22. О, истинный друг! Изучай в школе Господа нашего уроки духа и, слушая Учителя любви, приобщайся к истинам. Взыскуй таинств небесных и повествуй об обильных дарах милости и благодати Господней.
22.1 Хотя овладение науками и искусствами и составляет высшую славу человечества, справедливо сие только когда река человеческая вливается в могучий Океан и наполняется Божественным вдохновением из Его древнейшего источника. Когда свершается сие, всякий учитель становится подобен безбрежному океану, всякий ученик - мощному фонтану знания. Если вслед за этим поиск знания приводит человека к лицезрению Красоты того, Кто есть Предмет всякого Знания, достигнута великая цель; если нет - то как малая капля отторгается человек от потока милости, ибо знанию тогда сопутствуют высокомерие и гордыня, а они ведут к заблуждению и отдаляют сердце человека от Господа.
22.2 Науки мира сего - мосты, что связывают человека с реальностью, если же не приводят они к пониманию реальности, то не дают они ничего, кроме бесплодной иллюзии. Единым истинным Богом клянусь! Если знание не помогает приблизиться к Нему, Явнейшему, то оно не что иное, как потеря.
22.3 Овладевая науками, надлежит тебе устремлять свой взор в сторону Явленной Красоты, и тогда станешь ты знаком спасения и наставления среди народов мира и средоточием понимания истин, что сокрыты от мудрецов с их мудростью, но открыты тем, кто вступил в Царство света и причастия сокровенной тайны, спрятанной за завесой и охраняемой неусыпным оком. (Избранные Писания Абдул-Баха)
23. Человек - высшая ступень материального мира и начальная ступень мира духовного, иными словами, он - конец несовершенства и начало совершенства. Он стоит на краю тьмы и в начале света, а посему сказано, что состояние человека есть конец ночи и начало дня, и сие означает, что в нем заключены все степени несовершенства, но также ему дарованы и все степени совершенства. В нем есть и животное начало, и ангельское, и целью воспитателя всегда было и будет - взрастить человеческие души так, чтобы ангельское побороло в них животное. (Ответы на некоторые вопросы)
24. Сказано, что человек - величайшее подобие Бога, он есть Книга Творения, ибо в нем заключены все таинства бытия. Если он ступает под сень Истинного Наставника и получает правильное воспитание, то становится сутью сути, светом света, духом духа; он превращается в средоточие божественных явлений, источник духовных качеств, зарницу небесного света, вместилище божественного вдохновения. Не получив должного воспитания, он становится воплощением сатанинских свойств, вместилищем греха и источником всего темного.
24.1 Миссия Пророков состоит в воспитании людей - дабы сей кусок угля превратился в драгоценный алмаз, а сие бесплодное дерево было привито и принесло сладчайшие плоды. Когда человек достигает благороднейшего состояния, какое только возможно в мире человеческом, тогда он может далее развивать в себе совершенства, однако он не может перейти в другое состояние, ибо состояния ограничены, тогда как божественные совершенства бесконечны. (Ответы на некоторые вопросы)
25. Если глубоко задуматься, станет ясно, что основная причина, порождающая угнетение и несправедливость, неправедность, беспорядок и хаос - это отсутствие у людей веры в Бога и их необразованность. Когда, например, глубоко верующие, грамотные и хорошо образованные люди сталкиваются с затруднением, они могут обратиться к местным властям; если же они не найдут там справедливого решения и их права не будут защищены, и если они увидят, что в своем поведении местные власти не следуют Божьему соизволению и царской справедливости, они могут передать свое дело в суды более высокого ранга, сославшись на нарушение местными властями духовного закона. Эти суды могут тогда запросить с мест протоколы дела и таким путем восстановить справедливость. В настоящее же время большинство людей по причине необразованности имеют такой скудный запас слов, что не в состоянии объяснить суть своей просьбы. (Тайна Божественной Цивилизации)
26. Самое главное, неотложнейшее требование - развитие образования. Невозможно представить, чтобы какая-либо нация достигла успеха и процветания, если эта наиважнейшая, жизненно важная задача не будет осуществлена. Основная причина упадка и гибели народов кроется в невежестве. Сегодня массы людей несведущи даже в том, что касается повседневных дел, а тем более не способны они постичь суть важных проблем и сложных задач нашего времени. (Тайны Божественной Цивилизации)
27. Образование бывает трех видов: образование в материальной сфере, гуманитарной и духовной. Образование в материальной сфере касается совершенствования и развития тела, оно осуществляется через питание, обеспечение материальных удобств и благ. Этот вид образования применим и для животных, и для человека.
27.1 Гуманитарное образование охватывает сферу цивилизации и прогресса, к которой относятся управление, администрация, благотворительные учреждения, торговля, искусства и ремесла, науки, великие изобретения и открытия, общественные институты, то есть виды деятельности, присущие только человеку и отличающие его от животного.
27.2 Божественное образование исходит из Царствия Божия: оно заключается в обретении божественных совершенств, и сие есть истинное просвещение; ибо в таком состоянии человек становится средоточием божественных милостей, воплощением слов: <Сотворим человека по образу Нашему>1. Сие есть цель для мира человеков.
27.3 Итак, мы нуждаемся в просветителе, наставнике, который был бы равно просветителем в материальном, гуманитарном и духовном плане, и чей авторитет был бы непререкаем при любых обстоятельствах. Так что, если кто-либо заявляет: <Я наделен полным пониманием и обладаю совершенным разумом, а потому мне не нужен наставник>, - то он отрицает явное и очевидное и подобен ребенку, который говорит: <Мне не нужно образование; я стану действовать по своему разумению, и так я достигну всех совершенств существования>; что, если бы слепой заявил: <Мне не нужно зрение, ибо в мире множество слепых, и они живут без особых проблем>.
27.4 И потому ясно и несомненно, что человеку нужен наставник, и такой наставник должен быть совершенно и полностью безупречен во всех отношениях и должен превосходить любого из людей. В противном случае, если бы он был подобен прочим человекам, он не мог бы быть их просветителем, потому что, если говорить более конкретно, он должен быть для людей одновременно просветителем и в материальном, и в гуманитарном, а также и в духовном плане - то есть он должен научить людей организации и осуществлению всего, что связано с физическими потребностями, а также устройству общественного порядка для осуществления сотрудничества и взаимопомощи в жизни людей, чтобы материальные ее стороны были упорядочены и не выходили из-под контроля при любых обстоятельствах. В то же время он должен осуществлять гуманитарное просвещение - направлять разум и мысль, дабы они могли достичь полного развития, дабы осуществлялся прогресс знания и науки и были познаны истинная сущность вещей, тайны, заключенные в существах, и свойства миров; дабы неуклонно совершенствовались способы правления, общественные институты, изобретения; дабы от мира зримых и ощущаемых вещей на основе информации, даваемой чувствами, шел путь к логическому построению.
27.5 Он же должен осуществлять и духовное просвещение с тем, чтобы разум и познание смогли проникнуть в метафизический мир и обрести благо от очищающего дуновения Духа Святого, и приобщиться к Высшему Сонму. Он должен влиять на сущность человеческую, дабы она стала средоточием божественных проявлений в такой степени, что имена и свойства Бога смогут отразиться сияющим блеском в зерцале человеческой сущности и священный стих <Сотворим человека по образу Нашему и подобию> найдет свое воплощение.
28. Некоторые полагают, что врожденное чувство достоинства удержит человека от дурных поступков и станет залогом его духовного и физического совершенства.
29. Иными словами, человек, наделенный от природы умом, решимостью и целеустремленностью, будет инстинктивно, не думая о возможном суровом наказании за дурные поступки или щедром воздаянии за праведность, воздерживаться от того, чтобы причинить зло ближнему и будет жаждать лишь добра. Однако же, если поразмыслить над уроками истории, станет очевидным, что и само чувство чести и достоинства есть не что иное как благой дар, исток которого - наставления Пророков Божиих. Мы видим в детях проявления агрессивности и злонамеренности, и если ребенок лишен наставлений воспитателя, нежелательные черты его характера усиливаются на глазах. В связи с этим очевидно, что истоком столь естественного чувства, как человеческое достоинство и честь, является все же воспитание. Далее, даже если в качестве предположения допустить, что врожденный интеллект и изначально присущая человеку нравственность уберегут его от дурных поступков, то ведь, очевидно, что люди такого свойства встречаются не чаще, чем философский камень. Не стоит словами доказывать данное предположение, его нужно подтвердить фактами. Давайте посмотрим, какая из существующих в мире сил может подвигнуть массы людей на праведные устремления и деяния!
29.1 И скажем более - если столь редкостный человек, наделенный высокой добродетелью, воплотит в себе также и Страх перед Господом, то, несомненно, его стремление к праведности многократно усилится! (Тайна Божественной Цивилизации, стр. 97-98)
30. Одна из твердынь Святой Веры - воспитание детей, это один из основополагающих постулатов Божественного Учения. Потому с самого начала матери должны растить своих детей в колыбели благонравия - ведь именно матери являются первыми воспитателями, - дабы по достижении зрелости ребенок развил те добродетели и черты характера, которые заслуживают похвалы.
30.1 Надлежит каждому ребенку - и сие есть Божественное предписание - обучиться чтению и письму, изучить те науки, которые необходимы и полезны, или овладеть каким-либо искусством или ремеслом. Следует всячески радеть об этом, пренебрежение же или уклонение от выполнения сего недопустимо.
30.2 Задумайтесь над тем, сколь многочисленны исправительные учреждения, тюрьмы, места для заключения и пыток, которые готовлены для сынов человеческих, и предназначены они все для того, чтобы наказывая, предупреждать совершение тяжких преступлений - однако на деле пытки и наказания лишь усугубляют порок и желанная цель, при использовании подобных средств, оказывается недостижимой.
30.3 Потому с самого раннего детства надо так воспитывать ребенка, чтобы никогда и не помыслил он о совершении преступления, но, напротив, направлял бы свою энергию на то, чтобы стать достойнейшим человеком, полагал бы дурной поступок сам по себе тягчайшим наказанием и видел бы в самом грехе большее зло, нежели в тюремном заключении. Ибо возможно такое воспитание людей, благодаря которому преступления если полностью и не исчезнут, все же станут чрезвычайно редки.
30.4 Суть в том, что воспитание человеческого характера есть одна из важнейших заповедей Господних, воздействие же воспитания подобно воздействию солнца на дерево и плод. О детях нужно заботиться, их нужно защищать и воспитывать; такова истинная сущность родительского долга и родительского милосердия.
30.5 В противном случае дети станут подобны дикорастущим сорнякам и будут прокляты, как дерево заккум (Коран 37:60, 44:43), потому как не будут знать, в чем добро и в чем зло, и не будут отличать высочайшие человеческие добродетели от греха и порока; взрастут они в суетном тщеславии и отвратится от них взор Господа Всемилостивого.
31. Источник дурных поступков в невежестве, и посему мы должны держаться за инструменты восприятия и знания.
Хороший характер нужно воспитывать. Свет должен проникнуть в самые отдаленные уголки, дабы каждый, вступивший в сию школу человечества, мог обрести небесные качества духа и проникнуться убеждением, что нет более мрачного ада, более страшной огнедышащей пропасти, чем обладание дурным и непостоянным нравом, и что хуже самой темной тюремной ямы и самой изощренной пытки проявление такого характера, который заслуживает осуждения.
31.1 В процессе воспитания человек должен быть поднят на такую высоту, что он скорее даст перерезать себе горло, чем солжет, и предпочтет быть пронзенным копьем, чем оклеветать кого-либо или дать волю гневу.
Так воспламенятся в человеке чувства достоинства и гордости и сгорят дотла всходы похотливых желаний. Каждый из возлюбленных Господа воссияет подобно яркой луне в полноте духовных качеств, и связь каждого со Святым Престолом Господним станет не иллюзорной, но реальной и прочной, и будет она подобна фундаменту здания, а не украшению на фасаде.
31.2 Следует отсюда, что школа для детей должна быть местом строжайшей дисциплины и порядка, что обучение должно вестись продуманно и все должно быть направлено на улучшение и совершенствование характера; тогда с раннего возраста в самую суть ребенка будет заложено божественное основание и начнет возводиться здание святости. Знайте, что обучение детей, улучшение и совершенствование характера, воспитание в них добрых чувств и забота об их развитии - дело необычайной важности, ибо такова одна из первых заповедей Господних.
31.3 И если будет на то воля Божия, выйдут из таких школ духовности дети просветленные, украшенные совершеннейшими добродетелями человеческими, и озарят они своим светом не только Персию, но и весь мир.
31.4 Трудно склонить человека, достигшего зрелости, улучшить свой характер. Опыт говорит о том, что как бы мы ни старались сгладить ту или иную черту в характере взрослого человека, мы ничего не достигнем. Может быть, сегодня в нем что-то чуть-чуть исправится, но пройдет несколько дней, - и все вернется на круги своя, и он вновь возвратится к своим привычкам и обычаям. Поэтому именно в раннем детстве нужно закладывать прочное основание. Пока ветвь зелена и нежна, ее легко выправить.
31.5 Смысл сказанного в том, что свойства духа как раз и являют собой сие божественное основание, и именно они украшают истинную сущность человека, знание же является залогом продвижения человечества вперед. Возлюбленным Господа надлежит радеть об этом, преданно и вдохновенно служа делу сему. (Избранные Писания Абдул-Баха, III, стр. 136-137)
32. Развитие системы образования - одно из положений учения Бахауллы. Каждого ребенка следует обучать наукам в той мере, в какой это необходимо. Хорошо, если родители могут заплатить за обучение, если нет - община должна выделить средства на образование ребенка. (Избранные Писания Абдул-Баха, стр. 227, 304)
33. Мое желание таково, чтобы дети эти были воспитаны в духе Бахаи, дабы не прекращалось их духовное развитие как здесь, так и в Царствии, и дабы радовали они сердце твое.
33.1 Скоро настанет время, когда нравы упадут до предела. Очень важно, чтобы дети воспитывались как Бахаи, и тогда обретут они счастье в этом мире и в мире будущем. В противном случае, их уделом будут горести и заботы, ибо в основе человеческого счастья лежит духовность поведения. (Избранные Писания Абдул-Баха, стр. 100, 127)
34. О ты, обративший взор свой к Царствию Божиему! Письмо твое было получено, и мы узнали, что ты обучаешь детей верующих, что сии нежные крохотные создания разучивали с тобой стихи из <Сокровенных Слов> и молитвы и рассуждали о том, что значит быть Бахаи.
34.1 Учительство можно сравнить с трудом садовника, который с любовью ухаживает за молодыми растениями, что взошли на цветущих полях Всеславного. Нет сомнения, что этот труд принесет желанные плоды, и сие особенно справедливо, когда речь идет об обучении детей обязанностям Бахаи и поведению в духе Бахаи, ибо непременно нужно сделать так, чтобы малыши душой и сердцем осознали, что <Бахаи> - это не просто имя, но истина. Каждого ребенка должно наставлять на путях духа, дабы обрел он всяческие добродетели и стал светочем славы в Деле Господнем. В противном случае самое слово <Бахаи>, не принося плодов, утратит всякий смысл.
34.2 Приложи все свое умение и старание, дабы донести до детей мысль о том, что быть Бахаи значит воплощать все совершенства и сиять подобно огненному столбу, что неся в себе мрак тьмы нельзя называться <Бахаи>. Назови эту школу Воскресной Школой Бахаи 1 . (Избранные Писания Абдул-Баха, стр. 123, 143)
35. Отвечаю на твой вопрос о воспитании детей. Надлежит тебе растить их в лоне божественной любви и развивать в них устремленность к духовному, дабы обратили они лица свои к Господу; дабы привычными для них стали правила хорошего поведения и не проявлялся бы их норов, дабы развились в них все достоинства и похвальные свойства человеческого характера, дабы обрели они прочные знания в разных науках, - ради того, чтобы с самых ранних лет жили бы они как существа духовные, обитатели Царствия, окруженные благоуханным дуновением святости, и воспитывались бы в атмосфере веры и духовности, что исходит с Небесных Чертогов.
Воистину, Я буду молить Господа, дабы благословил Он исход дела сего. (Избранные Писания Абдул-Баха, стр. 122, 142)
36. О возлюбленные друзья! Напрягите все свои силы, стараясь овладеть науками и достигнуть истинного понимания. Каждой жилкой своей устремитесь к материальному и духовному совершенству.
36.1 С самых ранних лет поощряйте в детях любознательность, пробудите в них желание достигнуть мастерства в каждом искусстве - знайте, что цель сего в том, чтобы милостью и благосклонностью Господними сердце каждого из них стало как самое гладкое зеркало, отражающее тайны вселенной и являющее сокровеннейшую суть всех вещей, и чтобы каждый из них прославился бы в мире, достигнув вершин во всех отраслях знания, науки и искусства.
36.2 Воистину, воистину, нельзя не радеть об образовании детей. Воспитывайте их так, чтобы они обрели духовные качества и уверовали бы в милость и щедрость Господа.
37. О вы, двое слуг Святого Порога! Нас премного обрадовало и утешило известие о том, что вы организовали занятия для детей.
37.1 Каков бы ни был вклад человека в дело сие - будет ли он обучать детей или жертвовать средства на их обучение - непременно осенит его благословение, сошедшее от невидимого Царства, и дарованы ему будут бесчисленные милости.
37.2 Посему с величайшей радостью благословляем Мы сие достойнейшее начинание, и да будет вам великое воздаяние, что превзойдет все ваши чаяния.
37.3 Надейтесь на помощь Всемилостивого и не сомневайтесь, что она будет ниспослана вам.
38. О две возлюбленные служанки Господа! Что изречет человек языком своим, пусть докажет он делами своими. Если нарекается он верующим, то и поступать ему надлежит в согласии с предначертаниями Царствия Абха.
38.1 Хвала Господу, вы доказали искренность ваших слов деяниями вашими и снискали благословение Господа Бога. Каждый день с первыми лучами солнца собираете вы детей Бахаи и учите их общению со Всевышним и молитвам. Деяние сие достойно величайшей похвалы, ибо радуете вы детские сердца, помогая им на заре каждого дня обращать лица свои к Царствию и поминать Господа и восславлять Имя Его звуком нежнейших голосов, что читают и распевают молитвы.
38.2 Дети сии подобны молодым растениям, а учить их возносить молитвы - это все равно что орошать их дождем, дабы росли они нежными и свежими, дабы овевали их легкие дуновения ветра божественной любви, вызывая в них трепет радости. Да благословит вас Бог и да пребудет с вами все доброе. (Избранные Писания Абдул-Баха, стр. 115, 139)
39. Образование и воспитание детей названы среди наиболее достойных деяний человеческих, и объемлют их милость и благоволение Всевышнего, ибо воспитание - незаменимая основа человеческого совершенства, открывающая человеку путь к вершинам непреходящей славы. Если обучать ребенка с раннего детства, то благодаря любви и заботе Небесного Садовника напитается он кристальными водами духа и знания, подобно молодому дереву, что взрастает вблизи журчащих потоков. Воистину, озарят его яркие лучи Солнца истины и благодаря свету их и теплу будет взрастать он в саду жизни во всей свежести и красе.
39.1 Посему надлежит наставнику быть еще и лекарем, и, обучая ребенка, надлежит ему и исправлять его несовершенства: одновременно с обучением ребенка надлежит развивать в нем его духовную природу. Пусть учитель станет врачевателем характера ребенка, так будет лечить он духовные недуги детей человеческих.
39.2 Если приложить все усилия для выполнения этой важной задачи, мир человеческий воссияет новыми украшениями и станет излучать ярчайший свет. Тогда сия мрачная долина станет лучезарной, и сия земная обитель превратится в обитель небесную. Демоны тогда станут ангелами, а волки - пастырями стада, и дикие собаки будут вместе с газелями пастись на равнинах единства, и алчущие звери пребудут среди мирных стад, и хищные птицы с острыми, как нож, когтями - среди певчих пташек, издающих сладкие трели.
39.3 Ибо внутренняя сущность человека являет собой границу между светом и тьмой, пространство, где встречаются два моря 1, и это есть низшая точка на дуге нисхождения 2, и потому способная двигаться в направлении ступеней более высоких. Через образование она может подняться на высшую ступень совершенства; без образования она останется на низшей ступени несовершенства.
39.4 В каждом ребенке заложен и светоч мира, и тьма мира, и потому образованию следует уделять величайшее внимание. С младенчества ребенок должен взрастать в лоне Божественной любви и питаться из источника Божественного знания, дабы стал он источником света и развивался духовно, дабы постиг он премудрости и науки и приобщился к добродетелям сонма ангелов.
39.5 Поскольку на вас возложена сия святая обязанность, надлежит вам напрячь все силы, чтобы слава этой школы воссияла во всем мире, чтобы стала она местом прославления Слова Божиего.
40. Среди самых славных способов служения Всемогущему Богу названы и воспитание, и обучение детей, этих нежных растений Райского Сада Абха, и служение это направлено на то, чтобы дети, милосердием Божиим наставленные на путь спасения, росли и развивались подобно жемчужинам божественной щедрости, в раковине образования и стали в будущем драгоценным украшением короны Непреходящей Славы.
40.1 Нелегко нести это служение, еще труднее добиться в нем успеха. Я надеюсь, что вы хорошо себя проявите в этом важнейшем деле и преуспеете в нем, став знаком всеобъемлющей милости Господней, и дети сии, что будут воспитываться в лоне божественного Учения, достигнут такого развития, что станут подобны благоуханному дуновению, веющему над садами Всеславного, и разнесут это благоухание по всему миру. (Избранные Писания Абдул-Баха, 106, стр. 133-134)
41. О слуга Благословенной Красоты! Да благословит тебя Бог, ибо отдался ты такому служению, благодаря которому лик твой воссияет в Царстве Абха - делу образования и воспитания детей. Если человек правильно воспитывает и обучает детей, он совершает такой подвиг служения у Святого Порога, превыше которого нет ничего. Судя по тому, что мы узнали, ты преуспел в сем начинании. Надлежит тебе, тем не менее, неустанно совершенствоваться, дабы достичь еще больших высот.
41.1 Я молю Всемогущего Господа сделать тебя тем источником, что озарит светом умы этих детей, оживит их сердца и освятит их души.
42. Прикладывайте все усилия, овладевая современным знанием, и напрягайте каждую жилку, продвигая вперед божественную цивилизацию. Открывайте школы, где будет хорошо поставлено обучение, закладывайте там прочные основы образования в самых разных областях знания, привлекая туда учителей, наделенных чистой и святой душой и отличающихся высокими нравственными принципами, глубиной веры, высоким мастерством; воспитателей, обладающих глубокими знаниями наук и искусств.
42.1 Святому институту Десниц Дела Господня надлежит всемерно опекать и поддерживать эти школы и стараться удовлетворять их нужды - чтобы в них использовались все достижения прогресса, благодаря которым свет знания озарит мир.
43. О твердый в Завете! Отвечая на твое письмо, Я буду краток. Хвала Господу за то, что ты стал учителем молодых Бахаи, этой поросли в раю Абха, и в то же время продолжаешь заботиться и о других детях.
43.1 Как явно сказано в Божественном Писании, обучение детей необходимо и обязательно. Это значит, что учителя суть служители Господа Бога, ибо они поднялись для исполнения этого долга, и сие приравнивается к богослужению. И потому каждый вздох твой должен быть хвалой Господу - ведь ты наставляешь своих духовных детей.
43.2 В духовном отцовстве больше величия, чем в физическом, ибо физический отец дает лишь земную жизнь, тогда как духовный дарует своему ребенку жизнь вечную. Посему в Законе Божием учителя названы среди наследников.
43.3 Поистине, сие есть нежданный дар - то, что ты обрел этих духовных детей, и это лучше, чем иметь собственных детей; ибо последние обычно не испытывают благодарности к отцам, думая, что отец заботится о них из чувства долга, а потому, что бы он для них не делал, они этого не ценят. Духовные же дети всегда благодарны отцам за их любовь и заботу. Сие, воистину, есть милость Господа нашего, Всеблагого.
44. О ты, твердый в Завете! Ты отдаешь столь много сил образованию детей, и это бесконечно радует Меня. Хвала Господу за то, что наделил тебя способностью нести это служение, и нет сомнения, что благословения Царства Абха снизойдут на тебя и будешь ты процветать и преуспевать.
44.1 Сегодня обучение и воспитание детей верующих является первейшим долгом избранных. Сие подобно службе у Святого Престола и поклонению Благословенной Красоте. Потому, радуйся и гордись этим.
45. О вы, стремящиеся к благородным целям и исполненные решимости. Письмо ваше красноречиво, оригинально по содержанию и исполнено чувством. Оно свидетельствует о ваших великих и заслуживающих высокой похвалы усилиях, направленных на образование детей - как мальчиков, так и девочек. Сие есть одна из наиважнейших задач человечества. Необходимо сделать все виды образования доступными для детей Бахаи, этих нежных растений Божественного сада, ибо это залог просвещения человечества.
45.1 Хвала Господу, друзья в Ашхабаде заложили для этого прочный фундамент, нерушимую основу. Именно в Городе Любви 1 был возведен первый Дом Поклонения Бахаи, а сегодня здесь действуют и развиваются школы для детей, и даже в годы войны работа эта не была остановлена и, поистине, было сделано все, чтобы возместить потери. Сейчас вам следует расширить сферу вашей деятельности и разработать планы по учреждению школ высшего образования, чтобы Город Любви стал для Бахаи главным центром наук и искусств. Уповая на милостивую помощь Благословенной Красоты, думаем, что средства для этого будут найдены.
45.2 Особое внимание уделяйте школе для девочек, ибо именно благодаря прогрессу в мире женщин будет явлено величие сего блистательного века. Вы видите, что в каждой стране мира женщины становятся все более активными, и сие есть плод Величайшего Откровения и проявление силы божественного учения.
45.3 Школьное образование в своей основе должно быть религиозным. Дав детям религиозное воспитание и тем самым утвердив в их сердцах любовь к Господу, наставляйте их в различных областях знания.
46. О дорогие возлюбленные Абдул-Баха! Один из друзей прислал нам письмо, в котором рассказал о школе в Ашхабаде, и мы знаем, что, слава Богу, друзья в Ашхабаде сейчас трудятся, приводя школу в порядок, уже найдены знающие и опытные учителя, и в будущем деятельности школы, руководству ею будет уделяться самое большое внимание.
46.1 Я уповаю на то, что милость и благодать Господа, щедрого Повелителя, пребудут с вами и помогут друзьям превзойти остальных во всех их начинаниях.
46.2 Образование детей - одно из важнейших дел, ибо успех и процветание зависят от служения и поклонения Господу, Святому, Всеславному.
46.3 Образование детей, наряду с развитием наук, искусств и ремесел, есть величайший вид служения. Хвала Господу, сейчас вы прилагаете все силы, дабы цель сия была достигнута. Чем настойчивее вы будете трудиться ради выполнения этой важнейшей задачи, тем яснее узрите знаки помощи Господней, и столь очевидно будет сие, что сами тому изумитесь.
46.4 Это, воистину, не подлежит сомнению, сие есть обещание, которому суждено исполниться.
47. О стойкие в Завете! Ваша методика, при которой обучение начинается с доказательств существования Бога и единства Бога, разъяснения миссии Пророков и Посланников и Их учений и рассказов о чудесах мироздания в высшей степени правильна. Придерживайтесь ее. Не сомневаюсь, что Бог будет вам в помощь. Стоит также уделять внимание заучиванию Скрижалей, божественных стихов и историй священного Писания.
47.1 Я уверен, вы приложите все силы, чтобы наставлять детей и развивать в них истинное понимание.
48. О детях: их обучение вне дома должно начинаться с пятилетнего возраста. Это означает, что в дневное время они должны находиться под присмотром воспитателей, которые будут учить их хорошему поведению
48.1 Здесь в процессе игры они узнают буквы и научатся складывать из них слова, они освоят азы чтения; например, в некоторых странах воспитатели лепят буквы и слова из сладостей, а потом раздают их детям. Например, они лепят <а> из леденца и говорят: <Это буква "а">. Или же, вылепив <б>, говорят: <Это "б">, и так до конца алфавита, и при этом раздают буквы малышам. Так дети быстрее запоминают буквы...
48.2 Перед тем, как уложить детей спать, пусть мать прочтет или пропоет строки из Писаний Благословенной Красоты, и тогда с самых ранних лет стихи эти, что подобны путеводной нити, будут служить детям наставлением.
49. О слуга Божий! Ты спрашивал, как обучать детей. Дети сии, что пришли в мир и нашли убежище под сенью Благословенного Древа, что пребывают в колыбели Веры и вскормлены на груди милосердия - они с самого начала должны получать духовное воспитание от своих матерей. Это значит, что мать должна беспрестанно обращаться к Господу в мыслях своих и поминать имя Его, и рассказывать о величии Его, и заронить страх Божий в детскую душу, и, окружив ребенка нежностью и заботой, воспитывать к нем душевную чистоту. Тогда с самого начала жизни ребенка будет освежать ласковое дуновение Господней любви, и затрепещет он от радости, ощутив, что повеяло на него благоухание небесного наставления. Таковым должно быть начало процесса воспитания; сие есть незыблемая основа всего дальнейшего.
49.1 Когда же ребенок достигнет возраста самостоятельности, его следует отдать в школу Бахаи, где детям читают Святые Писания и преподают основы религии. В такой школе ребенка научат чтению и письму и заложат основы знания различных предметов на том уровне, который доступен ему.
49.2 Говоря более конкретно, сначала учителю следует раздать детям ручки, разделить их на группы и затем обучать каждую группу в соответствии с уровнем развития детей. Когда каждый ребенок занял свое место в классе, держит в руках ручку и перед ним лежит лист бумаги, а перед глазами у него доска, учитель начинает писать на доске, а дети должны срисовывать то, что там написано. Например, учитель пишет алеф (а) и говорит: <Это алеф>. Дети срисовывают и повторяют: <Это алеф>. И так далее, до конца алфавита. Как только они начинают хорошо различать буквы, учитель показывает буквосочетания, а дети вслед записывают эти сочетания у себя на листках, и так они упражняются до тех пор, пока не смогут различать все буквы, как отдельно, так и в слове. Затем учителю следует переходить к предложениям, при этом дети, каждый на своем листке, пишут то, что написал учитель. После этого учитель объясняет им значение предложения.
49.3 Когда дети достаточно освоятся с чтением и письмом на персидском языке, пусть учитель переведет несколько слов на иностранный язык, а затем спросит учеников, что они означают. Если кто-то из учеников быстро схватывает и переведет хотя бы одно слово, учителю следует похвалить его, если же никто не может справиться с заданием, нужно написать перевод под иностранным словом. Например, учитель пишет арабское слово <sama> (небо) и спрашивает: <Как это будет по-персидски?> Если кто-то из детей отвечает:<По-персидски это будет <asiman>, учителю следует похвалить и поощрить этого ученика. Если никто не может ответить, учитель сам переводит слово и записывает перевод, а дети делают то же самое вслед за учителем.
49.4 Затем учитель может спросить: <Как это будет по-русски или по-французски, или по-турецки?> Если дети знают ответ, - замечательно. Если нет, учитель говорит: <По-русски или по-французски это слово звучит так-то и так-то>, пишет слово на доске и предлагает детям записать его к себе в тетрадь.
49.5 Когда дети смогут свободно переводить отдельные слова, учитель должен начать связывать слова в предложения, записывать предложения на доске и просить детей перевести их. Если они не справляются, учитель сам переводит предложение и записывает перевод. Без сомнения, лучше, если учитель владеет несколькими языками.
49.6 Таким образом, за короткий срок, скажем за три года, благодаря записыванию слов дети далеко продвинутся в знании нескольких языков и смогут переводить абзацы с одного языка на другой. Прочно овладев этими основными навыками, они могут приступать к изучению других предметов, а по окончании курса каждый, кто способен и желает учиться, может поступить в высшие учебные заведения и там углубленно изучать различные науки и искусства.
49.7 Не все, однако, способны обучаться в высшей школе. Некоторых детей следует направлять в профессиональные школы, где они смогут приобрести специальные навыки, и когда ребенок достаточно ими овладеет, тогда нужно прислушаться к его собственным пожеланиям и дать ему возможность выбора. Если его привлекает торговля, пусть он займется торговлей, если ему по душе работа в промышленности, не препятствуйте его выбору; если же он захочет получить высшее образование, пусть углубится в науки; какой бы род человеческой деятельности он ни выбрал, так тому и быть. Пусть он займется тем, к чему у него есть склонность, желание и способности.
49.8 Незыблемой же основой всего будет воспитание в нем духовных качеств, высоких человеческих добродетелей. Это главное требование. Если человек неграмотен, но в то же время он облачен Божественным совершенством и его животворит веяние Духа, то человек сей послужит на благо общества, и неграмотность его не повредит ему. Если же человек искушен в каждой области знания и во всех искусствах, но не живет по законам религии и не развивает в себе божественные качества, если не движут им высокие побуждения, и он всецело поглощен жизнью плоти, тогда он есть воплощение вреда, и ничего хорошего не принесут ему все его знания и достижения, но постигнет его бесчестие и мука.
49.9 Если, напротив, в человеке развиты духовные качества и в нем сияют добродетели, если чисты его устремления и мысли обращены к Богу, и при этом он широко и всесторонне образован, тогда перед нами свет из света 1, и тогда лучится его облик, и сияет его характер, и чисто его сердце, и возвышенны мысли, и быстр его ум и благородно положение. Благословен достигший столь возвышенного состояния.
49. Есть множество предметов, которым следует обучать детей в школе, и потому, за недостатком времени, мы остановимся лишь на главном: первоочередное и самое важное - формировать навыки хорошего поведения и доброго нрава; улучшать характер, воспитывать в детях стремление к совершенствованию и обретению добродетелей, любовь к религии Бога и послушание Его законам, полное повиновение справедливым властям, верность и подчинение правителю своего времени, желание принести пользу человечеству, доброту ко всем.
49.1 Далее, наряду с воспитанием характера, начинается обучение искусствам и наукам, от которых есть польза, а также иностранным языкам. И наряду с этим - чтение молитв за всеобщее благоденствие, отказ от суеты, в которую погружены те, кто видит только материальную сторону жизни, воздержание от чтения любовных романов и таких книг, которые будоражат воображение, пробуждая желания и страсти.
49.2 Обобщая, скажем, что все уроки должны быть всецело направлены на развитие человеческих совершенств. Таковы основные указания для разработки программ этих школ.
50. Что касается организации школ: по возможности дети должны носить форму, хотя материя, из которой она сшита, может быть различной. Предпочтительнее, чтобы и материя была одинаковой, если же это невозможно, то не страшно. Чем опрятнее ученики, тем лучше, они должны стараться выглядеть безупречно. Школа должна располагаться в таком месте, где воздух чист и свеж. Детей следует приучать к величайшей вежливости и воспитывать в них культуру поведения. В них нужно постоянно поощрять стремление обрести самые высокие человеческие совершенства, чтобы с ранних лет они учились ставить перед собой возвышенные цели, достойно вели себя, были чистыми, целеустремленными и верными, проявляли решимость и твердость во всех своих начинаниях. Пусть они настойчиво продвигаются к своим целям, не размениваясь на мелочи, и при любых обстоятельствах действуют решительно и бесстрашно.
50.1 Воспитание нравственности и привитие навыков хорошего поведения гораздо важнее книжного знания. Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, даже если он невежествен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах. Объясняется это тем, что ребенок с хорошим поведением, пусть даже и невежественный, принесет пользу людям, тогда как от дурного, непослушного ребенка, как бы много он ни знал, людям только вред и зло. Если же обучить ребенка и наукам, и добронравию, тогда он будет светом света.
50.2 Дети подобны свежему зеленому ростку: они тянутся в ту сторону, куда вы их направите. Радейте же всемерно о том, чтобы воспитать в них высокие идеалы и стремления, и тогда, повзрослев, они как яркие свечи озарят мир и не впадут в грех похоти и страсти, и не будут вести себя подобно беспечным и неразумным зверям, но, напротив, устремятся сердцами своими к непреходящей славе и высочайшему человеческому благородству. (Избранные Писания Абдул-Баха, 110, стр. 135-136)
51. Что касается образования детей, прикладывайте все силы для его развития. Это чрезвычайно важно. Не менее важно и обучение девочек всем правилам хорошего поведения, чтобы они выросли добродетельными и имели высокие нравственные мерки. Ибо матери - первые воспитатели детей, и каждый ребенок в начале жизни подобен нежному зеленому ростку в руках родителей. Отец и мать могут направить его в ту сторону, в какую пожелают.
52. О, служительницы Всемилостивого! Школе для девочек следует уделять большее внимание, чем школе для мальчиков, ибо в сию блистательную эпоху девочкам предстоит преуспеть в различных областях знания, овладеть науками и искусствами и постигнуть все чудеса этого удивительного века, дабы они могли стать воспитателями своих детей и наставить их с самых первых дней жизни на путь совершенства.
52.1 Если мать, как и положено ей, обладает знаниями и наделена совершенствами характера, то дети ее, подобно ангелам, устремятся к возвышенности, добродетели и красоте. Потому следует с величайшей заботой отнестись к открывшейся у вас школе для девочек и привлечь к ней внимание друзей. Учителя той школы несут служение у Святого Порога, ибо они из тех, кто, выполняя волю Благословенной Красоты, поднялись и посвятили себя делу образования девочек.
52.3 Придет день, когда девочки эти станут матерями, и каждая из них с глубокой благодарностью вознесет молитвы Господу Всемогущему и будет молить Его, дабы на веки вечные благословил Он радостью и благоденствием учителей ее и уготовил им высокое положение в Царствии Божием. Назовите эту школу Школой Маухибат (Школой Благости) 1.
53. Сегодня долг возлюбленных Господа и их непреложная обязанность - обучать детей чтению, письму и различным наукам, расширять их кругозор, чтобы день ото дня продвигались они вперед во всех отношениях.
53.1 Мать - первый воспитатель ребенка. Дети в начале их жизни подобны свежим зеленым побегам и потому их можно направить в любую сторону, в какую ни пожелаете. Если направить ребенка прямо, он вырастет прямым и пребудет в совершенном равновесии. Очевидно, что мать - первый воспитатель, и она закладывает характер ребенка и формирует его личность.
53.2 Посему, знайте, о, любящие матери, что в глазах Господа лучший вид поклонения Ему - это воспитание детей и обучение их всем совершенствам человеческим; и нельзя представить себе более благородного поприща.
54. О служительницы Всемилостивого! Надлежит вам обучать детей ваших с самого младенчества. Надлежит вам облагородить их нрав. Надлежит вам радеть о них всегда и при любых обстоятельствах, ибо Господь - да будет Он славен и восхвален - повелел матерям быть первыми наставниками детей и младенцев. Велика и ответственна задача сия, и славно звание сие, и недопустимо пренебрежение долгом сим!
54.1 Если последуешь ты по этой стезе, станешь истинной матерью детям своим, и по крови, и по духу. (Скрижали Абдул-Баха)
55. Детская воскресная школа, где читаются Скрижали Бахауллы и произносятся слова Его Учения, где звучит для детей Слово Божие, - воистину, благословенное место. Без сомнения, вам следует продолжать начатое дело, понимая всю важность его, чтобы с помощью Духа Святого день ото дня оно набирало силу и наполнялось жизнью. Если дело это хорошо поставлено, будьте уверены, оно принесет великие плоды. Нужны, однако, настойчивость, твердость, иначе через какое-то время дело это может угаснуть. Постоянные усилия - вот самое главное. Бесспорно, в любом начинании твердость и настойчивость - это залог успеха, иначе дело не будет доведено до конца.