека живет и действует, когда тело его пребывает в состоянии сна, в состоянии подобном смерти. В мире снов физическое тело совершенно бездеятельно, но дух неизменно бодрствует и владеет всеми способностями и чувствами. Следовательно мы можем сделать вывод о том, что жизнь духа ни в коей мере не зависит от жизни тела. В сущности можно сказать, что тело есть просто некое облачение, используемое духом. Если сие облачение обветшает, то носитель его останется по-прежнему целым и невредимым.
 Более того все объекты физического мира подвержены процессам изменения и перехода от одной стадии существования к другой, и кругооборот изменений, порождаемый этими переходами, представляет собой некие формы небытия. Например, когда человек переходит из человеческого царства в царство минералов, мы говорим, что он умер, что он расстался с формой физического воплощения человека и принял обличие минеральной субстанции. Такая форма превращения или преобразования называется смертью. И из этого следует, что никакой физический организм не может находиться одновременно в двух воплощениях или видах. Если некое явление или объект сущего мира представлен в виде треугольника, то он не может в то же самое время принять форму квадрата. Если мы видим круг, то он не может одновременно стать пятиугольником или шестиугольником. Для того чтобы круг стал другой геометрической фигурой и принял любую из данных форм, он должен обязательно изменить свой первоначальный облик или вид. То есть, необходимо изменить форму треугольника, что бы он приобрел форму квадрата; квадрат должен измениться, чтобы стать пятиугольником. Такие превращения или переходы от одной формы существования к другой равносильны смерти. Но подлинная сущность человека, человеческий дух наделен даром проникновения во все виды и формы одновременно, и при этом ни одна из геометрических фигур не теряет своих очертаний. Он способен, не подвергаясь изменениям, переходить от одного мысленного образа к другому. Если бы он лишился способности осознания одной или всех фигур, мы могли бы сказать, что он перешел в иную форму, а это было бы равносильно смерти. Но поскольку человеческий дух воспринимает все фигуры одновременно, то он не подвержен превращениям или смерти.
 Далее, законы натурфилософии подтверждают тот факт, что простейшие исходные физические элементы не подвержены разрушению. Поскольку природа неразрушима, то простейший природный элемент неизменен и постоянен. Смерти и уничтожению подвержены лишь сложные соединения и композиции. Таким образом, можно сказать, что распадаются только структурные связи. И в результате процесса распада наступает смерть. Например, этот цветок является сочетанием определенных простейших элементов. Когда это сочетание нарушается, структура цветка распадается, и он умирает как организм растительного мира. Но исходные физические элементы, которые образовывали этот цветок, не исчезают и не умирают, ибо все простейшие элементы неизменны, вечны и не подвластны разрушению. Они не могут разрушиться, поскольку являются неделимыми физическими частицами, а не соединением частиц. Таким образом, они не подвержены распаду и разделению на составные атомные частицы, ибо являются простейшими, неделимыми и, следовательно, вечно существующими.
 Если некая неразложимая субстанция обладает бессмертием, то как же может быть разрушен дух человека или его подлинная сущность, которая существует совершенно независимо от физической структуры или композиции? И более того, этот дух, который способен проникать одновременно во все формы, является некой целостной единицей, а не соединением. Следовательно его невозможно разрушить. Человеческий дух превосходит по своим качествам и атрибутам все физические элементы. Его атрибуты драгоценнее чем свойства золота, серебра или железа, физические структуры которых неразрушимы. Они называются неизменными, поскольку не подвластны разложению, но сколь же неизмеримо выше тогда власть и бессмертие человеческого духа. Разве может он когда-нибудь исчезнуть? Эта тема имеет наиважнейшее значение. Существует множество доказательств, подтверждающих бессмертие духа. Я надеюсь, мы сможем продолжить это обсуждение в другой раз.
 Прежде чем мы с вами расстанемся, мне хотелось бы вознести молитву во здравие мисс Фармер; ибо, воистину, она была основательницей сего Образовательного центра, источником, породившим ваше духовное собрание, ваше духовное братство.
 О Господи благой! Озари сих слуг Твоих лучезарным светом Твоего провидения. Воспламени сердца сего собрания огнем Твоей любви. Просвети лица сии небесным сиянием. Освети сердца сии светом Твоего величайшего водительства.
 О Господи! Облака суеверий застилают горизонты сердец. О Владыка Небесный! Рассей облака сии, дабы лучи Солнца Подлинной Сущности могли воссиять. О Владыка! Просвети наши очи, дабы могли мы узреть Твой свет. О Владыка! Обостри наш слух, дабы могли мы услышать призыв Высшего Средоточия! О Владыка! Ниспошли нам дар красноречия, дабы могли мы восхвалять имя Твое. О Владыка! Очисти и освяти сии сердца, дабы лучезарное сияние Твоей любви, возгорелось в них.
 О ты Владыка всеблагой! Даруй скорейшее выздоровление и ниспошли силу и благодать Твою основательнице сего Образовательного Центра. О Владыка! Сия женщина служит Тебе, ее взоры устремлены к Царствию Твоему, и она собрала людей на эти встречи, дабы могли они исследовать подлинную сущность, дабы воссиял свет подлинной сущности.
 О Владыка! Даруй ей Твою вечную поддержку. О Владыка! Даруй ей Твое вечное утешение. О Владыка! Даруй ей скорейшее выздоровление. Воистину, Ты еси Милосердный. Воистину, Ты еси Милостивый. Воистину, Ты еси Щедрый.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных