Литература

Глава XVIII - Захоронение останков Баба на горе Кармель

Неожиданное и драматичное освобождение Абдул-Баха после Его сорокалетнего заточения нанесло тщеславным мечтам, которые лелеяли Нарушители Завета, удар не менее жестокий, чем тот, что десять лет назад пошатнул их надежды подорвать Его авторитет и лишить данного Ему Бьогом положения. И вот накануне Его славного освобождения их постиг третий удар, не менее ошеломительный, чем предыдушие, и едва ли не более впечатляющий, чем они. Через несколько месяцев после освободившего Его исторического декрета, в год падения султана Абд уль-Хамида, та же самая вышняя сила, что позволила Абдул-Баха сохранить права, данные Ему божесвтенным Провидением, утвердить Веру Его Отца в Северной Америке и одержать верх над Своим коронованным гонителем, - та же сила подвигла Его свершить одно из величайших деяний за все годы Его служения: перенести останки Баба из того места, где они тайно хранились в Тегеране, на гору Кармель. Он Сам не раз свидетельствовал, что благополучное перенесение останков, сооружение подобающего мавзолея и собственноручное захоронение их на месте вечного упокоения составляют три важнейших цели Его миссии и Его величайший долг. Поступок этот по праву занимает выдающееся место среди событий первого века Бахаи.

 Как уже говорилось в предыдущей главе, благочестивый и набожный Хаджи Сулейман-хан на следующую ночь после казни перенес изувеченные тела Баба и Его товарища-мученика, Мирзы Мухаммад Али, их рва, куда они были брошены, на шелкопрядильную фабрику; там останки уложили в специально изготовленный деревянный ящик, а затем доставили в надежное место. Впоследствии, по указанию Бахауллы, их переправили в Тегеран, где поместили в гробнице Имамзаде Хасана. Позже их перенесли во дворец самого Хаджи Сулейман-хана в квартале Сар Чашме, а оттуда - в усыпальницу Имамзаде МАсума, где их втайне хранили до 1284 года хиджры (1867-1868), когда Бахаулла в Своей Скрижали, явленной в Адрианополе, повелевал Мулле Али Акбару Шахмирзади и Джемалю Буруджурди немедля перенести останки в другое место, каковое указание в связи с последующей перестройкой гробницы оказалось пророческим.

Не в силах найти подходящее место поблизости от гробницы шаха Абд уль-Азима, Мулла Али Акбар и его товарищ продолжали поиски, пока наконец на дороге, ведущей к Чашме Али не набрели на заброшенную и обветшавшую мечеть Мастдаз Машаулла, в одной из стен которой под покровом тьмы они не положили свою драгоценную ношу, предварительно обернув ее в специально захваченный с этой целью шелковый саван. Обнаружив поутру, к великому смущению, что тайник их раскрыт, они потихоньку вынесли ящик через столичные ворота прямо в дом Мирзы Хасана Везира - верующего бахаи и шурина Хаджи Мирзы Али-йе Тафриши, в Мадж уль Ашраф - где ящик с телом находился еще четрынадцать месяцев. Долго хранимое в тайне местонахождение останков постепенно становилось известно верующим, и они стали посещать дом в таком количестве, что Мулла Али Акбар был вынужден обратиться за советом к Бахаулле относительно того, как вести себя в подобной ситуации. Хаджи Шах Мухаммад Маншади, по прозванию Амин уль-Байан, получил соответствующее распоряжение забрать Останки и хранить из в величайшем секрете.

С помощью еще одного верующего Хаджи Шах Мухаммад захоронил ящик под дверью внутренней части святилища гробницы Имамзаде Зайиди, где он и находился, пока Мирза Асадулла Исфахани не получил от Бахауллы точные сведения о его местонахождении. Получив указание Бахауллы хранить их, он сначала перевез останки в свой дом в Тегеране, после чего их еще несколько раз переправляли с места на место - из дома Хусейна Алийе Исфахани в дом Мухаммада Карима Аттара - где они оставались вплоть до 1316 года Хиджры (1899), когда, следуя указаниям Абдул-Баха, тот же Мирза Асадулла, вместе еще с несколькими верующими, доставил их через Исфахан, Керманшах, Багдада и Дамаск в Бейрут, а зтем, морем, в Акку, прибыв туда 19 дня месяца Рамадана 1316 года хиджры (31 января 1899года), на пятый лунный год после казни Баба в Тебризе.

В тот же год, когда драгоценное Наследие достигло берегов Святой Земли и было передано Абдул-Баха, Он вместе с доктором Ибрагимом Хайруллой, которому Он уже успел дать почетные титулы "апостола Петра", "Второго Колумба", "Покорителя Америки", отправился на недавно приобретенное, выбранное и благословенное Бахауллой место на горе Кармель и там собственноручно заложил первый камень здания, к постройке котрого Он через несколько месяцев и приступил. К этому времени мраморный саркофаг, в котором надлежало покоиться телу Баба - дар любви верующих бахаи Рангуна - был закончен и морем отправлен в Хайфу.

Пожалуй, нет особой нужды распространяться о разнообразных проблемах и заботах, которые почти на протяжении десяти лет продолжали осаждать Абдул-Баха вплоть до того славного часа, когда Он довел наконец до конца историческое дело, зхавещанно Ему Отцом. Опасности, риск, с которыми почти на протяжении полувека сталкивались сначала Бахаулла, а потом и Его Сын в своих усилиях сохранить драгоценные останки, были лишь прелюдией к тем суровым испытаниями и опасностям, которым позднее подвергалось Само Средоточие Завета в процессе возведения усыпальницы, вплоть до окончательного Своего освобождения.

Долгие переговоры с расчетливым и алчным владельцем земли, на которой предполагалось возвести священное Здание, ибо, находясь под влиянием Нарушителей Завета, он отказывал в продаже; баснословная цена, которую он поначалу запросил за открытие дороги, необходимой для проведения работ; бесконечные возражения различных высокопоставленных и мелких чиновников, чью постоянную мнительность приходилось успокаивать Абдул-Баха; опасная ситуация, возникашая в связи с чудовищным обвинением Мирзы Мухаммада Али и его сообщников касательно целей, с которыми возводится здание; задержки и осложнения, вызванные продолжительным и вынужденным отсутствием Абдул-Баха их Хайфы и соответственно невозможностью постоянно и лично наблюдать за грандиозным предприятие - таковы были те основные препятствия, что мешали Ему в один из основных моментов Своего служения и с которыми Ему приходилось сталкиваться лицом к лицу во имя исполнения Замысла, который в общих чертах рисовал перед Ним Бахаулла, посещая гору Кармель.

"Каждый камень, из которого сложены эти стены, каждый камень на дороге, ведущей к ним, - не уставал Он повторять, - Я оросил бесконечными слезами и с превеликим трудом доставил на положенное место". "Однажды под вечер, - передает с Его слов очевидец, - печали и тревоги столь стеснили мне грудь, что единственным средством против них было вновь и вновь повторять молитву Баба, которая оказалась у Меня под рукой, и только этим смог Я утешиться. Наутро хозяин участка сам явился ко Мне, прося извинений и уговаривая приобрести его участок".

Наконец в тот страшный год, когда Его коронованный враг лишился трона и когда в Чикаго открылось первое Всеамериканское Собрание Бахаи с целью создать постоянную национальную организацию для сооружения Машрик уль-Азкара, Абдул-Баха довел начатое Им до успешного завершения, нгевзирая на непрестанные происки внешних и внутренних врагов. В 28 день месяца Сафар 1327 года хиджры, в день первого Новруза (1909 год), который Он праздновал после Своего освобождения, мраморный саркофаг с великим трудом был установлен под сводами усыпальницы, и вечером Абдул-Баха - в присутствии верующих, собравшихся из стран Востока и Запада, в подобающих торжественных и трогательных обстоятельствах - при свете единственного светильника собственными руками опустил в него деревянный ящик со священными останками Баба и Его товарища.

Когда все было кончено, и земные останки Ширазского Мученика и Пророка наконец нашли надежное и вечное упокоение, в лоне священной горы Божией, Абдул-Баха, сняв чалму, скинул туфли и плащ и низко склонился над еще раскрытым саркофагом: седые волосы волнами ниспадали, обрамляя его светящееся неземным светом, преображенное лицо; и, коснувшись лбом края деревянного ящика, он возрыдал так, что никто из бывших с Ним не мог удержаться от рыданий.

Переполнявшие Его чувства не давали Ему уснуть всю ту ночь.

"Самая радостная из всех вестей, - напишет Он позднее в Скрижали, возвещающей Его последователям об этой славной победе, - та, что священные, светозарные останки Баба... после шестидесяти лет скитаний с места на место по воле могущественного врага и из-за страха людей недоброжелательных, не ведая отдыха и покоя, наконец, по милости Божией в первый день Новруза были с соответствующими почестями возложены в священном гробу в божественной усыпальнице на горе Кармель... По удивительному совпадению в тот же день Новруза из Чикаго пришла телеграмма, извещающая, что верующие всех американских центров прислали своих делегатов в этот город... и окончательно приняли решение и выбрали место для сооружения Машрик уль-Азкара".

Перенесение останков Баба, Чье явление знаменует возвращение пророка Илии, на гору Кармель и их погребение в лоне этой священной горы, недалеко от пещеры, где покоятся останки Самого Пророка, завершают славный Замысел, предначертанный Бахауллой на закате Его дней, и венчают труды, связанные с ранними, бурными годами служения Средоточия Его Завета, бессмертным успехом. Краеугольный камень Божественного озарения, чей прах, как утверждал Абдул-Баха, постоянно вдохновлял Его, уступающий по своей святости в мире Бахаи лишь Усыпальнице Самого Творца Откровения Бахаи, нашел Свое постоянное пристанище на склоне горы, которая с незапамятных времен почитается священной. Массивное и в то же время простое и внушительное сооружение; обосновавшееся в самом сердце горы Кармель - "Вертограда Божия"; с примыкающей к нему с запада Пещерой Илии, а с востока окруженное холмами Галилеи, долной Шарон и обращенное к седой, древней Акке; расположенное под Пресвятой Могилой - Сердцем и Киблой бахаев всего мира; возвышающееся над колонией германских тамплиеров, которые в ожидании "пришествия Господня" оставили свои жилища, дабы собраться у подножия горы в тот самый 1863 год, когда Бахаулла провозгласил Свое Воззвание в Багдаде, - мавзолей Баба в результате героических усилий и несгибаемой стойкости воздвигся как "Место, к которому придет поклониться Сонм вышних". События уже показали, что как само Здание, так и красота его окрестностей, поступающие на его счет пожертвования, равно как и близость мест упокоения Самого Бахауллы, Его жены, сына и дочери, предназначено было с течением времени приобрести известность и славу, сравнимые лишь с теми, что послужили толчком к его возведению. И пусть проходят года, и учреждения, возникающие под руководством Всемирного Админстративного Центра будущей Всемирной Общины Бахаи, постепенно набирают рост, Здание это не перестанет являть скрытые возможности, которыми наделила его все та же неизменная цель. И как бы ни были яростны и неустанны нападки его будущих врагов, Божественному Зданию этому суждено неуклонно процветать, доколе блеск и величие его же не раскроются в полной мере взорам всего человечества.

"Поспеши, о Кармель, - писал Бахаулла, многозначительно обращаясь к этой святой горе, -ибо свет Завета Божьего встает над тобою... Возрадуйся, ибо в День сей Господь установил на тебе Свой престол, воссиял над тобою Своими знаменьями и свидетельствами Своего Откровения. Благо тому, кто, обратясь к тебе, провозгласил откровение твоей славы и благодати Господней, изливавшейся на тебя". "Воззови к Сиону, о Кармель, - пишет Он далее в той же Скрижали, - и объяви радостную весть: Тот, кто был сокрыт от взоров людских, пришел! Неодолимое могущество Его явлено; Лучи света Его простерлись над миром. Не усомнись же и поспеши. Поспеши и обойди Град Божий, снизошедший с небес, божественную Каабу, вкруг которой преклонились в молитве возлюбленные Богом, чистые сердцем и весь сонм ангелов небесных".

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных