Литература

02 ВВЕДЕНИЕ

Абдул-Баха

Парижские беседы


Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 году.


Содержание этой книги составляют беседы, записанные в Париже со слов Абдул-Баха. Абдул-Баха — это третья и последняя великая Центральная Фигура Веры Бахаи; Он был единственным из Них, Кто посетил Запад. Его неформальные беседы предназначались узкому кругу лиц во время Его пребывания в Париже с октября по декабрь 1911 года. Его слушали разные люди — одни ради Его Послания отдали бы свои жизни, другие были бы рады лишить жизни Его Самого. Беседы записывались несколькими друзьями, и ныне они опубликованы на многих языках.

      Вера Бахаи зародилась в иранском городе Ширазе. Именно здесь в мае 1844 года был признан Посланником Бога Сейид Мирза Али Мухаммад. После недолгого посвящения Он отправил Своих учеников в разные концы страны, дабы они возвестили о том, что заря нового Откровения восходит над землей и что вскоре придет другой, еще более великий Посланник. Так в Иране возникло новое религиозное течение, которое стало распространяться по стране со скоростью лесного пожара. В его ряды вливались как представители скромнейших слоев общества, так и его верхов, что вызывало недовольство мусульманских властей. Уже через несколько месяцев на приверженцев новой Веры начались жестокие гонения. Очевидцы с Запада оставили свидетельства о страшной расправе фанатиков-мусульман над иноверцами. Но пытки и мученические смерти, как бы чудовищны они ни были, не могли остановить последователей Пророка, готовых принести в жертву свои жизни ради Учителя. За несколько лет двадцать тысяч человек с радостью пошли на смерть ради новой Веры. Первый период преследований ее приверженцев закончился мученической смертью Самого Али Мухаммада, принявшего титул Баб, то есть «Врата». Баб был расстрелян 9 июля 1850 года на базарной площади в Тебризе.

      В 1863 году в саду Ризван в Багдаде иранский дворянин по имени Мирза Хусейн Али, известный как Бахаулла, то есть «Слава Божия», объявил Себя Посланником Бога, о приходе которого Баб оповестил Своих учеников. Как один из первых последователей Баба, Он был лишен всего Своего имущества и заключен в одну из темниц Тегерана, а затем выслан в Багдад. За этой ссылкой последовали другие, маршрут которых соответствовал ряду древних пророчеств: Константинополь, Адрианополь и, наконец, Акка. Находясь в заключении в этом городе, Он объявил о Себе и Своем Послании в письмах правителям земли; в этих письмах Он призывал их прекратить подготовку к войне и обратиться к Нему, предсказывая их скорое падение, если они не последуют Его призыву. Двадцать погибших с тех пор монархий —мрачное свидетельство могущества Его слова. Его Писания составляют в совокупности около ста томов. Он скончался в 1892 году, формально оставаясь узником. Своим преемником и толкователем Своего слова Он назначил Своего старшего сына, известного под именем Абдул-Баха, то есть «Слуга Славы».

      Абдул-Баха родился в 1844 году. В течение всей жизни Он сопровождал Своего Отца в Его странствиях, разделяя, подобно другим членам семьи, лишения, ссылку и тюремное заключение. Он находился в заключении и после кончины Бахауллы, однако имел возможность принимать приезжавших к Нему паломников с Запада.  В 1908 году Абдул-Баха был освобожден благодаря младотурецкой революции. После Своего освобождения Абдул-Баха, признанный Глава Веры Бахаи, отправился в путешествие с целью провозглашения ее Послания.

      В 1911 году в возрасте 67 лет Абдул-Баха отправился в Европу и 10 сентября 1911 года впервые выступил перед западной аудиторией в лондонской церкви Сити Темпл. 3 октября Он покинул Англию и отправился во Францию. В течение девяти недель Он находился в Париже, где и состоялись записанные в этой книге беседы. Покинув Европу 2 декабря 1911 года, Абдул-Баха вернулся в Египет, а весной следующего года отправился в новое путешествие, на этот раз в Америку. Во время восьмимесячного пребывания на американском континенте Он проехал от Атлантического океана до Тихого, посетив более сорока центров бахаи на территории США и Канады. В Уилметте, близ Чикаго, Он заложил первый камень в основание первого на Западе храма Бахаи. В декабре 1912 года Он снова посетил Великобританию, выступив перед публикой в Ливерпуле, Оксфорде, Эдинбурге, Уокинге и Бристоле, а также в Лондоне. Из Великобритании Абдул-Баха снова отправился во Францию, а затем посетил ряд европейских городов, в том числе Штутгарт, Вену и Будапешт, после чего, в июне того же года, отплыл в Порт-Саид.

      В прессе много писали об Абдул-Баха и о людях, которые приходили к Нему. «Когда мы вспоминаем о тех днях, в ушах звучат отзвуки их шагов,— писала хозяйка лондонской квартиры, в которой останавливался Абдул-Баха.— Они приезжали из всех стран мира. Каждый день, с утра до вечера, постоянный поток посетителей, непрерывная процессия!» Горячее одобрение выражали Ему ученые.

      В 1913 году Он возвратился в Святую Землю, где и прожил до Своей кончины, последовавшей в 1921 году.

      Скорость, с которой идеи, провозглашенные Бахауллой, распространяются по миру — одно из удивительных явлений современности. Сегодня найдется немного мыслящих людей, которые стали бы оспаривать такие принципы, как равенство женщин и мужчин, единство народов, введение международного вспомогательного языка, учреждение мирового парламента с последующим уменьшением национальных суверенитетов, использование концепции коллективной безопасности, а также признание единства человечества и невозможности разрешения глобальных проблем на локальном уровне.

      Действительно, хотя эти и другие принципы были провозглашены в то время, когда они казались до смешного нереалистичными, их окончательное торжество никогда не вызывало сомнения. Но достигнуть цели можно было лишь признав Божественного Толкователя этих принципов. Человечество же сделало иной выбор, тяжкие последствия которого сегодня столь очевидны, сколь очевидно и то, что ранее отвергнутые идеалы Бахауллы, шаг за шагом, неминуемо входят в нашу жизнь.

      Вера Бахаи была определена как обновленная религия, но она содержала и нечто новое, чего не было в религиях прошлого. Она предложила людям хартию мирового порядка, основанного на принципах, провозглашаемых этой Верой, а также административную систему, уже успешно функционирующую в зачаточной форме во многих странах мира. Вера Бахаи проливает свет на многие вопросы бытия, в том числе на значение Творения, а также на место человека во вселенной. Она помогает понять весь ход истории, вплоть до сегодняшнего хаоса, соединяя мировой процесс с Целью, которая постоянно, каждое мгновение, раскрывается перед человеком. Внучка королевы Виктории, королева Мария Румынская, писала: «Учение Бахаи приносит мир и понимание. Оно подобно широким объятиям, собирающим вместе всех, кто долго искал слова надежды. Оно признает всех великих Пророков прошедшего, оно не уничтожает других направлений и оставляет открытыми все двери. Опечаленная непрерывной борьбой между представителями разных конфессий и утомленная их нетерпимостью по отношению друг к другу, я открыла в учении бахаи истинный дух Христа, который столь часто отвергали и толковали превратно: единство вместо борьбы, надежда вместо проклятия, любовь вместо ненависти и великое утешение для всех людей».

      С кончиной Абдул-Баха Вера Бахаи вступила в Век Становления — время, определенное для ее утверждения во всем мире. В 1921 году Вера достигла тридцати трех стран, и с тех пор распространилась по всему миру. Сейчас Вера Бахаи представлена во всех странах мира; местных центров насчитывается более ста десяти тысяч, литература Бахаи переведена на более чем восемьсот языков и наречий.

      Те, кто встречался с Абдул-Баха и говорил с Ним, не удивлялись тому, как быстро Вера Бахаи находит своих горячих последователей. При личном общении с Ним человеку казалось, что он достигает новых высот духовности, а волновавших его проблем более не существует. Абдул-Баха излучал удивительный дух любви и единения, и в Его присутствии отступали все разногласия. Если третья из Центральных Фигур Веры Бахаи производила столь глубокое воздействие, можно ли удивляться той силе, с которой эта Вера притягивает души и соединяет сердца? Мы завершим это введение словами выдающегося англичанина, сэра Рональда Сторрса, который встречался с Абдул-Баха и проникся силой Его великого духа:

      «Впервые я встретился с Абдул-Баха в 1900 году... Я ехал в конной повозке из Хайфы в Акку и провел весьма приятный час с терпеливым, но непокоренным заключенным и ссыльным... Война разлучила нас до тех пор, пока Лорд Элленби после своего триумфального прохода сквозь Сирию не послал меня для установления правления в Хайфе и прилегающем районе. Я навестил Аббаса Эффенди в тот же день, когда приехал, и был счастлив обнаружить Его неизменившимся.

      Я никогда не пренебрегал возможностью навестить Его, когда бы я ни посещал Хайфу. Его беседа была подобна высокому парению, силой своей напоминала речи ветхозаветных Пророков; не касаясь мелких деталей палестинской политики, Он умел и в частном увидеть общее...

      Я отдал свой последний долг сердечного уважения, когда в 1921 году сопровождал сэра Герберта Сэмьюэля на похоронах Аббаса Эффенди. Мы шли во главе траурной процессии вверх по склону горы Кармел. Здесь были представители разных вероисповеданий. Общее чувство скорби еще более подчеркивала предельная простота церемонии. Столь сильного выражения боли и благоговения мне более увидеть не довелось».

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных