Литература

04 О сотрудничестве

По видимости все творения растительного и животного царства способны существовать обособленно и самостоятельно. Например, дерево может произрастать в одиночестве посреди прерии, или долины, или на склоне горы. Зверь в горном ущелье или птица, парящая в небесах, все они могут вести самостоятельную, независимую от других особей своего вида, жизнь. Сии существа наслаждаются одиночеством и испытывают величайшее блаженство, ведя обособленное существование сообразно своим склонностям.
Но человек не может жить обособленно и одиноко. Он постоянно нуждается во взаимодействии с ближними, в их помощи, в сотрудничестве с ними. Например, если человек живет один в диком и пустынном месте, то можно с уверенностью утверждать, что он голодает или питается недостаточно, ибо не под силу ему обеспечить себя самостоятельно всем необходимым для жизни. Поэтому вполне возможно сказать о нем, что он нуждается во взаимодействии с другими людьми.
Тайная причина этого явления заключается в том, что все люди имеют общее происхождение, они как бы ветви одного древа, члены одной большой семьи. Да в сущности они и являются одной семьей. Господь не делал между ними различий, когда создавал их. Воля Божия в том и заключалась, чтобы люди жили одной семьей в совершеннейшем счастии и благоденствии.
Давайте рассмотрим выгоды взаимодействия и сотрудничества. Уподобим государство телу человеческому, а всех граждан этого государства - членам этого тела. Не очевидно ли, что если каждый гражданин будет жить в достатке, то и государству в целом обеспечено процветание. И напротив, если отдельные граждане будут испытывать материальные затруднения, то и государство сие придет в расстройство, подобно тому, как недуг в каком-нибудь одном органе тела человеческого не может не отразиться на здоровье всего организма.
Например, болезнь глаза отражается на состоянии всей нервной системы. Точно так же обстоит дело и с обществом: если один из его членов испытывает какие-либо трудности, то и общество в целом начинает приходить в расстройство, ибо все в мире взаимосвязано, и каждый человек является составной частью той или иной группы граждан государства и, следовательно, частью целого. Но разве может так быть, чтобы часть целого пришла в расстройство, а на целое этот факт нимало не повлиял бы? Возможно ли, чтобы одному члену общества было плохо, а все общество в целом чувствовало бы себя хорошо? Нет, сие невозможно! Посему Воля Божия в том заключается, чтобы каждый член общества, каждый гражданин государства жил в совершеннейшем достатке и благоденствии.
Увы, невзирая на тот факт, что человеческое общество есть одна огромная семья, родственные узы в этой семье ослаблены, а то и вовсе нарушены, и посему стало возможным такое положение вещей, когда одни ее члены пребывают в довольстве и достатке, а другие испытывают нужду и лишения, одни сыты, а другие голодны, одни облачены в роскошные одеяния, а другие рубищем прикрывают свою наготу. Почему же так получается? Потому что в обществе отсутствует взаимное согласие и симметрия человеческих отношений, потому что в семействе этом, коим, как мы указывали выше, является человеческое общество, царит хаос и анархия. До сих пор сие семейство не выработало свод законов, каковые позволили бы ему существовать благополучно. Законы, по которым оно живет, не обеспечивают ему счастия и не приносят утешения его членам. Следовательно, человечеству надобны новые законы, благодаря коим все члены общества могли бы в равной мере наслаждаться счастием и благоденствием.
В порядке ли это вещей, если кто-то из членов семьи пребывает в крайней нищете и испытывает невероятные мучения в то время, когда семья его наслаждается всеми жизненными благами и не знает горя. Сие невозможно, разве что если мы допустим, что семья эта состоит сплошь из недобрых и негостеприимных людей, у коих атрофированы естественные человеческие чувства. Такие люди действительно способны сказать, оказавшихся в беде, следующее: "Хотя сии несчастные и являются членами нашей семьи, я не стану им помогать. Пусть сами о себе позаботятся. Пусть даже умирают. Я благоденствую, я счастлив, за свое богатство я повсюду пользуюсь уважением, а брат мой, в беде пребывающий, пускай погибает. Если он нищий, пусть нищим и остается. Главное, чтобы я благоденствовал. Если он голоден, пусть и далее голодает, лишь бы я был сытым. Если он наг, пусть и далее ходит нагой, лишь бы я по-прежнему облачался в богатые одеяния. Если нет у него крова над головою, если он бездомный, ну что же, пусть живет в пустыне, лишь бы у меня был дом!" Сие невероятное равнодушие к ближним обусловлено отсутствием в существующих законах заботы о людях. Если бы законы сии были внушены добрыми и внятными всем членам семьи человеческой намерениями, то несомненно люди жили бы счастливо и радостно.
Наставления Святого Бахауллы, касающиеся трудностей, с коими сталкивается человеческое общество, способны разрешить любую проблему, каковая по видимости представляется неразрешимой. Сии наставления затрагивают в частности вопросы, связанные с улучшением экономического положения малоимущих. Бахаулла разъясняет, что и как надобно сделать, чтобы все члены общества жили в совершеннейшем счастии, достатке и довольстве, не нарушая при этом существующего государственного устройства, ибо в последнем усилится между людьми вражда и ненависть, что чревато бунтом и мятежом.
Первое и наиглавнейшее условие общественного благосостояния заключается в том, чтобы всем членам общества были доступны все достижения человечества во всех областях и сферах, чтобы каждый человек имел право пользоваться теми же благами, что и остальные.
Дабы разрешить сию проблему, следует начать с земледельцев и вообще тех, кто занимается сельским хозяйством, ибо сей класс - основа и фундамент общества и важностью своей для государства превосходит все прочие классы. Так вот, в каждой деревне надобно устроить общее хранилище, куда жители обязаны будут отдавать, во-первых, десятую долю своих денежных доходов; во-вторых, установленное количество голов живого скота; в-третьих, если, например, обнаружен поблизости от сей деревни рудник, то каждый житель пусть жертвует в общее хранилище определенное количество полезных ископаемых или драгоценных материалов; в-четвертых, в хранилище сие поступает имущество тех, кто умер, не оставив по себе наследников; в-пятых, всякое сокровище, найденное жителем деревни и никому не принадлежащее, опять же поступает в сие хранилище. И пусть сии запасы содержатся в этом общем для всех жителей хранилище.
Теперь рассмотрим вопрос, касающийся десятины от денежных доходов. Каждый сельский труженик ежегодно пусть отчитывается перед ближними в своих доходах и издержек. Если доход его был равен его издержкам, то налоги с этого человека не взимаются. Иначе говоря, он не облагается никакими налогами по той простой причине, что все свои потребности ему удается удовлетворить лишь за счет своих же доходов. А у другого издержки достигают суммы в тысячу долларов, но зато и доходы его равны двум тысячам. С этого человека будет взиматься десятая часть его доходов, ибо у него образовались излишки. Если же его доходы увеличатся до десяти или даже двадцати тысяч долларов, а издержки какими были, таким и останутся, (то есть в пределах одной тысячи), то с этого человека налог будет взиматься равный одной четверти его доходов. Но если доходы его возрастут до ста тысяч, а издержки - до пяти тысяч, то и налог увеличится до одной трети, ибо у этого человека образовались излишки. Задумайтесь, ведь если доходы у него равняются ста тысячам долларов, то налог в тридцать пять тысяч вкупе с пятью тысячами, пошедшими на издержки, необременителен для него, ведь остается у этого человека еще целых шестьдесят тысяч. Но если его издержки равняются десяти тысячам, а доходы - двумстам тысячам, тогда пусть отдаст в общее хранилище половину от общей суммы прибыли своей, ибо все равно останется в его распоряжении девяносто тысяч, сумма более чем достаточная. Вот какими соображениями будет определяться система налогообложения. Доходы от налогов пусть поступают в общее хранилище деревни.
Если же у какого-нибудь земледельца или животновода издержки достигли суммы десяти тысяч долларов, а доходы равняются лишь пяти тысячам - в этом случае он получает вспомоществование из вышеупомянутого хранилища. Ему будут выделены пять тысяч долларов, дабы не испытывал нужду в необходимом.
Также следует приглядывать за сиротами и удовлетворять из потребности; за увечными, потерявшими способность самостоятельно зарабатывать себе на пропитание, также деревня должна взять на себя расходы по обеспечению бедных и вообще всех, кто по тем или иным уважительным причинам не может прокормить себя собственными силами: к этой категории относятся слепые, глухие, достигшие преклонного возраста. Все сии люди должны пребывать под опекою общества.
Ни одни житель деревни не должен остаться забытым. Все имеют право жить в счастии и достатке, и если сие будет достигнуто, то никакая ересь, никакое лжеучение не поколеблет сей порядок вещей.
Итак, из вышесказанного очевидно, на что будут употреблены средства, собранные в общее хранилище. Также понятно теперь, откуда и в каком количестве средства сии в хранилище поступят. Жители выберут из своей среды доверенных людей, дабы следили они за справедливым взиманием налогов, и тогда установится в деревне этой взаимная опека жителей ее, а если в хранилище наличествовать будут излишки от поступлений, пусть излишки сии пойдут в казну государства.
Вышеописанная система взаимоотношений построена таким образом, чтобы прежде всего малоимущие не испытывали материальных затруднений, чтобы сироты жили весело и беззаботно, чтобы ни один нуждающийся не был забыт, чтобы все жители деревни были счастливы и безбедны.
В больших городах сия система, разумеется, обретет иные масштабы, но если бы я сейчас пустился в подробные разъяснения всех ее деталей, сие заняло бы много времени. Достаточно сказать, что благодаря вышеописанному устройству государства все граждане жили бы счастливо и покойно, не будучи лично друг другу ничем обязаны. Тем не менее сохранились бы между ними определенные различия, ибо человеческое общество можно уподобить войску, в котором по необходимости должен быть маршал, генерал, сержант и рядовые, и все они должны пребывать в совершеннейшем счастии и довольстве, дабы охотно и надлежащим образом исполнять свои обязанности.
Господь беспристрастен и всем без исключения ниспосылает дары Свои. Урожай в полях созревает для всех жителей деревни. Дождь дарует влагу свою каждому из нас, и солнце согревает лучами своими всех нас в равной мере. Сия цветущая земля принадлежит всем нам. Итак, не очевидно ли, что все человечество достойно и вправе жить в совершеннейшем счастии, в совершеннейшем довольстве, в совершеннейшей радости.
Но если жизнь в обществе складывается таким образом, что одни его члены живут счастливо и безбедно, а другие испытывают нужду и лишения, если у одних накоплены несметные сокровища, а другие пребывают в крайней нищете, можем ли мы чувствовать себя счастливыми? Неужели Промысел Божий предусматривает такое положение вещей? Нет же, Господь добр ко всем. Благо Господа в том и заключается, чтобы благоденствие распространялось на все человечество, а не на малую его часть.
Некий персидский шах жил в чрезвычайной роскоши и ни в чем себе не отказывал. И вот, находясь однажды в приятном расположении духа, он в следующих словах похвалялся перед случайным прохожим: "Ныне я счастливейший из смертных! Хвала Господу, ибо отовсюду стекаются ко мне сокровища, и удача улыбается мне! Сундуки мои полны золотом до краев, земли, мне принадлежащие, весьма обширны, войско мое прекрасно вооружено и обеспечено провиантом, домочадцы веселы и довольны. Чего же мне еще желать?"
Прохожий, стоя у ворот его дворца, так ему отвечал: "О шах, шах, допустим, что ты действительно счастлив, и нет у тебя причин тревожиться о судьбе своей и близких своих. Но почему же ты не тревожишься о судьбе твоих подданных? Будучи уверен в собственном благополучии, почему же ты не печешься о благополучии бедняков, что живут на землях твоих? Приличествует ли правителю жить в роскоши, тогда как подданные его пребывают в ужасной нищете и испытывают нужду и лишения? Видя наши беды, как же ты можешь спокойно спать во дворце своем, как же ты можешь утверждать, что свободен от каких-либо треволнений? Недостойно правителя помышлять лишь о собственном благополучии, следует ему в первую очередь заботиться о благополучии своих подданных. Вот когда нам будет хорошо, тогда и для тебя наступит истинное благоденствие, а когда мы испытываем нужду и лишения, как же ты можешь чувствовать себя счастливым?"
Смысл вышесказанного заключается в том, что все мы - обитатели одного и того же земного шара. В сущности мы - одна семья и поэтому должны жить в совершеннейшем счастии и веселии согласно справедливым порядкам и установлениям, ибо Господу угодно, что мы были счастливым в сей быстротечной жизни.
Ведь если бы человек заботился лишь об одном себе, был бы он не что иное как животное, ибо именно животному свойственно быть столь эгоистичным. Приведи к колодцу тысячу овец и девятьсот девяносто девять из них заколи - одна уцелевшая будет по-прежнему беспечно щипать траву, ей и в голову не придет задуматься о том, что случилось с остальными. Заблудились ли они или растерзаны дикими зверями, или, быть может, отданы на заклание - ей безразлично. Ибо животным свойственно думать лишь о себе. Жить одному и действовать в одиночку для них естественно. Животные склонны заботиться лишь о собственном благополучии. Но ведь быть человеком означает быть справедливым, честным, милосердным, добрым и не желать себе благополучия в то время, когда ближние претерпевают нужду и лишения, ибо сие свойственно животному, но отнюдь не человеку. Нет, человеку, скорее, присуще брать на себя тяготы ближних и тем самым облегчать им жизнь, он, скорее, возжелает, чтобы все худшее случилось с ним, а не с ближними его, коим он стремится принести счастие и благоденствие. Вот какие качества присущи человеку, и благодаря им он становится человеком, а иначе он хуже животного. Человек, который печется лишь о собственном благе, несомненно хуже животного. Ведь животное лишено разума и поэтому поведение его извинительно, человек же наделен разумом и, следовательно, способен поступать справедливо и милосердно. Обладающему сими способностями простительно ли не применять их? Бессердечный и пекущийся лишь о собственном благе недостоин называть себя человеком.
Человеком вправе называть себя тот, кто забывает о своих интересах ради интересов ближнего. Он отказывается от собственного благополучия, лишь бы среди ближних его царило благоденствие. Воистину даже жизнью своей готов он пожертвовать ради жизни всего человечества. Такой человек является славой рода человеческого. Ему даровано будет вечное блаженство. Он приблизится к порогу Господа. Такой человек - Явитель счастия вечного. Иные же люди бывают подобны животным и проявляют те же наклонности, что и животные. В чем различие между ними и животными, чем люди сии лучше животных? Да ничем! Ничем совершенно! Животные даже предпочтительнее их, ибо заботятся лишь о себе, а до других им просто нет дела и поэтому не творят они зла представителям своего вида или других видов сознательно. Задумайтесь о том, что величайшие умы человечества, пророки и философы, жертвовали собственным благополучием и радостями жизни ради счастия ближних своих. Они не щадили ни сил, ни здоровья ради процветания государства, в котором жили. Не собственная слава заботила их, а слава рода человеческого. Не очевидно ли, что таковые деяния суть наивысшее, что может быть сделано человеком.
Давайте же обратимся с молитвою к Господу, дабы ниспослал Он людям желание справедливости, дабы очистились от скверны души их, дабы стремились люди помогать друг другу, дабы каждый член общества жил в совершеннейшем счастии и довольстве. И тогда сей мир, мир материи, станет воистину Раем, и планета сия, проникнутая действиями материальных сил, вознесется до уровня сфер небесных, и все слуги Божии будут жить в совершеннейшем счастии, испытывая наивысшую радость и пребывая в величайшем веселии.

***
Также весьма сложен вопрос о национализации средств производства, ибо его не решить забастовками с требованием увеличить заработную плату. Правительства всех государств должны учредить международное Собрание, каковое состояло бы из выборных парламентских представителей и благороднейших мужей от каждой нации. Учреждая сие Собрание, действовать надобно мудро и твердо, дабы и капиталист не пострадал от чрезмерных убытков, и рабочие, занятые на его предприятиях, не оказались ввергнутыми в крайнюю нищету. Законы о национализации должно претворять в действие постепенно, убедив предварительно рабочие массы, что все их права никоим образом не будут ущемлены. Но при этом и капиталисты не должны быть ограничены в своих правах. И вот когда план национализации средств производства будет принят обеими заинтересованными сторонами (то есть рабочими и капиталистами), тогда сие Собрание правительств сможет сообща разрешать трудовые конфликты и предотвращать забастовочное движение, каковое чревато разрушительными последствиями. Страшные вещи могут произойти, если не разрешить сию проблему вовремя.
Вот, например, один из способов ее решения: владельцы рудников и фабрик должны поделиться своим доходом с рабочими, занятыми на этих предприятиях, и выплачивать им честно и справедливо определенную долю от прибыли, получаемой при продаже продукции, производимой этими рабочими. Иначе говоря, рабочие, получая помимо заработной платы определенный процент от общего дохода предприятия, всей душой будут стремиться работать как можно лучше.
И не нужно никаких трестов. С ними следует покончить раз и навсегда. Каждое предприятие, имеющее акции на сумму десять тысяч долларов, должно две тысячи из этих десяти отдать своим рабочим, остальное пусть идет капиталисту. В конце месяца или года, когда все издержки будут подсчитаны и заработная плата рабочим выплачены, доходы от акций также будут разделены между обеими заинтересованными сторонами.
В самом деле, сколько можно допускать по отношению к простому народу такую чудовищную несправедливость? Должно принять по этому вопросу строгие законодательные меры, иначе рабочие не удовлетворятся нынешним своим положением и будут бастовать ежемесячно, ежегодно, и в конце концов разорят капиталистов.
В давние времена в Турции однажды забастовали солдаты. Они заявили правительству: "Нам платят слишком мало, мы требуем, чтобы наше жалованье было увеличено". Правительство уступило их требованиям. Но вскоре солдаты забастовали вновь. В конце концов весь доход государства перекочевал в карманы солдат, но им все было мало, и они убили своего правителя со словами: "Почему ты не увеличиваешь наше жалованье?", хотя увеличивать его было уже невозможно.
Государство не может функционировать нормально, если в нем не действуют строгие и справедливые законы. Правительствам всех государств следует быть защитниками этих законов.
Приверженцы большевистских принципов управления полагают, что равенство можно установить принудительно. Массы, восстающие против аристократии, против класса людей зажиточных, хотят одного - иметь те же блага и привилегии. Но в Боговдохновенном учении Бахауллы сказано, что истинное равенство возникает из готовности делиться с ближним. В этом учении говорится, что богатые должны по собственной воле и ради своего счастия сосредоточить все силы и мысли на заботе о бедных. Сие истинное равенство будет результатом действия самых возвышенных и благородных качеств человеческих.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных